ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Учителя в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования 1. Общие положения Настоящая Должностная инструкиия разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г., зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. 15785. При составлении инструкции учтены также: — Приказ Министерства здравоохранения и Социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 665 «О внесении изменений признании утратившими силу некоторых актов Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» ; — Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. 90-ФЗ); — Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»; — Положение об установлении систем ОИЈКТЫ труда работников федеральных бюджетных учреждений (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 август 2008 № 583; — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 5 мая 2008 г, 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»; — Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени Отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». 1.1. Учитель назначается и освобождается от должности директором гимназии. 1.2. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. 1.3. В своей деятельности учитель руководствуется Конститулией и законами Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общем образовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, нормативными документами Министерства образования Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Северская гимназия» и локальными правовыми актами гмназии (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). 2. Основные составляющие компетентности учителя. 2.1. Профессиональная компетентность: качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессиональнопедагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-псдагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии. 2.2. Информационная компетентность: качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов. 2.3. Коммуникативная компетентность: - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; - установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; - умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; - умение убеждать, аргументировать свою позицию; - владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации. 2.4. Правовая компетентность: качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач. 3. Должностные обязанности Учитель выполняет следующие должностные обязанности: 3.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. 3.2.Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. 3.3.Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. 3.4.Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает се выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. 3.5.Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). 3.6.Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.н. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. 3.7.Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. 3.8.Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). 3.9.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. 3.10. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. 3.11 . Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. 3.12. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. 4. Должен знать: - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; - основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; - школьную гигиену; - методику преподавания предмета; - программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; - требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; - теорию и методы управления образовательными системами; - методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); - современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; - правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; - правила по охране труда и пожарной безопасности. 5. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. 6. Права Учитель имеет право: 6.1. участвовать в управлении гимназией в порядке, определяемом Уставом гимназии; 6.2. на зашиту профессиональной чести и достоинства; 6.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; 6.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвокат, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики; 6.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом; 6.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся; 6.7. повышать квалификацию; 6.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации; 6.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся гимназии; 7. Ответственность 7.1. Учитель несет ответственность по законодательству Российской Федерации за качество выполнения образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод. 7.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка гимназии, законных распоряжений директора гимназии и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. 7.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 7.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) их должностных обязанностей педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. 8. Взаимоотношения. Связи по должности Учитель: 8.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и сам планирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки; 8.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода; 8.3. представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности в течение 5 дней по окончании учебного гола; 8.4. получает от директора гимназии и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами. 8.5, работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (липами, их заменяющими); систематически обмениваете информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками гимназии; Директор С инструкцией ознакомлен(а): И.С. Мирошникова