ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном учебном плане в МБОУ «Северская гимназия» 1. Общие положения 1.1. Настоящее «Положение об индивидуальном учебном плане» (далее - Положение) является локальным актом, регулирующим порядок обучения учащихся по ИУП и обязанности субъектов образовательного процесса. 1.2. Настоящее положение разработано на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16, п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (п. 19.3); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (п. 18.3.1); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" (п. 18.3.1), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; Уставом и локальными нормативными актами МБОУ «Северская гимназия» (далее – Гимназия). 1.3. Настоящее положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана (далее - ИУП) в МБОУ «Северская гимназия». 1.4. Под ИУП понимается учебный план, обеспечивающий освоение основной образовательной программы (соответствующего уровня образования) (далее - ООП) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося. 1.5. ИУП является составной частью ООП соответствующего уровня образования и призван: обеспечить развитие потенциала молодых талантов и мотивированных учащихся, обеспечить учет индивидуальных особенностей образования детей с особыми потребностями в обучении; обеспечить освоение основной образовательной программы детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации; 1.6. Обучение обучающихся по ИУП есть вид освоения обучающимися основных общеобразовательных программ соответствующего уровня образования самостоятельно и под контролем педагога с последующей аттестацией. 1.7. Требования, предъявляемые к ИУП в Гимназии: 1.7.1. ИУП разрабатывается на учебный год (текущий ИУП) и должен содержать: обязательные предметные области и учебные предметы соответствующего уровня общего образования; учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), выбираемые учащимися и (или) родителями (законными представителями); внеурочную деятельность в финансируемом объеме. 1.7.2. Реализуется в полном объеме в течение учебного года согласно расписанию, при необходимости с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевых форм реализации образовательных программ. 1.7.3. ИУП реализует право обучающихся на получение образования в объеме, установленном ФГОС общего образования соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. 1.8. ИУП разрабатывается и утверждается в школе не позднее 1 сентября нового учебного года. При наличии объективных причин допускается разработка и утверждение ИУП в иные сроки. 1.9. ИУП является в составе ООП соответствующего уровня образования объектом/направлением внутришкольной системы оценки качества образования в соответствии с планом работы школы, в иных случаях - других видов контроля (оперативного, внешнего и т. п.). 1.10. Реализация ИУП на уровне начального, основного и среднего общего образования может сопровождаться поддержкой классным руководителем. 2. Цели, задачи ИУП 2.1. Основной целью реализации ИУП является удовлетворение образовательных потребностей и поддержка молодых талантов, мотивированных учащихся, детей с особыми потребностями в обучении, иных обучающихся посредством выбора оптимального набора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения, а также форм обучения, темпов и сроков их освоения. 2.2. Достижение основной цели ИУП в школе при осуществлении основной деятельности обеспечивается через решение следующих основных/сопровождающих целей реализации ИУП: 2.2.1. Создание условий для реализации ООП соответствующего уровня образования для обучающихся, выразивших желание (предоставлен избыточный перечень): ускоренного освоения образовательных программ, достижения высоких результатов по направлениям развития личности (например, спортивной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической и другой направленности); предпрофильной подготовки, самоопределения учащихся в выборе будущей профессии; профильного обучения; достижение творческих успехов (участие в конкурсах регионального, всероссийского, международного масштаба); 2.2.2. Установление равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, в том числе детей с дезадаптацией, неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, для детей, имеющих ограничения по здоровью. 2.3. Основными задачами ИУП являются: поддержка молодых талантов и мотивированных учащихся; 2.4. поддержка детей с особыми потребностями в обучении; поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; реализация предпрофильной подготовки обучающихся; организация профильного обучения на уровне среднего общего образования; Основными принципами ИУП в школе являются: дифференциация; вариативность; диверсификация; индивидуализация. 3. Структура и содержание ИУП 3.1. Структуру ИУП Гимназия определяет самостоятельно с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта и ФГОС соответствующего уровня общего образования. 3.2. Содержание ИУП школы соответствующего уровня общего образования должно: обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования/образовательной программы Гимназии; отвечать требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования; отвечать требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта (при реализации). 3.3. Содержание ИУП начального общего образования определяется: 3.3.1. Обязательными предметными областями и учебными предметами: филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык); математика и информатика (математика); обществознание и естествознание (окружающий мир); основы духовно-нравственной культуры народов России (основы религиозных культур и светской этики); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура (физическая культура). 3.3.2. Учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), выбираемыми учащимися и (или) родителями (законными представителями). 3.4. Содержание ИУП основного общего образования определяется: 3.4.1. Обязательными предметными областями и учебными предметами: филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). 3.4.2. Учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), выбираемыми учащимися и (или) родителями (законными представителями). 3.5. Содержание ИУП среднего общего образования определяется. 3.5.1. Обязательными предметными областями и учебными предметами: филология, включающая учебные предметы: "Русский язык и литература" иностранные языки, включающая учебные предметы: "Иностранный язык" (базовый и профильный уровни); "Второй иностранный язык" (базовый и профильный уровни); общественные науки, включающая учебные предметы: "История" (базовый и профильный уровни); "География" (базовый и профильный уровни); "Экономика" (базовый и профильный уровни); "Право" (базовый и профильный уровни); "Обществознание" (базовый уровень); математика и информатика, включающая учебные предметы: "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия" (базовый и профильный уровни); "Информатика" (базовый и углубленный уровни); естественные науки, включающие учебные предметы: "Физика" (базовый и профильный уровни); "Химия" (базовый и профильный уровни); "Биология" (базовый и профильный уровни). физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, включающая учебные предметы: "Физическая культура" (базовый уровень); "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень). 3.5.2. Дополнительными учебными предметами (курсы по выбору), выбираемые обучающимися. 3.5.3. Учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), выбираемыми учащимися и (или) родителями (законными представителями). 3.5.4. Индивидуальным проектом. 4. Порядок формирования и утверждения ИУП 4.1. Порядок разработки ИУП Гимназии включает следующее. 4.1.1. Основанием формирования ИУП является решение педагогического совета и утверждение директором. 4.1.2. При формировании ИУП среднего общего образования необходимо: осуществлять формирование ИУП из числа учебных предметов из обязательных предметных областей (см. п. 3.5.1.) на базовом или профильном уровне; содержать 10 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенным федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, в т. ч. общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: "Русский язык литература", "Иностранный язык", "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия", «Астрономия», "История", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 учебных предметов на профильном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области; 4.1.3. Внеурочная деятельность дополняет и подкрепляет ИУП согласно соответствующего уровня общего образования и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей). 4.1.4. Организационные процедуры, формирующие ИУП включают: анкетирование обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) по выявлению индивидуальных образовательных запросов; обработка и анализ полученной информации в течение третьего триместра (второго полугодия), по итогам которой методист школьного отделения готовит соответствующий документ/бланк заказа на ИУП; проведение при необходимости консультаций для обучающихся и (или) их родителей (законных представителей); оформление документации по итогам обобщения информации; обсуждение и утверждение педагогическим советом школы проекта ИУП; составление расписания с учетом нормативов допустимой учебной нагрузки (СанПин) и ресурсных возможностей Гимназии. 4.2. Порядок утверждения ИУП Гимназии предполагает следующие этапы. 4.2.1. ИУП утверждается в срок не позднее 1 сентября нового учебного года или на основании решения педагогического совета Гимназии. 4.2.2. Утверждение ИУП предполагает следующий порядок: обсуждение макетов(а) ИУП на заседании школьного отделения, по итогам обсуждения которого готовится информационная справка или выносится решение о соответствии требованиям, предъявляемых настоящим положением к ИУП; после обсуждения на заседании школьного отделения рассматривается и утверждается соответствующим приказом директора (см. п. 4.2.1.). 4.3. Педагоги, которые будут работать с учащимися, реализующими ИУП, разрабатывают рабочую(ие) программы) учебного(ых) предмета(ов), курса(ов), модуля(ей) (дисциплин(ы)). 4.4. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в ИУП в первом триместре (полугодии), определенные настоящим положением, должны быть согласованы с заместителем директора по содержанию образования, предусмотренные настоящим положением и закреплены приказом по школе. 5. Финансовое обеспечение ИУП 5.1. Финансовое обеспечение ИУП осуществляется за счет бюджетных средств в рамках финансового обеспечения реализации основной образовательной программы соответствующего уровня образования. 5.2. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для реализации ИУП, осуществляется согласно Положению о системе оплаты труда работников 6. Порядок реализации ИУП и его документационное оформление 6.1. Реализация ИУП в Гимназии регулируется настоящим положением. 6.2. Составляется расписание, отвечающее совокупному объему учебной нагрузки и внеурочной деятельности с учетом требований СанПиН. 6.3. Оформление школьной документации осуществляется в установленном порядке Гимназии. 7. Изменения и дополнения 7.1. Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием.