ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Педагога дополнительного образования в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования 1. Общие положения Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. 593), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г., зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. N 15785 1.1. При составлении инструкции учтены также: — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 665 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» — Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 787 «О порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» — Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. 583 — Приказ Министерства здравоохранения и развития от 5 мая 2008 г. № 216H «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» — Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» 1.1. Педагог дополнительного образования назначается и освобождается от должности директором гимназии. 1.2. Педагог дополнительного образования подчиняемся непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе. 1.3. В своей деятельности педагог дополнительного образования руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общем образовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, нормативными документами Министерства образования Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны «труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Северская гимназия» и локальными правовыми актами гимназии (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). 2. Основные составляющие компетентности педагога дополнительного образования. 2.1. Профессиональная компетентность: качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессиональнопедагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; - владение современными образовательными технологиями и технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психологопедагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; - использование методических идей. новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-личностной рефлексии. 2.2. Информационная компетентность: качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационнокоммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программнометодическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях. 2.3. Коммуникативная компетентность: качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; - установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; - умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; - умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, набором адекватных форм и методов презентации. 2.4. Правовая компетентность: качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач. 3. Должностные обязанности Педагог дополнительного образования выполняет следующие должностные обязанности: 3.1. осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность; 3.2. комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и психофизиологической и педагогической образовательные технологии, включая образовательные ресурсы. 3.3. Проводит учебные занятия, опираясь методов работы (обучения) исходя из целесообразности, используя современные информационные, а также цифровые на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. 3.4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. 3.5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. 3.6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. 3.7. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей, 3.8. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. 3.9. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности, 3.10. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. 3.11. Оценивает эффективность обучения. учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.н. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. 3.12. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. 3.13.Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. З. 14. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах мелодической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. 3.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. 3.16. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. 3.17. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. 3.18. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив. 4. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; - возрастную и специальную педагогику и психологию; - физиологию, гигиену; - специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; - содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; - методы развития мастерства, формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); - современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, метолы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста их родителями, лицами. их заменяющими, коллегами по работе; - технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; - правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; - правила по охране труда и пожарной безопасности. 5. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. б. Права Педагог дополнительного образования имеет право: 6.1. участвовать в управлении гимназией в порядке, определяемом Уставом гимназии; 6.2. на защиту профессиональной чести и достоинства; 6.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими опенку его работы, давать по ним объяснения; 6.4. защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики; 6.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом; 6.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся; 6.7. повышать квалификацию; 6.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации; 6.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся гимназии; 7. Ответственность 7.1. Педагог дополнительного образования несет ответственность по законодательству Российской Федерации за качество выполнения образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод. 7.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог дополнительного образования несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. 7.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог дополнительного образования может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании», Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 7.4. За виновное причинение или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) их должностных обязанностей педагог дополнительного образования несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. 8. Взаимоотношения. Связи по должности Педагог дополнительного образования: 8.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и сам планирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки; 8.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода; 8.3. представляет заместителю директора по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности в течение 5 дней по окончании учебного года: 8.4. получает от директора гимназии и его заместителей информацию нормативноправового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами; 8.5. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (липами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы. С инструкцией ознакомлен(а):