Приложение 1 к приказу №159 от 16 марта 2022 г. Положение о наставничестве 1.Общие положения 1.1. Основные понятия Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с педагогическими работниками следующих категорий (далее – подопечный): молодые специалисты, педагоги, вновь принятые на работу в МБОУ «Северская гимназия», педагогические работники, переведенные на другую работу, если выполнение ими должностных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; педагогические работники, не имеющие опыта работы в одном из направлений инновационной педагогической деятельности (проектно-исследовательская деятельность обучающихся, дистанционное обучение, ведение электронного журнала и др.). Наставник – опытный педагогический работник, имеющий стаж педагогической деятельности в гимназии не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету, опыт воспитательной и методической работы, системное представление о педагогической деятельности и работе гимназии, стабильные показатели в работе, обладающий высокими уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, способностью и готовностью делиться профессиональным опытом. Молодой специалист – начинающий педагогический работник, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений, повышающий свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления. 1.2. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагогического работника по развитию у педагогических работников, указанных в п. 1.1 настоящего Положения), необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у подопечного знания в области предметной специализации и методики преподавания. 1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей образовательных учреждений. 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Целью наставничества в образовательной организации является оказание помощи педагогическим работникам, указанным в п.1.1. настоящего Положения. 2.2. Основными задачами наставничества являются: привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогических работников в штате образовательной организации; ускорение процесса профессионального становления педагогического работника и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; адаптация к корпоративной культуре, принятие лучших традиций коллектива гимназии и правил поведения в образовательной организации, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей. 3. Организационные основы наставничества 3.1. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и подопечного, за которым он будет закреплен, приказом директора гимназии на срок не менее одного года. 3.2. Общее руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора гимназии по методической работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество. 3.2.1. Заместитель директора гимназии по методической работе обязан: создать необходимые условия для совместной работы наставника и подопечного; организовывать обучение наставников современным формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении плана работы; изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества в образовательной организации; определить меры поощрения наставников. 3.2.2. Руководитель методического объединения обязан: рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника; обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; осуществлять систематическую контроль за работой наставника. 3.3. Замена наставника производится приказом директора гимназии в случаях: увольнения наставника; перевода на другую работу подопечного или наставника; привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; психологической несовместимости наставника и подопечного. 3.4. Показателями оценки эффективности работы наставника является повышение качества выполнения задач подопечным в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле, по результатам мониторинга качества образования. 4. Права и обязанности наставника 4.1. Наставник обязан знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; разработать совместно с подопечным план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету; изучать деловые и нравственные качества подопечного, его отношение к проведению занятий, коллективу гимназии, обучающимся и их родителям (законным представителям), увлечения, наклонности, круг досугового общения; знакомить подопечного с традициями гимназии; вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогическому работнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение подопечным учебных занятий и внеклассных мероприятий; оказывать индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; личным примером развивать положительные качества подопечного, корректировать его общения с детьми, коллегами, родителями, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурной и профессиональной компетентности; участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью подопечного, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия. 4.2. Наставник имеет право привлекать педагогических работников образовательной организации и социальных партнёров для дополнительного обучения подопечного по отдельным направлениям педагогической деятельности. 5. Права и обязанности подопечного 5.1. Подопечный обязан изучать нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности гимназии; выполнять план профессионального становления в установленные сроки; постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень. 5.2. Подопечный имеет право вносить на рассмотрение администрации гимназии предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; защищать профессиональную честь и достоинство; знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; сотрудничать с внешними организациями по вопросам, связанным с педагогической деятельностью; повышать квалификацию; защищать свои интересы самостоятельно и (или) через наставника. 6. Документы, регламентирующие наставничество 6.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся настоящее Положение; приказ директора гимназии об организации наставничества; планы работы педагогического, методических объединений; протоколы заседаний методических объединений, на которых рассматриваются вопросы наставничества; методические рекомендации по организации наставничества. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)