2 пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022г. № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 №69822).; Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных образовательных программ»). Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении информации» (вместе с «Информацией о введении федеральных основных образовательных программ»). Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»). Письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 №ТВ-1517/03 «О направлении информации» (вместе с «Ответами на наиболее частые вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации при введении обновленных ФГОС, НОО и ООО»). -Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный иеститут педагогических измерений» и размещенные на сайте https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/universkodifikatory-oko Учебный план - обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования (ч. 22 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, далее - ФЗ № 273). Учебный план обеспечивает реализацию предметного содержания основной образовательной программы, создает основу для расписания занятий, а также обеспечивает возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение этих языков, по классам (годам) обучения. Учебный план формируется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО). ●Учебный план начального общего образования (далее - учебный план НОО) входит в организационный раздел основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивает реализацию требований федерального государственного 3 образовательного стандарта начального общего образования, фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам, формы промежуточной аттестации обучающихся. ●Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. ●Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно- деятельностный подход и индивидуализацию обучения. ● Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на родном (нерусском)языке, возможность его изучения. А также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение родных языков. По классам (годам) обучения. ●Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. ●Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно ФГОС НОО, объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией,-20% от общего объема. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения, а также отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образовательной деятельности при получении основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. ●Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам. 4 ●Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. ●Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. ●Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы. ●В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускорения обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. ●При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей). Учебный план и логика его построения отражают основные задачи и цели, стоящие перед гимназией, и создают возможности для развития каждого ребенка с учетом интересов и психологических особенностей детей. При формировании учебного плана гимназии учитываются результаты изучения образовательного спроса учащихся и их родителей. Учебный план включает предметные области: Предметные области Учебные предметы (учебные модули) Русский язык и литературное чтение Русский язык, Литературное чтение Иностранный язык Иностранный язык Математика и информатика Математика 5 Обществознание и естествознание Окружающий мир ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской Основы религиозных культур и светской этики: учебный модуль: "Основы этики православной культуры"; учебный модуль: "Основы иудейской культуры"; учебный модуль: "Основы буддийской культуры"; учебный модуль: "Основы исламской культуры"; учебный модуль: "Основы религиозных культур народов России"; учебный модуль: "Основы светской этики" Искусство Изобразительное искусство, Музыка Технология Технология Физическая культура Физическая культура Предметная область «Физическая культура» составляет 2 часа, третий час реализован в 1 классе за счет урока «Держи ритм», 2-3 классов- за счет внеурочной деятельности и предметная область «Математика во 2-3 классах («Развитие математической эрудиции» в соответствии с желанием учащихся и их родителей (законных представителей) включены в часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса и обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) МБОУ «Северская гимназия». При изучении предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" выбор одного из учебных модулей "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы религиозных культур народов России", "Основы светской этики" осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 6 Основные задачи реализации предметных областей № п/п 1 2 3 4 5 6 Предметные области Основные задачи реализации содержания Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средство общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Русский язык и литературное Формирование понимания литературы как явления, средства сохранения и передачи нравственных чтение ценностей и традиций национальной и мировой культуры. Формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности. Формирование потребности в систематическом чтении и осознания значимости чтения для успешности обучения по всем учебным предметам. Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными Иностранный язык образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной (Английский язык) и письменной речи с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, Математика и информатика обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и Обществознание и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в естествознание условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование (Окружающий мир) психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Основы религиозных культур и Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных светской этики религиях, их роли в культуре, истории и современности России Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию Искусство произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру 7 7 8 Технология Физическая культура Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового образа жизни. Учебный план для 1 – 4 классов (5-дневная учебная неделя) обучение ведется на русском языке Учебные предметы Классы/количество часов в неделю 1 2 АБВГ АБВГ Обязательная часть Русский язык 5 5 Литературное чтение 4 4 Иностранный язык 2 (английский язык) Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Всего 3 АБВГ 4 АБВГ 5 4 2 5 4 2 20 16 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 1 Изобразительное искусство Музыка Технология 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 Математика Окружающий мир 8 Физическая культура Физическая культура ИТОГО 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Спортивные танцы 1 0 0 0 1 Математика (развитие математической эрудиции) 0 1 1 0 2 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего часов 693 782 782 782 3039 Максимально допустимая недельная нагрузка, 21 23 23 23 90 предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими номативами *Русский язык как родной ( на 2023-2024 уч.г.не был выбран родителями (законными представителями) При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально- технических и иных) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей). Учебный план начальной школы «Северской гимназии» устанавливает 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе, в первую смену. ●Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы - 34 учебные недели. ●Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. В соответствии с таблицей 6.6. СанПиН 1.2.3685-21 от 28 января 2021 г. продолжительность урока: -для обучающихся 1-х классов с сентября по декабрь не более 35 минут, с января по май - не более 40 минут, -для обучающихся 2-4-х классов - 40 минут. -для детей с ограниченными возможностями здоровья – 40 минут. ●Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: -по 3 урока в день по 35 минут каждый в сентябре-октябре; -по 4 урока по 35 минут каждый в ноябре-декабре; -по 4 урока по 40 минут каждый в январе-мае; -в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут. Домашние задания даются с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: 2-3 класс-до 1,5часов, 4 класс- до 2-х часов. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30) В первом классе обучение ведётся без домашних заданий и бального оценивания знаний обучающихся. 9 ●Количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час рекомендуется реализовывать за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. Промежуточная аттестация. ●Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организации (Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости). Проведение промежуточной аттестации обучающихся начальных классов- это установление уровня достижения результатов освоения ими содержания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных учебным планом образовательной организации в составе основной образовательной программы начального общего образования. Промежуточная аттестация проводится во 2-4 классах. Обучающиеся с ОВЗ имеют право на особые формы проведения промежуточной аттестации. (п. 2.9.9. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Возможность использования особых форм промежуточной аттестации следует также из требований гибкой смены образовательного маршрута при получении начального общего образования обучающимися с ОВЗ. Промежуточная аттестация детей с ОВЗ проводится согласно адаптированным рабочим программам. Выбор предметов для проведения административного контроля, промежуточной аттестации в 2-4 классах в форме контрольных, тестовых, комбинированных работ утверждается приказом директора гимназии не позднее, чем за две недели до его проведения. Для проведения аттестации по учебным предметам применяется балльная система оценивания: отметка «5»- отлично, «4»- хорошо, «3»удовлетворительно, «2»- неудовлетворительно. В 2023-2024 учебном году промежуточная аттестация для учащихся 2-4 классов пройдет в следующих формах: Класс/ предметы 2 класс Русский язык Диктант Литература Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Контрольная работа Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Тест Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Контрольная работа Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Иностранный язык (анг.) Математика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Музыка Изобразительное искусство 3 класс 4 класс Диктант 10 Технология Физическая культура Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов Учет текущих образовательных результатов План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности – часть ООП. План внеурочной деятельности, как и учебный план, является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ начального общего образования, определяет содержание, формы организации, объем внеурочной деятельности (до 1320 академических часов за 4 года обучения, обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность. Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.) ●Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещение театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы). ●Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. МЬОУ «Северская гимназия» предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся. ●Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации ООП НОО определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. ●Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО. ●Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Это определяет специфику и цель внеурочной деятельности- обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, благоприятной адаптации ребёнка в школе, оптимизации учебной нагрузки. ●Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: -поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; -совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; -формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; -повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 11 -развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; -поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; -формирование культуры поведения в информационной среде. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, объём внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования с учётом интересов обучающихся и возможностями МБОУ “Северская гимназия». Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: -спортивно-оздоровительное, - общекультурное, -общеинтеллектуальное, - социальное, -духовно-нравственное. Увеличение общего количества часов (за счет включения внеурочной деятельности) позволяет изменить глубину и объем изучаемого материала по таким предметам, как литературное чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология. ● Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность даёт возможности развивать проектную деятельность младших школьников. Под проектноисследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования или проекта в научной сфере. Подготовленные творческие работы, обучающиеся представляют на секциях Открытого областного форума учащихся начальных классов «Мир моих интересов». Целью спортивно-оздоровительного направления (программы: «Держи ритм», «Подвижные игры») является формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Формы проведения: кружок, динамический час; Целью общеинтеллектуального направления (программы: «Умники и умницы», «36 занятий с будущими отличниками», «Занимательная математика», «Занимательный русский язык», «Занимательный окружающий мир», «Витаминки», «Робототехника», «Информатика», «Учусь работать с текстом», «Развитие речи», «Геометрия», «Интеллектуальные игры») является формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов. Оно достаточно широко представлено в гимназии и отражает её специфику. Формы проведения: кружок, факультатив, школа «Эрудит», интеллектуальные игры; 12 Целью общекультурного направления (программы: «Вокально-хоровая студия», «Умелые ручки», «Библиотечный час») является формирование и развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов. Формы проведения: творческая мастерская, хоровая-студия, факультативы; Целью социального направления (программы: «Учусь создавать проект», «Азбука безопасности», «Моё портфолио») является развитие образовательной инициативности учащихся через проектно-исследовательскую деятельность, участие в социальном проектировании; Формы проведения: проектная деятельность, факультатив, творческая мастерская; Целью духовно- нравственного направления (программы: «Погружение в мир музея», «Тропинка к моему я») является формирование сознательной личности, выработки у обучающихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единству слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Формы проведения: экскурсии, факультатив. Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства, принципа преемственности всех уровней образования в план внеурочной деятельности включается: 1 час в неделю - внеурочное занятие "Разговоры о важном". Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном" должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. 1 час в неделю - занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю - занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. ●В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Для мониторинга и учёта образовательных результатов внеурочной деятельности используется психолого- педагогический инструментарий, а также «портфолио». Направления развития личности Спортивнооздоровительное Духовно- нравственное План внеурочной деятельности начального общего образования (1-4 классы) МБОУ «Северская гимназия» 2023-2024г Форма Наименование 1А 1Б 1В 1Г 2А 2Б 2В 2Г 3А 3Б 3В 3Г организации программ Кружок Держи ритм Объединение Погружение в мир 1 1 1 1 1 1 1 4А 4Б 4В 4Г Всего 1 1 8 1 13 Занятия Социальное Мастерские Клуб Общеинтеллектуальное Занятия Объединение Клуб Школа «Эрудит» Занятия Занятия Занятия Занятия Занятия Школа Клуб Занятия Клуб Общекультурное Итого Творческие мастерские Занятия Занятия музея Тропинка к своему я Учусь создавать проект Азбука безопасности Моё портфолио Разговор о важном Орлята России Умникам и умницам 36 занятий с будущими отличниками Занимательная математика Занимательный русский язык Занимательный окружающий мир Робототехника Учусь работать с текстом Интеллектуальные витаминки Интеллектуальные игры Геометрия Ментальная арифметика Функциональная грамотность Пишем грамотно Финансовая грамотность Умелые ручки Оригами Библиотечный час Пишем красиво 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 16 1 10 1 1 1 7 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 9 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 10 8 9 9 7 6 9 1 6 8 8 7 5 5 7 7 4 6 115