ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ «Северская гимназия» в рамках образовательной программы среднего общего образования на 2023/2024 учебный год Пояснительная записка 1. План внеурочной деятельности, как и учебный план, является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет содержание, формы организации, объем внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности является частью организационного раздела основной образовательной программы среднего общего образования и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает: – план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций; – план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы); – план воспитательных мероприятий. Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. 2. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля) предполагает: – организацию занятий в различных формах (дистанционное занятие, практикум, мастеркласс, кружок и др.). Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям. 3. План внеурочной деятельности МБОУ «Северская гимназия» разработан на основе: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 13.08.2013 №1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". 3. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022 ТВ – 1290/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования") 4. Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» 5. Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" 6. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» 7. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2013 № ИР352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» 8. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.07.2013 № 09879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе». 9. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993); 10. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с «СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...», зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528); 11. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 №40154); 12. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2011 № 19-337 «О введении третьего часа физической культуры»; 13. Методических рекомендаций по созданию сети кружков Национальной технологической инициативы в общеобразовательных организациях, утвержденных Минпросвещения России 28.08.2020; 14. Письма Минобрнауки РФ от 24.08.2018 №08-ПГ-МОН-41769 «О рассмотрении обращения» (по вопросу обязательности внеурочной деятельности); 15. Письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 16. Нормативных правовых актов Департамента общего образования Томской области, регламентирующих деятельность образовательных организаций региона. 4. Цель внеурочной деятельности: - создание условий для достижения учащимися, необходимого для жизни в обществе, социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 5. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: практические курсы; предметные кружки; секции; объединения; клубы; экскурсии, научно-практические конференции, олимпиады и конкурсы и др. Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения образования всеми обучающимися гимназии. 6. Содержание плана внеурочной деятельности Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на этапе средней школы составляет 700 часов. Величина недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определена за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Количество часов в неделю определено в соответствии с образовательной программой среднего общего образования и по выбору учащихся и родителей (законных представителей). Обучающиеся имеют право и возможность посещать занятия вне школы: в музыкальных и художественных школах, в спортивных секциях, заниматься в кружках и юношеских клубах в учреждения дополнительного образования по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей). Посещение обучающимися максимального количества занятий внеурочной деятельности не является обязательным. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. В каникулярное время (осенние, весенние каникулы) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории России , организация «зрительского марафона» (коллективное посещение театров, концертов, просмотр фильмов, посещение выставок, музеев с обязательным коллективным обсуждением), экскурсии. Также частично на каникулярное время можно отнести подготовку и участие в олимпиадах разных уровней, в предметных конкурсах, в экологических проектах и т.д. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение учебного года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках класса, параллели, общешкольных дел) и воспитательных мероприятий (например, в рамках реализации годового цикла гимназических праздников, школьной конференции, исторических дебатов и др.) за 1-2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями). Группы для реализации внеурочной деятельности формируются на основе выбора обучающихся и их родителей (законных представителей0 с учетом реальных кадровых, материально-технических, организационных возможностей гимназии. Состав групп может быть от 5 до 30 человек. Группы могут формироваться из обучающихся одного класса и всей параллели. При разработке и утверждении режима внеурочной деятельности гимназии учтены требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельно от расписания уроков. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 40 минут. План внеурочной деятельности среднего общего образования представлен системными и несистемными занятиями внеурочной деятельности. Системные занятия проводятся четко с фиксируемой периодичностью и в установленное время (в определенные дни и часы) в соответствии с расписанием внеурочной деятельности. Несистемные занятия внеурочной деятельности связаны прежде всего с организацией и проведением воспитательных мероприятий (классных и общешкольных) в рамках реализации плана воспитательной работы гимназии, жизни ученических сообществ. Это могут быть экскурсии, спортивные соревнования, праздники, встречи с интересными людьми, литературные вечера, исторические диспуты, социальные и исследовательские проекты, интеллектуальные игры, предметные недели, подготовка к олимпиадам, конференциям, конкурсам и т.д. Внеурочная деятельность среднего общего образования ведется по трем направлениям. 1. Внеурочная деятельность по предметам школьной программы, которая включает в себя: - проектно-исследовательскую деятельность обучающихся 10-11 классов; - предметные курсы в соответствии с профильной направленностью; - подготовку к олимпиадам, конференциям, предметным конкурсам, предметным неделям, интеллектуальным играм и др. - 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 2. Воспитательные мероприятия, включающие в себя: - 1 час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе (Примерная рабочая программа, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г., см.: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Razgovori_o_vazh nom_NOO_OOO_SOO_.htm ). - организацию и проведение классных и общешкольных мероприятий (годовой цикл праздников и творческих дел, фестивалей, форума («Школьный календарь событий»); - организацию благотворительных, патриотических акций и др.; - организацию экскурсий, поездок, туристических походов и др. 3. Жизнь ученических сообществ, которая включает в себя: - клубы по интересам; - театральные студии; - российское движение школьников (РДШ); - Совет старшеклассников; - работа школьных СМИ; • • • • • • • • • • • • • • • План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития личности Спортивно-оздоровительное направление: Проведение спортивных соревнований («Президентские спортивные игры», «Президентские состязания» и др.) Проведение бесед по охране здоровья Проведение физкультминуток перед уроками. Участие в муниципальных соревнованиях «Школа безопасности». Общекультурное направление: Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; Общеинтеллектуальное направление: Предметные профильные элективные курсы; Предметные недели (октябрь 2022 - апрель 2023); Всероссийская олимпиада школьников – учащиеся 10-11 классов (школьный этап – сентябрь октябрь 2022) Проектно-исследовательская деятельность (подготовка к участию в проектных, исследовательских и реферативных работ школьников при разработке, написании и выполнении индивидуальных проектов); Участие в проектно-исследовательских образовательных событиях муниципального, регионального и всероссийскогоуровней; Духовно-нравственное направление: Занятия, практикумы по курсам общественных наук; Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества; Тематические классные часы; «Разговоры о важном». Социальное направление: Участие в социальных и образовательных проектах, профориентационных событиях, организуемых вузами и учреждениями среднего профессионального образования. Направления внеурочной деятельности Спортивно оздоровительное Духовно-нравственное Состав Х класс Формы организации Флорбол занятие Волейбол занятие 1 34 Теннис (настольный) занятие 1 34 Стритбол (девушки) занятие 1 34 Стритбол (юноши) занятие 1 34 Сложные вопросы обществознания Живопись Занятие, практикум 1 34 Занятие, тренинг, практикум, мастер-класс Занятие, тренинг, практикум, мастер-класс занятие 1 34 1 34 1 34 Финансовая грамотность Занятие, тренинг, практикум 1 34 Экономика Право Индивидуальный проект (сопровождение) «Россия – мои горизонты» Решение задач по физике Информатика и программирование Математика, избранные вопросы Иностранный язык занятие занятие Занятие, тренинг, практикум 1 1 1 34 34 34 занятие 1 34 Занятие, практикум 2 68 Занятие, тренинг, практикум 2 68 Занятие, тренинг, практикум 2 68 Занятие, тренинг, практикум 1 34 Введение в литературоведение История России с Древней Руси Решение биологических задач Практикум по химии Клуб английского языка Второй иностранный язык Черчение Занятие, практикум 1 34 Занятие, практикум 1 34 Занятие, практикум 1 34 Занятие, практикум занятие 1 1 34 34 Занятие, тренинг, практикум 1 34 занятие 1 34 Рисунок «Разговоры о важном» Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Объем внеурочной деятельности, часов в неделю в год 1 34 План внеурочной деятельности (ВУД) 10А гуманитарного профиля обучения (с модулем художественно-гуманитарной направленности) Название курса Математика (избранные вопросы) «Введение в литературоведение» «История России с Древней Руси Курсы «Сложные вопросы обществознания» ВУД Живопись Рисунок «Разговоры о важном» «Россия – мои горизонты» Резерв ИТОГО План внеурочной деятельности (ВУД) 10Б технологического профиля обучения Название курса Курсы ВУД ИТОГО Индивидуальный проект («сопровождение») Физика (решение задач) Информатика и программирование Математика (избранные вопросы) «Разговоры о важном» «Россия – мои горизонты» Волейбол Количество часов в неделю 2 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Количество часов в неделю 1 2 2 2 1 1 1 10 План внеурочной деятельности (ВУД) 10В универсального профиля обучения (с модулями социально-экономической и естественно-научной направленности) Название курса Количество часов в неделю Решение биологических задач 1 Практикум по химии 1 Финансовая грамотность 1 Индивидуальный проект (сопровождение») 1 Курсы ВУД «Разговоры о важном» 1 «Россия – мои горизонты» 1 Теннис (настольный) 1 Флорбол 1 Резерв 2 ИТОГО 10 XI класс Направления внеурочной деятельности Состав Формы организации Объем внеурочной деятельности, часов в неделю Спортивно оздоровительное Духовно-нравственное Флорбол занятие 1 34 Волейбол занятие 1 34 Теннис (настольный) занятие 1 34 Сложные вопросы обществознания Живопись Занятие, практикум 1 34 1 34 1 34 «Разговоры о важном» Занятие, тренинг, практикум, мастеркласс Занятие, тренинг, практикум, мастеркласс занятие 1 34 Индивидуальный проект (сопровождение) Занятие, тренинг, практикум 1 34 «Россия – мои горизонты» Решение задач по физике Информатика и программирование Математика, избранные вопросы Иностранный язык занятие Занятие, практикум 1 2 34 68 Занятие, тренинг, практикум Занятие, тренинг, практикум Занятие, тренинг, практикум Занятие, практикум Занятие, практикум Занятие, практикум 2 68 2 68 1 34 1 34 1 34 2 68 Занятие, тренинг, практикум занятие 1 34 Рисунок Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное в год Введение в литературоведение История России с Древней Руси «Знай русский язык» Второй иностранный язык Финансовая грамотность План 1 34 внеурочной деятельности (ВУД) 11А гуманитарного профиля обучения (с модулем социально-экономической направленности) Курсы ВУД Название курса Математика (избранные вопросы) «Введение в литературоведение» «История России с Древней Руси «Сложные вопросы обществознания» Финансовая грамотность «Разговоры о важном» «Россия – мои горизонты» Резерв ИТОГО Количество часов в неделю 2 1 1 1 1 1 1 2 10 План внеурочной деятельности (ВУД) 11Б универсального профиля обучения (с модулями технологической и естественно-научной направленности) Курсы ВУД Название курса Физика (решение задач) Информатика и программирование Математика (избранные вопросы) Решение биологических задач Практикум по химии Черчение «Разговоры о важном» «Россия – мои горизонты» Резерв ИТОГО Количество часов в неделю 1 1 1 1 1 1 1 1 2 10 План внеурочной деятельности (ВУД) 11В универсального профиля обучения (с модулем художественно-гуманитарной направленности направленности) Курсы ВУД ИТОГО Название курса Введение в литературоведение Информатика и программирование Живопись Рисунок «Сложные вопросы обществознания» Черчение Иностранный язык «Разговоры о важном» «Россия – мои горизонты» Количество часов в неделю 2 1 1 1 1 1 1 1 1 10 ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вариативный компонент плана внеурочной деятельности формируется по отдельным профилям. Х класс Период Вид деятельности Осенние каникулы Экскурсии Реализация групповых проектов Профессиональные пробы социальные практики Реализация групповых проектов Экскурсии в ВУЗы Весенние каникулы Итого в год Примерное количество часов До 10 1-3 и До 8 1-3 4 До 29 ХI класс Период Осенние каникулы Весенние каникулы Итого в год Вид деятельности Количество часов Экскурсии в ВУЗы До 8 Реализация индивидуальных проектов 1-2 Конкурсные мероприятия До 8 Экскурсии в ВУЗы 4 До 22