Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО учителей _ест. наук_ от «_30_» _августа__2023 г. Руководитель МО Кранина О.Г. ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Решением педагогического__________С.В. совета Высоцкая, Протокол от «_30_»_августа__2023 г. директор МБОУ «Северская №____1____ гимназия» Приказ от «30»_августа_2023г. № _____483/1__ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Астрономия» Уровень образования: среднее общее образование 11 классы Уровень изучения учебного предмета: базовый Количество часов по учебному плану: 35 часов, 1 ч/неделю УМК: Чаругин В.М. Астрономия 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2017. Чаругин В.М. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2017. Предметные результаты Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 11 классах: получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней; узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов. узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь. узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения. на примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем. узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет. получить представление о методах астрофизических исследований и законах физиких, которые используются для изучения физически свойств небесных тел. узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии. узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды. узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы. Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы. Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры. Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения. Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними. Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии. Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения. Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними. Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени. СОДЕРЖАНИЕ Введение в астрономию Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры ирасстояния между ними. Какие физические условия встречаются вних. Вселенная расширяется.Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Какастрономы исследуют гаммаизлучение Вселенной. Что увиделигравитационно-волновые и нейтринные телескопы. Астрометрия Звёздное небо и видимое движение небесных светил Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движетсяпо эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строятэкваториальную систему небесных координат. Как строятгоризонтальную систему небесных координат.Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет.Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движениеСолнца по эклиптике. Движение Луны и затменияФазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного илунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос ипредсказания затмений. Время и календарьЗвёздное и солнечное время, звёздный и тропический год.Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы ихсогласования Юлианский и григорианский календари. Небесная механика Гелиоцентрическая система мира Представления о строении Солнечной системы в античные времена ив средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательствовращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определениерасстояния до них, парсек. Законы Кеплера Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие законаВсемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определениемасс небесных тел. Космические скорости Расчёты первой и второй космической скорости и их физическийсмысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные перелёты Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта кпланете и даты стартов. Луна и её влияние на Землю Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие междуЛуной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращенияЗемли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий. Строение солнечной системы Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и ПоясКойпера. Размеры тел солнечной системы. Планета Земля Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Рольпарникового эффекта в формировании климата Земли. Планеты земной группы Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Какпарниковый эффект греет поверхность Земли и перегреваетатмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбитспутников Марса Фобоса и Деймоса. Планеты-гиганты Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колецвокруг планет-гигантов. Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы Природа и движение астероидов. Специфика движения группастероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. ПоясКойпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов. Метеоры и метеориты Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связьмежду метеорными потоками и кометами. Природа каменных ижелезных метеоритов. Природа метеоритных кратеров. Практическая астрофизика и физика Солнца Методы астрофизических исследований Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов.Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Солнце Основные характеристики Солнца. Определение массы, температурыи химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы.Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу. Внутреннее строение Солнца Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерныйисточник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода,перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона.Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца. Звёзды Основные характеристики звёзд Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости,температуры и химического состава. Спектральная классификациязвёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» —светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд. Внутреннее строение звёзд Строение звезды главной последовательности.Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — пределЧандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр иих параметры. Двойные, кратные и переменные звёзды Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды.Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды,кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью ипериодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, покоторым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик. Новые и сверхновые звёздыХарактеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с теснымидвойными системами, содержащими звезду белый карлик.Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белогокарлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристикивспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карликас массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышкасверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своейэволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатковвзрывов сверхновых звёзд.Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёздРасчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главнойпоследовательности. Переход в красные гиганты и сверхгигантыпосле исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивныхзвёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтроннойзвезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возрастазвёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд. Млечный Путь Газ и пыль в Галактике Как образуются отражательные туманности. Почему светятсядиффузные туманности Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений.Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределениеи характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд,скоплений, газа и пыли в Галактике.Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики иобнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдениякосмических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд. Галактики Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграммаХаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильныхгалактик. Красное смещение в спектрах галактик и определениерасстояния до них. Закон Хаббла Вращение галактик и тёмная материя в них. Активные галактики и квазары Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующиегалактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактики активностью чёрных дыр в них. Скопления галактик Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение,температура и масса межгалактического газа, необходимостьсуществования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массытёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределениягалактики скоплений галактик. Строение и эволюция Вселенной Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксыклассической космологии. Закон всемирного тяготения и представления о конечности ибесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс ипротиворечия между классическими представлениями о строенииВселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общейтеории относительности для построения модели Вселенной. Связьмежду геометрических свойств пространства Вселенной сраспределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная Связь средней плотности материи с законом расширения игеометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидовагеометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной.Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия воВселенной и необходимость образования его на ранних этапахэволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотностивещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюцииВселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось воВселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на раннихэтапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтовогоизлучения. Почему необходимо привлечение общей теорииотносительности для построения модели Вселенной. Современные проблемы астрономии Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытиеускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирногоотталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мерееё расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимыхспутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методыобнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностяхэкзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизнина них. Поиски жизни и разума во Вселенной Развитие представлений о возникновении и существовании жизни воВселенной. Современные оценки количества высокоразвитыхцивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналоввнеземным цивилизациям. Поурочное планирование рассчитано на 1 ч астрономии в неделю: II полугодие 10 класса – I полугодие 11 класса. № Тема Часов ДЗ Примечание 1 § 1, 2 Урок-лекция урока Глава 1. Введение в астрономию (1 час) 1 Структура и масштабы Вселенной. Далекие глубины Вселенной. Глава 2. Астрометрия (5часов) 2 Звездное небо. Небесные координаты. 1 § 3, 4 Урок-лекция 3 Видимое движение планет и Солнца. 1 §5 Урок-лекция 4 Движение Луны и затмения. 1 §6 Урок-лекция 5 Время и календарь. 1 §7 Урок-лекция 6 Астрометрия. 1 Урок-семинар Глава 3. Небесная механика (3часа) 7 Система мира. 1 §8 Урок-лекция 8 Законы движенияпланет. 1 §9 Урок-лекция 9 Космические § 10,11 Урок-лекция § 12 Урок-лекция скорости. Межпланетные 1 перелеты. Глава 4. Строение солнечной системы (7 часов) 10 Современные представления Солнечной 1 системе. Планета Земля. 11 Планета Земля 1 §13 Урок-лекция 12 Луна и ее влияние на Землю. 1 § 14 Урок-лекция 13 Планеты земной группы. 1 § 15 Урок-лекция Планеты-гиганты. Планеты-карлики. 1 § 16 Урок-лекция 14 15 Малые тела Солнечной системы. Современные представления § 17,18 о1 Урок-лекция происхождении Солнечнойсистемы. 16 Строение солнечной системы. 1 - Урок-семинар Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия (7 часов) 17 Методы астрофизических исследований. 1 § 19 Урок-лекция 18 Солнце. 1 § 20 Урок-лекция 19 Внутреннее строение и источники 1 § 21 Урок-лекция 1 § 22 Урок-лекция энергии Солнца. 20 Основные характеристики звезд. 21 Белые карлики, нейтронные звезды, § 23,24 пульсары и черные дыры. 1 Урок-лекция 22 Двойные, кратные и переменные звезды. 1 § 25 Урок-лекция 23 Новые и сверхновые звезды. 1 § 26 Урок-лекция 24 Эволюция звезд 1 § 27 Урок-лекция Глава 6. Млечный путь (3 часа) 25 Газ и пыль в галактике. 1 § 28 Урок-лекция 26 Рассеянные и 1 §29 Урок-лекция 1 § 30 Урок-лекция шаровые звездные скопления. 27 Сверхмассивная черная дыра в центре галактики. Глава 7. Галактики (3 часа) 28 Классификация галактик. 1 § 31 Урок-лекция 29 Активные галактики и квазары. 1 § 32 Урок-лекция 30 Скопления галактик. 1 §33 Урок-лекция 1 § 34, 35 Урок-лекция Глава 8. Строение и эволюция вселенной (2 часа) 31 Конечность и бесконечность вселенной – парадоксы классической космологии. Модель горячей вселенной иреликтовое1 32 §,36 излучение. Урок-лекция Глава 9. Современные проблемы астрономии (2 часа) Ускоренное 33 расширение вселенной темная энергия. Обнаружение планет и § 37 Урок-лекция 1 около других звезд. 34 Обнаружение планет возле других звезд 1 §38 Урок-лекция Поиск жизни и разума во вселенной. 1 § 39 Урок-лекция Резерв 1 час ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Основное содержание Предметные результаты Дата п/п Введение (1 ч) 1. Введение в Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Знать/понимать:что астрономию изучает Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины астрономия;роль наблюдений Вселенной вастрономии;значениеастрономии;что Ресурсыурока: § 1, 2 такоеВселенная; структуру и масштабыВселенной Астрометрия (5 ч) 2. 3. Звёздное небо Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Знать/понимать: Северного полушария что такоесозвездие; названия некоторых Ресурсы урока: § 3 созвездий, их конфигурацию, альфукаждого Небесные Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, из этих созвездий; основные точки, линии координаты экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. икруги на Экваториальная полуденнаялиния, небесныйэкватор, Ресурсыурока: § 4 полюсмира, осьмира, точки равноденствий и Видимое движение Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное планет и Солнца небесныймеридиан, система координат солнцестояний; 4. небеснойсфере:горизонт, движение Солнца по эклиптике Ресурсы урока: § 5 полюсамира эклиптика, теорему надгоризонтом; понятиясферической о зенит, высоте основные и 5. Движение Луны и Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему практическойастрономии: затмения 6. кульминация происходят затмения, Сарос и предсказания затмений ивысота светила над горизонтом;прямое Ресурсыурока: Учебник, § 6 восхождение и склонение; сутки; отличие Время и календарь Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный между новым и старымстилями; величины: календарь, юлианский и григорианский календарь угловые размеры равноденствий Ресурсыурока: § 7 Луныи и Солнца;даты солнцестояний;угол наклона эклиптикик экватору; соотношения междумерами и измеренияуглов; число мерами времени продолжительностьгода; звёзд, видимых невооружённымвзглядом; определения для принципы географической широтыи долготы по астрономическим наблюдениям; причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца Уметь: использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её иопределять условия видимости светил. Решать задачи на связьвысоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; определять высоту светилав кульминации и его склонение; географическую высоту места наблюдения; рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; осуществлять переход к разным системам счетавремени, находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; созвездия отыскивать и на небеследующие наиболееяркие звёзды в них:БольшуюМедведицу, Малую Медведицу (с Полярнойзвездой), (сВегой), Орёл Кассиопею, (сАльтаиром), Лиру Лебедь (сДенебом), Возничий (сКапеллой), Волопас (сАрктуром), Севернуюкорону, Орион (сБетельгейзе), Телец (сАльдебараном), Большой Пёс (сСириусом) Небесная механика (3 ч) 7. Система мира Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; Знать/понимать: объяснение петлеобразного понятия: гелиоцентрическаясистема мира; движения планет; доказательства движения Земли вокруг геоцентрическаясистема Солнца; синодическийпериод; годичный параллакс звёзд горизонтальныйпараллакс; Ресурсы урока: § 8 размерысветил; перваякосмическая скорость; втораякосмическая звёздныйпериод; Законы движения Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных способы планет 9. угловые скорость; определенияразмеров 8. мира; и определения способы массыЗемли; расстояний тел небесных тел и их масс по законуКеплера; Ресурсыурока: § 9 законы Кеплера Космические Первая и вторая космические скорости; оптимальная закономтяготения скорости и полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к межпланетные планете перелёты Ресурсыурока: § 10, 11 и их связь до с Уметь: применять законы Кеплераи закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; решать задачи нарасчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера Строение Солнечной системы (7 ч) 10. Современные Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о Знать: происхождениеСолнечной системы; представления о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке основные строении и составе комет Оорта Солнечнойсистеме; Солнечной космогоническиегипотезы; Ресурсыурока: § 12 системы 11. закономерности Луна; Планета Земля основные Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние формаЗемли; системаЗемля– движенияЗемли; природаЛуны; парникового эффекта на климат Земли характеристикапланет Ресурсыурока: § 13 (атмосфера, в земной поверхность); общая группы общая характеристика планет- гигантов(атмосфера; 12. 13. Луна и её влияние Формирование поверхности Луны; природа приливов и поверхность); спутники и кольца планетна Землю отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; гигантов; астероиды иметеориты; процессия земной оси и движение точки весеннего поясастероидов; Планеты группы 14. равноденствия кометы иметеоры Ресурсыурока: § 14 Уметь: решать задачи на расчёт расстояний земной Физические исследования свойства планет Меркурия, земной Марса группы и Венеры; по известному параллаксу (и наоборот), космическими линейных и угловых размеров небесных тел, аппаратами расстояний планет от Солнца и периодов их Ресурсыурока: § 15 обращения по третьему закону Кеплера. Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; Пользоватьсяпланом Солнечной системы и Планеты-карлики вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; справочными данными; определять по природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небев данное Ресурсыурока: § 16 15. 16. Малые тела Физическая природа стероидов время; -находить планеты на небе, отличая их Солнечной и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа от звёзд; применять законы Кеплера и закон системы метеоров и метеоритов всемирного Ресурсыурока: § 17 движения планет и космических аппаратов. Современные Современные представления о представления о происхождении Солнечной системы происхождении Ресурсыурока: § 18 тяготенияпри объяснении Солнечной системы Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) 17. 18. Методы Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и Знать: основныефизические характеристики астрофизических рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры Солнца: масса, размеры, температура; схему исследований Ресурсы урока: § 19 строения Солнце Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли Ресурсы урока: § 20 Солнцаи физическиепроцессы, происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние наЗемлю; основные характеристики звёзд в сравнении сСолнцем: спектры, температуры, светимости; пульсирующие ивзрывающиеся 19. Внутреннее строение Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник звезд; порядок расстояния до звёзд, способы и энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; определения источник наблюдения солнечных нейтрино способ определениямасс распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью двойныхзвёзд; звёзд основные звёзд главной последовательности; звёзды, параметрысостояния красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики плотность, температура, химическийсостав, Ресурсыурока § 22–23 физическоесостояние; карлики, Особенности нейтронные звёзды, световойгод; Определение основных характеристик звёзд; спектральная диаграммы «спектр– светимость» и «масса– Основные Белые единицы важнейшие закономерности миразвёзд; характеристики классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и светимость»; 21. звёзд; измерениярасстояний:парсек, энергии Солнца Ресурсы урока: § 21 20. иразмеров строения белых карликов и звёздноговещества: важнейшиепонятия: предел годичныйпараллакс, светимость, абсолютная Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; звёздная величина; устройство иназначение чёрные понятие чёрной дыры; наблюдения телескопа; устройство и назначение дыры. Двойные, двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие рефракторов ирефлекторов кратные 22. и переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со Уметь: применять основныеположения переменные светимостью у них ведущих физических теорий при объяснении звёзды Ресурсыурока § 24-25 природы Солнца и звёзд; решать задачи на Новые и Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых расчёт расстояний до звёзд по известному сверхновые звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд годичному параллаксу и обратные, на звезды Ресурсыурока § 26 сравнение различных звёзд по светимостям, 23. Эволюция звёзд Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме размерам и температурам; «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв анализироватьдиаграммы белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него светимость» вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра находить и «спектр– «масса– на светимость»; небезвёзды: массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста МалойМедведицы, альфыЛиры, звёздных скоплений альфыЛебедя, Ресурсыурока § 27 альфыБлизнецов, альфыВозничего, альфы МалогоПса, альфыОрла, альфы альфы альфыОриона, БольшогоПса, альфыТельца Млечный путь (3 ч) 24. Газ и пыль Галактике 25. 26. Рассеянные в Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных Знать: туманностей; распределение их вблизи понятиетуманности; основные плоскости физические параметры, химический состави Галактики; спиральная структура Галактики распределение межзвёздного вещества Ресурсыурока § 28 вГалактике; примерныезначения следующих и Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в величин: - расстояния между звёздами в шаровые Галактике окрестности Солнца, их число в Галактике, её звёздные Ресурсы урока § 29 размеры, инфракрасныйтелескоп; скопления оценка массы и размеров чёрной дыры по Сверхмассивная Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в движению отдельных звёзд. чёрная дыра в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной Уметь: объяснять причиныразличия центре Млечного дыры по движению отдельных звёзд видимого и истинного распределения звёзд, Пути межзвёздного вещества и галактик на небе; Ресурсы урока § 30 находить расстояниямежду звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд Галактики (3 ч) 27. Классификация Типы галактик и их свойства; красное смещение и Знать: галактик 28. Активные галактики определение расстояний до галактик; закон Хаббла; химический состав и параметры, распределение вращение галактик и содержание тёмной материи в них межзвёздного Ресурсыурока § 31 примерные Природа активности галактик, природа квазаров следующихвеличин:основные типы галактик, и Ресурсы урока § 32 вещества в Галактике; значения различия междуними; примерное значениеи физический смысл постоянной Хаббла; квазары 29. основныефизические Скопления Природа скоплений и роль тёмной материи в них; возраст наблюдаемых небесных тел галактик межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; Уметь: объяснять причины различия ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во видимого и истинного распределения звёзд, Вселенной межзвёздного вещества и галактик на небе Ресурсыурока § 33 Строение и эволюция Вселенной (2 ч) 30. Конечность и Связь закона всемирного тяготения с представлениями о Знать: связь законавсемирного тяготения с бесконечность конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический представлениями Вселенной. парадокс; необходимость общей теории относительности бесконечности о конечности Вселенной; что и такое Расширяющаяся для построения модели Вселенной фотометрический парадокс; необходимость Вселенная общей Ресурсыурока: § 34, 35 теории относительности 31. Модель «горячей Связь средней плотности материи с законом расширения и дляпостроения модели Вселенной; понятие Вселенной» и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной «горячаяВселенная»; реликтовое Ресурсыурока: § 36 структуру излучение крупномасштабную Вселенной; такоеметагалактика; что космологические модели Вселенной Уметь: использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира Современные проблемы астрономии (3 ч) 32. Ускоренное Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение Знать: какие наблюденияподтвердили расширение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие теорию ускоренного расширения Вселенной; Вселенной тёмная энергия 33. 34. и ускоренного расширения Вселенной; природы силы что исследователи понимают всемирного отталкивания тёмнойэнергией; Ресурсыурока: § 37 Эйнштейна была введена космологическая у звёзд; уравнение обнаружения постоянная; условия возникновенияпланет Невидимые планет возле экзопланет; экзопланеты с условиями околозвёзд; методы обнаружения экзопланет других звёзд благоприятными для жизни около другихзвёзд; об эволюции Вселенной и Ресурсы урока: § 38 жизни представлений о методы в Обнаружение Поиск жизни и Развитие спутники зачем под существовании жизни воВселенной; проблемы поиска во внеземных цивилизаций; формулаДрейка разума во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Уметь: использоватьзнания, полученные по Вселенной Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и физике и астрономии, для описания и подача сигналов им объяснения современной научной картины Ресурсыурока: § 39 мира; обосновывать свою точку зрения о возможности существованиявнеземных цивилизаций и их контактов с нами Резерв (1 ч) Контроль уровня обученности. Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: текущий, тематический. При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, устный опрос. Учебно-методические пособия Для учителя: 1. Чаругин В.М. Астрономия 10 – 11 класс (базовый уровень), М. Просвещение 2017. 2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс, В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М. : Дрофа, 2010 г.; 3. Оськина В. Т. Астрономия. 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитана. Волгоград: Учитель, 2006 г. 4. Демченко Е. А. Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е.П. Левитана. Волгоград, Учитель 2003 г. 5. Воронцов-Вельяминов Б. А. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителя, М. Просвещение 1985. Для учащихся 1.Чаругин В.М. Астрономия 10 – 11 класс (базовый уровень), М. Просвещение 2017. 1. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.