Экономика 11 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент общего образования Администрации Томской области
Управление образования Администрации ЗАТО Северск
МБОУ «Северская гимназия»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Завуч по УВР

Руководитель ШМО

Директор

Харламова И.Э.
Антипова М.В.
Высоцкая С.В.
Приказ 483/1 от «30» 08 Приказ 483/1 от «30» 08 Приказ 483/1 от «30» 08
2023 г.
2023 г.
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Экономика»
для обучающихся 11 классов

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по курсу «Экономика» в 11 классе разработана на
основе:
Нормативных актов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 № 442 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. №254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность» (с изменениями и дополнениями)
Учебно-методических документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования
- Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования
- Учебник А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная// Экономика 10 - 11 кл. М., ИнтеллектЦентр, 2019 г.
Цели изучения экономики в 11 классах
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления; потребности в получении
экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к
труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об
экономике России для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать
экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с
экономической точки зрения; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для
будущей работы в качестве наемного работника и эффективной
самореализации в экономической сфере.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне
по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально
необходимый современному гражданину России. Он включает общие
представления об экономике как науке и сфере деятельности, рыночной
экономике, экономике фирмы и государства, международной экономике.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками
базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то
же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с
экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Преподавание курса предполагает реализацию решений проблемных
ситуаций, которые помогают развивать экономическое мышление,
вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения на спорные и
дискуссионные вопросы современной экономической теории и практики. Для
достижения этой цели в программе предусмотрены задания для
самостоятельного выполнения, включая коллективное обдумывание
конфликтных экономических ситуаций, в том числе решение задач, тестов, написание эссе, использование ресурсов Интернета для сбора материалов,
статистики.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на
межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами
математики, истории, географии, литературы и др.
Место предмета в учебном плане


Программа
предусматривает
изучение
учебного
предмета
«Экономика» в 11 классах для углубленного изучения предмета из расчета 2 часа
в неделю.

Программа рассчитана на 68 учебных часов.
Планируемые результаты
Личностные:
1) понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды;
2) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
4) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3)
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
4) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни
общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая
деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и

нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать
рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия
для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в
различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы
и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать
экономическую информацию для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни;
5) способность к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства;
знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых
отношений;
6) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

Содержание тем учебного предмета
Тема 8. Валовой внутренний продукт (ВВП), его структура и динамика – 6
часов Измерение ВВП. Конечные и промежуточные блага. Структура ВВП по
источникам доходов и направлениям использования. Уровень благосостояния.
Номинальный и
реальный ВВП. Амортизация. Величина ВВП на душу населения. Практическая
работа «Измерение ВВП по доходам и расходам»
Тема 9. Экономический рост и развитие. Экономический цикл - 4 часа
Экономический рост. Содержание экономического роста. Факторы
экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Измерение
экономического роста.
Темпы экономического роста. Цели экономического роста. Основные показатели
уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу
населения.
Индекс человеческого развития.
Экономические циклы. Причины и виды экономического цикла. Фазы
экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление) Кризис.
Объективный характер и
неизбежность экономических циклов.
Тема 10. Деньги, банки, инфляция - 12 часов
Деньги. Возникновение денег, их свойства и функции. Виды денег. Качества
денег. Ликвидность. Денежные агрегаты.
Инфляция. Сущность инфляции. Уравнение обмена Фишера. Типы и виды
инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Стагфляция. Дефляция.
Дезинфляция. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция. Социальноэкономические последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы
денежной политики
государства. Практическая работа анализ текста экономического содержания по
теме социально-экономические последствия инфляции.
Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции
коммерческих банков (привлечение вкладов, выдача кредитов, осуществление
расчетов, дилерские функции). Процент. Безналичные расчеты.
Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования
(текущий вклад). Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и
дебетные карточки.
Монетарная политика (денежно-кредитная) Банка России. Банковские резервы.
Норма обязательных резервов. Другие финансовые институты: паевые и
инвестиционные фонды, страховые компании.
Тема 11. Роль государства в экономике – 12 часов
Функции государства в экономике. Законодательное

регулирование.

Обеспечение экономического роста. Стабилизация экономики. Частные и
общественные блага.
Внешние эффекты Предоставление общественных благ. Государственный
бюджет. Государственные доходы и расходы. Дефицит и профицит
государственного
бюджета. Основные методы покрытия дефицита государственного бюджета
(сокращение расходов бюджета; повышение налогов; денежная эмиссия;
заимствования на внутреннем и внешнем рынке; продажа активов государства).
Государственный долг. Проведение социальной политики. Бюджетно-налоговая
(фискальная) политика.
Практическая работа «Анализ текста экономического содержания по теме
«Функции государства в экономике».
Этапы развития налогообложения. Налоги. Функции налогов: фискальная,
регулирующая, контрольная, социальная, поощрительная. Элементы налога:
субъект налога, объект налога, налоговая база. Основные источники доходов
государства. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные
налоги. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Отчисления на
соцстрахование. Системы налогообложения.
Пропорциональное, прогрессивное, регрессивное налогообложение. Кривая
Лаффера. Налоговые льготы.
Практическая работа составление таблиц «Виды налогов»; «Системы
налогообложения»
Тема 12. Занятость и безработица - 8 часа
Безработица. Структура населения страны. Рабочая сила. Причины и виды
безработицы. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы.
Экономические последствия

безработицы. Государственная политика в области занятости.
Практическая работа «Анализ текста экономического содержания по теме
«Экономические последствия безработицы»
Тема 13. Элементы международной экономики - 8 часов
Международная торговля. Экономические причины международной торговли.
Абсолютное
преимущество.
Факторы
абсолютного
преимущества.
Сравнительное преимущество. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли.
Современные тенденции развития мирового хозяйства. Государственная
политика в области внешней торговли. Протекционизм. Импортные пошлины.
Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО).
Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Покупательная способность валют.
Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и
ревальвация.
Конвертируемость валют.
Практическая работа «Политика регулирования валютного курса»
Современные тенденции развития мирового хозяйства. Международное
экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и ее основные этапы
и формы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз).
Международные
экономические
организации
(Всемирный
банк,
Международный валютный фонд).
Тема 14. Основные проблемы экономики России – 6 часов
Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной
экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое
развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой
экономике. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация
цен. «Шоковая терапия» Приватизация.
Экономические институты и их функции (регулирующие, посреднические,
информационные). Создание институтов рыночной экономики. Структурные
сдвиги в экономике.
Практическая работа составление таблицы «Экономическое развитие
регионов»
Резерв учебного времени – 4 часа

Тематическое планирование
10 – 11 класс
Тема
№
п/п
8 ВВП, его структура и динамика
Измерение ВВП. Конечные и промежуточные блага.
Структура
ВВП по
источникам
доходов
и
направлениям использования.
Уровень благосостояния. Номинальный и реальный
ВВП.
Амортизация.
Величина ВВП на душу населения.

2
2

4
2
2

10 Деньги, инфляция, банки

12
свойства

и

2
2

Основы денежной политики государства.
Банковская система.

2
2

Виды вкладов.
Другие
финансовые
институты:
инвестиционные фонды, страховые

2

2

9 Экономический рост и развитие. Экономический
цикл .
Содержание экономического роста.
Причины и виды экономического цикла

Деньги. Возникновение денег, их
функции. Виды денег.
Инфляция. Типы и виды инфляции

Количество
часов
10
2

2
паевые

и

2

11 Роль государство в экономике
Функции государства в экономике. Законодательное
регулирование.
Обеспечение экономического роста. Стабилизация
экономики.
Государственный
бюджет. Государственные доходы и расходы.
Налоги. Функции налогов
Основные источники доходов государства. Виды
налогов.
Системы налогообложения.
Налоговые льготы
12 Занятость и безработица
Безработица. Структура населения страны. Рабочая
сила.
Причины и виды безработицы.
Экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
13 Элементы международной экономики
Международная торговля. Экономические причины
международной торговли.
Государственная политика в области внешней
торговли.
Экономическая интеграция и ее основные этапы и
формы
Международные экономические организации
14 Основные проблемы экономики России
Эволюция экономических систем. Становление
современной рыночной экономики России
Экономические реформы. Перестройка экономики
Создание институтов рыночной экономики
15 Резерв учебного времени
Итого

12
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
3
3
4
68

Описание учебно – методического и материально-технического
обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение:
Литература:
1. Учебник А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная// Экономика 10 - 11 кл. М.,
Интеллект-Центр, 2019 г.
2. Сборник заданий ЕГЭ 2023 Обществознание: типовые экзаменационные
варианты// О.А. Котова, Т.Е. Лискова. 2023

3. Экономика. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.В. Липсиц. –
22 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018
Интернет-ресурсы:
1. http://www.libertarium.ru/library — библиотека материалов по экономической тематике
2. http://www.eeg.ru – макроэкономическая статистика России на сайте
Экономической экспертной группы министерства финансов РФ
3. http://www.vedi.ru/statbase.htm#1 – макроэкономическая статистика России
на сайте аналитической лаборатории «Веди»
4. http://www.iep.ru/ru/publikacii.html - обзоры состояния экономики России
на сайте Института Экономики переходного периода
Материально-техническое обеспечение:
Классная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор,
раздаточные материалы, тексты документов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».