Введение в литературоведение 11 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия»
РАССМОТРЕНО
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания
Решением педагогического совета
____________Директор
МО учителей _рус.яз. и лит._ Протокол от «_30_»_иавгуста__2023 г.
С.В. Высоцкая,
от «_30_» _августа__2023 г.
№____1_______
директор МБОУ «Северская
Руководитель МО
гимназия»
Астраханцева О.Н.
Приказ от «30»_08_2023г.
№ _____483/1__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

по литературе «Введение в литературоведение»
_11 класс (34 ч.)

Астраханцева О.Н.,
учитель русского языка и литературы

Курс подготовки к ЕГЭ по литературе «Введение в литературоведение»_11 класс
Пояснительная записка

(34 ч.)

Курс «Введение в литературоведение» задуман как подготовительно-тренировочный и адресован учащимся
10-11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, готовящихся стать студентами
филологического факультета или факультета журналистики и предполагающих впоследствии в той или иной
форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности.
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе
с целью выявления и ликвидации пробелов в значениях.
Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной
стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения — с другой.
Данный курс достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература» .
Задачи:
•
систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация,
уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
• формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых
интерпретаций;
• дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие
интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
• обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
• содействие в области профессионального самоопределения.
Методы деятельности учителя направлены на практическую
работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить
свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и
научно-исследовательской работой учащихся, т. е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают
индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта
как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе,
подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать
литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.

Ожидаемые результаты
Результатом изучения курса «Введение в литературоведение» должно стать постижение принципов выполнения тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст
ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также знание литературных фактов в рамках школьной
программы; закрепление знаний учащихся по проблемным вопросам основных художественных процессов
русской литературы.

11 класс_Содержание курса
Тема 1. Древнерусская литература
Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные принципы
древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами
фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной
раздробленностью.
Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века
М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин. Н. М. Карамзин. А. Н. Радищев. «Просвещение» как
общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты
классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской
литературе. Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д.
И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
Тема 3. Литература первой половины XIX века
Элегия и баллада как жанры поэзии В. А. Жуковского. А. С. Грибоедов. Традиции классической комедии в
театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А. С.
Пушкин, Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие
«маленького человека».
М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая преемственность.
Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголь.
Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство
художественной выразительности.
Тема 4. Литература второй половины XIX века
И. А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А. Н. Островский — создатель
новой русской

драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов "лишних людей".
Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф. И. Тютчев как
основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии
Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный
прием. М. М. Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф. М. Достоевского. Художественное
время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л. Н. Толстого как исповедь души.
Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев
писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX
— начала XX века. Малый жанр в русской прозе и творчество А. П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка
как средство художественной выразительности.
Тема 5. Литература XX века
Русская реалистическая проза начала XX века. И. А. Бунин. А. И. Куприн. Своеобразие прозы И. А. Бунина:
бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические
мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А. И. Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А. А. Блок и
образ революции; споры о ней. Своеобразие лирики А. А. Блока. Поэмы А. А. Блока. А. А. Ахматова и традиции
русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В.
В. Маяковский — поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика
и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С. А. Есенина. Трансформация образа русской природы в
поэзии Есенина. Лирический герой С. А. Есенина. Особенности поэтического языка.
Тема 6
А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной
сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в
России и их отражение в произведениях писателя.
Литература революции и Гражданской войны: произведения М. А. Шолохова, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова,
А. А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве
авторов с разным мировосприятием: М. А. Шолохова, И. Бабеля и А. Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын. Своеобразие героев и
особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из
«эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е.
Замятина.
Тема 7. Литература о Великой Отечественной войне
А. Твардовский. М. Шолохов. Б. Васильев. В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема
патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в
произведениях В. Некрасова, С. Алексиевич, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.
Тема 8. Поэзия и проза 70—90-х годов XX века
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в
прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.
Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова.
Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы.
Предлагаемая ниже примерная программа курса рассчитана на 34 часа, т. е. по 1 часу в неделю для 10-11
классов.

Примерное тематическое планирование
№
Тема занятия
1 Древнерусская литература и
фольклор как источник художественных
принципов русской литературы
2

3

4

Литература русского Просвещения XVIII века.
М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин
(принципы классической комедии). Н. М.
Карамзин, А. Н. Радищев (особенности русского
сентиментализма)
Литература первой половины XIX века.
Творчество В. А. Жуковского — начало романтизма. Жанры элегии и баллады
«Горе от ума» А. С. Грибоедова — социальнополитическая комедия. Драматургическое
новаторство автора: обилие персонажей,
двуединство конфликта и образы главных героев,
расширение художественного времени и
пространства. Язык и стих комедии

Виды деятельности
Работа с текстами, со словарями, статьями Д.
С. Лихачева
Сравнительный анализ стихов под названием
«Памятник». Работа с текстами. Повторение
теоретических понятий по литературе

Анализ художественных форм, повторение
литературоведческих понятий
Работа с текстом и литературно-критическими
статьями, составление тезисных планов.
Аналитическая беседа, выполнение тестовых
заданий по комедии

5

Сквозные темы лирики А. С. Пушкина: гражданская Работа с текстами и словарем литературных
лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; терминов, анализ изобразительнотема поэта и поэзии
выразительных средств языка

6

А. С. Пушкин. Понятие исторического романа.
Жанровые особенности первого русского романа
Русская история в прозе А. С. Пушкина. Образ
«маленького человека». Зарождение реализма как
стиля

7

Работа с текстом, литературно-критическими
статьями и «Словарем языка А. С. Пушкина»
Работа с текстом «Истории Пугачевского
бунта» и историческими документами,
сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении
Анализ художественного текста, работа с
литературно-критическими статьями

8

Образ «лишнего человека» в творчестве М. Ю.
Лермонтова как традиция в русской литературе XIX
века

9

Понятие поэтической преемственности в творчестве
М. Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике
поэта
«Смех сквозь слезы» в- сатире Н. В. Гоголя. Сквозные
мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие
лирического отступления как традиционного средства
художественной выразительности в русском романе

Анализ поэтических форм, устные и
письменные высказывания по проблемным
вопросам
Работа с текстом, словарем литературных
терминов, составление конспекта по теме,
сопоставительный анализ образов героев
различных произведений писателя

11

Литература второй половины XIX века. Образ
«лишнего человека» — сквозной образ русской
литературы в рамках И. А. Гончарова

Сопоставительный анализ, сравнение,
формулирование выводов, наблюдение над
языковыми средствами

12

Мир и личность в драмах А. Н. Островского. Новый
тип героя в русской литературе

Работа с текстом, анализ драматических
произведений

13

«Герой времени» в романах И. С. Тургенева.
Автор и его герои. Художественный прием
«психологической пары»

Сопоставительный анализ. Эвристическая
беседа. Анализ типологически сходных
эпизодов в различных произведениях

14
15

Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Традиции и новаторство в
поэзии. Философская лирика
Традиции и новаторство гражданской лирики в
русской поэзии. Образ народа в творчестве А. Н.
Некрасова

Анализ поэтической формы, работа с
литературно-критическими статьями
Сопоставительный анализ стихов А. С.
Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н.
Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности

16

М. Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как
творческого принципа в литературе

Сопоставительный
анализ
сатирических
произведений Д. И. Фонвизина и М. Е.
Салтыкова-Щедрина

17

Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в
русской литературе. Диалог и монолог как
средство художественной выразительности прозы.
Деталь как символ, деталь как лейтмотив

Анализ прозаической формы, составление
развернутых планов, устные и письменные
высказывания по заданной проблеме

18

Л. Н. Толстой. Понятие «диалектика души»,
Работа с текстом. Составление схематических
психологический портрет. Традиции исторического систем образов и сложных линий
романа. Жанр романа-эпопеи. Система образов.
Духовные искания центральных героев романа

19

А. П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр

10

Работа с текстом, наблюдение за языком
писателя

20

А. П. Чехов — драматург. Новаторство в русской
драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности

Работа с текстом, анализ драматического
произведения, сопоставительный анализ
произведений разных авторов

21

Русская реалистическая проза начала XX века.
Своеобразие реализма русской реалистической
прозы XX века: И. А. Бунин, А. И. Куприн.
Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман)

Аналитическая беседа по содержанию,
анализ узловых эпизодов, наблюдение над
языком писателей, составление тезисных
планов, высказываний по проблемным
вопросам

22

Проблематика литературы нового времени в
произведении А. М. Горького

Работа с литературно-критическими
материалами.

23

Традиции и новаторство русского романтизма в
рассказах А. М. Горького

Работа с текстом, анализ языковых средств
выразительности

24

Поэзия Серебряного века.
Поэтические течения: символизм, акмеизм,
футуризм, имажинизм и их художественное
своеобразие

Анализ поэтических форм, работа с
литературно-критическими статьями

25

А. А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие
аллитерации и ассонанса
А. А. Ахматова. Лирика. «Реквием». Традиции в
русской поэзии

Анализ лирических произведений, работа с
мемуарной литературой
Анализ лирических произведений, работа с
литературоведческим словарем

В. В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в
русской поэзии

Анализ лирических произведений,
наблюдение над языком поэта

26
27

28

С. А. Есенин. Лирика. Традиции народной
образности в русской поэзии

Анализ
лирических
произведений,
выполнение тестовых заданий

29

Литература революции и Гражданской войны:
произведения М. А. Шолохова, И. Э. Бабеля, М.
Булгакова, А. А. Фадеева
Возвращенная литература:
произведения Л. Андреева, В. Набокова, А.
Платонова, А. Солженицына
Понятие утопии и антиутопии. Антиутопии А.
Платонова, Е. Замятина
Литература о Великой Отечественной войне:
произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б.
Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, С.
Алексиевич, К. Воробьева

Сопоставительный
анализ
произведений
разных авторов с целью выявления авторской
позиции
Эвристическая беседа. Устные высказывания
о роли литературы русского зарубежья

30

31
32

33

34

Поэзия 70-90-х гг.: Е. Евтушенко, А.
Вознесенский, И. Бродский, Н. Рубцов, Б.
Окуджава. Жанровые разновидности лирики.
Лирический герой
Русская проза 50-90-х гг.:
«Деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В.
Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина

Сопоставительный анализ произведений
Аналитическая беседа

Восприятие,
интерпретация и анализ
поэтических произведений с опорой на
литературоведческие категории
Эвристическая беседа, установление внутрилитературных
связей
изучаемых
произведений

Оценка знаний, умений, навыков
Преследуя цель подготовки к выполнению заданий ЕГЭ, учитель для контроля знаний использует различные
формы тренировочных заданий по литературе в рамках подготовки к ЕГЭ.

Литература
Акимов В. На ветрах времени. Л., 1991.
Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М., 1977.
Кулешов Ф. И. Лекции по истории русской литературы конца XIX— начала XX в. Минск, 1977.
Литературно-критические статьи В. Г. Белинского, Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова, Н. Добролюбова, А.
В. Дружинина, И. А. Гончарова, Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина.
Монахова О. Л., Малхазова М. В. Русская литература XIX века: в Зч. М., 1995.
Русская литература XVIII-XIX веков. Справочные материалы / под ред. Л. А. Смирновой. М., 1995.
Русская литература XX век. Справочные материалы / под ред. Л.А.Смирновой. М., 1995.
Русская литература XX века. Энциклопедия для детей. М., 1999.
Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века. Энциклопедия для детей. М., 1999.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».