Индивидуальный проект 10-11 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия»
РАССМОТРЕНО
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания
Решением педагогического__________Директор
совета
МО учителей _общ. наук Протокол от «_30_»_августа__2023 г.
С.В.Высоцкая,
от «_30_» _августа__2023 г.
№____1__
директор МБОУ «Северская
Руководитель МО
гимназия»
Антипова М.В.
Приказ от
«30»_августа_2023г.
№ ____483/1__

Рабочая программа учебного курса
«Проектно-исследовательская деятельность»
(индивидуальный проект, сопровождение)
для 10-11 класса (68 часов)

Составил:
Кручинина Кира Юрьевна,
учитель ОБЖ
высшей категории

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую форму
организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в учебные
планы и индивидуальный план (ИП) учащегося на уровне среднего общего образования.
Основная функция данной формы деятельности - это развитие метапредметных умений, а
также исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих
способностей в соответствии с интересами и склонностями лицеиста.
Индивидуальный проект выполняется старшеклассником в течение одного года в рамках
учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного,
игрового в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 и Положением об индивидуальном проекте
в образовательной организации.
2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Планируемые личностные результаты включают:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
 сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
 систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых
установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Планируемые метапредметные результаты включают:
 освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и
социальной практике;
 самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
 способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение
навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Планируемые предметные результаты:
 умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
 владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В результате освоения учебного курса «Индивидуальный проект» у обучающегося
сформируются:
 навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического
мышления;

 способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
 навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных
знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей;
 способность ставить цели и формулировать гипотезу исследования, планировать работу,
выбирать и интерпретировать необходимую информацию, структурировать и
аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;
 системные представления и опыт применения методов, технологий и форм организации
проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования;
 навыки разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования,
индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или)
социально значимой проблемы;
 навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно- практические
конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы),
возможность получения практико-ориентированного результата;
 умения определять и реализовывать практическую направленность проводимых
исследований;
 научный тип мышления, компетентности в предметных областях, учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности.
3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (68 часов)

Введение (2 часа)
Цели, задачи и содержание курса обучения. Определение понятия «проект» и его
понятийно-содержательные элементы. Нормативная правовая база учебного курса
«Индивидуальный проект». Виды проектных и исследовательских работ: доклад, тезисы доклада,
стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат,
проект, модель и др. История технологии проектов. Типовая классификация проектов в
соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. Выявление проектных
предпочтений старшеклассников.
Организационные основы индивидуального проекта (2 часа)
Общая характеристика проектной и учебно-исследовательской деятельности. Основные
требования к проекту. Структура учебного проекта. Циклограмма работы над проектом.
Классификация проектов (по доминирующей деятельности учащихся, характеру контактов,
продолжительности). Формы продуктов проектной деятельности. Паспорт проекта. Оформление
пояснительной записки к проекту. Виды презентации. Система оценивания проектной
деятельности.
Проект. Особенности проекта. Ситуация и проблема. Основные признаки проекта:
ограниченность ресурсов, ограниченность во времени, изменения проекта, актуальность.
Классификация проектов. Структура проекта, этапы организации проектной деятельности.
Тренинг «Командообразование».
Методология проектирования (11 часов)
Обоснование актуальности выбранной темы. Целеполагание. Составление плана проекта.
Определение обязанностей в группе. Риски проекта. Ожидаемый результат. Бюджет проекта.
Маркетинг проекта. Продвижение продукта на рынке. Разработка системы оценки
проекта, продукта проекта. Критерии экспертизы проекта.

Оформление проекта. Оформление пояснительной записки.
Обучение членов проектной группы. Формирование общественного мнения.
Самопрезентация. Стиль общения. Требования к презентации проекта. Подготовка к защите
проекта. Презентация результатов проектной деятельности. Защита проекта.
Итоговое занятие (1 час)
Рефлексия опыта использования методологических знаний о проектной работе.
Методология учебно-исследовательской (научной) деятельности (4 часа)
Общая характеристика учебно-исследовательской деятельности. Структура и специфика
проектной и учебно-исследовательской (научной) деятельности. Основные понятия: проблема,
предмет и цель исследования. Взаимосвязи проблемы, предмета и цели исследования. Источники
и условия исследовательского поиска.
Исследование. Различие исследовательской и проектной работы. Виды исследовательских
работ. Структура исследования. Выявление исследовательских предпочтений школьников.
Основные понятия для изучения: наука, факт, научное знание, закон, теория, логика,
проблема, предмет, объект, цель исследования, диагностика, интерпретация.
Введение исследовательской работы. Структура введения. Проблема, обоснование
актуальности, цель, задачи, методы исследовательской работы.
Методологический аппарат исследования. Объект, предмет, гипотеза. Методы
исследования и их характеристическая составляющая. Тема исследования. Актуальность
исследования. Противоречия и проблемы. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и
задач исследования. Исследовательские методы и методики. Методы теоретического и
эмпирического исследования. Статистические методы и средства формализации.
Основные понятия для изучения: тема исследования, актуальность, противоречие,
проблема, объект, предмет, цель, задача, эмпирические методы, теоретические методы, методы
диагностики, объяснения, наблюдения, эксперимента, опроса, метод беседы, метод изучения
продуктов деятельности, статистические методы.
Вариативность поиска и обработки информации. Виды информации (обзорная,
реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Этические законы
заимствования информации, соблюдение авторских прав.
Разработка системы оценки исследования, результата исследования. Критерии
экспертизы творческой работы.
Самопрезентация. Стиль общения. Требования к презентации исследовательской работы.
Подготовка к защите исследования.
Школьная конференция. Предзащита творческой работы.
Оформление исследовательского проекта (3 часа)
Оформление результатов исследования. Правила оформления пояснительной записки
письменных работ учащихся. Оформление исследовательской работы. Основная часть
Пояснительной записки к исследовательской работе. Составление плана исследования.
Подготовка к предзащите.
Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа. Раздел
«Введение». Основная часть работы. Выводы (заключения). Оформление списка литературы,
ссылок, рисунков, таблиц, формул.
Основные понятия для изучения: реферат, научный журнал, тезисы, компиляция текста,
рабочий вариант, редактирование текста, введение, титульный лист, выводы, заключение,
цитаты, ссылки, стилистические «запреты».
Методологические и психологические аспекты защиты проектов (2 часа)

Защита исследовательского проекта, презентация проекта. Особенности подготовки к
защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Подготовка отзывов и рецензий.
Общие правила процедуры защиты письменных работ. Формы письменной продукции: доклад,
реферат, тезисы, научный отчет, статья. Виды презентаций проектов. «Подводные камни»
защиты проекта, психологическая помощь. Понятие о научной этике, межличностное общение
и коммуникативные навыки. Невербальное общение и проблема эмоционального
самовыражения. Вербальное общение. Технология коммуникации. Основные стили в общении.
Рефлексия.
Защита. Рефлексия творческой работы (2 часа)
Презентация результатов исследовательской деятельности. Защита проекта.
Итоговое занятие. Рефлексия опыта использования методологических знаний об
исследовательской работе. Круглый стол.
Этапы работы над проектом (практические занятия) (34 часа)
Подготовка к основной работе над ИП (7 часов)

Выбор темы. Составление плана работы над проектом.

Приемы работы с научной литературой и первоисточниками.

Работа с понятийным аппаратом проекта в соответствии с выбранной темой.

Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность.

Практические навыки оформления проекта (пробное моделирование).

Рецензирование
Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные
консультации учителя или тьютора (21 час)
Представление результатов исследовательского проекта. Устранение недочётов и
замечаний. (6 часов)

4.

Тематическое планирование учебного курса с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
10 класс
Теоретическая часть 34 часа

№
1.

2.

Дата

10 класс, II полугодие
Тема занятия
Введение. Цели и задачи курса. Введение в
проектную
деятельность.
Диагностика
проектных качеств личности обучающихся.
Тренинг «Мотивация на совместную
деятельность».
Выявление
проектных
предпочтений старшеклассников.
Проект. Особенности проекта. Ситуация и
проблема. Основные признаки проекта:
ограниченность ресурсов, ограниченность
во
времени,
изменения
проекта,
актуальность. Классификация проектов.
Структура проекта, этапы организации
проектной
деятельности.
Тренинг
«Командообразование».

Количество часов
всего лекции практикум
2
1
1

2

1

1

Обоснование актуальности выбранной темы.
Целеполагание. Составление плана проекта.
Определение обязанностей в группе.
Риски проекта. Ожидаемый результат.
Бюджет проекта.
Маркетинг проекта. Продвижение продукта
на рынке.
Разработка системы оценки проекта,
продукта проекта. Критерии экспертизы
проекта.
Обучение членов проектной группы.
Формирование общественного мнения.
Оформление
проекта.
Оформление
пояснительной записки.
Самопрезентация.
Стиль
общения.
Требования
к
презентации
проекта.
Подготовка к защите проекта.
Презентация
результатов
проектной
деятельности. Защита проекта.
Итоговое занятие. Рефлексия опыта
использования методологических знаний о
проектной работе.

3.

4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.

11.
12.
Итого:
№

Дата

10 класс, II полугодие
Тема занятия

Исследовательская работа. Методология исследования.
1.
Исследование. Различие исследовательской
и
проектной
работы.
Виды
исследовательских
работ.
Структура
исследования.
Выявление
исследовательских
предпочтений
школьников.
2.
Методологический аппарат исследования.
Объект, предмет, гипотеза.
3.
Введение
исследовательской
работы.
Структура введения. Проблема, обоснование
актуальности,
цель,
задачи,
методы
исследовательской работы.
4.
Основная часть Пояснительной записки к
исследовательской работе. Составление
плана
исследования.
Подготовка
к
предзащите.
5.
Школьная
конференция.
Предзащита
творческой работы
6.
Разработка системы оценки исследования,
результата
исследования.
Критерии
экспертизы творческой работы.

2

1

1

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0

1

2

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

16

6

11

Количество часов
всего лекции практикум
1

1

0

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

0

1

0

1

1

1

0

Оформление исследовательской работы.
Оформление пояснительной записки.
8.
Самопрезентация.
Стиль
общения.
Требования
к
презентации
исследовательской работы. Подготовка к
защите исследования.
Защита. Рефлексия творческой работы.
9.
Презентация результатов исследовательской
деятельности. Защита проекта.
10.
Итоговое занятие. Рефлексия опыта
использования методологических знаний об
исследовательской работе.
Итого:
7.

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

11

5

6

11 класс.
Работа над ИП совместно с руководителем (тьютором) 34 часа
№

35-37

38-40

41

42-62

63-68

Дата

Тема занятия

Количество часов
всего

Этапы работы над проектом (практические занятия)
Выбор и обоснование формы ИП. Виды
3
презентаций проектов.
Практическое занятие. Работа с
информацией и первоисточниками, с
3
понятийным аппаратом в соответствии с
выбранной темой
Практическое занятие. Основные правила
защиты проекта. «Подводные камни»
1
защиты проекта, психологическая помощь.
Понятие о научной этике
Индивидуальная практическая работа
учащихся над проектом и индивидуальные
21
консультации тьютора
Практическое занятие. Проведение
предварительной защиты проекта.
6
Коррекция.

лекции

практикум

1

2

1

2

1

21

6

5. Литература
1. Справочник заместителя директора школы, №4, 2019 года, статья «Готовая программа курса
«Индивидуальный проект» на 2019/20 учебный год», стр.54-62.
https://e.zamdirobr.ru/viewpdf/308/2019/32274/62/index.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».