Организация проектной деятельности 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Северская гимназия»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора
по учебновоспитательной работе

Директор

Высоцкая С.В.
Приказ №483/1 от
Атапина Н.Ю. «30» 08.23 г.
Ермакова Л.Н.
Приказ №483/1 от
Приказ № 483/1 от
«30» 08.23 г.
«30» 08.23 г.

Учителей предметов
эстетического цикла

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы проектной деятельности»
на 2023-2024 учебный год

Класс 8
Уровень
Базовый

обучения

Автор программы:
Самородова Л В,
учитель
высшей
категории

Северск
2023

Пояснительная записка.
Рабочая (учебная) программа по основам проектной деятельности (ОПД) для 5, 8 классов
составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
- Приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644, от 31 декабря 2015 г. №
1577;
- Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, №
273 – ФЗ;
- Примерной программы учебного курса «Основы проектной деятельности» школьника»
Голуб Г.В, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Самара:
Учебная литература, 2009;
- Учебного плана МБОУ «Северская гимназия» г. Северска Томской области.
Рабочая (учебная) программа по ОПД создана с учетом «Фундаментального ядра
содержания общего образования и Требований к результатам основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте общего образования второго поколения». В ней также учтены основные
положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для
общего образования.
Рабочая (учебная) программа ориентирована на базовый уровень подготовки
школьников по ОПД.
Для реализации данной программы используется:
- методическое пособие Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной
деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса / Под ред. проф.
Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом
«Федоров». 2006. – 224 с.
- методическое пособие Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов –
технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для
педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я.
Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров».
2006. – 176 с.
Учебный план гимназии отводит для изучения предмета «Основы проектной
деятельности» в 5 классах 1 час в неделю в течении 1 полугодия. Соответственно
программа рассчитана на 17 часов. В 8 классах из расчёта 1 час в неделю, по 34 часа в
год.
Годовой учебный календарный график гимназии включает 34 учебные недели.
В соответствии с этим данная программа реализуется в объеме не менее 34 часов для 8
классов и не менее 17 часов для 5 классов.
Общая характеристика программы
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над
проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их,
таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном
курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода
проектов как технологии формирования ключевых компетентностей обучающихся.
Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов
воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный
внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного
процесса
в
школе
не
формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный
процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою
личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в

изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям
собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление
личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом,
проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
Выбор авторской программы обусловлен тем, что содержание программы, целей,
задач обучения и методический аппарат данной программы обеспечивают выполнение
требований, представленных в ФГОС. Программа определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения ОПД, которые определены стандартом.
Цель курса – способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории
обучающихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и
проектной деятельности в связи друг с другом и с содержанием учебных предметов, как
на уроках, так и во внеурочной среде.
Задачи:
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;
- Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
- Формирование способности к организации деятельности и управлению ею;
- Воспитание целеустремленности и настойчивости;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
- Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
- Развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения;
- Формирование умения решать творческие задачи;
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
- Овладение технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности;
- Научить рефлексировать свою деятельность.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее
адекватным поставленным целям, является проектное обучение.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть,
сформулировать и решить проблему.
Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается
«участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работ творческое решение учебных и практических задач;
самостоятельное выполнение творческих работ, проектов создание собственных
произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе
с использованием мультимедийных технологий».
Курс «Основы проектной деятельности» направлен на освоение таких способов
деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы,
определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование
деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.
Общая характеристика учебного предмета.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые
позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных
действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная

технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных
и творческих методов.
Информационные проекты. Направлены на работу с информацией о каком-либо
объекта, явлении для обучения участников проекта
целенаправленному сбору
информации, её структурированию, анализу и обобщению. Этот тип проекта направлен
на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Его цель – обучение участников
проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и
обобщению.
Информационный проект является наиболее оптимальным вариантом для
обучения азам проектной деятельности.
Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и
бумажных справочников, электронных страниц в сети Интернет, каталогов с
приложением карт, схем, фотографий.
Учебно-исследовательский проект. Совпадает с характеристиками учебноисследовательской деятельности, дополненной традиционными признаками проекта.
Может быть предметным, межпредметным или ориентированным на содержание
научного направления, не входящего в перечень школьных предметов. Основная цель –
формирование метапредметных результатов и представлений.
Игровые проекты.
Под игровыми проектами понимается деятельность обучающихся, результатом
которой является создание, конструирование и модернизация (настольных, подвижных,
спортивных) на основе предметного содержания. В ходе создания игр развиваются
умения моделирования существующих жизненных процессов и отношений, изучаются
основные принципы переноса реальных обстоятельств в пространство игры,
особенности её построения, организации и правил, назначение элементов, различных
видов игр и их возможности для развития и обучения человека.
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, объектов, в форме
электронной игры.
Ролевые проекты.
Является подтипом игрового. Под
ролевыми
проектами
понимается
реконструкция, проживание определённых ситуаций, имитирующих социальные или
деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. В ролевых
проектах структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы.
Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и
описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои.
Результаты этих проектов намечаются в начале выполнения, но окончательно
вырисовываются лишь на заключительном этапе защиты результатов работы.
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, презентаций
фото- и видеоматериалов.
Прикладные (социальные) проекты.
Целенаправленная
социальная
(общественная)
практика,
позволяющая
обучающимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений.
Является удобным средством формирования социального опыта, социальных
компетентностей и компетенций обучающихся, овладения основными социальными
ролями, помогает осваивать правила общественного поведения.
Прикладные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала конечный
продукт деятельности его участников, имеющий конкретного потребителя, назначение
и область применения. В случае социального прикладного окружения или
определённого сигмента человеческой деятельности и рынка для придания
конечному продукту необходимых свойств и качеств.

Прикладной продукт используется для повышения мотивации обучающихся к
проектной деятельности, обучения основам исследовательской и инженерной
деятельности.
Технология организации работы над проектом представлена в виде следующего
алгоритма:
1) создание каталога тем проектных заданий;
2) предложение выбора учащимися с учётом результатов выполнения предыдущих
заданий и определением для каждого ученика уровня сложности, ниже которого он
не может выбирать;
3) определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с
этапом работы;
4) защита проекта. Защита проекта может быть организована перед преподавателем
(режим зачёта), группой экспертов (5 класс). Защита итогового индивидуального проекта
(8 класс) осуществляется в специально организованной комиссии гимназии, или на
школьной конференции/ конкурсе проектов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
- сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы
её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или
обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание
прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в
целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы
действий.
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях.

- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты,
аргументировано ответить на вопросы.
Содержание учебного предмета
8 класс.
Тема 1. Понятие проекта и проектной деятельности.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность
исследовательских умений в жизни современного человека. История возникновения
проектов.
Тема 2. Структура проекта.
Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект.
Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой
проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.
Тема 3. Типология проектов.
Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект.
Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой
проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт
Тема 4. Изучение способов достижения цели.
«Мозговой штурм». Что мы хотим получить в результате проекта?
Тема 5. Идея, замысел проекта (проблема).
Замысел проекта.
1. Основная идея.
Что? Зачем? Для кого? Что изменится в результате?
2. Этапы разработки проекта.
Какие виды работ и основные мероприятия планируются? Что остается пока неясным?
3. Распределение ролей и позиций в проекте.
Какие роли (позиции) необходимы для работы над проектом? Ка-ково участие взрослых в
осуществлении проекта? Имеются ли вакансии, кого хотите пригласить для участия в
проекте?
4. Ресурсы.
Какими ресурсами уже удалось обеспечить проект? Какая под-держка нужна проекту:
«новые» люди? «свежие идеи»? консультации? Материальная поддержка? Что-то другое?
Тема 6. Изучение способов достижения цели.
Основные методы используемые для достижения целей. Описание, сравнение,
характеристика.
Тема 7. Этапы планирования проекта.
Тема (название) проекта. Актуальность проблемы (Почему этим нужно заниматься?)
Объект (Что необходимо изучить?) и предмет (Под каким углом зрения?) проекта.
Характеристики объекта и предмета исследования. Цель проекта (Что мы хотим получить
в результате проекта?) Задачи проекта (Что нужно сделать, чтобы достичь цели
исследования?)
Тема 8. Трудности при проектировании.
Неудачный выбор темы исследования. Некорректное название работы. Неправильная
формулировка цели и задач исследования. Отсутствие статистической обработки
результатов. Некорректная интерпретация результатов. Неграмотная формулировка
выводов. Риски и мероприятия по их снижению. Что может помешать выполнению
проекта и как можно это предотвратить?
Тема 9. Требования к оформлению проектных работ.
Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, минипроекту, структуре содержания, оформлению исследования.
Тема 10. Выбор темы исследования.

Актуальность выбора проблемы исследования. Поиск противоречия, формулировка темы
исследования. Групповая дискуссия.
Тема 11. Цели и задачи исследования.
Грамотно и четко сформулированные цель и задачи работы в большой степени
определяют успех всего исследования.
Тема 12. Методы исследования. Мыслительные операции.
Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение.
Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской
деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Тема 13. Сбор материала для исследования.
Статистика. Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума,
телефонного опроса и пр.
Тема 14. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны,признаки, свойства
или отношения) с целью их всестороннего изучения. Соединение ранее выделенных
частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Тема 15. Обобщение полученных данных.
Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий
признак объектов.
Тема 16. Составление графика деятельности.
Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование,
реализация плана, рефлексия, презентация. Деятельность учащихся в группе над проектом
«Строим башню». Презентация проекта. Практическая работа «Алгоритм работы над
проектом».
Тема 17. Источники информации (2 часа).
Наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее
получения. Выбор источников информации. Несколько типов источников информации.
Методы сбора информации.
Тема 18. Сбор и систематизация материала (3 часа).
Сбор, обобщение, анализ и систематизация материала по исследуемой теме является
важным этапом выполнения проектной работы.
Тема 19. Деятельность на различных этапах проектирования (2 часа).
Кто, когда, и что будет делать?
Тема 20. Поиск информации в сети.
3 основных способа поиска информации в Internet. Указание адреса страницы.
Непосредственный поиск с использованием гипертекстовых ссылок. Использование
поисковых систем.
Тема 21-22. Оформление проекта с использованием пакета MS Office.
Общие требования. Требования к оформлению заголовков. Требования к оформлению
таблиц. Требования к оформлению отдельных видов текстового материала. Требования к
оформлению списка литературы.
Тема 23. Оформление письменной части проекта с помощью MS Word.
Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы,
который включает два процесса: редактирование и форматирование. Требования к
оформлению проекта
Тема 24. Использование мультимедийных технологий в проектной деятельности.
Мультимедийные презентации используются для сопровождения выступления, а не его
замены. Поэтому на слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая
информация. Этапы создания презентации. Использование Power Point для создания
мультимедийной презентации.
Тема 25. Использование Power Point для создания мультимедийной презентации.
Требования к составлению презентаций.

Практическая работ - Использование Power Point для создания муль-тимедийной
презентации.
Тема 26. Реализация проекта.
Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в
установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение
обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде
сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты,
альманаха, альбома и пр. Основные требования, предъявляемые к структуре и
оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание.
Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.
Тема 27. Подготовка защиты.
Процедура защиты. Последовательность процедуры презентации и защиты проекта.
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы
общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения
презентации». Рецензирование проектных работ.
Тема 28. Экспертиза проектной деятельности.
Что такое экспертиза. Критерии оценивания творческой работы.
Тема 29. Оформление текста выступления к презентации.
Структура выступления. Основные правила при подготовке презентации.
Тема 30. Презентация и защита проекта.
Требования и подготовка публичного выступления. Общие рекомендации.
Тема 31. Проект и рефлексия. Анализ проекта.
Самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны деятельности и их анализ. Успех и как его
добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка
собственного продвижения.
Таблица тематического распределения количества часов
8 класс.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Разделы, темы.

Раздел 1. Проект, как вид деятельности (теория).
Понятие проекта и проектной деятельности.
Структура проекта.
Типология проектов.
Изучение способов достижения цели.
Раздел 2. Разработка проекта (практика).
Идея, замысел проекта (проблема).
Изучение способов достижения цели.
Этапы планирования проекта.
Трудности при проектировании.
Требования к оформлению проектных работ.
Раздел 3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
(практика).
Выбор темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Сбор материала для исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Обобщение полученных данных.
Раздел 4. Выполнение проекта (практика).
Составление графика деятельности.
Источники информации.
Сбор и систематизация материала.
Деятельность на различных этапах проектирования.
Раздел 5. Информационные технологии в проектной деятельности.

Кол-во
часов

4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8
1
2
3
2
5

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Поиск информации в сети.
Оформление проекта с использованием пакета MS Office.
Оформление письменной части проекта с помощью MS Word.
Использование мультимедийных технологий в проектной деятельности.
Использование Power Point для создания мультимедийной презентации.
Раздел 6. Представление полученных результатов работы.
Реализация проекта.
Подготовка защиты.
Экспертиза проектной деятельности.
Оформление текста выступления к презентации.
Презентация и защита проекта.
Проект и рефлексия. Анализ проекта.
Итого:

1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
34 ч

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
8 класс (34 ч)
Содержание
курса
Раздел 1.
Проект, как вид
деятельности
(теория).
4 ч.

Тематическое
планирование
Понятие проекта и проектной
деятельности.
Понятие о проектах и
исследовательской деятельности
учащихся. История возникновения
проектов. Структура проекта.
Проект и его типы.
Классификации проектов.
Практико-ориентированный
проект. Исследовательский проект.
Информационный проект.
Творческий проект. Игровой
проект. Типология проектов.
Изучение способов достижения
цели.
«Мозговой штурм». Что мы хотим
получить в результате проекта?

Характеристика деятельности
учащихся
Овладение теоретическим
материалом.
Объяснение значения проектов и
проектирования. Определяют и
сравнивают виды и типы проектов.
Характеризуют структуру проектов и
исследовательской работы.

Раздел 2. Разработка
проекта (практика).
5 ч.

Тема 5. Идея, замысел проекта
(проблема).
Замысел проекта.
Основная идея.
Этапы разработки проекта.
Распределение ролей и позиций в
проекте.
Какие роли (позиции) необходимы
для работы над проектом. Ресурсы.
Изучение способов достижения
цели. Основные методы
используемые для достижения
целей. Описание, сравнение,
характеристика.
Этапы планирования проекта.
Тема (название) проекта.
Актуальность проблемы Объект и
предмет проекта. Характеристики
объекта и предмета исследования.
Цель проекта. Задачи проекта.
Трудности при проектировании.

Формулируют проблему, цель,
задачи, объект и предмет
исследования, гипотезу. Выполняют
задания, предложенные учителем.
Выполняют практическую работу.
Проводят само- и взаимооценку
деятельности.
Описание и анализ ситуации,
постановка цели, планирование
деятельности и ресурсов.
Ориентироваться в разнообразии
способов постановки и решения
задачи.
Приобретение опыта поиска
информации, необходимой для
разрешения проблемы.

Требования к оформлению
проектных работ.
Требования к полиграфическому
оформлению, компьютерной
презентации, мини-проекту,
структуре содержания,
оформлению исследования.
Раздел 3.
Этапы работы в
рамках
исследовательской
деятельности
(практика).
6 ч.

Выбор темы исследования.
Актуальность выбора проблемы
исследования. Поиск
противоречия, формулировка темы
исследования. Групповая
дискуссия.
Цели и задачи исследования.
Методы исследования.
Мыслительные операции.
Методы исследования.
Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение.
Анкетирование.
Сбор материала для исследования.
Анализ и синтез.
Обобщение полученных данных.
Прием мышления, в результате
которого устанавливаются общие
свойства и общий признак
объектов.

Обоснование возникшей идеи.
Определение конкретных задач.
Выявление основных параметров и
ограничений идеи. Составление
«схемы» обдумывания
исследовательской работы с
выявлением основных параметров.
Осуществлять синтез как составление
целого из частей, проводить
сравнение, классификацию по
заданным критериям, устанавливать
причинно-следственные связи,
аналогии, обобщать.
Работа с первоисточниками по теме
исследования, подбор иллюстраций и
пр.

Раздел 4.
Выполнение проекта
(практика).
8 ч.

Составление графика
деятельности.
Основные этапы работы над
проектом: проблематизация,
целеполагание, планирование,
реализация плана, рефлексия,
презентация. Деятельность
учащихся в группе над проектом
«Строим башню». Презентация
проекта. Практическая работа
«Алгоритм работы над проектом».
Источники информации.
Наличие разнообразных
источников информации,
использование различных методов
ее получения. Выбор источников
информации. Несколько типов
источников информации. Методы
сбора информации. Сбор и
систематизация материала.
Деятельность на различных этапах
проектирования .
Поиск информации в сети.
3 основных способа поиска
информации в Internet. Указание
адреса страницы.
Непосредственный поиск с
использованием гипертекстовых

Составлять план последовательности
действий.
Осуществлять поиск и выделение
необходимой информации.
Приобретение опыта поиска
информации, необходимой для
разрешения проблемы.
Ориентироваться в современных
информационных ресурсах.
Подбирать источники информации
по заданной теме.
Оформлять полученную
информацию в соответствии с
предъявляемыми к ней
требованиями.
Определение темы проекта, цели и
задач, постановка проблем,
планирование действий по их
решению, выбор способов
оформления результатов.

Раздел 5.
Информационные
технологии в
проектной
деятельности.
5 ч.

Использовать правила работы с
техникой, техника безопасности,
знакомство с различными
программами(Microsoft Word, Power
Point) и выполнение небольших
проектов в этих программах.

ссылок. Использование поисковых
систем.
Оформление проекта с
использованием пакета MS Office.

Осваивают программу Power Point.
Отбирают содержание презентации,
оформляют слайды презентации.
Создавать презентации на основе
заранее составленных планов.

Общие требования. Требования к
оформлению заголовков.
Требования к оформлению таблиц.
Требования к оформлению
отдельных видов текстового
материала. Оформление
письменной части проекта с
помощью MS Word.
Требования к оформлению
проекта. Использование
мультимедийных технологий в
проектной деятельности.
Этапы создания презентации.
Использование Power Point для
создания мультимедийной
презентации.
Использование Power Point для
создания мультимедийной
презентации.
Требования к составлению
презентаций.
Практическая работ Использование Power Point для
создания мультимедийной
презентации.
Раздел 6.
Представление
полученных
результатов работы.
6 ч.

Реализация проекта.
Работа над основной частью
проекта. Основные требования,
предъявляемые к структуре и
оформлению письменной части
учебных проектов. Титульный
лист. Содержание. Введение.
Основная часть. Заключение.
Библиография. Приложение.
Подготовка защиты.
Процедура защиты.
Последовательность процедуры
презентации и защиты проекта.
Планирование презентации.
Техника публичного выступления.
Невербальные способы общения.
Использование средств
наглядности. Экспертиза
проектной деятельности.
Что такое экспертиза. Критерии
оценивания творческой работы.
Оформление текста выступления к
презентации.
Структура выступления. Основные
правила при подготовке
презентации.

Определение темы проекта, цели и
задач, постановка проблем,
планирование действий по их
решению, выбор способов
оформления результатов и их
презентации, рефлексия.
Готовят выступление по содержанию
выполненного проекта
(исследования). Оценивают
собственную работу и работу
одноклассников
Согласовывать процедуры
совместного действия, обращаться за
помощью в сложных ситуациях
группового взаимодействия.

Презентация и защита проекта.
Требования и подготовка
публичного выступления. Общие
рекомендации. Проект и
рефлексия. Анализ проекта.
Самооценка. «Сильные» и
«слабые» стороны деятельности и
их анализ. Оценка собственного
продвижения.

Планируемые предметные результаты освоения содержания программы
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся – формирование
компетентности работать на достижение планируемого результата.
Пять основных задач:
 Формирование универсальных учебных и исследовательских действий.
 Освоение продуктивно-ориентированной деятельности.
 Овладение знаниями и навыками целенаправленной творческой деятельности и
развитие творческих способностей.
 Формирование рациональных моделей поведения.
 Совершенствование навыков сотрудничества.
Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты:
- приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
- в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладение умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в
ситуациях неопределённости;
- получение возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы проектной деятельности»
является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли и т.д.);
- средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные УУД:
- самостоятельная работа с каталогами в библиотеке;
- поиск информации по заданному параметру;
- работа со справочной литературой; нахождение информации в справочной литературе;
- работать с текстом при помощи разных приемов; работать с понятиями;
- комбинировать разные способы первичной обработки информации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате выполнения данной программы 5 класса учащиеся должны знать:
- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации проекта;
- об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- работать в парах и в группах
По окончании 8 класса учащиеся научатся:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии,
опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и
исполнение алгоритма;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы,
выдвижение
«хорошей
гипотезы»,
эксперимент,
моделирование,
использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление
границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Учащийся получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего
особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
Система оценки планируемых результатов:
Оценивание обучающихся 5 класса осуществляется согласно приведенным критериям на
каждом занятии.
Критерии оценивания:
1. Участие в обсуждении ключевых вопросов.
2. Умение распределить последовательность действий каждого члена группы.
3. Сотрудничество с другими во время работы над достижением общих целей.
4. Высказывание новых идей.
5. Внесение конструктивных предложений.
6. Умение выслушивать товарищей.
7. Тщательно обдумывает информацию.
8. Умение сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи.
9. Умение корректно отстаивать свою точку зрения.
10. Умение выяснять, что непонятно.
11. Умение принимать помощь товарищей.
Критерии оценки проектной работы учащихся 8 классов разрабатываются с учётом целей
и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает
оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
Проектная деятельность носит безотметочный характер.

Проектная деятельность в 8 классах оценивается как «зачтено»/ « не зачтено».
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Библиотечный фонд
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая
тетрадь для 5-7 класса/ Под ред. проф. Е.Я.Когана. – 3-е изд. – Самара: Издательский дом
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. – 80 с.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности
школьника. Методическое пособие для учителя.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности
школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство
«Учебная литература», 2006.
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред.
проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.
5. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. –
Москва, издательство «Аркти», 2006.
6. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и
содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2009. 5. Ступицкая М.А. Новые педагогические
технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
8. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении.
Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.
Презентации к разделам.
Интернет ресурсы:
http://www.zavuch.info/metodichka/nachal/mathemnach/nachmaturoc/numer-cisel
http://www.4stupeni.ru/
http://www.rusedu.ru/
Мультимедийный компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».