МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент Образования Томской области Управление Образования ЗАТО Северск МБОУ Северская гимназия РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Завуч по УВР Руководитель ШМО Директор МБОУ СГ Атапина Н.Ю. Антипова М.В. Высоцкая С.В. Приказ 483/1 от «30» 08 Приказ 483/1 от «30» 08 Приказ 483/1 от «30» 08 2023 г. 2023 г. 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы проектной деятельности» для обучающихся 5 классов Северск 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по ОПД составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания. В программе по ОПД соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Учебный курс «Основы проектной деятельности» носит культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОПД – формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. В процессе изучения курса ОПД обучающиеся получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественнонаучных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума. Проектная деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Курс ОПД формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса ОПД обучающиеся получают Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности. Содержание курса ОПД требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы. Цель и задачи курса «Проектная деятельность» Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности. Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность, развивать коммуникативные навыки (партнерское общение); формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. Особенности программы Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; Системность организации учебно-воспитательного процесса; Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Специфика курса Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Группы умений, которые формирует курс: исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло); оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает); презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Проектная деятельность включает в себя следующие этапы: 1. Постановка проблемы Проблема может идти от ребенка, а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка. 2. Тема проекта Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта. 3. Цель проекта После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта. 4. Задачи проекта Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе: • задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию); • задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент); • задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта). При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются. 5. Гипотеза Гипотезу выдвигают исходя из цели. 6. План работы Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом: • подумать самостоятельно; • посмотреть книги; • спросить у взрослых; • обратиться к компьютеру; • понаблюдать; • проконсультироваться со специалистом; • провести эксперимент; • другие. В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации. Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект». Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта. 7. Продукт проекта Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта. Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какойто определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет какимто образом соприкасаться с темой вашего проекта. Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни. 8. Выводы (итог) проекта Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее. Место «Проектной деятельности» в учебном плане Курс «Основы проектной деятельности» входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». В соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 5 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты. Основные методы и технологии Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: Изучение курса «Основы проектной деятельности» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития: 1. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и по строению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; проводить рефлексию своей деятельности. 2) Метапредметные: умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; умение отбирать материал из информационных источников и представлять ее в понятной форме; умение анализировать полученные данные; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий 3) Предметные: умение использовать термины «проект», «проектный продукт», «информация», «реферат», «алгоритм», «программа», понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи; умение определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; умение создавать основные слайды для презентации проекта; умение выбирать соответствующую форму проектного продукта; умение оформлять результаты проектной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 класс (34 часа) Введение (1 ч.) Что такое проект. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация Теоретический блок (16 ч.). Модуль 1: От проблемы к цели (9 ч). Виды проектов. С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект исследования, предмет исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ). Постановка цели. Планирование. Ресурсы. Общая характеристика опросных методов. Опрос как процесс организованного общения. Ораторское искусство. Критерии хорошей речи. Модуль 2: Работа с каталогами (2 ч). Источник информации. Виды источников информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием. Способы получения и переработки информации. Модуль 3: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (5 ч). Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Критерии оценки, оценка продукта проектной деятельности, самооценка. Практический блок (17 ч). Модуль 4: Планирование работы над проектами. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Анкета, социальный опрос, интервью. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Оформление работ, рецензирование. Подготовка к защите работ. Защита проектов. Тематическое планирование №п/п Наименование тем Кол-во часов Введение (1 ч.) 1. 2 3-4 5-6 7-8 9-10 11 12 13-14 15 16 17-21 22-23 24-25 26-30 31-32 33-34 ИТОГО Что такое проект I. Теоретический блок (16 ч.) Способы мыслительной деятельности (10 ч.) Что такое проблема Алгоритм работы над учебным проектом Типы проектов Структура проекта Работа с информацией Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (6 ч.) Выбор темы исследования Цели и задачи исследования Методы исследования. Мыслительные операции. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы Обобщение полученных данных. II. Практический блок (17 ч.) Реализация плана проекта Письменная часть проекта Оценивание проекта Защита проекта. Презентация Анализ проекта Оценка результатов и процесса проектной деятельности 1 1 2 2 2 2 1 2 2 1 1 5 2 2 4 2 2 34