Финансовая грамотность 5-6 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северская гимназия»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора
по учебновоспитательной работе

Директор

Высоцкая С.В.
Приказ №483/1 от
Атапина Н.Ю. «30» 08.23 г.
Ермакова Л.Н.
Приказ №483/1 от
Приказ № 483/1 от
«30» 08.23 г.
«30» 08.23 г.

Учителей предметов
эстетического цикла

Программа внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(для обучающихся 5-6 классов)

Составил: Волис М.В.,
Учитель истории и обществознания

Северск 2023

Пояснительная записка
Предлагаемая программа дополнительного образования «Финансовая грамотность»,
призвана
содействовать
решению
задач,
сформулированных
Федеральными
государственными образовательными стандартами нового поколения. Содержание
программы направлено на обеспечение гражданско-патриотического воспитания,
формирование и развитие творческих способностей обучающихся, социализацию и
адаптацию к жизни в обществе.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной
жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории,
географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В
процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами,
схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и
публичных выступлений.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей
семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Возраст детей. Программа адресована обучающимся 5-6 классов, возраст 11-13 лет.
Сроки реализации, режим занятий. Продолжительность образовательного процесса - в
течение всего года, в соответствии с календарно-тематическим планом воспитательной
работы гимназии. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия
– 45 минут.









Формы занятий
интерактивная экскурсия
беседа
просмотр презентаций и видеофильмов
встреча с интересными людьми
театрализация
исследовательская деятельность
творческая, оформительская деятельность







работа со справочной литературой в библиотеке гимназии
доклады, сообщения учащихся
уроки
«мозговой штурм»
викторина

Содержание программы и примерный перечень компетенций
РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ (13 ч)
Занятие 2-3. Деньги
Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения
интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют
собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными
деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные
деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой
информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.
Основные понятия
Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки.
Фальшивые деньги.
Компетенции:
•
Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.
•
Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
•
Перечислять виды денег.
•
Приводить примеры товарных денег.
•
Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
•
Составлять задачи с денежными расчётами.
•
Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
•
Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.
•
Объяснять, почему изготовление фальшивых денег - преступление.
Занятия 4-5. Доходы семьи
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью,
социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от
образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом,
гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк,
приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель
получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки
предоставляют кредиты.
Основные понятия
Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты.
Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.
Компетенции:
•
Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
•
Описывать виды заработной платы.
•
Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.
•
Объяснять, как связаны профессии и образование.
•
Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.
•
Объяснять причины различий в заработной плате.
•
Приводить примеры кредитов.
Занятие 6-7. Расходы семьи
Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы:
обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться
ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо

отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары
различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или
воспользовавшись скидками.
Основные понятия
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного
пользования. Услуги. Коммунальные услуги.
Компетенции:
•
Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
•
Описывать направления расходов семьи.
•
Классифицировать виды благ.
•
Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.
•
Сравнивать и оценивать виды рекламы.
•
Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
•
Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Занятие 8-9. Уровень жизни и прожиточный минимум
Занятие 11-12. Планирование семейного бюджета
Занятие 13 Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи
бюджет
Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом.
Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно
хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или
приводит к образованию долгов.
Основные понятия
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.
Компетенции:
•
Составлять семейный бюджет на условных примерах.
•
Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
•
Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.
•
Описывать формы сбережений.
•
Описывать последствия превышения расходов над доходами.
•
Сравнивать потребительский и банковский кредиты.
•
Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.
РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ
ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ (9 ч)
Занятие 14. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Занятие 15-16. Вклады. Страхование вкладов.
Занятие 17-18. Инвестиции
Занятие 19. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
Занятие 20-21. Ролевая игра «Семейный бюджет»
Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных
катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья,
жизни. Принципы работы страховой компании.
Основные понятия
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания.
Страховой полис.
Компетенции:
•
Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка,
внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).
•
Определять последствия таких событий для бюджета семьи.
•
Различать обязательное и добровольное страхование.
•
Объяснять, почему существует обязательное страхование.
•
Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

•
Сравнивать различные виды страхования.
Занятия 22-23. Итоговая работа по разделу 2: ролевая игра «Страхование».
РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ (6 ч)
Занятия 24-25. Понятие о налогах и их типах
Налоги - обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных
расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.
Основные понятия
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль.
Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.
Компетенции:
•
Объяснять, почему государство собирает налоги.
•
Приводить примеры налогов.
•
Описывать, как и когда платятся налоги.
•
Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.
•
Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.
•
Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.
•
Приводить примеры выплаты налогов в семье.
Занятие 26-27. Социальные пособия
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с
детьми, безработных.
Основные понятия
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по
безработице.
Компетенции:
•
Объяснять, почему существуют социальные выплаты.
•
Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры
пособий.
•
Находить информацию о социальных выплатах.
Занятие 28-29. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство
— это мы!».
РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ (4 ч)
Занятие 30. Банковские услуги
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от
размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам
гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки
по вкладам.
Основные понятия
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по
страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Компетенции:
•
Приводить примеры банковских услуг.
•
Описывать условия вкладов и кредитов.
•
Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.
•
Объяснять, почему и как страхуются вклады.
•
Находить информацию о вкладах и кредитах.
•
Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.
•
Объяснять условия кредита, приводить примеры.
•
Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.
•
Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Занятие 31-32. Собственный бизнес
Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по
поддержке малого бизнеса.

Основные понятия
Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Компетенции:
•
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.
•
Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый
бизнес.
•
Объяснять, что такое бизнес-план.
•
Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
Занятие 33. Валюта в современном мире
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной
валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки
по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Основные понятия
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Компетенции:
•
Приводить примеры валют разных стран.
•
Объяснять, что такое валютный курс.
•
Находить информацию о валютных курсах.
•
Проводить расчёты с валютными курсами.
Занятие 34. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».
Учебно-тематическое планирование
Наименование раздела

Название темы

Введение
Доходы и расходы семьи

Введение. Инструктаж по технике безопасности

1. Деньги и их функции
2. Доходы семьи
3. Расходы семьи
4. Семейный бюджет
5. Уровень жизни и прожиточный минимум
6. Планирование семейного бюджета
7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие
технологии в бюджете семьи
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
1. Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться
2. Вклады. Страхование вкладов.
3. Инвестиции
4. Потребительское кредитование. Ипотечный
кредит
5. Ролевая игра «Семейный бюджет»
Взаимодействие человека и государства
1. Понятие о налогах и их типах.
2. Социальные услуги государства.
3. Проект «Государство — это мы!»
Финансовый бизнес
1. Банковские услуги
2. Собственный бизнес
3. Валюта в современном мире
Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности»
ИТОГО

Количество
часов
1
13
2
2
2
2
2
2
1
9
1
2
2
2
2
6
2
2
2
4
1
2
1
1
34

Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение курса
Литература:
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для
учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е, Липсиц И. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Аннотация сайтов
1.Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru
Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Удобный интерфейс позволяет
пользователю в зависимости от возраста, пола и интересов выбрать тот раздел сайта, где
представлена необходимая информация. Информационное наполнение и тематические
разделы сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры.
2.Академия личных финансов - www.homecredit.ru
Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов»,
призванный помочь посетителю сайта сориентироваться в мире банковских продуктов и
услуг. В этом разделе можно найти информацию, которая пригодится при выборе
банковских продуктов.
3.Мои умные деньги- www.visa.com.ru
Сайт корпорации Visa, создавшей крупнейшую в мире сеть розничных электронных
платежей. Посетители сайта найдут здесь рекомендации по планированию бюджета и
банковским услугам. Но особый акцент сделан на пластиковых картах – их видах,
особенностям их использования, правилам безопасного использования карт.
3. МЦФО - http://mmcfo.ru
Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций - региональной молодежной
общественной организации, созданной для получения молодыми людьми практических
навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная
информация о фондовом рынке и его инструментах, рекомендации начинающему
инвестору, торговые платформы для работы на фондовом рынке через Интернет. Но
особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых
инвесторов – школьниках и студентах.
4. Школа личных финансов- www.familyfinance.ru
Сайт Галины Остриковой из Воронежа – привлекает своей тематической и
информационной насыщенностью. Ориентирован прежде всего на родителей, которым
предлагается «побывать» на Уроках Здорового Отношения к Деньгам: Бездефицитное
мышление и Как контролировать денежные потоки, Как жить по средствам и Как
сберегать деньги… А также много другой полезной информации.
5. Ученики Скруджа- ycheniki-skrudja.com
Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного
финансового плана и семейной бухгалтерии до инвестиций на фондовом рынке и рынке
недвижимости. Обширная библиотека книг, статей, аудио-книг и видеофильмов по
финансовой грамотности.
6. Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru
Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной

социальной ответственности, основанной на принципах Ответственного кредитования. И
посвящен, в первую очередь, банковским кредитам – потребительским, ипотеке,
кредитным картам.
7. Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru
Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями - банками,
брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми инструментами – депозиты,
ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые
инструменты – памятные монеты и драгметаллы.
8. Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru
Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести
знания и умения, которые помогут им осознанно принимать финансовые решения. Сайт
тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою
аудиторию: «для Школы» - будет полезен преподавателям и учащимся; «для Дома» взрослому населению; «для Работы» - предпринимателям и работодателям; «для
Организации» - партнерам и потенциальным участникам программы повышения
финансовой грамотности.
10. Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru
Сайт создан группой разработчиков Академии народного хозяйства при Правительстве
Российской Федерации с целью повышения финансовой грамотности граждан России. Как
принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные
средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как
застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти вопросы найдут
посетители сайта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».