Финансовая грамотность 7-8 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северская гимназия»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора
по учебновоспитательной работе

Директор

Высоцкая С.В.
Приказ №483/1 от
Атапина Н.Ю. «30» 08.23 г.
Ермакова Л.Н.
Приказ №483/1 от
Приказ № 483/1 от
«30» 08.23 г.
«30» 08.23 г.

Учителей предметов
эстетического цикла

Программа внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(для обучающихся 7-8 классов)

Составил: Волис М.В.,
Учитель истории и обществознания

Северск 2023

Пояснительная записка
Предлагаемая программа дополнительного образования «Финансовая грамотность»,
призвана
содействовать
решению
задач,
сформулированных
Федеральными
государственными образовательными стандартами нового поколения. Содержание
программы направлено на обеспечение гражданско-патриотического воспитания,
формирование и развитие творческих способностей обучающихся, социализацию и
адаптацию к жизни в обществе.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной
жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории,
географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В
процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами,
схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и
публичных выступлений.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей
семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
•
Осваивать и применять знания об основных формах труда; трудовых ресурсах;
рынке труда; участниках финансовых отношений; инфляции, налогах, подушке
финансовой безопасности; платежных системах; национальной платежной системе;
•
прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой
деятельности, налогов;
•
характеризовать функции денег; наличные деньги; безналичные деньги; валюты;
российский рубль;
•
характеризовать финансовые потребности личности; наёмный труд и его
особенности; современный рынок труда; особенности предпринимательской
деятельности; формы предпринимательства; ответственность предпринимателей перед
обществом;
•
приводить примеры управления личным временем и финансами;
•
использовать полученные знания об ошибках начинающего предпринимателя;
•
характеризовать жизненные цели, возможности по улучшению благополучия
семьи, имущество и обязательства участников финансовых отношений в том числе в
условиях инфляции;
•
приводить примеры альтернативных решений и целей, конкурентных финансовых
предложений, быстрых платежей и их особенностей; организаций по защите прав
потребителей финансовых услуг;
•
устанавливать и объяснять взаимосвязи между личной ответственностью участника
финансовых отношений и принятием финансовых решений;
•
определять и аргументировать собственный выбор в условиях возможных
финансовых рисков; осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной и
безналичной форме; определять страховой продукт, который требуется в той или иной
жизненной ситуации;
•
решать задачи по управлению финансовыми рисками, их прогнозированию и
оценке финансовых услуг и инструментов, том числе при пользовании цифровыми
ресурсами; рассчитывать размер финансовой подушки безопасности;
•
овладеть смысловым чтением финансовых документов о платежных системах,
национальной платежной системе; страховых полисов; определять ситуации, в которых
использование финансовой подушки безопасности является целесообразным;

•
искать и извлекать информацию о правах потребителя финансовых услуг; способах
защиты прав потребителя финансовых услуг;
•
анализировать, обобщать, систематизировать информацию об ответственности за
нарушения прав потребителей финансовых услуг;
•
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о
постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов;
•
приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав
потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг;
•
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении
финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при
взаимодействии с представителями разных этнических групп.
•
Осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и применять знания
об управлении финансовыми рисками; природе страхования; об ответственности за
нарушение прав участника страховой сделки; банках и их функциях; микрозаймах;
небанковских организациях;
•
определять и аргументировать необходимость получения кредитов; отличия займа
от кредита;
•
характеризовать поручительство; рефинансирование; комиссии банков; мобильные
приложения банков;
•
устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским вкладом и системой
страхования вкладов; инфляцией и платежеспособностью населения; микрозаймами в
микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах;
•
приводить примеры условий депозитов; банковских услуг; банковских операций, в
том числе валютных операций;
•
использовать полученные знания о государственных услугах в электронном виде;
по подготовке к пенсии;
•
решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлять интерес к
существующим в цифровой среде инструментам, помогающим осуществлять вычисления,
связанные с вкладами и кредитами;
•
овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том числе договоров
банковского вклада, кредитного договора; выделять основную информацию в договоре по
заимствованию средств (размер и периодичность платежей, общую сумму возврата,
полную стоимость кредита и др.);
•
искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при
работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от
подлинных инвестиционных продуктов;
•
искать и извлекать информацию о цифровом банкинге;
•
анализировать, обобщать, систематизировать информацию по кредитной истории,
видах банковских карт и их функциях;
•
принимать грамотные решения относительно целесообразности обращения за
займом и/или кредитом; обращаться за консультацией по займам (в том числе кредитам) и
сберегательным продуктам в надежные, информированные источники до принятия
финансовых решений;
•
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении
финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при
взаимодействии с представителями разных этнических групп.
Возраст детей. Программа адресована обучающимся 7-8 классов, возраст 14-15 лет.
Сроки реализации, режим занятий. Продолжительность образовательного процесса - в
течение всего года, в соответствии с календарно-тематическим планом воспитательной
работы гимназии. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия
– 45 минут.

Формы занятий










интерактивная экскурсия
беседа
просмотр презентаций и видеофильмов
встреча с интересными людьми
исследовательская деятельность
работа со справочной литературой в библиотеке гимназии
доклады, сообщения учащихся
«мозговой штурм»
викторина
Содержание программы

Раздел 1. Экономическая активность личности и предпринимательство
Финансовые потребности личности. Управление личным временем и финансами.
Разделение и специализация труда. Трудовые ресурсы. Рынок труда. Наёмный труд.
Характеристики современного рынка труда. Виды предпринимательской деятельности.
Налоги. Предпринимательские проекты и их цели. Формы предпринимательства.
Эмоциональный интеллект. Задачи начинающего предпринимателя. Особенности
предпринимательской деятельности. Ответственность предпринимателей перед
обществом и государством. Самозанятость.
Фондовый рынок. Биржа. Ценные бумаги. Акции. Облигации, государственные
облигации. Паевые инвестиционные фонды. Сберегательные сертификаты.
Раздел 2. Деньги в повседневной жизни
Роль денег в достижении жизненных целей. Расходы на жилище, технику. Жилищнокоммунальные услуги. Зелёные технологии. Зёленые технологии и семейный бюджет.
Энергоэффективность. Сбор и утилизация мусора. Деньги и защита окружающей среды.
Раздел 3. Защита прав потребителей финансовых услуг
Потребитель финансовых услуг. Финансовый рынок и его участники. Финансовая услуга.
Финансовый инструмент. Конкуренция на рынке финансовых услуг. Финансовый
договор. Хозяйствующие субъекты. Финансовые организации. Финансовые и налоговые
консультанты. Финансовая реклама. Защита от финансовых манипуляций. Организации
по защите прав потребителей финансовых услуг.
Раздел 4. Банковские услуги
Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и операции с
ней. Банковский вклад. Депозиты. Система страхования вкладов. Операции с
драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов. Потребительский кредит.
Автокредитование. Ипотека. Поручительство. Рефинансирование. Виды банковских карт.
Овердрафт. Комиссии банков. Цифровой банкинг. Мобильные приложения банков.
Раздел 5. Услуги небанковских организаций
Отличия займа от кредита. Микрозаём в микрофинансовых организациях,
потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история и рейтинг. Виды
кооперативов. Коллекторы. Паевые инвестиционные фонды. Управляющие компании.
Инвестиционные фонды. Личное банкротство. Защита от кредиторов.
Раздел 6. Страховые услуги
Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования. Страхование
имущества. Страхование ответственности. Автострахование. Страхование рисков.
Страхование бизнеса. Страховой договор.

Учебно-тематическое планирование
Наименование раздела

Название темы

Количество
часов

Финансовые потребности и их реализация
Экономическая активность и трудовая
деятельность человека
Налоги
Предпринимательство и самозанятость

1
1

Повседневные затраты для обслуживание своих
личных интересов
Финансовое обеспечение привычного уровня
жизни
Зелёные
технологии
и
личные
финансы

1

Финансовый рынок и его участники
Виды финансовых инструментов и услуг
Потребитель финансовых услуг и его
возможности
Финансовые организации
Рациональный выбор финансовых услуг

1
2
1

Банки
Банковские операции
Депозиты и вклады
Кредитование
Банковские карты
Обмен валюты и банковские ячейки
Банки и цифровая среда

1
2
1
2
2
1
1

Потребитель и заемные средства
Некредитные финансовые организации
Кредитная история
Организации на рынке ценных бумаг
Защита от кредиторов

1
1
1
1
1

Страхование и его виды
Риски и личное страхование
Участники
рынка страхования и потребители
страховых услуг
Страхование бизнеса

1
1
1

Экономическая активность
личности (5 ч)

2
1

Деньги в повседневной
жизни (3 ч)

1
1

Финансовые инструменты
и услуги (7 ч)

2
1

Банковские услуги (10 ч)

Небанковские организации
и их услуги (5 ч)

Страховые услуги (4 ч)

ИТОГО

1
34

Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение курса
Литература:
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для
учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е, Липсиц И. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Аннотация сайтов
1.Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru
Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Удобный интерфейс позволяет
пользователю в зависимости от возраста, пола и интересов выбрать тот раздел сайта, где
представлена необходимая информация. Информационное наполнение и тематические
разделы сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры.
2.Академия личных финансов - www.homecredit.ru
Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов»,
призванный помочь посетителю сайта сориентироваться в мире банковских продуктов и
услуг. В этом разделе можно найти информацию, которая пригодится при выборе
банковских продуктов.
3.Мои умные деньги- www.visa.com.ru
Сайт корпорации Visa, создавшей крупнейшую в мире сеть розничных электронных
платежей. Посетители сайта найдут здесь рекомендации по планированию бюджета и
банковским услугам. Но особый акцент сделан на пластиковых картах – их видах,
особенностям их использования, правилам безопасного использования карт.
3. МЦФО - http://mmcfo.ru
Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций - региональной молодежной
общественной организации, созданной для получения молодыми людьми практических
навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная
информация о фондовом рынке и его инструментах, рекомендации начинающему
инвестору, торговые платформы для работы на фондовом рынке через Интернет. Но
особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых
инвесторов – школьниках и студентах.
4. Школа личных финансов- www.familyfinance.ru
Сайт Галины Остриковой из Воронежа – привлекает своей тематической и
информационной насыщенностью. Ориентирован прежде всего на родителей, которым
предлагается «побывать» на Уроках Здорового Отношения к Деньгам: Бездефицитное
мышление и Как контролировать денежные потоки, Как жить по средствам и Как
сберегать деньги… А также много другой полезной информации.
5. Ученики Скруджа- ycheniki-skrudja.com
Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного
финансового плана и семейной бухгалтерии до инвестиций на фондовом рынке и рынке
недвижимости. Обширная библиотека книг, статей, аудио-книг и видеофильмов по
финансовой грамотности.
6. Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru
Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной

социальной ответственности, основанной на принципах Ответственного кредитования. И
посвящен, в первую очередь, банковским кредитам – потребительским, ипотеке,
кредитным картам.
7. Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru
Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями - банками,
брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми инструментами – депозиты,
ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые
инструменты – памятные монеты и драгметаллы.
8. Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru
Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести
знания и умения, которые помогут им осознанно принимать финансовые решения. Сайт
тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою
аудиторию: «для Школы» - будет полезен преподавателям и учащимся; «для Дома» взрослому населению; «для Работы» - предпринимателям и работодателям; «для
Организации» - партнерам и потенциальным участникам программы повышения
финансовой грамотности.
10. Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru
Сайт создан группой разработчиков Академии народного хозяйства при Правительстве
Российской Федерации с целью повышения финансовой грамотности граждан России. Как
принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные
средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как
застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти вопросы найдут
посетители сайта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».