Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Помощь в устранении трудностей в обучении Срок реализации: 7 месяцев Составил: Чувакова Лариса Ивановна, учитель начальных классов г. Северск 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Помощь в устранении трудностей в обучении» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования . Особая организационная форма работы школьников в режиме дня – самоподготовка. Самоподготовка – это педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя. Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы. При этом учитываются возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении. Задачи самоподготовки: - расширение границ учебной работы; - углубление содержания учебных предметов; - получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков; - закрепление и повторение изученного на уроках материала; - упражнения в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения; - развитие интереса к учению; - приобретение школьниками навыков самостоятельной работы; - формирование исполнительских навыков. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Образовательные функции: 1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы. 2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление. 3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соизмерения возможностей. 4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений. 5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении. Воспитательные функции: 1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями. 2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению. 3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика. 4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий. Состояние учащегося на самоподготовке Активносамостоятельное Зависимосамостоятельное Характеристика состояния Не требует никакого вмешательства воспитателя, т.к. учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние. Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением. Принудительноисполнительское Бесконтрольноисполнительское Самопроизвольное Проявляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает пути и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне. Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении. Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: «хочу – учу, не хочу – не учу»; «нравится – работаю, не нравится – не работаю»; «легко – сделаю, трудно – не буду». Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое состояние весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонностей детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями. Главные условия приучения детей к порядку: как всякое приучение, оно должно быть систематическим, а самоподготовка, как известно, происходит каждый день; действия детей по наведению порядка на столе или в классном помещении должны быть добровольными (сделать их такими не так уж трудно – дети на самом деле очень любят порядок, правда, понимают его на свой лад); порядок должен самостоятельно контролироваться детьми как способ свободно выбранной деятельности. Общие требования к самоподготовке 1. Начинать самоподготовку в точно установленное время. 2. К началу работы подготовить рабочее место и сосредоточиться. 3. Посмотреть в дневнике, что задано на дом. 4. Если забыл правила, основные положения – найди в учебнике и повтори. 5. Начинай самоподготовку в принятом порядке (с математики или русского языка). Этапы работы 1. Приступая к выполнению заданий 2. Выполняя домашнее задание Схема работы ученика при выполнении домашних заданий Контролируй себя! Напоминай себе! 1. Определи, какие уроки нужно выполнить. 1. Смотри записи в дневнике. 2. Обдумай, как лучше, быстрее и продуктивнее это 2. Достань необходимые сделать (план в уме). учебники и пособия, наведи порядок на рабочем столе. 3.Установи последовательность в выполнении уроков. 4. Раздели время на каждый предмет. В начале 1. Определяю, что задано? Что нужно 1. Уясни требование задания. сделать? 2. Вспомни пояснения и советы 2. Вспоминаю содержание материала из учителя к выполнению задания. объяснения учителя. В ходе В конце 3. Завершающая работа 1. Проверяю себя: то ли я делаю, что требуется? 2. Так ли я действую, как надо? 3. Уложусь ли я в отведенное время? 1. Устанавливаю, что еще не выполнено? 2. Даю оценку результату своей работы. 3. Учитываю, сколько сэкономлено времени. 1. Не отвлекайся. 2. Следи за своими действиями. 3. Умей уложиться вовремя. 1.Проверь себя: все ли выполнено? 2.Верно ли выполнено? 3. Есть ли другой способ решения? 1. Контролирую полноту и качество выполнения задания. 1. Проверь глубину своих 2. Что можно сделать дополнительно? знаний. 3. Планирую свой ответ на уроке. 2. Если нужно, то доработай, 4. Определяю, что следует уточнить у товарища, учителя, устрани пробелы. воспитателя. 3. Оцени свои успехи и учти ошибки на будущее. Развитие специальных навыков познавательной активности учащихся: 1. познавательный интерес к самостоятельной деятельности; 2. самооценка деятельности при выполнении домашнего задания (самоконтроль); 3. умение самостоятельно мыслить, обобщать материал, синтезировать, анализировать; 4. умение пользоваться различными приемами, алгоритмами; 5. умение планировать свою учебную работу; 6. умение пользоваться картами, словарями; 7. умение работать в коллективе без учителя; 8. уметь проверять свои знания; 9. широко использовать самопроверку. Руководство самостоятельной подготовкой учащихся Правила регулирующие порядок самоподготовки I Организационно-дисциплинарные 1. Обязательность ежедневной самоподготовки. 2. Экономное и полное расходование времени, отведенного на занятие. 3. Обеспечение порядка на рабочем месте. Наличие всех необходимых для занятия принадлежностей и учебников. 4. Неуклонное соблюдение каждым правил запрета и разрешения. Ученик должен усвоить, что нельзя: Опаздывать на занятие. Тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе. Нарушать тишину. Отвлекать товарищей от работы. Обращаться с какими-либо просьбами, советами без надобности. Заниматься посторонними делами. Выходить из класса, передвигаться по нему без разрешения. Использовать работы, вызывающие шум. Создавать шум вне класса после получения разрешения выйти. Беседовать с воспитателем в полный голос. Давать громко консультацию. Списывать у своих товарищей. Уклоняться от выполнения части задания. Недобросовестно выполнять задание. Считать работу законченной без самопроверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателем. При досрочном окончании работы заниматься неучебными делами. Ученику разрешается: По своему усмотрению планировать и осуществлять работу. Пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами. С разрешения воспитателя до начала самоподготовки поменять рабочее место. С согласия воспитателя выходить на время из класса. Самостоятельно выбирать методы выполнения задания. При необходимости обращаться шепотом за консультацией. Оказывать помощь товарищу. Делать перерывы для кратковременного отдыха. После выполнения задания повторять старый материал или работать с учебной литературой. Подняв руку, обращаться с вопросами к воспитателю, беседовать с ним шепотом. Проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено. При плохом самочувствии просить разрешения на отдых. Выполнять персональные задания учителя для уроков (доклады, дополнительные задания и т.п.). Готовиться к предметным олимпиадам без ущерба для уроков. Читать книги, рекомендованные для внеклассного чтения. Заучивать стихотворения для конкурсов. Требования к самоподготовке. II Гигиенические 1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения. 2. Регулярное перемещение учащихся из места менее освещенной части класса в более освещенную часть класса в течение недели, месяца. 3. Чистота оконных стекол. 4. Недопущение затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями. 5. Установление нормального температурного режима. 6. Регулярное проветривание классной комнаты. 7. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников. 8. Удаление из помещения вышедшей из строя мебели. 9. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой. 10. Наведение чистоты и порядка в классе. 11. Соблюдение правил личной гигиены. 12. Сохранение у детей правильного положения туловища во время работы. 13. Проведение физкультминуток. 14. Щадящее отношение к ослабленным болезнью детям. 15. Устранение шумовых раздражителей. 16. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых. 1. 2. 3. 4. 5. 6. III Дидактические Самоподготовка проводится в одно и то же время с соблюдением уставной нормы ее продолжительности. Задание выполняется каждым учеником самостоятельно. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем). Производится первичное поэтапное оценивание выполненной работы. Со слабоуспевающими детьми организуется индивидуальная работа. Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей. IV Воспитательные 1. Отказ от применения каких-либо мер наказания. 2. Всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые виды проявления самостоятельности при выполнении задания. 3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе. 4. Недопущение во время самоподготовки назидательных бесед с учащимися, замечаний, отвлекающих учеников от работы. 5. Разъяснение на самоподготовке неусвоенного на уроке материала лишь, в крайнем случае, и в ограниченном объеме. 6. Выражение принуждения только в скрытой форме. 7. Терпимое отношение к промахам учащихся во время выполнения работы. 8. Поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над заданием. 9. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения своих уроков. Как научиться, лучше запоминать Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал. Запоминайте факты. Цифры. Формулы, стихи в определенном порядке, в системе, чтобы в вашей кладовой памяти можно было легко и быстро отыскать нужное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив. Осмыслить – значит установить причину явления или факта, найти оценку или определение. Установить собственное отношение к изученному материалу. Какой у вас вид памяти? Зрительный? Слуховой? Моторный? Старайтесь пользоваться всеми тремя одновременно, но больше тем, который у вас преобладает. Трудные места читайте вслух, но не забывайте, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Глаз способен воспринимать во много раз быстрее. Чем ухо. При изучении материала приучайте себя расчленять его на смысловые куски, составлять к ним вопросы или заголовки и вести последовательную запись, сначала в виде плана, потом конспекта. Трудно изучать то, что вам не нравиться. Заставьте себя полюбить учебный предмет, поверьте в его жизненную ценность и необходимость, поищите в любом учебном предмете интересное, удивительное – и успех обеспечен. При осмыслении текста учебников (фактов, событий, явлений) заменяйте чужие слова привычными, короткими предложениями, не стремитесь заучивать текст, слово в слово. Перевод новых сведений на язык собственных мыслей приводит к высоким результатам запоминания. Важный момент при запоминании – проявление активности памяти. Применяйте следующие приемы: - больше пересказывайте текст своими словами; - пересказывайте спустя 10-15 мин после чтения текста и еще раз через 8-10 и 20 мин после запоминания; - не торопитесь заглянуть в текст, если что-то забыли, постарайтесь напрячь память, но не более 3-4 мин, иначе это вызовет переутомление. Не обманывайтесь при чтении или слушании чувством знакомости. То, что материал знаком и понятен, не всегда означает, что вы его запомнили. Как научиться мыслить Мышление – процесс познания общих и существенных свойств, предметов и явлений, познания связей и отношений, существующих между ними. Мышление дает нам возможность знать. Судить о чем-то, предвидеть что-то. В основе мышления лежат знания, которые наша память сохраняет в виде фактов, событий, образов, связей. Отсюда следует вывод: чтобы хорошо мыслить, надо больше знать. Чтобы научиться мыслить, надо знать механизм действия мыслительных операций и уметь их производить с любым фактическим материалом, который вы изучаете. Мышление совершается при помощи таких мыслительных операций, как анализ и синтез, абстракция и конкретизация, обобщение. Анализ – это расчленение явления или предмета на составные части и выделение в них существенных признаков. Синтез – соединение отдельных частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез – две стороны единого процесса познания. Среди мыслительных операций важную роль играет установление причинно-следственных связей между событиями и явлениями. Необходимо рассматривать все вещи и явления в развитии, т.е. следить, как они зародились, чем стали и куда стремятся. Очень плохо, если ученик затвердит чужие слова и мысли и станет их воспроизводить подобно попугаю. Знания только тогда хороши, когда они сами человеком поняты, переработаны самостоятельно, как бы открыты и изучены каждым заново. Как развивать умственные способности Что такое умственные способности? Это такие свойства личности, которые помогают относительно легко и успешно овладевать знаниями. Кроме общих способностей есть специальные: - литературные, - математические, - художественные и др. Способности, как мускулы, развиваются путем упражнений. Что надо делать, чтобы развивать свои способности? 1. Заинтересовать себя изучаемым материалом. Без любознательности, без желания узнать новое мозг работает вяло и малопродуктивно. Важно преодолеть инертность мысли в начале работы. 2. Расширять свой кругозор. Знания – «кирпичики» мысли, без них невозможно решение задач. Знания обладают способностью «притягивать» к себе новые знания. 3. Важно углублять знания, а не скользить по поверхности изучаемого материала. Анализировать, объяснять и доказывать изучаемый материал. 4. Развивать гибкость ума, т.е. способность идти к решению задачи различными путями. Человек с гибким умом как бы поворачивает в сознании объект мысли то одной, то другой стороной, чтобы лучше его познать. 5. Учиться мыслить самостоятельно и критически. 6. Овладевать умением обобщать, т.е. учиться за частным, конкретным случаем или явлением видеть общее, типичное. Обобщение же учит предвидеть. Условия успешной работы 1-е условие. Будь уверен в своих силах, имей горячее желание учиться, развивай острый интерес к знаниям. Нет ничего хуже в человеке, чем слабость и неуверенность в своих силах. 2-е условие. Будь внимательным. Не давай себя отвлечь во время занятий ни товарищу, ни солнечному зайчику на стене, ни приятным или горьким воспоминаниям. Иначе пропустишь что-то важное, без чего весь остальной материал потеряет ясность и интерес. Если уже что-то пропустил, то спеши тут же узнать, не откладывая на завтра. 3-е условие. Люби труд и умей хорошо потрудиться. «Без труда, - гласит мудрая пословица, - не вынешь и рыбку из пруда». Делай все капитально, тщательно, неторопливо. Помни слова американского изобретателя Эдисона: «В науке все решают 1% таланта и 99% потения». 4-е условие. Соблюдай четкий ритм в учебе, правильно чередуй труд и отдых. Ритм для тебя будет заключаться в продуманном режиме дня, в умении быстро включаться в работу, в правильном чередовании легких и трудных предметов при выполнении домашних заданий. Устал – отдохни, прогуляйся и снова за работу. 5-е условие. Не заучивай все наизусть, полагайся не только на память, учись самостоятельно мыслить. Мыслить, понимать – значит узнать причины явлений, их связь с другими явлениями: это умение оценивать изучаемое и найти ему применение в жизни. Больше задавай вопросов «почему?». 6-е условие. Больше используй в учебе таких верных и надежных своих союзников, как воображение и чувства. Когда читаешь или слушаешь учителя, старайся живо, ярко и образно представить себе изучаемый материал. Не будь равнодушен к знаниям. Помни: назначение человека – наполнять себя знаниями! 7-е условие. Будь самостоятельным в учебе. Не жди, когда учитель вложит в твое сознание учебный материал. Ищи, работай, читай, проникай в суть явлений. Помни слова из стихотворения Н. Рыленкова: Хоть выйди ты не в белый свет, Зато, куда б ты не попал А в поле за околицу, И по какой распутице, Пока идешь за кем-то вслед, Дорога та, что сам искал, Дорога не запомниться. Вовек не позабудется. Как готовить домашнее задание по русскому языку 1. Работу начинай с работы над ошибками. Используй «памятку» в работе над ошибками. Повтори правила, которые забыл. 2. Выучи или повтори правило, изученное на уроке. Придумай свои примеры на это правило. 3. Прочитай заданное упражнение. Подумай, что будешь выполнять сначала, что потом. 4. Прочитай внимательно все упражнение, запомни, как пишутся трудные слова. Устно выполни задание к нему. 5. Списывай упражнение частями или целыми предложениями. 6. Проверь: правильно ли списал, правильно ли выполнил задание. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Самостоятельно выполняй упражнение по русскому языку Найди упражнение в учебнике. Внимательно прочитай задание к упражнению. Вспомни правила, которые нужно знать. Пиши, не торопясь, но и не очень медленно, не отвлекайся. Прочитай написанное, сверь с текстом учебника. Замеченные ошибки аккуратно исправь. Проверь, правильно ли выполнено задание. Правила списывания предложений, текстов 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Прочитай предложение, текст. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать. Прочитай внимательно каждое предложение, запомни, как пишутся трудные слова. Списывай частями или целыми предложениями. Проверь: правильно ли списал. Алгоритм звуко-буквенного анализа слова Произнеси слово по звуко-буквенным единицам. Составь схему. Определи и покажи на схеме место гласных в слове. Определи согласные по твердости и мягкости. Определи согласные по звонкости и глухости. Покажи на схеме ударение. Покажи деление на слоги. Подпиши слово под схемой. Алгоритм по определению спряжения глагола 1. Определить ударное и безударное личное окончание. 2. Ударное: - определяем спряжение по личному окончанию; - проверяем себя по таблице личных окончаний глаголов. 3.Безударное: - ставим глагол в неопределенную форму и выделяем суффикс - неопределенной формы; Суффикс ударный: а) смотрим, не относится ли данный глагол к исключению; б) если нет, определяем спряжение по правилу; в) проверяем написание личного окончания по таблице. Суффикс безударный: а) проверяем написание суффикса по словарю; б) смотрим, не относится ли данный глагол к исключению; в) если нет, определяем спряжение по правилу; г) проверяем написание личного окончания по таблице. Памятка по разбору слова по составу 1. Ознакомься с заданием. Задание: запиши данные слова и разбери их по составу. Запомни! Для выполнения задания надо уметь: Выделить в слове окончание Найди в слове корень 2. Надо знать, что называется суффиксом и приставкой. 3. Отметь, что умеешь делать, что не умеешь. 4. Попробуй восстановить, пополнить свои знания по учебнику, тетради, схеме разбора слова по составу и другому справочному материалу. 5. Если остались вопросы, проконсультируйся с товарищем. 6. Запиши последовательно все свои действия, необходимые для выполнения задания. а) изменю число (падеж) каждого слова и выделю изменяемую часть – это будет окончание; б) подберу к каждому слову однокоренные слова и выделю в них общую, близкую по смыслу часть – это будет корень; в) пользуясь определением приставки и суффикса, выделю эти части в каждом слове. 6. Проверь по образцу правильность выполнения задания, отметь, в каких действиях были допущены ошибки. риготовление устных уроков 1. 2. 3. 4. 5. 6. Вспомни, что узнал на уроке. Прочти задание по учебнику. Непонятно – прочти вторично. Выдели основные части текста, главные мысли текста. Составь план прочитанного текста. Расскажи по плану. Как приготовить задание по природоведению 1. Вспомни, о чем узнал на прошлом уроке: - о чем рассказывал учитель? - какие ставили опыты? - какие рассматривали картины, таблицы, карты? 2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них. 3. Прочитай текст учебника. 4. Подготовься отвечать по теме урока: - продумай план ответа; - расскажи материал по этому плану; - старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг; - сделай выводы; - открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал. 5. Выполни задания учебника. Подготовка к уроку чтения. Как выполнять задание по чтению 1. Прочитай текст. Запомни слова и выражения, при чтении которых тобою были допущены ошибки. 2. Поработай над этими словами (прочитай их несколько раз). 3. Отметь в тексте все непонятные слова и выражения. Выясни их значение (в словаре, у учителя, дома – у взрослых). 4. Прочитай текст еще раз. Найди смысловые опоры, то есть слова и выражения, которые не только сами хорошо запоминаются, но и отражают суть прочитанного. 5. Перескажи текст, используя смысловые опоры. О теме и проблемах - О чем это произведение? - Почему оно так называется? - Какие вопросы (мысли) возникли у тебя при чтении (слушании)? По сюжету - Где и когда происходят события? С чего все началось? - Как развивались события? - Какое событие главное? - Чем закончилось? - Какой эпизод при чтении тебя больше всего взволновал? Почему? Об образах - Кто действует в произведении? Опиши героя. Какой он? Какие поступки совершал? Почему он так поступал? Что о нем говорят другие персонажи? - Что думает о нем автор? - Кто тебе понравился и не понравился? Почему? - Что изображено? Опиши картину (предмет, обстановку). О композиции - Из скольких частей состоит произведение? Почему? - Что важное в каждой части? - Как ее озаглавить? - О ком и о чем рассказывается подробно? О ком и чем кратко? Почему? О языке - Какое настроение вызвало у вас прочитанное? - Веселое или грустное произведение прочитали? - Какие слова и предложения говорят об этом? - Какие слова были непонятны? - Какие слова и выражения особенно помогли представить написанное? - Каких слов больше всего в тексте (на какую тему)? - В каком предложении заключается главное? О жанре - Что ты читал: рассказ, сказку, стихотворение или другое? - На какие части и слова обратил внимание? Об идеях - Что тебе больше всего запомнилось в произведении? Почему? - Какой совет дает автор, сочинив басню, сказку? - Какая главная мысль рассказа? - Какое чувство создается у тебя после выразительного чтения стихотворения? - Какое настроение тебе передалось? - Какое желание возникло? Требования к изложению Изложение – это письменный рассказ текста. Прежде, чем писать изложение, нужно внимательно прослушать текст, понять его содержание. Затем следует выделить в тексте основные его части и составить план изложения. После этого, подбирая наиболее точные слова и выражения, нужно пункт за пунктом излагать содержание текста. 1. Все пункты плана должны быть раскрыты. 2. Содержание текста должно быть передано полно и последовательно. 3. Изложение должно быть написано без орфографических и пунктуационных ошибок, правильным литературным языком. 4. Работу следует оформить чисто и аккуратно. Требования к сочинению Сочинение – это изложение своих мыслей на определенную тему. Сочинение должно показать знание определенного вопроса, темы и умение изложить свои мысли последовательно. Убедительно и вполне грамотно. 1. Сочинение должно быть написано по плану. 2. В сочинении не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме, но тему необходимо раскрыть полностью. 3. Каждая мысль должна быть обоснована и подкреплена примерами. 4. Изложение раздела (пункта плана) следует начинать с красной строки (абзац). 5. Сочинение начинается вступлением и заканчивается выводами, заключением. Как решать текстовую задачу 1. Прочитай задачу. Представь себе то, о чем говорится в ней. 2. Объясни, что показывает каждое число, и выдели вопрос задачи. 3. Составь вспомогательную краткую запись условия задачи или зарисуй условие. 4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом? 5. Составь план решения задачи. 6. Запиши и выполни решение. 7. Запиши ответ.