Рабочая программа Рукодельница

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Северская гимназия»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию
Рукодельница

Составил:
Филимонова Елена Юрьевна,
воспитатель высшей категории

г. Северск
2023г.

ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Рукодельница»
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание Программы.
3. Тематическое планирование
4. Ожидаемые результаты
5. Материально-техническое, учебно-методическое обеспечение курса
6. Календарно – тематическое планирование
1. Пояснительная записка
Настоящая Программа разработана с учетом требований: Федерального Закона Российской
Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ; Основной образовательной программы
среднего общего образования МБОУ «Северская гимназия»; Приказом Минпросвещения России
от 09.11.2018г «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; требованиями обновленного Федерального
Государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах
государственной и общественной жизни. В своё время школьное образование призвано
обеспечивать условия успешной социализации школьников в процессе обучения, реализацию
учащимися своих способностей, возможностей и интересов в условиях перехода на обновлённый
ФГОС. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения,
обеспечивающие развитие творческой активности школьников, в том числе и через работу на
спецкурсах. В настоящее время в условиях модернизации образования на первый план выходит
личностно – ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных
способностей.
В настоящее время уделяется большое внимание созданию кружков эстетического цикла,
так как они способствуют воспитанию гармонично развитой личности обучающихся и развивает
умение использовать продукты своего труда в ближайшем окружении, в быту.
В старину рукоделие позволяло женщинам скоротать время за творчеством, а заодно
наполнить дом тысячей нужных мелочей. Вышивание крестиком это старинный вид рукоделия,
несложный и очень увлекательный. Для одних рукоделие было необходимостью, для других –
забавой. В среде аристократов вышивка для дам, была традиционным занятием – таким образом,
молодые княжны и княгини не только развлекались, но и создавали ценные увлекательные вещи,
которые в настоящее время выставляются в музеях по всему миру.
Сегодня выполненная вручную вышивка крестиком по-прежнему создает в наших домах
атмосферу уюта и тепла.
Народное искусство является неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя
традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественной культуры
личности. Основу декоративно–прикладного творчества является ручной труд.
Рукоделие – это, ко всему прочему, еще и полезный навык. У каждого человека есть свой
секрет избавления от стресса, очень часто это медитативный род занятий. Невозможно себе
вообразить чего-либо более увлекательного, спокойного, продуктивного и ценного, чем вышивка
крестом. Пока работаешь – несколько отрешен от мира. Напряжение спадает из-за концентрации
внимания на конкретном деле, страхи и агрессия пропадают.
В ручной работе мастер трудится над каждым элементом. Картины ручной вышивки
гораздо ценнее производственного массового продукта, и вещица, сделанная своими руками,
всегда любима и памятна историей создания.

В «Северской гимназии» проводится спецкурс «Рукодельница», на занятиях которого
обучающиеся совершенствуют навыки вышивки крестиком, и приобретают навыки дизайнерского
подхода в применении рукодельных работ в обыденной жизни.
Необходимость данного спецкурса возникла в связи с популярностью и огромным
интересом среди детей и их родителей к вышиванию крестиком. Обучать подростка этому виду
деятельности лучше в более младшем школьном возрасте, а в среднем звене расширить свои
возможности. Когда подросток осваивает много мелких операций, ему необходимо терпение и
аккуратность и т.д., и это воспитывает трудолюбие. Важно, чтобы ребята изготавливали красивые
и полезные вещи, которым найдут применение. Сам процесс занятий связан с трудовым
воспитанием. Подготовка подростков к самостоятельному труду, к сознательному выбору
профессии одна из наиболее актуальных задач. В процессе занятий у обучающихся формируется
интерес к рабочим профессиям. Этому способствуют такие формы и методы работы, как
экскурсии на производство, встречи с художниками-модельерами, специалистами в области
вышивки, посещение экспозиций в музеях городов Северска и Томска.
Актуальность Программа спецкурса «Рукодельница» заключается в том, что для
обучающегося является важным реализация качественно новой, личностно-ориентированной на
выполнение основных целей, такие как развитие личности человека, его творческих способностей
и интереса к творчеству в жизни. Программа предоставляет возможность руководителю спецкурса
осуществлять индивидуальный подход к каждому подростку, раскрывать его личностные задатки,
прививать любовь к рукоделию, развивать художественно-эстетический вкус и возможность
самореализации.
Практическая значимость Программы состоит в том, что субъективная позиция любого
обучающегося формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые
ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его
интересам и потребностям.
Также замечено, что при овладении приемами вышивки крестиком человек приобретают
навыки, необходимые для обыденной жизни: развивают образное и пространственное мышление,
моторику пальцев рук, учат счетной вышивке, составлению композиций, правильному
использованию цветовой гаммы, дизайнерскому подходу в оформлении работ и многому другому.
Обучающиеся, которые занимаются на спецкурсе, учатся не только сознательно подходить к
выбору узора для изделий, но и реализовывать свои планы по созданию собственных узоров.
Направленность данной программы – декоративно-прикладное искусство.
Работа с обучающимися на занятиях кружка проводится с целью развития и реализации
творческих способностей, всестороннее развитие личности, создания уюта в доме и реализацию
своих способностей.
Большие возможности для развития творческой активности подростка, посещающего
спецкурс «Рукодельница», создаёт проектная деятельность.
Занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
Программа работы спецкурса «Рукодельница» является авторской.
Новизна Программы состоит в том, что каждый обучающийся должен будет овладеть
навыком выполнения разнообразных творческих проектов по длительности: от одного-двух
занятий до одного месяца. Данные проекты разнообразны и по цели использования выполненного
изделия. Также обучающиеся на спецкурсе смогут самостоятельно приобщиться к истокам
культуры своего народа, лично попробовать воссоздать несложные предметы быта своих
прародителей и тем самым украсить своё современное жилище (квартиру).
Цель: Создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого
обучающегося на базе постижения ими нравственных основ народной культуры и раскрытия его
творческого потенциала через формирование практических трудовых навыков в вышивке
крестиком.
Задачи:
обучающие:
историю быта русского народа, видов и приёмов вышивки;
овладеть технологией вышивки крестом;
начальным технологическим универсальным учебным действиям, в том числе и умение
производить расчет клеток по схеме и на канве;

умению следовать устным инструкциям;
опыту практической деятельности по созданию и оформлению предметов прикладного творчества;
способам планирования и организации досуговой деятельности;
навыкам творческого сотрудничества.
развивающие:
сенсорику, мелкую моторику рук;
техническое и логическое мышление, память, воображение, глазомер;
способности самостоятельного выполнения и создания предметов народного творчества,
проявления творчества и исследовательские навыки;
воспитывающие:
уважительное отношение к истории быта русского народа и результатам художественного труда;
интерес к творческой и досуговой деятельности;
эстетический вкус, чувство прекрасного;
трудолюбие и умение доводить начатое дело до конечного результата.
Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными
возможностями здоровья) и детей-инвалидов.
Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в
программах дополнительного образования на спецкурсах, что является одной из важнейших задач
государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой
категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Программа курса «Рукодельница» решает проблему реализации образовательных
потребностей подрастающего поколения, относящихся к данной категории, защиты прав,
адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей,
развития их жизненных и социальных компетенций.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
данной категории дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех
этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и
способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их
интересы.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
(инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе
спецкурса, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при
определении своего жизненного пути.
Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под
общим руководством педагога школьники среднего звена самостоятельно выполняют
интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих
заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и
возможностей обеспечения их всем необходимы для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей универсальных учебных
действий (УУД):
познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация,
постановка и формулирование проблемы, выполнение действий по алгоритму;
регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного
действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, контроль, коррекция,
оценка трудовой деятельности;
личностные: самоопределение, смыслообразование, осознание ответственности за общее дело,
самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в
учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего
суждения, разрешение конфликтов, достижения договорённостей и согласование общего решения,
которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников.

Режим проведения занятий.
Продолжительность занятия – 2 урока по 40-45 минут – вместе составляет 1 час 20-30 минут.
Структура занятия:
- подготовка материала для работы, организационный момент – 5 минут
- беседа, объяснение нового материала или ориентирование на продолжение и завершение работы
– 10-15 минут
- время для начала выполнения работы – 20 минут
- перерыв (по необходимости) – 5-10 минут
- продолжение и завершение работы – 30 минут
- наведение порядка в классе и уборка своего рабочего места – 10 минут
Уровни результатов работы по Программе.
Первый уровень результатов – приобретение школьником практически трудовых навыков
(качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий) и
знаний об истоках народной культуры, социальных знаний (об общественных нормах, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения), первичного понимания основ трудовой
деятельности;
Второй уровень результатов – получение школьником опыта выполнения более сложных
трудовых операций и позитивного отношения к ценностям прикладного творчеств, уважительного
отношения к мастерам производства;
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
выполнения трудовых операций объемных работ для дальнейшего применения в ближайшем
окружении или в виде подарка.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 12-16 лет. При обучении
используется режим групповых занятий – по два часа 1 раз в неделю с октября по апрель – 52 часа.
Количество обучающихся: группа 5-7 детей, либо 8-12.
Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к
конкретным видам народного прикладного творчества и практической трудовой деятельности:
конструированию и изготовлению изделий, выполнению предметов быта.
Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного,
искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.
2. Содержание курса.
Вышивка крестом — самый массовый и самый популярный вид вышивания. Это способ
вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных ниток мулине, используется различные
виды швов; техника в полный крест или полукрест.
Содержание программы представлено различными видами вышивки (крест, полукрест и
подвиды, вышивка на пластиковой канве, на деревянной основе) и направлено на овладение
обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы - изготовление
вышивок и поделок в народном стиле, различных полезных предметов для школы и домашнего
обихода, элементов одежды, украшенных вышивкой.
Занятия по вышивке крестиком предполагают обучение учащихся основным приёмам
вышивки крестом, работе по схемам. При работе с канвой дети осваивают шов “назад иголка” и
простейшие приёмы вышивки – «крест», «полукрест» и отделочный шов бэкстрич. Также дети
смогут применять на практике и отделочно-декоративные виды швов («ёлочка», «косичка»,
«зигзаг» и т.д.). Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления
открыток к различным праздникам (например, 8 марта, Новый год и другие). Дети обучаются
работать по готовой схеме-эскизу, по образцу и самостоятельно. При работе в группах или
коллективно обучающиеся учатся принимать на себя конкретную роль и действовать в
соответствии с нею. К концу года работы усложняются дополнительными деталями, используя
выполненные работы в виде сумок, фартуков, прихваток и т.д.
По каждому виду вышивок программа содержит примерный перечень практических и
теоретических работ. Также внесены в план внеаудиторные занятия – творческие проекты,
экскурсии, выставки, подготовка и участие в конкурсах.
Работая над выполнением творческого проекта, ребята обучаются основным
закономерностям и приёмам оформления квартиры в народном стиле. Создавая атмосферу

русского быта, обучающиеся используют все те навыки работы с различными материалами,
которым научились за весь учебный год. Также не маловажно уметь донести до аудитории свои
аргументы по созданию именно данного вида интерьера русского дома. Большое внимание
уделяется качеству изделия с вышивкой.
Внеаудиторные занятия разнообразят формы работы. Коллективная форма работы по
участию в конкурсах, выставках является итогом и качеством выполнения изделия. Экскурсии и
мастер-классы также необходимы для обучающихся в форме ознакомления, введения в тему или
также являясь итоговыми по курсу Программы.
3. Тематическое планирование
№
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.

Разделы
Исторические причины возникновения рукоделия.
Знакомство с техникой выполнения работы.
Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.
Вводные данные о видах ниток, игл, схем и журналов по
вышивке крестиком.
Технология выполнения вышивки способом «крест»,
«полукрест».
Сложные виды швов. Отделочно-декоративные швы, шов
«бэкстрич».
Краткосрочные проекты: игольница (бискорню), брелок,
закладка, новогодняя игрушка.
Длительные проекты: фартук, грелка на чайник - заварник,
прихватка, сумка, картина.
Оформление работы в рамку или открытку, на полотенце или
швейное изделие, картину в багет.
Внеаудиторные занятия
Аудиторные занятия
Всего

Количество часов
всего теория практика
2
1
1
2
0,5
1,5

4

1

3

4

1

3

10

1,5

8,5

18

2

17

6

1

5

6
46
52

3
8
10

3
38
42

Содержание по разделам.
№ Раздел и тема
1 Исторические
причины
возникновения
рукоделия
(2 часа)
2 Техника безопасности
при работе с иглой и
ножницами.
Знакомство с техникой
выполнения работы
(2 часа)
3

4.

Технология
выполнения вышивки
способом «крест»,
«полукрест»
(4 часа)
Сложные виды швов.
Отделочно-

Содержание
Вводный рассказ о курсе.
История возникновения искусства
вышивки крестом. Популярность
вышивки крестиком. Показ образцов
вышивки.
Требования по ТБ при работе с
колющими и режущими предметами.
Требования к поведению учеников во
время занятия. Структура занятия.
Оборудование для занятий. Вводные
данные о видах ниток, игл, схем и
журналов
Продолжить знакомство со способом
вышивки – «полукрест», «крест».
Пробное вышивание на пластиковой
канве.
Крепёж нити, направление вышивки
(по диагонали, вверх, вниз). «Тени»
Композиция («полукрест»).
Варианты отделочно-декоративных
швов.

Часы Примечание
2
Коллективная работа

2

Коллективная работа
Выполнение работы:
подготовка к
вышивке, сколько
нитей берётся,
крепёж нити

1

Индивидуально

1
2

Индивидуально
Работа в парах

4

Индивидуально

декоративные швы,
шов «бэкстрич».
(4часа)

5.

6.

7.

Краткосрочные
проекты: игольница
(бискорню), брелок,
закладка, новогодняя
игрушка
(6 часов)

Длительные проекты:
фартук, грелка на
чайник - заварник,
сумка, картина.
(18 часов)

Оформление работы в
рамку или открытку,
на полотенце или
швейное изделие,
картину в багет.
(6 часов)

Внеаудиторные
занятия
(6 часов)

Швы «ёлочка», «снежинка».
Знакомство с болгарским (двойным)
швом. Практическая работа
Швы «косичка» и «зигзаг»,
«бэкстрич». Практическая работа.
Вышивка крестиком на канве
«сердце» для игольницы.
Вышивка по канве-ленте для
полотенца. Выбор рисунка и цветов.
Чтение схемы.
Выбор схемы на новогоднюю
игрушку. Вышивка на пластиковой
канве (деревянной) игрушки на ёлку.
Выполнение вышивки узора или
цветов для подарка маме к празднику
8 марта на канве (прихватка).
Выбор схемы по теме «Матрёшка»
для изготовления объёмной игрушкибрелока (с двух сторон).
Выбор схемы или создание своего
эскиза работы по вышивке (тема по
желанию детей) для детали одежды
(карман, например).
Вышивка крестиком на канве разных
цветов в виде деталей для больших
проектов:
- карманы или оформление груди
фартука (для кухни),
- верх чайника – заварника,
- передняя (боковая) часть сумки (для
пляжа),
- вышивка по готовой схеме картины
формата А-4
Дизайн оформления вышивок.
Композиция и цветоведение.
Демонстрация вышивок в рамках,
открытках, на изделиях.
Изготовление игольницы.
Фотографирование работ.
Демонстрация презентации из архива
детских проектных работ.
Изготовление игрушки на ёлку.
Оформление ёлки новыми
игрушками.
Изготовление и оформление брелока
«матрёшка» (набить ватой,
синтепоном).
Оформление вышивки в рамку.
Выбор рамки, цветовое решение.
Паспарту. Форма. Оформление дома.
Экскурсия в музей гимназии на
экспозицию «Творческие учителя и
ученики»
Экскурсия на мини-выставку
«Праздник души» (работы,
выполненные обучающимися
младших и средних классов по

2

Индивидуально

2

Индивидуально

2

Индивидуально

2

Индивидуально

2

Индивидуально

4

Индивидуально

4

Индивидуально

4

Индивидуально

6
2

Индивидуально
Коллективно,
Индивидуально

2

Коллективно

2

Индивидуально

1

Группа

1

Группа

результатам проектов и руководителя
кружка – вышивка крестиком)
Экскурсия в «Первый музей
славянской мифологии» г. Томск «Кружево из ниток»
Праздник «Русский сувенир» (к.112)

3
1

Коллективная
поездка
Группа

4. Ожидаемые результаты
обучения по данной программе, в наиболее обобщенном виде, могут быть сформулированы, как
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по использованию материалов,
информации, необходимыми для создания вышивки в соответствии с их предполагаемыми
функциональными и эстетическими свойствами.
Высокая степень интереса школьников среднего звена к содержанию занятий по декоративноприкладному искусству.
Приобретение навыка изготовления вышивок в народном и современном дизайне.
Активное участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества школьного,
городского, областного, регионального, всероссийского и международного уровней.
Использование поделок в качестве подарков или в виде элементов оформления одежды.
Оформление зала или кабинета для проведения праздничных утренников и другое применение
своих УУД.
Учащиеся:
Будут иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- об исторических причинах возникновения рукоделия русского народа, его традициях и обрядах;
- о таких понятиях, как композиция, канва, схема, эскиз, технология, дизайн;
Узнают:
- название и назначение материалов – картон, ткань-канва, пластиковая канва, дерево;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений – гобеленовая игла, ножницы,
пяльцы, напёрсток;
- правила безопасного труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими
инструментами;
- основные обычаи и требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
Научатся:
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из
которого оно изготовлено, наименование декоративно-отделочных швов, способы соединения
деталей, последовательность изготовления готового изделия);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- правильно организовать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- читать простейшую схему (эскиз);
- соблюдать правила безопасного труда и личной гигиены;
- вышивать стежками «назад иголка», «полукрестом» и крестиком;
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне
(личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в
общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать
необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- выполнять доступные практические задания с опорой на схему (эскиз).
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ-вышивок;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных педагогом или
возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.
По окончании обучения обучающийся приобретает навыки алгоритма выполнения работы:
1.Выбор работы, схемы к ней
2. Материалы и приспособления
3. Подготовка к вышиванию, разметка на канве
4. Вышивание
5. Окончание работы
6. Выбор рамки и размещение в ней вышивки
7. Фотографии и архив проектов.
8. Размещаем вышивку в доме или в виде элементов одежды и аксессуаров.
Формы подведения итогов
 Подведение итогов на внутренних событиях группы (вечера, отчетные презентации)
 Выступления в рамках гимназии (выступления, презентации)
 Участие в конкурсах различных уровней, в том числе и по проектной деятельности
 Участие в фестивалях прикладного творчества
 Участие в Областном молодежном форуме творческих идей «Новое поколение: кадровый
резерв XXI века» в МБОУ «Северская гимназия» г. Северска
5. Материально–техническое и учебно-методологическое обеспечение курса.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
 Словесные методы.
 Практические методы.
 Наглядные методы.
 Игровые приемы.
 Образно – ассоциативные приемы.
 Проектно – исследовательские.
Используемые педагогические принципы.
 Систематичность проводимых занятий.
 Последовательность изложения образовательного и учебного материала.
 Постепенное усложнение материалов программы.
Для успешной реализации программы и ее выполнения необходимы:
Наличие учебного оборудования:
- Пяльцы (по необходимости)
- Игла гобеленовая №22, 24 (тупая) с широким ушком для вышивания
- Нитки мулине: Гамма, DMS, Anchor, Madeira
- Канва – однотонная ткань для вышивания крестом или пластиковая канва, дерево
- Схема вышивки черно-белая или цветная с условными обозначениями
- Рамка деревянная (багет)
- Цветной картон плотный
- Цветная ткань однотонная (ситец, сатин, лён и т.д.)
- Клей «Момент - Кристалл» (прозрачный) или гель «Момент»
- Ножницы
- Тетрадь в клетку (блокнот)
- Ручка (карандаш)
- Небольшой фотоальбом для образцов вышивки (схем).
Литература.
1. Бейтс Сьюзен Вышивка крестиком. 400 уникальных схем. Большая коллекция сборных
дизайнов: Сьюзен Бейтс. – Москва: Эксмо, 2016.
2. Вышивка. Большая иллюстрированная энциклопедия/Москва: «Астрель», 2008.
3. Диас Мария Серия «Золотая коллекция вышивки крестиком.» Бордюры и окантовки, 300
новых дизайнов Марии Диас/Мария Диас. – Москва: Эксмо, 2019.
4. ЕременкоТ.И. Вышивка крестом. / М. Мария, 1992.

5. Журналы:
- Burda. Spegial. Вышивка крестом.
- Diana. Вышивание крестом.
- Анна.
- Валя – Валентина. Вышивка крестом.
- Идеи Сюзанны. Вышивка крестом.
- Чудесные мгновения. Вышивка крестом.
6. Зайцева А.А. Новые швы и стежки: большая энциклопедия вышивки/Анна Зайцева.Москва: Эксмо, 2019
7. Максимова М.В. Кузьмина М.А. Вышивка крестом. Техника, схемы, инструменты,
изделия, советы/ М. Эксмо, 2004.
8. Чижик Т.Б., Чижик М.В. Волшебные узоры. Ручная вышивка крестиком. Серия «Город
мастеров» / Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
6. Календарно – тематический план
№
п/п

1-2

Формируемые
умения:
Ккоммуникативные
П - познавательные.
Р - регулятивные
Л – личностные
Л – следование в
поведении
моральным нормам
и этическим
требованиям

3-4

Л – следование в
поведении
моральным нормам
и этическим
требованиям

5-6

П – планирование
действий по
алгоритму

7-8

П – планирование
действий по
алгоритму
К – планирование
учебного
сотрудничества

9
1ч

Л – следование в
поведении
моральным нормам
и этическим
требованиям

Тема занятия

1 полугодие
Родительское собрание.
Вводный рассказ о курсе.
История возникновения
искусства вышивки крестом.
Демонстрация образцов
вышивки. Популярность
вышивки крестом.
Требования по ТБ при работе с
колющими и режущими
предметами. Требование к
поведению учеников во время
занятия. Структура занятия.
Вводные данные о видах ниток,
игл, схем и журналов.
Продолжить знакомство со
способом вышивки –
«полукрест», «крест».
Пробное вышивание на
пластиковой канве.
Крепёж нити, направление
вышивки по диагонали, верх-низ.
Композиция («полукрест»)
«Тени».
Варианты отделочнодекоративных швов.
Швы «косичка» и «зигзаг»,
«бэкстрич».
Практическая работа
Экскурсия в музей гимназии на
экспозицию «Творческие работы
учителей и учеников»

Характеристика действий
учащихся

Выстраивать отношения в
группе, управлять своими
эмоциями

Выстраивать отношения в
группе, управлять своими
эмоциями

Выполнять действия по
алгоритму.

Выполнять действия по
алгоритму.
Отвечать за результат своей
работы

Выстраивать отношения в
группе и управлять своими
эмоциями

10-11

П – подведение под
понятие знаковосимволических
средств

12-13

П – подведение под
понятие знаковосимволических
средств

14-15

К – планирование
учебного
сотрудничества

16-17

П – планирование
действий по
алгоритму

18-20
3ч

Л – следование в
поведении
моральным нормам
и этическим
требованиям

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

П – планирование
действий по
алгоритму
П – подведение под
понятие знаковосимволических
средств
П – планирование
действий по
алгоритму.
Л – адекватное
понимание причин
успеха или
неуспеха в учебном
действии
П – планирование
действий по
алгоритму.
Л – адекватное
понимание причин
успеха или
неуспеха в учебном
действии
Р – фиксирование
индивидуального
затруднения в

Швы «ёлочка», «снежинка».
Знакомство с болгарским
(двойным) швом.
Практическая работа.
Вышивка крестом на канве
«сердце» для игольницы.
Дизайн оформления вышивки.
Композиция и цветоведение.
Дизайн оформления вышивки.
Композиция и цветоведение.
Демонстрация вышивок в
рамках, открытках и т.д.
изготовление игольницы.
Выбор схемы на новогоднюю
игрушку. Вышивка на жесткой
пластиковой (деревянной) канве
игрушки на ёлку.
Вышивка на пластиковой
жесткой (деревянной) канве
новогодней игрушки.
Изготовление игрушки на ёлку.
Оформление ёлки новыми
креативными игрушками.
Экскурсия в «Первый музей
славянской мифологии» г. Томск
- «Кружево из ниток»
Вышивка по канве-ленте для
полотенца. Выбор рисунка и
цветов.
Чтение схемы. Пришивание
ленты на край полотенца.
2 полугодие
Выполнение вышивки узора или
цветов для подарка маме к 8
марта. Оформление вышивки в
открытку.
Выполнение вышивки узора или
цветов для подарка маме к 8
марта. Оформление вышивки на
карман фартука или на груди
фартука.
Сшить фартук или использовать
готовое изделие.

Использование знаковосимволических средств.
Отвечать за результат своей
работы

Отвечать за результат своей
работы

Использование знаковосимволических средств
Отвечать за результат своей
работы
Организовывать своё рабочее
место

Управлять своими эмоциями,
выстраивать отношения в
группе

Выполнять действия по
алгоритму
Использование знаковосимволических средств

Выполнять действия по
алгоритму.
Использование знаковосимволических средств

Выполнение вышивки узора или
цветов для подарка маме к 8
марта. Оформление вышивки на
карман фартука или на груди
фартука.
Сшить фартук или использовать
готовое изделие.

Выполнять действия по
алгоритму.
Использование знаковосимволических средств

Вышивка крестиком по теме
«Матрёшка» - «Богатырь» объёмная игрушка-брелок.

Организовывать своё рабочее
место.

31-32

33
1ч
34-35

36-37

38-39

40-41

42-43

44-45

46-47

48-49

50-51

52
1ч

пробном действии
Р – фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии
П – планирование
действий по
алгоритму
П – планирование
действий по
алгоритму
Л – аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации

К – планирование
учебного
сотрудничества
К – планирование
учебного
сотрудничества,
достижения
договоренностей
П – планирование
действий по
алгоритму
П – планирование
действий по
алгоритму
П – планирование
действий по
алгоритму
К – планирование
учебного
сотрудничества
Л – аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации
Л – следование в
поведении
моральным нормам
и этическим
требованиям.
К – достижения
договоренностей

Вышивка крестиком по теме
«Матрёшка» - «Богатырь» объёмная игрушка-брелок.

Организовывать своё рабочее
место.

Изготовление брелока ко Дню
защитника Отечества, 23
февраля.
Изготовление и оформление
брелока «матрёшка» (набить
ватой, синтепоном).
Экскурсия на мини-выставку
«Праздник души» (работы,
выполненные учащимися
начальных классов по
результатам проектов и
руководителя кружка – вышивка
крестиком)
Вышивка фрагмента для
оформления сумки (для пляжа)
по схеме или своему эскизу
Вышивка фрагмента для
оформления сумки (для пляжа)
по схеме или своему эскизу

Отвечать за результат своей
работы

Вышивка картины по схеме или
своему эскизу

Выполнять действия по
алгоритму

Вышивка картины по схеме или
своему эскизу

Выполнять действия по
алгоритму

Вышивка картины по схеме или
своему эскизу

Выполнять действия по
алгоритму

Оформление вышивки в рамку.
Выбор рамки, цветовое решение.
Форма. Паспарту. Украшение
картиной интерьер комнаты
дома.
Оформление выставки работ
учащихся младшей и средней
школы для организации
праздника «Русский сувенир»
Праздник «Русский сувенир»

Выполнять действия по
алгоритму, проявляя
креативность

Отвечать за результат своей
работы
Выстраивать отношения в
группе и управлять своими
эмоциями

Выполнять действия, проявляя
креативность
Выполнять действия по
алгоритму, проявляя
креативность

Выстраивать отношения и
управлять своими эмоциями
Управлять своими эмоциями


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».