Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Директор Шлярд Е.Н. Приказ № 483/1от «30» 08.23 г. Атапина Н.Ю. Высоцкая С.В. Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г. Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по английскому языку» для 9 классов Срок реализации – 1 год Губина Елена Владимировна Учитель английского языка Северск - 2023 Пояснительная записка Цель курса: совершенствовать умения и навыки аудирования, чтения, говорения и письма; обеспечить тщательную подготовку учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку. Приоритетные задачи курса: совершенствовать ряд ключевых умений в области аудирования, чтения, говорения и письма и научить применять их на практике; ознакомить учащихся с форматом экзамена; обобщить и закрепить лексико-грамматический материал; развивать у учащихся гибкость, способность ориентироваться в типах экзаменационных заданий; сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий; научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности. Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса, планирующих сдавать экзамен по английскому языку в предложенном формате. Курс рассчитан на 34 часа. Рекомендуемый режим занятий: 1 час в неделю в течение года. Курс может быть расширен за счет привлечения дополнительного материала для проведения тренингов или сокращен за счет уменьшения времени на объяснение теоретического материала при подготовке учащихся. Возможно, предложить учащимся тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой. Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ОГЭ, требующей обобщения и систематизации полученных знаний и умений. В каждом разделе уделяется внимание развитию лексических навыков и работе над грамматическими структурами. В ходе работы осуществляется как текущий контроль, позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий), так и итоговый - по окончании курса. По итогам прохождения данной программы учащиеся должны: обобщить и закрепить навыки аудирования, чтения, говорения и письма, необходимые для успешной сдачи экзамена, овладеть навыками выполнения экзаменационных заданий, быть готовыми к сдаче экзамена в формате ОГЭ. При отборе материала учитывалась потребность учащихся в разнообразных по тематике и жанрам текстах, способствующих повышению мотивации, а также в заданиях, направленных на совершенствование навыков говорения, чтения, аудирования и письма. Курс состоит из тематически организованных занятий. Каждое занятие является практическим. Материал предъявляется в следующей последовательности: 1. Разминка – имеет цель введения и погружения в тему. 2. Повторение материала предыдущего занятия. 3. Развитие навыков аудирования/чтения/говорения/письма. Данный блок предлагает работу над различными типами заданий и совершенствованием навыков 4-х видов речевой деятельности. Здесь же учащимся предлагаются практические советы и рекомендации по технике выполнения экзаменационного задания. На каждом из этапов работы особое внимание уделяется работе над лексикограмматическими структурами, необходимыми для успешного достижения цели. Цели реализации программы: Использование данной программы направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: - речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); - языковая компетенция – отработка языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; - социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка - компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; - учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур; - развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ Программа по подготовке к сдаче ГИА по английскому языку имеет следующие развивающие и воспитательные цели: • развитие навыков и умений, необходимых для успешной сдачи экзамена; • развитие познавательной активности учащихся; • развитие компенсаторной компетенции; • воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению. Задачами реализации программы учебного предмета являются: • изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части экзамена; • ознакомить учащихся с экзаменационным форматом; • развивать гибкость, способность ориентироваться в типах экзаменационных заданий; • сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий, а именно: в области говорения – обучать высказыванию по предложенной теме; в области письма – обучать написанию личного письма; в области аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации; в области чтения – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации; • для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой; • научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности. Ожидаемые результаты обучения: По итогам прохождения курса учащиеся должны: Овладеть навыками выполнения экзаменационных заданий Listening Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке Необходимо уметь: - понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи; - выбирать главные факты, опуская второстепенные; - выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст; - выполнить задания на сопоставление и с извлечением информации. Reading Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста; выполнить задание на сопоставление и с извлечением информации. Use of English Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте. Выполнить и задание по грамматике словообразованию Writing Написать личное письмо. Нужно продемонстрировать умение написать личное письмо, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета. Speaking Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке. Прочитать предложенный текст; ответить на 6 вопросов; высказаться по предложенной теме В рамках чтения вслух необходимо уметь: -читать вслух небольшой отрывок научно-популярного жанра без необоснованных пауз и фонетических ошибок. Необходимо уметь отвечать на заданные вопросы. В рамках монолога необходимо уметь: - составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы; - изложить и обосновать свое мнение; Ожидаемые результаты Главным результатом является готовность учащихся к сдаче экзамена. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена. Учащиеся должны знать/понимать: • формат заданий экзамена ОГЭ по английскому языку; • стратегии выполнения заданий экзамена по всем разделам. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочной деятельности по подготовке к сдаче ГИА-9 (ОГЭ) Тема Тема работы Количество часов 1 Ознакомление с форматом экзамена Четыре основных вида речевой деятельности. Конкурс понимания устного текста, письменного текста, устной речи, письменной речи, лексикограмматический тест. 1 Дата Продолжительность выполнения заданий. 2 Стратегии подготовки к разделу «Listening». Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания 3 Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации Как работать с инструкцией? Как 2 работать с заданием? Как работать с текстом? Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок 2 2 Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного 4 Выполнение теста по аудированию Тестирование навыков аудирования в формате ОГЭ 5 Стратегии подготовки к разделу «Reading». Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания Как работать с инструкцией? Как 1 работать с заданием? Как работать с текстом? Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. 6 Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей. Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок 2 7 Выполнение теста по чтению Тестирование навыков чтения в формате ОГЭ 1 8 Стратегии подготовки к разделу «Use of English». Личные и неличные формы глагола, видовременные Структура раздела, анализ заданий. Повторение форм глагола, употребление времен, употребление различных форм 3 9 формы глагола глагола, заполнение пропусков глаголами в соответствии с контекстом Страдательный залог. Повторение форм глагола в страдательном залоге, выполнение упражнений на употребление страдательного залога. Выполнение заданий на правильное употребление грамматических форм в формате экзамена с последующим анализом. 2 Работа с тестовыми заданиями по грамматике 10 Работа с тестовыми заданиями по словообразованию Определение частей речи и образование новых слов, добавление суффиксов, добавление приставок, выполнение практических упражнений 2 11 Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения Выполнение упражнений на употребление устойчивых словосочетаний, фразовых глаголов и идиом 2 12 Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы) Выполнение практических упражнений 2 13 Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц Продумывание возможного варианта ответа, выбор правильного ответа, определение неверных ответов, выполнение заданий в формате ОГЭ 2 14 Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера. Написание письма. Образцы писем и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера 3 15 Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише. Минипрактикум по выполнению заданий устной части. Чтение вслух. Односторонний диалог (ответы на вопросы) Практические указания и 3 упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении 16 Тематика монологического высказывания. Выполнение заданий в формате ОГЭ 2 17 Пробный тест в формате ОГЭ Выполнение заданий в формате ОГЭ 2 Использованная литература: ФИПИ ОГЭ 2019 Английский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Н.Н.Трубаневой Витковский Е.В., Долгопольская И.Б., Фоменко Е.А.. Английский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации -2018. Ростов-на-Дону. Легион. 2019г. Музланова Е.С.Английский язык. 20 тренировочных заданий для подготовки к устной части экзамена ОГЭ Москва: Издательство АСТ, 2020