Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Заместитель директора по Антипова М.В. учебно-воспитательной работе Приказ № 483/1от «30» 08.23 г. УТВЕРЖДЕНО Директор Высоцкая С.В. Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г. Атапина Н.Ю. Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 классов Срок реализации – 1 год Антипова Марина Владимировна Учитель истории и обществознания Северск 2023 Пояснительная записка Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса. Задачи курса: способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена; стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально-гуманитарного профиля для дальнейшего обучения; отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера; содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях, формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Программой предусмотрено проведение занятий в 9 классе - 34 часа в год, 1 час в неделю. Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9 классы». При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок-диспут, комбинированные уроки, практические занятия. Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ. Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию (базовый уровень) В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: o полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; o общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; o нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; o o o реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Тематическое планирование по истории составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее Реализация воспитательного потенциала предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся; включение в урок игровых процедур; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. Программа Введение (1 ч.) Тема 1. Современное общество. (4 ч.) Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения. Тема 2. Человек среди людей. (9 ч.) Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа . Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речьМежличностные конфликты, их конструктивное решение. Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8 ч.) Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Тема 4. Политика и право. (8 ч.) Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество Власть. Роль политики в жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Тема 5. Духовная жизнь общества. (3 ч.) Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Итоговое повторение (1 ч.) Календарно-тематическое планирование. Название раздела, темы урока Колво часов Основные виды учебной деятельности План 1 Введение. Инструктаж по ОТ на рабочем месте. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 02.09 2 Основные типы заданий и навыки работы с ними. Модели общества. Теории общества. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 09.09 3 Основные типы заданий и навыки работы с ними. Теории цивилизации. Выполнение тестовых заданий. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 16.09 4 Глобальные проблемы современности: мир и войны, сохранение среды обитания. Составление плана текста. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 23.0 5 Социальные конфликты современности и пути их решения. Задания на установление соответствия. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 30.09 6 Человек высшее существо?. Выполнение заданий к тексту. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 07.10 7 Человек и мир. Тренировочная работа в формате ОГЭ. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы 14.10 заданий и навыки работы с ними. 8 Индивид, человек, личность: основные черты и особенности. Анализ выполнения тренировочной работы. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 21.10 9 Семья основная ячейка общества. Работа с графиками и диаграммами. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 28.10 10 Особенности подросткового возраста. Решение задач. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 11.11 11 Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Социальные классы: пути их образования. Страты. Решение тестов. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 18.11 12 Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Моральное сознание. Выполнение заданий к тексту. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 25.11 13 Мышление и деятельность. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 02.12 14 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Выполнение заданий к тексту. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 09.12 15 Экономика, ее понятие и различные смысловые значения. Диагностическая работа. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 10.12 16 Виды экономических систем. Разбор ситуаций. Анализ выполнения диагностической работы. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 16.12 17 Право собственности. Виды собственности. Экономическое и юридическое правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Отношения собственности и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Задания на установление соответствия. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 23.12 18 Экономические ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 13.01 19 Предпринимательство в современной России. Тесты. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 14.01 20 Рынок и рыночный механизм. «Рыночные реформы» в Российской Федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 20.01 21 Экономические отношения в государстве. Анализ статистических данных. Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 27.01 1 22 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 28.01 23 Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных.. Задания на установление соответствия. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 03.02 24 Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы построения и и функционирования РФ. Тренировочная работа в формате ОГЭ. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 10.02 25 Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдум. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Анализ выполнения тренировочной работы. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 17.02 26 Типология политических режимов. Демократия. Тесты. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 18.02 27 Соотношение правового государства и гражданского общества. Составление плана текста. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 16.03 28 Власть и ее роль в жизни общества. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 23.03 29 Органы государственной власти РФ. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают 30.03 основные типы заданий и навыки работы с ними. 30 Правоохранительные органы в Российской федерации. Правомерное поведение граждан. Диагностическая работа в формате ОГЭ. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 06.04 31 Защита прав несовершеннолетних. Анализ выполнения диагностической работы. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 13.04 32 Различные формы и разновидности культуры. Задания на установление соответствия. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 20.04 33 Развитие образования и самообразование. Выполнение итогового констатирующего контроля. 1 Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. 27.04 34 Итоговое повторение 1 18.05 Литература 1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010. 2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановского. - М.: Просвещение, 2009. 3. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М., АСТ:Астрель, 2009. 4. ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А.Ю.Лабезникова, О.А.Котова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. 5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Т.Кинкулькина. - М., 2002. 6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. - М.: ВИТА ПРЕСС, 2008. 7. Конституция РФ. - Москва. 2014. 8. Мухаев Р.Т. Политология. И - М., 2000. 9. Обществознание 8 кл./ Под ред. А.Ф.Боголюбова - М.: Просвещение 2010. 10. Обществознание 9 кл./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. - М.: Просвещение 2010. 11. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. 12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Обществознание/ авт. - сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. М.: Астрель, 2011. 13. Сборник кодексов РФ. - М., 2002. 14. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С.И.Володина и др. - М.: Вита - Пресс, 2000. Цифровые образовательные ресурсы 1. Основные Internet-адреса: 1. http://www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки. 2. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений. 3. http://www.ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ). 4. http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена. 5. http://www.consultant.ru - Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". 2. Электронные учебные пособия: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1С: Школа. Экономика и право. 9-11 классы. Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы. Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание. Видеохрестоматия "Основы права". Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс". Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум".