Обществознание 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северская гимназия»
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Заместитель директора по
Антипова М.В. учебно-воспитательной
работе
Приказ № 483/1от «30» 08.23 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Высоцкая С.В.
Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г.

Атапина Н.Ю.
Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по обществознанию»
для 9 классов
Срок реализации – 1 год

Антипова Марина Владимировна
Учитель истории и обществознания

Северск 2023

Пояснительная записка
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих
понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной
итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам
курса.
Задачи курса:

















способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями к
Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том
числе в контексте выбора ими социально-гуманитарного профиля для дальнейшего
обучения;
отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач
познавательного и практического характера;
содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях,
формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и
среднего подросткового возраста;
дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;
способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для
определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных
задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и
общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также
в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.

Программой предусмотрено проведение занятий в 9 классе - 34 часа в год, 1 час в
неделю.
Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества
как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов
его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса,
прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой

аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе
«Обществознание. 8-9 классы».
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками
права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные
формы работы: лекционные занятия, семинары, урок-диспут, комбинированные уроки,
практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов
«Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По
итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию (базовый
уровень)
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:





социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения;

уметь:













описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их
общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина
и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя
различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной
информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
o полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
o общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
o нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

o
o
o

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Тематическое планирование по истории составлено с учётом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;















к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения
и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее

Реализация воспитательного потенциала предполагает следующее:











установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся;
включение в урок игровых процедур;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками.

Программа
Введение (1 ч.)
Тема 1. Современное общество. (4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные
институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития
общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации
общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного
мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9 ч.)
Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и
межличностные отношения. Семья как малая группа . Особенности подросткового
возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и
классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.
Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речьМежличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8 ч.)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Право собственности.
Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права
собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и
несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8 ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного
устройства РФ.Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы.
Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим.
Демократия. Правовое государство и гражданское общество Власть. Роль политики в
жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы
государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное
законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3 ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры.
Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и
самообразование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Право на
доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)

Календарно-тематическое планирование.
Название раздела, темы урока

Колво
часов

Основные виды
учебной
деятельности

План

1

Введение. Инструктаж по ОТ на рабочем
месте.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

02.09

2

Основные типы заданий и навыки работы с
ними. Модели общества.
Теории общества.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

09.09

3

Основные типы заданий и навыки работы с
ними. Теории цивилизации.
Выполнение тестовых заданий.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

16.09

4

Глобальные проблемы современности: мир
и войны, сохранение среды обитания.
Составление плана текста.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

23.0

5

Социальные конфликты современности и
пути их решения. Задания на установление
соответствия.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

30.09

6

Человек высшее существо?. Выполнение
заданий к тексту.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

07.10

7

Человек и мир. Тренировочная работа в
формате ОГЭ.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы

14.10

заданий и навыки
работы с ними.
8

Индивид, человек, личность: основные
черты и особенности. Анализ выполнения
тренировочной работы.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

21.10

9

Семья основная ячейка общества. Работа с
графиками и диаграммами.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

28.10

10

Особенности подросткового возраста.
Решение задач.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

11.11

11

Социальная структура. Неравенство и
социальная дифференциация. Социальные
классы: пути их образования. Страты.
Решение тестов.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

18.11

12

Личность и мораль. Нравственность, этика,
моральные ценности и идеалы. Моральная
оценка. «Золотое правило
нравственности». Моральное сознание.
Выполнение заданий к тексту.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

25.11

13

Мышление и деятельность. Выполнение
заданий на группировку по чертам
сходства и различия.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

02.12

14

Межличностные конфликты, их
конструктивное разрешение Выполнение
заданий к тексту.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

09.12

15

Экономика, ее понятие и различные
смысловые значения. Диагностическая
работа.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

10.12

16

Виды экономических систем. Разбор
ситуаций. Анализ выполнения
диагностической работы.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

16.12

17

Право собственности. Виды
собственности. Экономическое и
юридическое правомочия собственника.
Способы приобретения права
собственности. Приватизация. Защита прав
собственности. Отношения собственности
и несовершеннолетние. Прекращение прав
собственности. Задания на установление
соответствия.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

23.12

18

Экономические ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Задания на
установление соответствия.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

13.01

19

Предпринимательство в современной
России. Тесты.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

14.01

20

Рынок и рыночный механизм. «Рыночные
реформы» в Российской Федерации.
Выполнение заданий на группировку по
чертам сходства и различия

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

20.01

21

Экономические отношения в государстве.
Анализ статистических данных.

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

27.01

1

22

Неравенство доходов и экономические
меры социальной поддержки. Тесты.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

28.01

23

Налоги, уплачиваемые гражданами.
Формирование выводов на основе
различных видов данных.. Задания на
установление соответствия.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

03.02

24

Основы Конституционного строя
Российской федерации. Принципы
построения и и функционирования РФ.
Тренировочная работа в формате ОГЭ.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

10.02

25

Участие граждан в политике и управлении.
Выборы. Референдум. Публичное право.
Политическая и правовая культура
граждан. Анализ выполнения
тренировочной работы.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

17.02

26

Типология политических режимов.
Демократия. Тесты.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

18.02

27

Соотношение правового государства и
гражданского общества. Составление
плана текста.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

16.03

28

Власть и ее роль в жизни общества. Роль
политики в жизни общества. Выполнение
заданий к тексту.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

23.03

29

Органы государственной власти РФ.
Выполнение заданий на группировку по
чертам сходства и различия.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают

30.03

основные типы
заданий и навыки
работы с ними.
30

Правоохранительные органы в Российской
федерации. Правомерное поведение
граждан. Диагностическая работа в
формате ОГЭ.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

06.04

31

Защита прав несовершеннолетних. Анализ
выполнения диагностической работы.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

13.04

32

Различные формы и разновидности
культуры. Задания на установление
соответствия.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

20.04

33

Развитие образования и самообразование.
Выполнение итогового констатирующего
контроля.

1

Выполнять задания
в формате ОГЭ.
Разбирают
основные типы
заданий и навыки
работы с ними.

27.04

34

Итоговое повторение

1

18.05

Литература
1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией
Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановского. - М.: Просвещение, 2009.
3. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.,
АСТ:Астрель, 2009.
4. ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А.Ю.Лабезникова,
О.А.Котова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016.
5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред.
Л.Н.Боголюбова и А.Т.Кинкулькина. - М., 2002.
6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. - М.: ВИТА ПРЕСС, 2008.
7. Конституция РФ. - Москва. 2014.
8. Мухаев Р.Т. Политология. И - М., 2000.
9. Обществознание 8 кл./ Под ред. А.Ф.Боголюбова - М.: Просвещение 2010.
10. Обществознание 9 кл./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. - М.:
Просвещение 2010.

11. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009:
Обществознание/ авт. - сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. М.: Астрель, 2011.
13. Сборник кодексов РФ. - М., 2002.
14. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./
Сост.С.И.Володина и др. - М.: Вита - Пресс, 2000.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Основные Internet-адреса:
1. http://www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки.
2. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических
измерений.
3. http://www.ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ).
4. http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого
государственного экзамена.
5. http://www.consultant.ru - Официальный сайт компании "КонсультантПлюс".
2. Электронные учебные пособия:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1С: Школа. Экономика и право. 9-11 классы.
Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание.
Видеохрестоматия "Основы права".
Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс".
Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум".


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».