Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Иностранные языки Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Директор Ермакова Л.Н. Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г. Высоцкая С.В. Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г. Атапина Н.Ю. Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся с тяжелым нарушением речи на 2023-2024 учебный год Класс 5-8 Уровень Базовый обучения Автор программы: Самородова Л В, учитель высшей категории Северск - 2023 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания. Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. В рабочей программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ТНР и специфика усвоения им учебного материала. Содержание коррекционно-развивающей работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ТНР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход обучающихся с ТНР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ТНР в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ТНР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к: • структуре адаптированной программы; • условиям реализации адаптированной программы; • результатам освоения адаптированной программы. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает: • придание результатам образования социально и личностно значимого характера; • прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ТНР положены следующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.); • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся; • принцип коррекционной направленности образовательного процесса; • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; • принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития; • принцип целостности содержания образования. • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены, смешение, искаженное произнесение. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи. Так же у обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно проявляется в понимании и употреблении фраз. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. Основными образовательными направлениями освоения АОП НОО (5.1.) являются: в специальной поддержке • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; • коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма; • развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; • обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся: • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведенных для изучения музыки, - 136 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы среднего общего образования Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ТНР АОП НОО соответствуют ФГОС ООО. Личностными результатами изучения музыки являются: - становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; - формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров; - потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира; - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; - овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкальнотворческой деятельности. Метапредметными результатами изучения музыки являются: - анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; - проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов; - наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; - убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом; - умение работать с разными источниками информации, применять информационнокоммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. Предметными результатами изучения музыки являются: - понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни; - наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности; - общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы; - знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран; - сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров; - использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства; - понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка - универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой - глубокая степень психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком - подсознательном - уровне. Музыка - временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым. Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие обучающегося, формирование всей системы ценностей. Изучение музыки необходимо для полноценного образования и воспитания обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Рабочая программа по музыке позволит учителю: реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС ООО; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания. разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Основная цель реализации программы по музыке - воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественнотворческого процесса, самовыражение через творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; формирование творческих способностей ребенка, развитие внутренней мотивации к интонационносодержательной деятельности. Задачи обучения музыке на уровне основного общего образования: приобщение к традиционным российским ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания; осознание социальной функции музыки, стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека; формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства, воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия; формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства, освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей; расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре; развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах); сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов); музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование); творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); исследовательская деятельность на материале музыкального искусства. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание учебного предмета структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального общего образования и непрерывность изучения учебного предмета: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведенных для изучения музыки, - 136 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю). Изучение музыки предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как изобразительное искусство, литература, география, история, обществознание, иностранный язык. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль № 1 «Музыка моего края» Фольклор - народное творчество Содержание: Традиционная музыка - отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы). Виды деятельности обучающихся: знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи; определение на слух: принадлежности к народной или композиторской музыке; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); жанра, основного настроения, характера музыки; разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр. Календарный фольклор Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние - на выбор учителя). Виды деятельности обучающихся: знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях; разучивание и исполнение народных песен, танцев; вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка. Семейный фольклор Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания. Виды деятельности обучающихся: знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла; изучение особенностей их исполнения и звучания; определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов; разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя); вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора». Наш край сегодня Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки - композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория. Виды деятельности обучающихся: разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов; знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства; вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии; исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам); творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» Россия - наш общий дом Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов (при изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее трех региональных традиций. Одна из которых - музыка ближайших соседей (например, для обучающихся Нижегородской области - чувашский или марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края - музыка Адыгеи и т. п.). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более удаленных географически, а также по принципу контраста мелодикоритмических особенностей. Для обучающихся республик Российской Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть представлена русская народная музыка). Виды деятельности обучающихся: знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далеких регионов в аудиои видеозаписи; разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России; определение на слух: принадлежности к народной или композиторской музыке; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); жанра, характера музыки. Фольклорные жанры Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. Виды деятельности обучающихся: знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи; аутентичная манера исполнения; выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов; выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен; вариативно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных народов России; музыкальный фестиваль «Народы России». Фольклор в творчестве профессиональных композиторов Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне. Виды деятельности обучающихся: сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке; разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке; знакомство с 2-3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации), в которых использованы подлинные народные мелодии; наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала; вариативно: исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции); посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвященного данной теме; обсуждение в классе и (или) письменная рецензия по результатам просмотра. На рубежах культур Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора. Виды деятельности обучающихся: знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения; изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно- исполнителей, исследователей традиционного фольклора; вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры. Модуль № 3 «Музыка народов мира» Музыка - древнейший язык человечества Содержание: Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция - колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии). Виды деятельности обучающихся: экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации; импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному); озвучивание, театрализация легенды (мифа) о музыке; вариативно: квесты, викторины, интеллектуальные игры; исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков». Музыкальный фольклор народов Европы Содержание: Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2-3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том числе, но не исключительно - образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор - кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор - мазурка, полонез; французский фольклор - рондо, трубадуры; австрийский фольклор - альпийский рог, тирольское пение, лендлер). Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов. Виды деятельности обучающихся: выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо). Музыкальный фольклор народов Азии и Африки Содержание: Африканская музыка - стихия ритма. Интонационноладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 12 национальные традиции из следующего списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей. Виды деятельности обучающихся: выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах; вариативно: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки». Народная музыка Американского континента Содержание: Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения. Виды деятельности обучающихся: выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков; разучивание и исполнение народных песен, танцев; индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» Национальные истоки классической музыки Содержание: Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и других композиторов. Значение и роль композитора классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов; определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе); музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: исследовательские проекты о творчестве европейских композиторовклассиков, представителей национальных школ; просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе; посещение концерта классической музыки, балета драматического спектакля. Музыкант и публика Содержание: Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами виртуозной музыки; размышление над фактами биографий великих музыкантов - как любимцев публики, так и непонятых современниками; определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмоинтонации; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета; вариативно: работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения); посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе; создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания. Музыка - зеркало эпохи Содержание: Искусство как отражение, с одной стороны - образа жизни, с другой главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонногармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. Бетховена. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе); исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов. Музыкальный образ Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека - судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Виды деятельности обучающихся: знакомство с произведениями композиторов - венских классиков, композиторов- романтиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения; узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора; составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе). Музыкальная драматургия Содержание: Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма - строение музыкального произведения. Виды деятельности обучающихся: наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития; умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развертывании музыкальной драматургии; узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизмененных в процессе развития; составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения; создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков. Музыкальный стиль Содержание: Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи); исполнение 2-3 вокальных произведений - образцов барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных); музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; определение на слух в звучании незнакомого произведения: принадлежности к одному из изученных стилей; исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов); жанра, круга образов; способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении); Модуль № 5 «Русская классическая музыка» Образы родной земли Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного на уровне начального общего образования; выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных произведений; вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений; посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов. Золотой век русской культуры Содержание: Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Особенности отечественной музыкальной культуры XIX в. (на примере творчества М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. РимскогоКорсакова и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века; создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкальнолитературной композиции на основе музыки и литературы XIX века; реконструкция костюмированного бала, музыкального салона. История страны и народа в музыке русских композиторов Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов - Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с шедеврами русской музыки XIX-XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композитором-классиком; исполнение Гимна Российской Федерации; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композиторов - членов русского музыкального общества «Могучая кучка»; просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов. Русский балет Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. Виды деятельности обучающихся: знакомство с шедеврами русской балетной музыки; поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом; посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом; вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров; съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты). Русская исполнительская школа Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С.Т. Рихтер, Л.Б. Коган, М.Л. Ростропович, Е.А. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского. Виды деятельности обучающихся: слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации; создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений; дискуссия на тему «Исполнитель - соавтор композитора»; вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки. Русская музыка - взгляд в будущее Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.А. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства; слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки; вариативно: исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной электроники в России; импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов. Модуль № 6 «Духовная музыка» Храмовый синтез искусств Содержание: Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Виды деятельности обучающихся: повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия, полученных на уроках музыки и основ религиозных культур и светской этики на уровне начального общего образования; осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства; исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике; определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся: к русской православной традиции; западноевропейской христианской традиции; другим конфессиям (по выбору учителя); вариативно: посещение концерта духовной музыки. Развитие церковной музыки Содержание: Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидод'Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. Виды деятельности обучающихся: знакомство с историей возникновения нотной записи; сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты); знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие); слушание духовной музыки; определение на слух: состава исполнителей; типа фактуры (хоральный склад, полифония); принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции; вариативно: работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки; исследовательские и творческие проекты, посвященные отдельным произведениям духовной музыки. Музыкальные жанры богослужения Содержание: Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение. Виды деятельности обучающихся: знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном; вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений; определение на слух изученных произведений и их авторов, иметь представление об особенностях их построения и образов; устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции. Религиозные темы и образы в современной музыке Содержание: Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX-XXI веков. Религиозная тематика в контексте современной культуры. Виды деятельности обучающихся: сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX-XXI веков; исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами; вариативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посещение концерта духовной музыки. Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления» Джаз Содержание: Джаз - основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). Виды деятельности обучающихся: знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг бэнд, блюз); разучивание, исполнение одной из «вечнозеленых» джазовых тем, элементы ритмической и вокальной импровизации на ее основе; определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариативно: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки. Мюзикл Содержание: Особенности жанра. Классика жанра - мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль); анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации; просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки; разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов. Молодежная музыкальная культура Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX-XXI веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, В. Высоцкий и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры). Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодежной культуры (группы «Битлз», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и другие группы и исполнители); разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодежных музыкальных течений; дискуссия на тему «Современная музыка»; вариативно: презентация альбома своей любимой группы. Музыка цифрового мира Содержание: Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды. Виды деятельности обучающихся: поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас; просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств; разучивание и исполнение популярной современной песни; вариативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и литература Содержание: Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада). Программная музыка. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки; импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод «Сочинение сочиненного»); сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения; рисование образов программной музыки; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. Музыка и живопись Содержание: Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия - мелодия, пятно - созвучие, колорит - тембр, светлотность - динамика. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности, сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта; вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программноизобразительного характера; сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников. Музыка и театр Содержание: Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и других композиторов). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра; разучивание, исполнение песни из театральной постановки, просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня; музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей; вариативно: постановка музыкального спектакля; посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле; исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра. Музыка кино и телевидения Содержание: Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.). Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов; просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма; вариативно: создание любительского музыкального фильма; переозвучка фрагмента мультфильма; просмотр фильма-оперы или фильма-балета, аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чем отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильмабалета)?» Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства» Камерная музыка Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма. Виды деятельности обучающихся: слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа; определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы; разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров; вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс - трехдольный метр); индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме; выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд. Циклические формы и жанры Содержание: Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. Виды деятельности обучающихся: знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного художественного замысла цикла; разучивание и исполнение небольшого вокального цикла; знакомство со строением сонатной формы; определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат; вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт. Симфоническая музыка Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования; образно-тематический конспект; исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки; слушание целиком не менее одного симфонического произведения; вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки; предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт. Театральные жанры Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле. Виды деятельности обучающихся: знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов. Таблица тематического распределения количества часов. 5 класс. Тема урока № п/п 1 Россия, Россия, нет слова красивей. 2 Вся Россия просится в песню. 3 Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно. 4 Стучит, гремит Кикимора. 5 Что за прелесть эти сказки. 7 8 Жанры инструментальной и вокальной музыки. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Модуль 2. Русская классическая музыка 9 10 11 12 проведения урока по плану Модуль 1. Музыка моего края 6 Дата Всю жизнь мою несу Родину в душе. Слово о мастере. Звать через прошлое к настоящему. Звать через прошлое к настоящему 2 по факту 13 Ты раскрой мне, природа, объятья. 14 Мои помыслы - краски, мои краски - напевы... 15 Дыхание русской песенности. Модуль 3. Европейская классическая музыка 16 17 18 Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. Был он весь окутан тайной чёрный гость. 19 Фореллен-квинтет. 20 Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. 21 Образы борьбы и победы в искусстве. 22 Застывшая музыка. 23 Полифония в музыке и живописи. 24 Портрет в музыке и изобразительном искусстве. 25 Волшебная палочка дирижёра. Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства 26 27 28 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Музыка в театре, в кино, на телевидении. 29 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. 30 Небесное и земное в звуках и красках. 31 Музыка на мольберте. 32 Импрессионизм в музыке и живописи. 33 О подвигах, о доблести, о славе... 34 В каждой мимолетности вижу я миры. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 6 класс. 34 Тема урока № п/п Дата проведения урока по плану Модуль 1. Народное музыкальное творчество России 1 Образы романсов и песен русских композиторов. 2 Два музыкальных посвящения. 3 Портрет в музыке и живописи. 4 "Уноси моё сердце в звенящую даль..." 5 Музыкальный образ и мастерство исполнителя. 6 7 8 Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов. Модуль 2. Русская классическая музыка 9 10 11 12 Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. "Фрески Софии Киевской". Орнамент. 13 Сюжеты и образы фресок. 14 "Перезвоны". 15 Молитва. Модуль 3. Европейская классическая музыка 16 17 18 "Небесное и земное" в музыке Баха. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. 19 Песни вагантов. 20 Песни Булата Окуджавы. 21 Спиричуэл и блюз. 22 Джаз - музыка лёгкая или серьёзная? по факту 23 Искусство прекрасного пения. 24 "Старинной песни мир". 25 Баллада. "Лесной царь". Модуль 4. Жанры музыкального искусства 26 Могучее царство Шопена. 27 28 "Метель". Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Ночной пейзаж. Космический пейзаж. 29 Инструментальный концерт. 30 "В печали весел, а в веселье печален". 31 Программная увертюра. 32 Мир музыкального театра. 33 Опера "Орфей и Эвридика". Рок-опера "Орфей и Эвридика". 34 Образы киномузыки. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34 7 класс. Тема урока № п/п Дата проведения урока по по факту плану 1. 2. Классика и современность В музыкальном театре 3. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» 4. Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» 5. Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» 6. 7. 8. 9. В музыкальном театре. Балет Балет Б.И. Тищенко «Ярославна» Героическая тема русской музыки В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» 10. 11. 12. В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Опера Ж. Безе «Кармен» Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита» 13. Сюжеты и образы духовной музыки 14. Музыкальное «зодчество» России. 15. Рок-опера Л.Э. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда» 16. Музыка Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» 17. «Гоголь-сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» 18. Музыкальная драматургия - развитие музыки 19. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка 20. Камерная инструментальная музыка: этюд 21. Транскрипция. Ф. Лист 22. Циклические формы инструментальной музыки 23. 24. Соната. «Патетическая» Л.Бетховена Соната. Соната № 11 В. Моцарта 25. Симфоническая музыка И. Гайдна, В.А. Моцарта 26. Симфоническая музыка Л. Бетховена, Ф. Шуберта 27. Симфоническая музыка П.И. Чайковского, В.С.Калинникова 28. Симфоническая музыка Д.Б. Шостаковича, С.С.Прокофьева 29. Симфоническая картина«Празднества» К.Дебюсси 30. Инструментальный концерт 31. Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» 32. Музыка народов мира 33. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер 34. «Пусть музыка звучит» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34 8 класс. Дата Тема урока № проведения урока п/п по плану 1. Классика в нашей жизни 2. В музыкальном театре. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь». 3. В музыкальном театре. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь». 4. Балет «Ярославна». 5. Рок-опера «Преступление и наказание». 6. Рок-опера «Преступление и наказание». 7. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» 8. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» 9. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». 10. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». 11. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» 12. «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». 13. Музыка в кино. 14. В концертном зале. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф.Шуберта 15. 16. Симфония № 5 П. Чайковского. 17. Симфония №1(«Классическая») С. Прокофьева Музыка - это огромный мир, окружающий человека... 18. Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. 19. 20. 21. 22. 23. Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова Портреты великих исполнителей. Елена Образцова Портреты великих исполнителей. Елена Образцова Портреты великих исполнителей Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрин. по факту 24. Портреты великих исполнителей Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрин. 25. Портреты великих исполнителей Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрин. 26. Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. 27. Современный музыкальный театр.. Классика в современной обработке 28. В концертном зале. Симфония№7 («Ленинградская») Д. Шостакович. 29. В концертном зале. Симфония№7 («Ленинградская») Д. Шостакович 30. В концертном зале. Симфония№7 («Ленинградская») Д. Шостакович. 31. Музыка в храмовом синтезе искусств. Свет фресок. Дионисия миру. 32. Неизвестный Г.Свиридов: песнопения и молитвы 33. Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». 34. Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34 УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА: Музыка, 5 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2019. Музыка, 6 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2019. Музыка, 7 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2019. Музыка, 8 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2019. 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 8 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2019. Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2019. - 1 электрон. опт. диск ( CDROM). Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2019. - 1 электрон. опт. диск ( CDROM). Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2019. - 1 электрон. опт. диск ( CDROM). Музыка. Фонохрестоматия. 8 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2019. - 1 электрон. опт. диск ( CDROM). Музыка. 5 - 8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для уч ителей общеобразоват. организаций / [ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова]. - 4- е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 126 с. Уроки музыки. Поурочные разработки . 5- 6 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 230 г. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 - 8 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 331 г. 3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: 1. Единая коллекция - http://collection. cross- edu. ru/catalog/rubr/ f544 b3 b7 f1 f4-5 b76- f453-552 f31d9 b164 2. Российский общеобразовательный портал - http://music. edu. ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki. rdf. ru/ 4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Р есурсов. - Режим доступа: http://school- collection. edu. ru 5. Российская Электронная Школа МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: Классная магнитная доска, компьютер, плазменный телевизор, фортепиано. 2. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ: Классная магнитная доска, компьютер, плазменный телевизор, фортепиано.