Занимательный русский язык

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент общего образования Томской области
Управление Образования Администрации ЗАТО Северск
МБОУ «Северская гимназия»

РАССМОТРЕНО
руководитель ШМО
начальных классов
Чувакова Л.И.
483/1 от «30» 08 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

Бердникова Т.В..
483/1 от «30» 08 2023 г.

Высоцкая С.В.
483/1 от «30» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
для обучающихся 1-4 классов

г. Северск 2023

1.Пояснительная записка
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепция
духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является
урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на
вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В
этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательное словообразование”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение
элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через
систему развивающих занятий.
Задачи курса:
1.Развитие лингвистических компетенций учащихся.
2.Формирование любви и уважения к русскому языку.
3. Развитие познавательных способностей младших школьников.
4.Развитие творческих способностей младших школьников.
5.Расширение кругозора учащихся.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным
материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности
между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В
процессе изучения грамматики обучающиеся могут увидеть “волшебство знакомых слов”;
понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу
должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных
предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательное словообразование” следует
обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся,
на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как
учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно проводить посредством использования ролевых игр. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях.
Содержание и методы обучения “Занимательного словообразования” содействуют
приобретению и закреплению обучающимися прочных знаний и навыков, полученных на
уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические
сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что

способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
2.Общая характеристика предмета внеурочной деятельности.
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы
(1 – 4 классы). Главное назначение начальной школы – воспитательное.
Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармоничноразвивающейся личности младшего школьника.
Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведѐнный
для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества. Судьба ребѐнка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и
как усвоит.
Изучение лингвистических интересов обучающихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Программа курса как раз рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке.
Занятия кружка ориентируют ребѐнка на различные наблюдения над лексической
стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живѐт слово в тексте. Такой подход к
изучению слова позволяет, связывая занятия кружка с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит обучающихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в среднем звене.
Практические занятия кружка во всех классах имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи обучающихся.
Общее направление программы внеурочной деятельности – работа над содержательной стороной слова, позволяет также затронуть некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы (история письменности, книгопечатания, обучение русскому
языку). Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Л.В.Мещенковой «Занимательный русский язык».
3. Описание места предмета, курса в учебном плане
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Курс включает 135 занятий: 1 занятие в неделю, в первом классе - 33 занятия, во
2 – 4 классах - по 34 занятия за учебный год. Программа первого класса реализована в
рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Года обучения
Кол-во часов в неде- Кол-во
учебных Всего часов за учеблю
недель
ный год
1 класс
1
33
33
2 класс
1
34
34
3 класс
1
34
34
4 класс
1
34
34
Материал каждого занятия рассчитан на 40 - 45 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к

данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания
задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. ,
что привлекательно для младших школьников.
Для проведения занятий разработанучебно-методический комплект, состоящий из
следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
4. Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в
динамическую деятельность.
Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную
работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия
включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать
настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Все занятия кружка строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний
На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещѐ не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись
произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребѐнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.
Ещѐ одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.
Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой
личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребѐнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от
ребѐнка вполне определѐнных познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не
сможет достичь поставленных целей.
В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству
(умение пользоваться письменной речью)
Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребѐнку; работа организовывается в атмосфере непринуждѐнности и раскованности.

На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить
мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования
письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации,
письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки,
фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса.
Личностные универсальные учебные действия:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
-учебно-познавательный интерес к предмету;
-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
-умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
-формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
-развитие морально-этического сознания;
-формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение учитывать установленные правила в планировании;
-умение решать проблемы творческого характера;
-умение адекватно воспринимать оценку;
-умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
-умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
-умение добывать новые знания;
-умение перерабатывать информацию;
-умение строить суждения в простой форме;
-умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
-интерес к познанию природы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение доносить свою позицию до других, владея приѐмами монологической и диалогической речи;
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-умение договариваться;
-умение работать в паре, группе, коллективе;
-умение адекватно использовать речевые средства;
-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Предметные результаты.

- углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;
- распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
- отличать признаки основных языковых единиц;
- различать понятия: « многозначные слова», «синонимы», « антонимы»,
« омонимы», приводить их примеры;
знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых
слов и фразеологизмов;
- знать виды
словесных игр и головоломок;
- приобрести
опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами;
-творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение, фантазию.
6. Содержание учебного предмета, курса.
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально
разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания,
мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое
занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, лѐгкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое занятие, за исключением занятий под названием « Игротека», имеет следующую структуру:
1. Работа над темой занятия.
2. « Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчинѐнного теме занятия, на другой – отвлечѐнный, а также проведение физкультминутки).
3. Продолжение работы над темой.
4. « Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса тестового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе « Русский медвежонок»).
5. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвѐртое занятие имеет название « Игротека» и носит повторительный характер для трѐх предыдущих занятий. Оно строится на играх и игровых заданиях. В нѐм отсутствует рубрика « Мишуткина академия».
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности в 1 – 4 классах
1 класс
№
Тема занятия
Характеристика основных видов деяп/п
тельности
1.
Речь устная и письменная
Беседа, составление « Правил красивой речи», физкультминутка, прослушивание записи сказки.
2.
Что такое слово?
Игра «Дополни слово», « Сложи слово»,
физкультминутка.
3.
В мире звуков
Монолог, сопровождаемый соответствующими жестами, физкультминутка.
4.
Игротека
Игровые задания. Рубрика « Мишуткина

5.

Звуки и буквы – не одно и тоже.

6.

Что такое метаграммы?

7.

Жили – были гласные и согласные

8.

Игротека.

9.

Волшебник ударение.

10.

Такие разные согласные.

Такие разные, разные согласные
11.

12.

Игротека.

13.
14.

Русские народные загадки.
Зачем шипящие шипят?

15.

Познакомьтесь: Алфавит.

16.

Игротека.

17.

Здравствуй, пословица!

18.

Поговорим о предложении.

академия», физкультминутка.
Игры и задания на развитие внимания,
мышления, фонематического слуха, мелкой
моторики рук, физкультминутка.
Игры и задания на развитие внимания,
мышления, фонематического слуха, мелкой
моторики рук, физкультминутка.
Находить в слове гласные и согласные буквы. Игры и задания на пополнение словарного запаса, физкультминутка.
Игры и задания на формирование умения
различать гласные и согласные, разгадывать
метаграммы, рубрика «Мишуткина академия», физкультминутка.
Игры и задания на формирование понятия
« омографы».
Физкультминутка.
Игры и задания на умение различать твѐрдые и мягкие согласные, развитие внимания,
мышления, фонематического слуха, артистические способности, физкультминутка.
Игры и задания на умение уточнять представления о парных и непарных звонких и
глухих согласных звуках, на умение различать звонкие и глухие согласные, физкультминутка.
Игры на умение находить омографы в предложениях, определять ударный слог в слове,
различать гласные и согласные, решать метаграммы, рифмовать слова, рубрика « Мишуткина академия», физкультминутка.
Разгадывание загадок, физкультминутка.
Показывать, проигрывать пантомимы, физкультминутка.
Выполнение упражнений, формирующих
правильно называть буквы и звуки, отличать
гласные буквы от согласных, физкультминутка.
Разгадывание русских народных загадок,
произношение скороговорок, записывание
слов в алфавитном порядке, называние букв
и звуков в слове, рубрика « Мишуткина академия», физкультминутка.
Выполнение заданий на определение скрытого смысла пословиц, на умение вводить в
речь русские народные пословицы, физкультминутка.
Выполнение заданий на умение различать
предложения по цели высказывания, приводить примеры, физкультминутка.

19.

Ещѐ немного о предложении.

20.

Игротека.

21.
22.

Знакомимся с анаграммами.
Что такое текст.

23.
24.

Что мы пишем с большой буквы?
Игротека.

25.

О безударных гласных.

26.
27.

О парных звонких и глухих согласных.
Слова – приятели.

28

Игротека

Слова – неприятели.

Выполнение заданий и игр, физкультминутка.
Разгадывание шарад, подбирать пословицу к
тексту, придумывать предложения, разнообразные по цели высказывания и по интонации, рубрика « Мишуткина академия», физкультминутка.
Разгадывание анаграммы, физкультминутка.
Задание на умение определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по серии картинок, физкультминутка.
Игры и задания, физкультминутка.
Разгадывание анаграмм, придумывание анаграммы к данным словам, выполнение заданий на определение темы и основной мысли
текста, работа с рубрикой « Мишуткина академия», физкультминутка.
Выполнение заданий на формирование умения подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки, физкультминутка.
Выполнение различных заданий и
игр,физкультминутка.
Игры и задания на формирование умения
подбирать синонимы к данным словам,
находить среди слов синонимичные пары,
расширение словарного запаса, физкультминутка.
Грамматические игры и задания, работа с
рубрикой « Мишуткина академия», физкультминутка.

29

Игры и задания на умение подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов. Физкультминутка.

30.

Волшебное слово предлог.

Игры и задания на умение подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
Физкультминутка.

31.

Что за зверь такой – фразеологизм?

32.

Игротека.

Игры и задания с фразеологизмами, на умение подбирать к ситуации соответствующий
фразеологизм.
Физкультминутка.
Игры и задания на формирование умения
различать синонимы, антонимы, омонимы,
вставлять в предложение подходящие по
смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы
и их значения, рубрика «Мишуткина академия».
Физкультминутка.

33.
Повторяем, повторяем, повторяем.

2 класс
№
Тема занятия
п/п
1.
Что мы знаем о звуках и буквах.
2.

Что такое лексика?

3.

Однозначные и многозначные
слова

4.

Игротека

5.

Слова - братья

6.

Слова - наоборот

7.

Пословица недаром молвится.

8.

Игротека

9.

И снова пословицы, пословицы,
пословицы…

10.

Играем со словарными словами

11.

Анаграммы

12.

Игротека

Игровые задания. Физкультминутка.

Характеристика основных видов деятельности
Беседа о звуках и буквах, понятиях: «фонетика», « фонема», «фонематический слух».
Игры и задания на формирование умения
определять лексическое значение слова,
называть слово по его лексическому значению.
Игры и задания на формирование умения
объединять слова в группы по принципу
многозначности слова.
Грамматические игры и задания, работа с
рубрикой «Мишуткина академия»
Игровые задания на формирование умения
подбирать синонимы.
Выполнение игровых заданий на формирование умения находить антонимы в тексте,
подбирать их самостоятельно.
Выполнение заданий на определение скрытого смысла пословиц, на умение вводить в
речь русские народные пословицы, физкультминутка.
Выполнение игровых заданий на формирование умения находить синонимы, антонимы
в тексте, объединять смысл пословиц.
Игры и задания с пословицами, на умение
подбирать к ситуации соответствующие пословицы.
Грамматические задания на формирование
умения грамотному написанию словарных
слов.
Выполнение заданий на формирование умения разгадывать анаграммы.
Игры и задания на формирование умения
объяснять смысл пословиц, подбирать к словам анаграммы, грамотно писать словарные
слова.

13.

Секреты некоторых букв.

14.

Шарады, анаграммы, метаграммы

15.

Ещѐ раз о синонимах и антонимах.

16.

Игротека

17.

Слова, обозначающие предметы

18.

Слова, обозначающие действия
предметов

19.

Слова, обозначающие признаки
предметов.

20.

Игротека

21.

Текс Тема. Главная мысль.

22.

Заголовок – всему голова.

23.

Работаем с фразеологизмами.

24.

Игротека

25.

И снова пословицы.

26.

Ещѐ раз о фразеологизмах.

27.
28.

Русские народные сказки.
Игротека.

29.
30.

И вновь словарные слова.
Учимся различать имена существительные, имена прилагатель-

Выполнение заданий на формирование умения различать две роли мягкого знака в словах.
Разгадывание шарад, подбирать пословицу
к тексту, придумывать предложения, разнообразные по цели высказывания и по интонации, рубрика « Мишуткина академия"
Умение подбирать синонимы и антонимы к
данным словам, находить синонимы и антонимы в тексте.
Разгадывание шарад, метаграмм, находитьсинонимы и антонимы в тексте, различать
мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак.
Выполнение заданий на формирование умений выделять из речи имена существительные, отличать одушевлѐнные предметы от
неодушевлѐнных, писать собственные имена
существительные с заглавной буквы.
Умение выделять глаголы из речи, изменять
глаголы по временам, подбирать синонимы к
глаголам.
Умение различать имена прилагательные по
вкусу, размеру, форме, цвету, называть прилагательные – синонимы и прилагательные антонимы.
Игры и задания на умение различать части
речи, одушевлѐнные и неодушевлѐнные
предметы, подбирать синонимы к словам,
образовывать словосочетания по образцу.
Задания на формирование умения определять тему и основную мысль текста, составлять рассказ по картинкам.
Задания на умение придумывать заголовок к
тексту.
Игры и задания с фразеологизмами, на умение употреблять их в речи.
Умение употреблять фразеологизмы в речи,
придумывать заголовок к тексту, определять
основную мысль текста.
Выполнение заданий на определение скрытого смысла пословиц, расширять словарный
запас.
Умение употреблять фразеологизмы в речи,
определять их значения.
Разгадывание русских народных загадок.
Нахождение скрытого смысла пословицы,
подбор к тексту пословиц, разгадывание русских народных загадок.
Умение грамотно писать словарные слова.
Выполнение заданий на формирование умения различать части речи, одушевлѐнные и

31.

ные, глаголы.
Какие слова русского языка помогают называть качества характера.

32.

Игротека.

33.

Повторяем….

34.

Повторяем…. Повторяем……

3 класс
№
Тема занятия
п/п
1.
Да здравствует русский язык.

2.

Вежливые слова.

3.

Поговорки и пословицы.

4.

Игротека.

5.

Запоминаем словарные слова.

6.

Растения во фразеологизмах.

7.

Животные во фразеологизмах.

неодушевлѐнные имена существительные.
Знакомство с понятием « качества характера»
и многообразием имѐн прилагательных, служащих для характеристики человека и животных.
Умение грамотно писать изученные словарные слова различных частей речи, а также
одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные.
Задания на формирование умения определять
скрытый смысл пословиц, подбирать к ним
пословицы, близкие по смыслу, упражнять в
разгадывании русских народных загадок.
Игровые задания .
Характеристика основных видов деятельности
Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы; развитие внимания, мышления,
воображения; воспитание уважения к богатству русского языка.
Систематизирование знаний учащихся о вежливых словах; развитие внимания, логического
внимания, воображения, пространственной
ориентации, памяти, чувства рифмы; стремление активно использовать в своей речи вежливые слова.
Представление учащихся о пословицах и поговорках, формирование умения отличать пословицу от поговорки; развитие внимания,
мышления, воображения, памяти.
Закрепление знания учащихся о вежливых
словах, пословицах, фразеологизмах и их значениях, формирование умения разгадывать
русские народные загадки; внимания, творческого мышления, воображения, речи.
Тренировка учащихся в грамотном написании
словарных слов; развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, конструкторских способностей.
Знакомство учащихся со значением и происхождением фразеологизмов: « манна небесная», « отделять плевелы от пшеницы», «задать перцу», « дело табак»; развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, воображения, памяти, фантазии, артистических способностей.
Знакомство учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: « отставной козы
барабанщик», « показать, где раки зимуют», «

8.

Игротека.

9.

Я не поэт, я только учусь…..

10.

Как морфология порядок навела.

11.

Игры с пословицами.

12.

Игротека.

13.

И снова животные во фразеологизмах.

14.

Кое – что о местоимении.

15.

Познакомимся поближе с наречием и числительным.

16.

Игротека.

17.

Состав слова. Основа слова. Формы слова.

мышиная возня»; развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, пространственной ориентации, чувство рифмы и ритма, артистических способностей.
Знакомство учащихся со значением фразеологизмов: «собаку съесть», « стреляный воробей», « развесистая клюква», « разделать под
орех», упражнять в правильном написании
словарных слов, развитие внимания, мышления, речи, конструкторских, а также артистических способностей.
Формирование у учащихся представления о
стихотворной речи, понятиях « рифма»и «
ритм», упражнение в умении подбирать рифмующиеся слова, сочинять четверостишия по
заданным рифмам; развитие внимания, творческого мышления, конструкторских способностей, воображения, чувства ритма и рифмы.
Различать часть речи: существительное, прилагательное, глагол; развитие внимания, мышления, в том числе – творческое воображение,
речь.
Определять скрытый смысл пословицы; развитие внимания, мышления, воображения, расширять словарный запас.
Тренировка учащихся в подборе рифмующихся слов, выявлять скрытый смысл пословиц,
различать части речи, развитие внимания,
мышления, воображения, артистических способностей.
Знакомство учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных, «три кита», « ход
конѐм", « газетная утка», развитие внимания,
мышления, слуховой памяти, пространственной ориентации, чувства рифмы и ритма.
Представление учащихся о личных местоимениях и их формах, развитие внимания, мышления, воображения.
Представление учащихся о наречии и числительном, формирование умения находить в
тексте данные части речи, отличать количественные числительные от порядковых, развитие внимания, мышления, воображения
,памяти.
Различать наречие, местоимение, формирование умения соотносить фразеологизм и его
значение, развитие внимания, мышления, воображения.
Закрепление имеющихся у детей знаний о
корне, окончании, приставке, суффиксе, основе слова, умение отличать форму одного и то-

18.

Про корень и окончание.

19.

Про суффикс и приставку.

20.

Игротека.

21.

Непроизносимые согласные.

22.

Учимся различать приставку и
предлог.

23.

Учимся писать « не» с глаголами.

24.

Игротека.

25.

Имена существительные с шипящим звуком на конце.

26.

Его величество ударение.

27.

Поговорим о падежах.

28.

Игротека.

го же слова от другого родственного слова,
развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, воображения.
Находить корень в слове, придумывать однокоренные слова, находить однокоренные слова
в группе слов, отличать форму слова от другого однокоренного слова, развитие внимания,
мышления, воображения.
Представление учащихся о значениях суффиксов и приставок, закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки, развитие внимания, мышления, конструкторских
способностей.
Состав слова, умение выделять корень, окончание, приставку, суффикс в словах, развитие
внимания, мышления, чувство рифмы и ритма,
воображения.
Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, развитие внимания,
мышления, воображения, пространственной
ориентации.
Умение отличать приставку от предлога, грамотно писать их в предложениях, развитие
внимания, мышления, памяти, конструкторских способностей.
Знакомство учащихся со служебными частями
речи, в том числе – с частицей «не», тренировка в грамотном написании «не» с глаголами,
развитие внимания, мышления, воображения,
чувство рифмы и ритма, конструкторских способностей.
Грамотное написание непроизносимых согласных, приставок и предлогов, «не» с глаголами, развитие внимания, мышления, воображения, памяти.
Повторение шипящих звуков русского языка,
правописание имѐн существительных с шипящими на конце, подбирать синонимы; развитие внимания, мышления, воображения.
Правильно ставить ударение в словах, расширять имеющихся у детей знания об омографах; развитие внимания, мышления, памяти,
воображения.
Тренировка учащихся в определении падежа
имѐн существительных; развитие внимания,
мышления, конструкторских способностей.
Повторение правописаний существительных с
шипящими на конце, умение сочинять стихотворные строчки, определять падеж имѐн существительных; развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации.

29.

Сложные слова.

30.

От архаизмов до неологизмов.

31.

По страницам энциклопедий.

32.

Игротека.

33.

Повторяем…..

34.

Повторяем, повторяем…..

Упражнение учащихся в правописании слов,
образованных путѐм сложения двух основ;
развитие внимания, мышления, воображения,
конструкторских способностей, расширение
словарного запаса.
Знакомство учащихся с понятиями: « общеупотребительные слова», « историзмы», « архаизмы», «неологизмы», умение различать их,
а также находить в тексте архаизмы, подбирать к ним современные синонимы; развитие
внимания, мышлении я, памяти.
Привлечь внимание учащихся к энциклопедическим изданиям, знакомство с понятиями:
« такт», « сальто – мортале», происхождением
названия автомобиля «Мерседес» и кондитерского изделия « ромовая баба»; развитие внимания, зрительной памяти, мышления, воображения.
Писать грамотно сложные слова, умение различать архаизмы и неологизмы, осмысленно
читать энциклопедическую литературу; развитие внимания, мышления, памяти, речи.
Разбор слов по составу, правильно писать
сложные слова, « не» с глаголами, определение падежей имѐн существительных; развитие
внимания, логического мышления, чувство
рифмы и ритма.
Правильно писать слова с непроизносимыми
согласными, разбор слова по составу, определение значений фразеологизмов.

4 класс
№
Тема занятия
п/п
1.
И снова о русском языке.

2.

Крылатые слова и афоризмы.

3.

Копилка занимательных заданий.

4.

Игротека.

5.

Об именах.

6.

О русских фамилиях.

7.

В поисках сбежавших головоломок.

8.

.Игротека.

9.

Мы играем в логогрифы.

10.

Учимся распознавать речевые
ошибки.

Характеристика основных видов деятельности
Уточнение представления обучающихся о роли русского языка в жизни общества; развитие
внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, речи; воспитание любви
и уважения к русскому языку.
Знакомство с понятиями: крылатые слова,
афоризмы; расширение словарного запаса;
развитие внимания, нестандартного мышления, памяти; воспитание чувства восхищения
богатством русского языка..
Развитие внимания, мышления, воображения;
обогащение словарного запаса детей; воспитание чувства любви и уважения к русскому
языку.
Повторение, в чѐм заключаются выразительность и богатство русского языка; формирование умения находить значение крылатых слов
(фразеологизмов), повторение признаков афоризмов; развитие внимания, мышления, памяти, воображения; расширение словарного запаса.
Расширение представления детей о разнообразии имѐн и их форм, истории возникновения
древнерусских и современных имѐн; развитие
внимания, мышления, памяти, воображения,
артистических способностей, фонематического слуха.
Знакомство детей с распространѐнными происхождениями русских фамилий; воспитание
уважения к русским традициям; развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Развитие внимания, нестандартного мышления, конструкторских способностей, творческого воображения.
Повторение изученного материала об именах и
русских фамилиях; развитие внимания, мышления, слуховой памяти, конструкторских и
артистических способностей.
Знакомство детей с понятием «логогрифы» ;
формирование умения играть в логогрифы;
развитие внимания, мышления, воображения,
пространственной ориентации, артистических
способностей.
Формирование у обучающихся умения распознавать и устранять в тексте речевые ошибки;
развитие внимания, мышления, воображения,
конструкторских способностей, речи.

11.

Коллекция заморочек.

12.

Игротека.

13.

Ох уж эти фразеологизмы!

14.

Работа над рифмами.

15.

Словесные забавы.

16.

Игротека.

17.

Продолжаем работу над фразеологизмами.

18.

Русские пословицы и поговорки.

19.

Ассорти для любителей русского
языка.

20.

Игротека.

21.

И снова о фразеологизмах.

Развитие внимания, памяти, нестандартного
мышления, быстроты реакции, конструкторских и артистических способностей.
Закрепление умения играть в логогрифы, а
также находить и устранять речевые ошибки;
развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Формирование у обучающихся умение находить в тексте фразеологизмы, определять их
значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами; развитие внимания, мышления, воображения артистических и конструкторских способностей; расширение словарного запаса.
Знакомство с отличительными признаками
стихотворного текста, разнообразием рифм;
формирование умения подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинение стихотворения, следуя заданной теме; развитие памяти,
мышления воображения, чувство рифмы.
Знакомство детей с различными формами игр
со словами; развитие внимания, ориентации в
пространстве, творческого мышления, артистических способностей, чувство рифмы.
Повторение видов рифм; формирование умения определять название рифмы в четверостишии, продолжать знакомство со словесными забавами; развитие внимания, мышления,
воображения, конструкторских способностей.
Знакомство обучающихся с историей происхождения фразеологизмов: « язык до Киева
доведѐт», «после дождичка в четверг», « закидывать удочку», формирование умения подбирать к ситуациям соответствующие фразеологизмы, развитие внимания, мышления, памяти,
воображения, артистических способностей.
Уточнение представления обучающихся об
отличии пословиц от поговорок; развитие
внимания, памяти мышления, воображения,
расширение лексического запаса.
Знакомство обучающихся с понятием «палиндромы»; развитие внимания, мышления, воображения, конструкторских способностей.
Развитие внимания, мышления, памяти; обогащение словарного запаса обучающихся, воспитание чувства любви и уважения к русскому
языку.
Формирование у обучающихся умения отличать фразеологизм от похожего словосочетания ( «важный человек» - «важная птица»),
вычленять фразеологизмы из текста; развитие
внимания, мышления, воображения, конструкторских способностей; расширение словарного

22.

Однородные члены предложения.

23.

Ошибочка вышла!

24.

Игротека.

25.

Про омонимы и их разновидности

26.

Ещѐ немного фразеологизмов.

27.

В стране перевертундии.

28.

Игротека.

29.

Что такое «паронимы».

30.

Запоминаем словарные слова.

31.

31 июня

32.

Игротека.

33.

Повторяем…..

запаса.
Уточнение знаний обучающихся об однородных членах предложения; формирование умения находить однородные члены предложения,
правильно ставить знаки препинания; развитие
внимания, мышления, воображения.
Развитие внимания, мышления памяти, творческого воображения, фантазии, речи.
Формирование у обучающихся умения находить в тексте однородные члены предложения,
правильно ставить знаки препинания, знакомство с историей происхождения и значением
фразеологизма «краеугольный камень»; развитие внимания, мышления, памяти, воображения, речи.
Уточнение представления обучающихся об
омонимах, знакомство с их разновидностями
(омографы, омофоны, омоформы), развитие
внимания, мышления, воображения, конструкторских способностей.
Уточнение представления обучающихся о
фразеологизмах – синонимах фразеологизмах
– антонимах; формирование умения находить
фразеологизмы в тексте, активно употреблять
их в своей речи.
Развитие внимания, нестандартного мышления, творческого воображения, фантазии, пространственной ориентации, слуховой памяти.
Повторение разновидностей омонимов; знакомство с историей происхождения и значениями фразеологизмов «закусить удила», «попасть впросак», развитие внимания, мышления, расширения словарного запаса.
Знакомство обучающихся с понятием «паронимы»; формирование умения различать паронимы по лексическому значению и грамотно употреблять в речи, развитие внимания,
мышления, конструкторских и артистических
способностей.
Закрепление умения грамотно писать словарные слова; развитие внимания, мышления,
слуховой памяти, ориентации в пространстве,
воображения.
Развитие внимания, мышления, воображения,
фантазии, речи.
Формирование умения различать пары паронимов по их лексическому значению, запоминать написание словарных слов, развитие
мышления, быстроты реакции, воображения. и
чувство рифмы.
Закрепление знаний о русских именах и фамилиях, афоризмах, логогрифах, развитие памя-

34.

Повторяем, повторяем…..

ти, мышления, воображения, быстроты реакции.
Повторение известных детям названия рифм,
формирование умения определять название
рифмы в четверостишии, продолжать работу
над фразеологизмами и речевыми ошибками,
развитие мышления, чувства рифмы, конструкторские способности, речь.

8.Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Мультимедийный проектор, экран
Литература.
1. Волина В.В. Русский язык. – Екатеринбург, Издательство АРГО, 1996.
2. Сидорова С. А. Игры – загадки на уроках русского языка в начальной школе. –
Санкт – Петербург, ЗР – Питер, 2008.
3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников, - М.:
Просвещение, 1983.
4. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2009.
5. Любимцев В.В. Знаешь ли ты? – М.: Дрофа, 1995.
6. ВСЁ ОБО ВСЁМ, популярная энциклопедия для детей. – М.: АСТ,1996.
7. Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе.Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой « Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: Дрофа, 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».