Рабочая программа_Подготовка к школе_2023-2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Подготовка к школе»:
«Развитие речи детей 6-7 лет»
«Развитие математических представлений»
«Уроки художественного творчества детей 6-7 лет»
на 2023 – 2024 учебный год
(срок реализации программы 7 месяцев)

Составители:
Дёмина Т.Ю., Бердникова Н.В.,
Леонтьева Н.В., Юркевич Е.В.,
Мищенкова В.А.,
учителя начальных классов

ЗАТО Северск
2023г

Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Цель программы
1.2. Задачи программы
1.3. Общая характеристика программы
2. Организационно – педагогические условия реализации программы
2.1. Содержание программы
2.2. Материально-техническое обеспечение
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
3.1. Ценностные ориентиры
3.2. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Учебный план курса «Подготовка к школе»
4.1. Календарно – тематическое планирование занятий «Развитие математических
представлений детей 6-7 лет»
4.2. Календарно – тематическое планирование занятий «Развитие речи детей 6-7 лет»
4.3. Календарно – тематическое планирование занятий «Уроки художественного творчества
для детей 6-7 лет»
5. Литература и интернет-ресурсы

1. Пояснительная записка
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы
жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых,
продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в
основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения
начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают
того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к
систематическому школьному обучению. Проводя исследования психологической
готовности, учёные, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые
ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые
наблюдаются к концу дошкольного возраста. Именно в этот период игровая деятельность
помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает
возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро
личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь. Сокращается
количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены
проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные
даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты
психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что
делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению,
восприятию, вниманию, памяти. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог
безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид
деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь.
Для наиболее эффективного решения проблем адаптации детей дошкольного возраста при
переходе из детского сада в 1 класс в МБОУ «Северская гимназия» создан комплексный
курс «Подготовка к школе»
1.1. Цель программы:
- подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности,
- развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,
- преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей
каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной
школы.

1.2. Задачи программы:
1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и
стимулирование желания учиться в

школе,

воспитание устойчивого

внимания,

наблюдательности, организованности.
2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг
другу помощь.
3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания,
зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения
рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
1.3. Общая характеристика программы
Основные положения программы:
 носит развивающий характер;
 обеспечивает формирование ценностных установок;
 ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка,
на зону его ближайшего развития;
 готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
 помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со
взрослыми).
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
 учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
 систематичность и последовательность;
 наглядность;
 доступность и достаточность;
 разнообразие игровых и творческих заданий;
 взаимосвязь с окружающим миром.
Технологии.
В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и
развивающие технологии. Цель личностно-ориентированных технологий - развитие и
формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Цель

развивающих технологий - формирование у ребенка проблемного мышления, развитие
мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат:
 развивающие дидактические игры;
 развивающие практические задания;
 творческие упражнения;
 конструирование;
 аналитико-синтетические действия.
2. Организационно – педагогические условия реализации программы
В МБОУ «Северская гимназия» занятия проходят один раз в неделю по средам и субботам
для детей 6 – 7 летнего возраста (воспитанников подготовительных групп детских
дошкольных образовательных учреждений, а также детей, по различным причинам не
посещающих их). Подготовка детей к школе начинается с 1 октября по 30 апреля. Занятия
проводят с группой детей. Продолжительность занятий: 3 занятия по 30 минут с 5минутными (в среду) и 10-минутными (в субботу) перерывами.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников группы формируются из
детей дошкольного возраста;
продолжительность обучения составляет (октябрь - апрель)
наполняемость групп до 15 человек;
режим занятий: 1 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут
2.1. Содержание программы
предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Развитие математических представлений детей 6-7 лет».
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране знаков, знакомятся с
«волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети
учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры
как

эталон,

ориентироваться

в

количественных

характеристиках

предметов,

ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе
осуществляется в трех направлениях:

Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в
начальной школе;
Логическая

подготовка,

которая

включает

формирование

логических

умений,

составляющих основу формирования понятия числа;
Символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками.
«Развитие речи детей 6-7 лет».
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети
приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической
сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса
являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и
потенциального словаря ребенка.
«Развитие художественного творчества детей 6-7 лет».
Целью

данного

курса

является

коммуникативных навыков

развитие

дошкольников.

творческих

и

Развитие (анализ,

совершенствование
синтез,

сравнение,

обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам,
комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции,
используя

подручный

материал

(клей,

ножницы,

цветная

бумага)

Развитие

коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально
адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Данные занятия чередуются с занятиями психолога.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в
дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды
уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий:
Развитие слухового и зрительного восприятия.
Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
Развитие слуховой и зрительной памяти.
Развитие мышления и речи.
Развитие общей и мелкой моторики.

Совершенствование коммуникативных навыков.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Совершенствование навыков монологической речи.
Совершенствование навыков диалогической речи.
Развитие мимики и пантомимики.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие способностей к глубокому образному мышлению.
Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.
Развитие творческих способностей.
Формирование эмоционально-волевой сферы.
Формирование этических представлений.
Повышение уверенности в себе.
Научить принимать решения.

2.2. Материально-техническое обеспечение
• учебно-тематическое планирование;
• листы заданий;
• наглядные пособия;
• счетный материал;
• ИКТ;
•мультимедийные презентации.

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез
как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием,
выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и
различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный
выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение
заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать
оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы. Программа предусматривает диагностику формирования
предпосылок УУД .
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:
1. Отчётливо и ясно произносить слова:
• выделять из слов звуки;
• находить слова с определённым звуком;
• определять место звука в слове;
• соблюдать орфоэпические нормы произношения;
• составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
• составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
• пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
• ориентироваться на странице тетради;
• писать основные элементы букв;
• рисовать узоры и различные элементы.
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
• соотносить цифру с числом предметов;
• пользоваться арифметическими знаками действий;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• измерять длину предметов с помощью условной меры;
• составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
• ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
• перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
• называть основные признаки времён года.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать:
• состав чисел первого десятка;
• как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

• цифры 0-9, знаки +, -. =;
• название текущего месяца, последовательность дней недели.
Формой итогового контроля усвоения изученного материала программой предусмотрены
диагностические занятия.
3.1. Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и
начального общего образования (Федеральные государственные требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен
портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый
класс, обладает следующими качествами:
-

физически

развит,

владеет

основными

культурно-гигиеническими

навыками:

самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными,
игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью
- и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
-осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
3.2. Требования к уровню подготовки обучающихся
«Развитие речи детей 6-7 лет»
Личностные результаты:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- умение ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения.
Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Основы

грамоты»

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- учиться высказывать своё предположение (версию) в ходе работы;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;

является

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности группы на занятии.
Познавательные УУД:
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными
предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами
языка;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических
категорий;
- владеть навыками диалогической речи, участвовать в коллективном обсуждении;
- интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие.
Предметные результаты:
- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
- знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность,
просьба;
- осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо,
быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
- артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая
дикция способствуют эффективному общению;
- оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
- обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
- использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
- соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
- правильно произносить все звуки;
- отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;

- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
- соблюдать элементарные гигиенические правила;
- ориентироваться на странице тетради.

«Развитие математических представлений детей 6-7 лет»
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» является
формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учиться высказывать своё предположение (версию) в ходе работы;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности группы на занятии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
- знать различие между цифрой и однозначным числом;
- названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке;
- определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной
совокупности и устно обозначать результат числом;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),
различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции
(сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов
по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для
выполнения заданий и др.);
- определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное
расположение;
- конструировать по условию, по замыслу из готовых деталей.

«Уроки художественного творчества детей 6-7 лет»
Личностными результатами освоения курса «Умелые ручки» являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;
- развитие трудолюбия.
Метапредметными результатами освоения данного курса являются:
Регулятивные УУД:

- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности группы на занятии.
Познавательные УУД:
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
-– соблюдение норм и правил культуры труда;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
- знать безопасные приёмы работы с инструментами и приспособлениями;
- уметь правильно пользоваться материалами и инструментами;
- определять последовательность действий в работе;
- проявлять эмоционально-эстетическое отношение к декоративно – прикладному
творчеству.

4. Учебный план курса «Подготовка к школе»
Направление

Количество часов в

Всего часов

неделю
«Развитие математических

1

28

1

28

1

14

представлений детей 6-7
лет»
«Развитие речи детей 6-7
лет»
«Уроки художественного
творчества детей 6-7 лет»

4.1. Календарно – тематическое планирование занятий «Развитие математических
представлений детей 6-7 лет»
№

Тема занятия

Планируемая
дата проведения

1

Числа от 0 до 10.

2

Счёт предметов.

3

Устная нумерация чисел.

4

Концентрация внимания. Ориентирование в пространстве
листа.

5

Устный счет предметов. Линейка.

6

Числа и цифры. Графический диктант.

7

Число и цифра 1.

8

Число и цифра 2.

9

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по
общему свойству.

10

Отношения часть – целое. Представление о действии
сложения.

11

Пространственные отношения.

12

Геометрические фигуры. Число и цифра 3.

13

Танграм. Число и цифра 4.

14

Симметрия. Состав числа 4.

15

Счёт предметов. Штриховка. Число и цифра 5.

16

Пространственные отношения. Состав числа 5.

17

Понятие «лево» - «право». Число и цифра 6.

18

Знаки «+», «-». Сравнение предметов. Состав числа 6.

19

Цвет. Сравнение предметов. Число и цифра 7.

20

Понятия «шире» - «уже», «больше» - «меньше». Состав
числа 7.

21

Размер. Сравнение предметов. Число и цифра 8.

22

Понятия «легче» - «тяжелее», «выше» - «ниже». Состав
числа 8.

23

Форма. Сравнение предметов. Число и цифра 9.

24

Развитие логического мышления. Загадги и ребусы. Состав
числа 9.

25

Выделение существенных признаков предмета (цвет,
размер, форма). Графический диктант.

26

Сравнение предметов. Число 10. Состав числа 10.

27

Развитие пространственного ориентирования. Пазлы.

28

Счёт предметов. Конструирование из геометрических
фигур.

4.2. Календарно – тематическое планирование занятий «Развитие речи детей 6-7 лет»
№

Тема занятия

Планируемая
дата проведения

1

Знакомство с правилами работы. Ориентация в
пространстве листа.

2

Различение на слух звуков. Обведение предметов по
контуру, их раскрашивание.

3

Графические упражнения.Пальчиковая гимнастика.

4

Текст. Деление на предложение. Знакомство с разлиновкой
тетради.

5

Составление предложений по картинкам времена года.
Штриховка. Считалки.

6

Выделение слов из предложений. Слоги. Игры со звуками.

7

Звуковая модель слова.

8

Ударные и безударные гласные.

9

Речь. Звуки речи.

10

Звуки речи. Пальчиковая гимнастика.

11

Гласные звуки.

12

Согласные звуки.

13

Гласные и согласные звуки. Определение позиции звуков в
слове.

14

Укрепление и развитие артикуляции. Графический диктант.

15

Речь (устная и письменная) - общее представление.
Штриховка-копирование.

16

Развитие речи. Пересказ сказки.

17

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

18

Слово. Слог. Звуки и буквы.

19

Звуки и буквы. Короткие, длинные наклонные палочки.
Штриховка.

20

Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление знаний,
умений, навыков. Штриховка-копирование.

21

Рассказ. Пересказ с опорой на иллюстрации.

22

Театр. Разыгрывание сказок по ролям.

23

Звуки и буквы. Составление рассказа по серии опорных
картинок.

24

Предлоги «за, на, под». Составление рассказа с
использованием предлогов.

25

Развитие речи. Диалог «В магазине».

26

Расширение словарного запаса. Игра «Доскажи словечко».

27

Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление знаний,
умений, навыков.

28

Звуки и буквы. Закрепление знаний, умений, навыков.

4.3. Календарно – тематическое планирование занятий «Уроки художественного
творчества детей 6-7 лет»
№

Тема занятия

Планируемая
дата проведения

1

Аппликация «Осенние листья»

2

Лепка из пластилина «Ёжик»

3

Аппликация «Запасы на зиму»

4

Лепка из пластилина «Белка готовится к зиме»

5

Аппликация «Зимний пейзаж»

6

Лепка из пластилина «Ёлка»

7

Аппликация «Снежинки»

8

Лепка из пластилина «Снеговик»

9

Аппликация «Мозаика»

10

Рисование пластилином «Зима»

11

Аппликация «Весенний букет»

12

Лепка из пластилина «Скворечник»

13

Аппликация «Первоцветы»

14

Лепка из пластилина «Одуванчик»

5. Литература и интернет-ресурсы
1. Годовой курс подготовки к школе / Пятак С. – М. :Эксмодетство, 2014
2. За три месяца до школы. Задания по развитию познавательных способностей / Холодова
О.А. – М.: РОСТкнига, 2016
3. Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. В 2-х книгах / Петерсон
Л.Г., Кочемасова Е.Е. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020
4. Математические ступеньки. Пособие для детей 5 – 7 лет. /С. И. Волкова, - М. :
Просвещение, 2013.
5. Материалы для диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в
школе / Пасечник Л.В. – М.: Аркти, 2019
6.Нейротесты.

Развивающие

задания

для

подготовки

ребенка

к

школе

Шишкова С.Ю., Курамшина Е.В. / М.: Феникс, 2020
7. От слова к букве. Пособие для детей 5 – 7 лет. /Н. А. Федосова, - М. : Просвещение, 2013
8. Считаю и решаю: для одаренных детей 5-6 лет / Володина Н.В. - М. :Эксмодетство,
2013
9. www.nsportal.ru
10. www.prezentacii.com
11. https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».