Русский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северская гимназия»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель
ШМО учителей русского
языка и литературы
Астраханцева О.Н.
Приказ от 30.08.2023г.
№483/1

Заместитель директора по
УВР
Атапина Н.Ю.
Приказ от 30.08.2023г.
№483/1

Директор МБОУ
«Северская гимназия»
Высоцкая С.В.
Приказ от 30.08.2023г.
№483/1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов
основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

Класс 5-9
Уровень обучения
Базовый
Автор программы:
Астраханцева О.Н.,
учитель высшей категории

Северск – 2023

Пояснительная записка.
Правовые и нормативные документы для основной школы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №
1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования».
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Северская
гимназия»
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами»;
5. − Пункт 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
6. федеральный перечень учебников (приказ Министерства образования и науки РФ от 21
сентября 2022г. № 858 с последующими изменениями);
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5-9 классов составлена
в соответствии с программой к завершенной предметной линии учебников по литературе под
редакцией:
 Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В.
Ладыженская и др. Русский язык. 5 класс. В 2 частях. М.; Просвещение.
 Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В.
Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс. В 2 частях. М.; Просвещение.
 Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В.
Ладыженская, А.Д. Дейкина. Русский язык. 7 класс. М.; Просвещение.
 С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А. Чешко, Н.А. Николина, К.И. Мишина,
И.В. Текучева, З.И. Курцева, Л.Ю. Комиссарова. Русский язык. 8 класс. М.; Просвещение.
 С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А. Чешко, Н.А. Николина, К.И. Мишина,
И.В. Текучева, З.И. Курцева, Л.Ю. Комиссарова. Русский язык. 9 класс. М.; Просвещение.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Программа рассчитана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования второго поколения.
На изучение русского языка на этапе основного общего образования отводится время в объѐме
714 часов, в том числе:
в 5 классе 170 ч 5 ч. в неделю
в 6 классе 204 ч 6 ч. в неделю
в 7 классе 136 ч 4 ч. в неделю
в 8 классе 102 ч 3 ч. в неделю
в 9 классе 102 ч 3 ч. в неделю
В 5-9 классах обучаются дети с ОВЗ. Для данных обучающихся характерно нарушение
внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость,
повышенная двигательная и речевая активность. Нарушение восприятия выражается в
затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной
недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость
восприятия и ориентировка в пространстве. Особенность памяти детей ОВЗ заключается в том,
что они значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Таким обучающимся бывает очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя
выполнить что-либо. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами
речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается и системное недоразвитие речи –
нарушение ее лексико-грамматической стороны.

По предмету «Русский язык» дети испытывают такие трудности, как допуск
грамматических ошибок при письме под диктовку (не могут правильно перекодировать звук в
букву), при списывании, путаются в написании букв, в устной речи часто присутствуют слова –
сорняки, речь не ясная. Обучающиеся не могут самостоятельно исправить ошибку в своей
работе, так как не могут применять изученные правила на практике. Прописные заглавные и
строчные буквы выходят за пределы строки, так как моторика рук и пальцев развита слабо.
Работают обучающиеся над учебным материалом только при помощи учителя. Уровень
самостоятельности в учебной деятельности низкий - домашнее задание выполняется при помощи
родителей или вообще не выполняется. На уроках дети часто отвлекаются. Внимание рассеянное,
неустойчивое. На уроках могут заниматься посторонними делами, например, рисовать или
наблюдать за другими учениками класса. С трудом переключаются с одного вида деятельности
на другой. На уроке работают в замедленном темпе. Медленно усваивает все новое, лишь после
многократного повторения. Словарный запас бедный. Навыки самообслуживания у таких детей
сформированы. Отношение к своим удачам или неудачам безразличное. Работа в тетрадях
ведется небрежно и неаккуратно.
Поэтому необходима следующая коррекционно-развивающая работа:  учет
психофизических и личностных особенностей ребенка;  смена видов деятельности каждые 15
минут с целью предупреждения утомляемости и охранного торможения;  соблюдение принципа
от простого к сложному;  учет темпа деятельности ребенка;  индивидуальный подход; 
специальные упражнения и дидактический материал по предмету «Русский язык» в соответствии
с потребностями ребенка;  снижение объема и скорости письменных заданий по предмету; 
исключение безотрывного письма;  освобождение от контрольных срезов.
Цель обучения: воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; - освоение знаний о русском языке, об
устройстве языковой системы и ее функционировании; об основных нормах русского
литературного языка.
Задачи: - формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и
письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как
средством общения в разных сферах потребности к речевому самосовершенствованию; усвоение системы знаний о русском языке; - формирование метапредметных умений и способов
деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и
оценивать достигнутые результаты.
Ожидаемые результаты
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося с ОВЗ заключается в том, что в
процессе обучения по данной программе ученик сможет: − овладеть базовыми научными
систематизированными знаниями по русскому языку в соответствии с требованиями
образовательных стандартов; − овладеть лингвистическими и коммуникативными
компетенциями; − освоить общеучебные умения и компетенции в рамках информационнокоммуникативной деятельности: передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, составлять план,
работать с разнообразной информацией, в том числе и электронной; − корректно выражать свое
мнение по различным вопросам и аргументированно доказывать точку зрения в соответствии с
нормами русского литературного языка; − самостоятельно организовывать свою учебную
деятельность, оценивать ее результаты, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со
своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Структура программы
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим
образом: в V, VI и VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология,
морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса
является предметом изучения в VIII и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных
понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу

над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к
изучению систематического курса синтаксиса в VIII - IX классах.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В
соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа.
Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя
прилагательное», «Глагол» даются в V и VI классах, сведения по стилистике и речеведению - в
V, VI и IX классах.
Программа предусматривает усвоение материала, для чего значительное место в ней
отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются
специальные часы. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам,
изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений,
полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением
пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и
умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи - пятая часть всего
учебного времени. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает
равномерность обучения речи, условия для его организации.

Содержание учебного предмета.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог,
диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного,
публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры
разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв,
выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и
устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официальноделового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание,
рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,
собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления,
выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).
Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым),
приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и
ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости
от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении
словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения.
Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского
народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о
русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие,
профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц
языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного
творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с
помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности
художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и
речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и
другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в
речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность
при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ
слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на
письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в
отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и
окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный
анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и
производная
основы,
Словообразующая
морфема.
Словообразовательная
пара.
Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное
гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая
окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный).
Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и
их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы
современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его
точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация
частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,

морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части
речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования
форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений,
глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его
типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их
выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых
предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные,
предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы
односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены
предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы
сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями
сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность,
завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения
сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место
придаточного
определительного
в
сложноподчиненном
предложении;
построение
сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной
части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного
предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в
предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем
и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и
цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных
норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

5 КЛАСС
1.Язык и общение (3 ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
2.Вспоминаем, повторяем, изучаем (23 ч)
Орфограмма. Части слова. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и
непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв И, У, А после шипящих.
Разделительные Ъ и Ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род,
падеж, число. Правописание падежных окончаний существительных. Буква Ь на конце
существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных
окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице
единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи. Текст. Тема текста. Стили.
3.Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (28 ч)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные
предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения,
разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение,
определение, обстоятельство.
Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами).
Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными
союзами А, НО и одиночными союзами И;запятая между однородными членами без союзов и с
союзами А, НО, И. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие после обобщающего
слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Предложения с обращениями. .
Сложное предложение.
Прямая речь. Пунктуация при прямой речи.
Диалог. Пунктуация при диалоге.
Развитие речи. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная
мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как дона из разновидностей текста.
4.Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (16 ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и
согласные звуки. Ударение в слове. Гласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. Согласные
звонкие и глухие. Сонорные согласные. Шипящие и Ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке.
Алфавит. Двойная роль букв е,ё,ю,я. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

Развитие речи. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых
средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
5.Лексика. Культура речи (10 ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. Многозначные и
однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Толковые словари.
Развитие речи. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его
на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых
средств.
6.Морфемика. Орфография. Культура речи (26 ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова.
Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в
самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс,
приставка. Чередование звуков. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Морфемные
словари.
Орфография как раздел науки о языке. Правописание гласных и согласных в приставках;
буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях – лаг- - лож-, –рос- - -раст-. Буквы ѐ и о после шипящих в корне. Буквы и и ы после ц.
Развитие речи.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и
разновидности.
7.Морфология. Орфография. Культура речи (55 ч)
Имя существительное (21 ч)
Имя существительное как часть речи . Синтаксическая роль имени существительного в
предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена
существительные собственные и нарицательные. Род имен существительных. Три склонения
имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Имена
существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного
числа. Морфологический разбор слов. Правописание о и е после шипящих и ц в окончаниях
существительных. Склонение существительных на –ИЯ, -ИЙ, - ИЕ. Правописание гласных в
падежных окончаниях имен существительных.
Развитие речи. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (11 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в
предложении. Полная и краткая форма имен прилагательных. Правописание гласных в падежных
окончаниях прилагательных с основой на шипящую и ц. Неупотребление буквы Ь на конце
кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам,
падежам и числам, а кратких – по родам и числам.
Развитие речи. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические
разновидности этого жанра.
Глагол (23 ч)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределённая
форма глагола (инфинитив на –ть, -ти, -чь). Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределённой
форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; 1 и 2 спряжение.
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся
гласных е и и в корнях глаголов. Не с глаголами.
Развитие речи. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля.
Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
8.Повторение и систематизация изученного в 5 классе (9 ч.).

6 КЛАСС
1.Язык. Речь. Общение. (1 час)
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Развитие речи. Определение схемы ситуации общения.
2. Повторение изученного в 5 классе ( 11 ч.)
Фонетика, орфоэпия, графика. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях
слов.
Части слова. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое и сложное
предложения. Знаки препинания. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и
пунктуационный разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Развитие речи. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
3.Текст (7 ч)
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и
конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи.
Официально-деловой стиль.
Развитие речи. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная
мысль текста.
4. Лексика. Фразеология. Культура речи (17 ч.)
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению.
Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и
заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие (историзмы и архаизмы) слова. Словари.
Повторение.
Развитие речи. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление
словарной статьи по образцу.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Развитие речи. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
6. Словообразование. Орфография. Культура речи (23 ч.)
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования
слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный
план. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –КОС- - -КАС-. Правописание
чередующихся гласных о и а в корнях –ГОР- - -ГАР-.Буквы А и О в корне –ЗАР- - -ЗОР-. Буквы
ы и и после приставок на согласные. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и
словообразовательный разбор слова. Повторение.
Развитие речи. Анализ стихотворение текста с точки зрения состава и способа
образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по
рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по
картине.
7. Морфология. Орфография. Культура речи. (130 ч)
Имя существительное (21 ч)
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные
(существительные на –мя). Буквы е в суффиксах –ен- существительных на –мя. Несклоняемые
имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. Имена существительные
общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными.
Согласные ч и щ в суффиксе существительных–чик (-щик). Гласные о и е после шипящих и ц в
суффиксах –ок(-ек), -онк, -онок. Повторение.

Развитие речи. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного
текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения
прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор
имени прилагательного. Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в
суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на
письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. Дефисное и слитное написание сложных
прилагательных. Повторение.
Развитие речи. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности.
Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению
художественной литературы.
Имя числительное (21 ч)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Буква ь в середине
и на конце числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных .
Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные
числительные. Морфологический разбор числительного. Повторение.
Развитие речи. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной
литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
Местоимение (27 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя.
Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные
местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения.
Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор
местоимения. Повторение.
Развитие речи. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинениерассуждение.
Глагол (30 ч)
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное
наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола.
Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глаголов – ова(ть), -ева(ть)
и –ыва(ть), -ива(ть). Повторение.
Развитие речи. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного
наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
9.Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи (15 ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология.
Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Развитие речи. Сочинение-описание (рассуждение).

7 КЛАСС
1. Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
2. Повторение изученного в 5-6 классах (10 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор. Лексика и
фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и
орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография.
Морфологический разбор слова.
Развитие речи. Морфологический разбор слова.
3.Тексты и стили (2 ч)
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
Развитие речи. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного
мнения. Составление диалогов.
4. Морфология и орфография. Культура речи (76 ч)
Причастие (36 ч)
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных
окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные
страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах
действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия
прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и
две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в
отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных
причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия.
Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени.
Развитие речи. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль
речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Деепричастие (12 ч)
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном
обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида.
Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Развитие речи. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.
Наречие (22 ч)
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий.
Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на о и
е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце
наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в
наречиях, образованных от существительных, прилагательных , местоимений и количественных
числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Развитие речи. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план.
Устный рассказ по опорным словам.
Учебно-научная речь (3 ч)
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Развитие речи. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного
доклада.

Категория состояния (3 ч)
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.
Развитие речи. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный
рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.
5. Служебные части речи (33 ч)
Предлог (8 ч)
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные
предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и
раздельное написание производных предлогов.
Развитие речи. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
Союз (12 ч)
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные
союзы. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное
написание союзов ТОЖЕ,ТАКЖЕ,ЧТОБЫ. Повторение сведений о предлогах и союзах.
Развитие речи. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль.
Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
Частица (13 ч)
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые
частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы.
Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы НЕ и приставки НЕ-. Частица
НИ,приставка НИ,союз НИ-НИ.
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине.
Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический
стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
Междометие (2 ч) Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания
при междометиях.
6. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (14 ч)
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и
фразеология.
Развитие речи. Текст. Стили речи. Сочинение.

8 КЛАСС
1.Русский язык в современном мире (1 ч)
2. Повторение изученного в 5-7 классах (6 ч)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения.
Знаки препинания в сложном предложении. Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных,
причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворного текста. Устный рассказ на
грамматическую тему. Изложение с грамматическим заданием. Сочинение в форме письма.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (8 ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица
синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса .Виды словосочетаний. Синтаксические
связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова. Сжатое изложение от
3-го лица. Сочинение-миниатюра.
4. Простое предложение (2 ч)
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении.
Интонация. Описание памятника культуры.

Развитие речи. Мини-изложение. Сопоставление публицистического описания двух
картин с изображением памятника. Сочинение-описание двух картин с изображением одного и
того же памятника.
5. Двусоставное предложение (16 ч)
Главные члены предложения (8 ч) Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное
сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Развитие речи. Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему.
Второстепенные члены предложения (8 ч) Роль второстепенных членов предложения.
Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нём. Обстоятельство.
Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.
Развитие речи. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление
текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в
содержании текста. Сочинение по групповому портрету.
6.Односоставные предложения (11 ч)
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенноличные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные
предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного
предложения. Повторение.
Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции.
Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об учёном с
оценкой его деятельности.
7. Простое осложненное предложение (32 ч)
Однородные члены предложения (14 ч)
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова
при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с
однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Повторение.
Развитие речи. Составление текста с однородными членами. Основная мысль текста.
Сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Сочинение по картине.
Обособленные члены предложения (18 ч)
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки
препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.
Обособленные обстоятельства.
Развитие речи. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение, повествование,
описание на лингвистическую тему.
8. Слова, грамматически не связанные с членами предложения (18 ч)
Обращение (3 ч)
Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания
при обращении. Употребление обращений.
Вводные и вставные конструкции (8 ч)
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных
предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и
предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.
Развитие речи. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Адекватное
понимание содержания текста. Устный и письменный текст на основе данного. Характеристика
трудовой деятельности. Выделение главного в содержании. Сочинение по групповому портрету.
Оценивание речи.

Чужая речь (7 ч)
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная
речь. Прямая речь. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.
Развитие речи. Анализ смысловых параметров комментирующей части. Официальноделовой стиль текста. Диалог. Сжатое изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление.
9. Повторение и систематизация изученного в 8 классе (8 ч)
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис
и орфография.
Развитие речи. Путевой очерк. Редактирование текста.
9 КЛАСС
1. Международное значение русского языка (1ч)
2. Повторение изученного в 5-8 классах (13 ч)
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его
грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и
вставные конструкции.
Развитие речи. Устное сообщение. Написание письма. Изложение с продолжением.
3. Сложное предложение. Культура речи (6 ч)
Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные
и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного
предложения.
Развитие речи. Анализ интонационного рисунка предложения. Прямая речь. Диалог.
Сочинение.
4. Сложносочиненное предложение (5 ч)
Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённом
предложении. Сложносочинённое предложение с разделительными союзами. Сложносочинённое
предложение с соединительными союзами. Сложносочинённое предложение с противительными
союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Повторение
(контрольные вопросы и задания).
Развитие речи. Устное сочинение на заданную тему. Сочинение по картине. Комплексный
анализ текста.
5. Сложноподчиненное предложение (3 ч)
Понятие о сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова в
сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов сложноподчинённом предложении.
Развитие речи. Редактирование текста. Подробный пересказ текста. Отзыв о картине.
6. Основные группы сложноподчиненных предложений (28 ч)
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с придаточными
местоимённо-определительными). Сложноподчинённые предложения с придаточными
изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия.
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и
сравнительными. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки
препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.
Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Повторение.
Развитие речи. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение
на основе картины. Сочинение-рассуждение. Связный текст по данному началу.

7. Бессоюзное сложное предложение (11 ч)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных
предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с
запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением
причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное
сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в
бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного
сложного предложения. Повторение.
Развитие речи. Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).
8. Сложное предложение с различными видами связи (7 ч)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных
предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. .
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная
речь. Повторение.
Развитие речи. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное
выступление.
9. Общие сведения о языке. (5 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский
литературный язык и его стили.
10.Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (23 ч)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика.
Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Развитие речи. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по русскому
языку являются:
1. Владение всеми видами речевой деятельности: − адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения; − владение разными видами чтения; − способность извлекать
информацию из различных источников, включая СМИ, ресурсы Интернета; − овладение
приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том
числе и с помощью технических средств и информационных технологий; − способность
определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; −
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; − умение
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и других).
3. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения учебных предметов обучающимися с ОВЗ,
смешанного расстройства учебных навыков, специфических расстройств спеллингования
(нарушения навыков чтения и письма), легким когнитивным расстройством, задержкой речевого
развития, сочетающихся с задержкой интеллектуального развития и специфическими
расстройствами учебных навыков, ориентированы на овладение ими общеобразовательной и
общекультурной подготовкой, соответствующей образовательной программе основного
образования.
Русский язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения и письма),
обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии личности, ее интеллектуальных и значимых
для будущей профессии способностей в процессе образования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных и практических знаний о языке; освоение базовых
понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, анализа текста;
6) обогащение и расширение словарного запаса, используемых в речи грамматических средств
для свободного и адекватного выражения мыслей и чувств в ситуациях общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами и нормами литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому развитию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».