МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент общего образования Томской области Управление Образования Администрации ЗАТО Северск МБОУ «Северская гимназия» РАССМОТРЕНО руководитель ШМО начальных классов Чувакова Л.И. 483/1 от «30» 08 2023 г. СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор Бердникова Т.В.. 483/1 от «30» 08 2023 г. Высоцкая С.В. 483/1 от «30» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Вокально-эстрадная студия» для обучающихся 1-4 классов г. Северск 2023 ПРОГРАММА дополнительного образования «Вокально-эстрадное исполнение» Содержание. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Пояснительная записка. Общая характеристика. Описание места учебного предмета в учебном плане. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Планируемые результаты. Содержание тем и разделов учебного предмета. Учебно-тематический план программы. Методическое обеспечение. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая Программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Северская гимназия», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его душа. Искусство петь – это умение раскрывать душу, заставляя окружающих слушать ее. Работа вокального кружка в общеобразовательной школе занимает важнейшее место в системе воспитания и образования. Пение развивает художественный вкус учащихся, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Вокал служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности обучающихся, помогает формированию интонационных возможностей, необходимых для овладения исполнительским навыкам. Во время обучения, дети знакомятся с лучшими образцами современной музыкальной культуры. Учатся исполнять и анализировать музыку. 2.Общая характеристика. Данная образовательная программа ориентирована на творческий подход руководителя и может рассматриваться, как примерная. Тематический план, с включенным в него материалом и количеством отведенных на данную тему часов, может варьироваться, в зависимости от состояния голосового здоровья детей либо другой внештатной ситуации, которые бывают в обще - школьном учебном процессе. Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована для работы в общеобразовательной школе. В основе ее лежит опыт многих передовых деятелей хорового музыкального искусства и направлена на воспитание любви к хоровому пению на всю жизнь. А оздоровительные методики помогают ребенку чувствовать себя комфортно после большой учебной нагрузки. Занятия подчинены принципам: Увлекательность; Стройность и логика тематического построения; Доступность; Единство идейно-нравственного и музыкального развития; Оздоровление психическое, эмоциональное и физическое В кружок вокально-эстрадного пения набирают детей, обладающих музыкальными способностями, такими, как: чувство ритма, музыкальный слух и др., и желающих заниматься вокалом. Ребят прослушивают, чтобы определить направление работы. В кружке вокальноэстрадного пения занимаются индивидуально: Сольное пение; Ансамблевое пение. Подбор репертуара и формы работы над ним происходит в зависимости от возрастных особенностей учащихся. На сольном пении происходит постановка голоса, прививается навык правильного обращения с голосовым аппаратом, его гигиена, умение правильно держать себя на сцене. На ансамблевом пении учащиеся учатся петь вместе, слышать себя и слушать партнера, учатся петь многоголосие, коллективно работать. Программы усложняются по мере наработки навыков и умений. В программе средней группы появляются новые моменты работы, которые усложняются в зависимости от повышения требований к старшей группе. Продолжается закрепление навыков и умений, подбирается новый, более усложненный репертуар, позволяющий реализовать скрытые резервы обучаемого. В средней группе начинается подготовительная разработка имиджа, которая позволяет ребятам, подготовится к более профессиональному исполнительскому мастерству в старшей группе. Большое внимание уделяется репертуару, подбираемому самими учащимися, что помогает им определиться на заключительном этапе становления имиджа в старшей группе. В старшей группе происходит рождение учащегося как грамотного вокалиста - исполнителя, который уже сам подбирает себе репертуар, сам ставит цели и задачи при работе над песней, сам исправляет свои ошибки. Все это происходит совместно с руководителем, который отслеживая и умело направляя воспитанника, старается не вмешиваться в становление воспитанника грамотным вокалистом-исполнителем. Педагог старается не только научить детей пению, но и заинтересовать в нем, подтолкнуть к дальнейшему самосовершенствованию. Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов. Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования, что является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программа Вокально-эстрадная студия решает проблему реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе дополнительного образования, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути. Цель занятий по вокалу заключается в развитии личностного творческого потенциала школьника, постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального музицирования. Намеченным целям обусловлены задачи занятий по вокалу: - развитие способности эстетического сопереживания действительности, миром человеческих эмоции, чувств, жизненных реалий; -осуществление художественного познания мира через собственную созидательную деятельность; - развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса: формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона; -развитие эмоциональной сферы, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке ,желание исполнять ее; -всестороннее развитие музыкального слуха- мелодического, гармонического, ритмического, динамического, темпового. - формирование музыкальной культуры, художественного вкуса; - прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного, художественного исполнения; - формирование умений и способов деятельности для самостоятельного общения с музыкой; - приобщение ребят к современной музыке, формирование основ современного музыкального мышления; - стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге; - обучение детей пользоваться различными техническими средствами. Задача руководителя - привить детям любовь к пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом музицировании, учитывая, что пение - наиболее доступный вид деятельности. Пение по памяти способствует развитию музыкальной памяти. В коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела, Это способствует формированию личности, помогает поверить в собственные силы, воспитывает чувство товарищества. При организации занятий необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями учащихся, сколько их возрастом. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. Особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты произведения. Используются приемы, как сочетание запевов солистами, динамического развития, варьирование элементов аранжировки. Отбирая репертуар, помним об необходимости расширения музыкально-художественного кругозора, что пение - мощное средство патриотического, идейного, нравственного воспитания учащихся. Постепенным накоплением опыта исполнения, овладения вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. На протяжении всех лет обучения необходимо следить за формированием и развитием важнейших вокальных навыков: дыханием, звуковедением. дикцией, ансамблем, строем и др., постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей. 1. 2. 3. 4. Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественнопедагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкальносценической театрализации. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только га голосом, но и телом. Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач: - постановка дыхания; - работа над расширением певческого диапазона; - развитие музыкального слуха и ритма. 3. Описание места учебного предмета. Программа рекомендована для работы с учащимися начальных классов от 7 до 12 лет. Срок реализации программы 1 год. Общее количество часов 33-34 часа. Основная форма занятия – урок. В кружке вокально-эстрадного пения занимаются индивидуально: Сольное пение; Ансамблевое пение. Подбор репертуара и формы работы над ним происходит в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Учащиеся разделяются на группы в зависимости от возраста. Группа учащихся делится на подгруппы в зависимости от вокальных навыков и периода посещения кружка: Младшая группа: 1-я – 7 – 8 лет (1 – 2 классы); 2-я – 9 – 10 лет (3 – 4 классы). Средняя группа: 1-я – 11 – 14 лет (5 – 8 классы); Программа рассчитана на одно занятие в неделю, продолжительность может варьироваться от 35 минут до 60 минут. Наполняемость от 15 до 27 человек. Занятия могут проходить по группам, тогда количество детей в группах 10-15 человек. Но есть обязательные сводные репетиции. 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Они исходят из поставленных задач: - художественно – воспитательные: пробудить интерес к музыке, привить чувство коллективизма. Стремление к активной жизненной позиции; развить любовь к Родине, чувство патриотизма. Решать музыкально-творческие задачи в рамках внеурочной деятельности. познакомить с образцами классической и народной музыки, солистами и музыкальными коллективами. И образовательно-развивающих специальных умениях и навыков: развитие слуха, ритма, памяти; диапазона голоса; сценического мастерства, анализу, самооценке, контролю; 5. Результаты изучения курса. Результатом работы будут выступления на школьных традиционных концертах, праздниках, посвященных «Дню гимназии», «День учителя», «День матери», «Молодежный форум», «Праздник песни и танца», «День открытых дверей», «За честь гимназии», классные и семейные праздники В процессе изучения курса по программе «Вокально – эстрадное исполнение» в начальной и средней школе должны быть достигнуты определенные результаты: Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, их музыкальной грамотности, которая приобретается в процессе освоения учебного предмета по программе: - чувство гордости за культуру Родины, своего народа; знать и понимать слова и мелодию Гимна России; - уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли музыкальной культуры в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформированность эстетических чувств, музыкального вкуса, художественно-творческого мышления; - сформированность эстетических духовных потребностей — в общении с музыкой, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень: - сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - овладение умением творческого видения с позиций музыканта, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать – продуманно воспринимать музыку; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, проявлять активность; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в музыкальной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель; - знание видов музыкальной деятельности; - понимание образной природы музыкального искусства; - применение специальных умений, знаний; - применение ладового и интонационного слуха; - способность узнавать, по – настоящему слышать, размышлять и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства, узнавая автора; - умение обсуждать и анализировать музыку, её характер; - способность использовать в музыкально-творческой деятельности различные способы музицирования; - способность передавать в музыкальной деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; - умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Обучающиеся научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: воспринимать и исполнять музыку различных жанров; эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; обращаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов; воплощать в звучание голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства. Характер и мысли человека; прийти к пониманию интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке; многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров хором и соло. 5. ОПИСАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ. Учебно-тематический план года обучения (младшей группы) ТЕМА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ИТОГО ЗАНЯТИЯ №1 Раздел. «Я познаю мир вокальной - хоровой музыки». ЗАНЯТИЯ 1. Вводное занятие. 1 2. Знакомство с великими вокалистами 1 прошлого и настоящего. 3. Знакомство с голосовым аппаратом. 1 4. Диапазон, регистр, понятие 1 тесситуры. 5. Постановка дыхания. Использование 1 дыхательных упражнений. №2 Раздел. «Устройство голосового аппарата».». ТЕМА 1. Знакомство с различной манерой 1 пения. 2. Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. 3. Выработка чистого унисона. 3 4. Работа над артикуляцией, дикцией. 1 №3 Раздел. «Развитие слуха». ТЕМА 5. Выработка чистого унисона. 1 Выразительные средства исполнения. 6. Вокально-хоровая работа над 1 песенным репертуаром. №4 Раздел. «Ансамбль и строй, сценическая культура». 1 2 1 2 1 3 2 Каждое занятие 1 2 3 7. Ансамблевое пение. 8. Использование элементов ритмики, сценической культуры. 9. Обрабатывание исполнительносценического образа. 10. Навыки работы с микрофоном. 11. Концертное выступление. Всего Каждое занятие Каждое занятие Каждое занятие 3 1 8 9 Каждое занятие 1 1 Каждое занятие Каждое занятие 1 1 Каждое занятие 1 1 15 2 3 19 3 3 34 Урок строится по схеме: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Дыхательная гимнастика Артикуляционный массаж Вокальный тренаж Гармоническая настройка Объяснение новой темы или повторение. Отработка репертуара. Определённые темы после знакомства с ними отрабатываются на каждом уроке в процессе вокальной работы: - дыхательная гимнастика; - артикуляционный массаж; - дирижирование; - фонопедические упражнения; - устройство голосового аппарата; - развитие слуха; - музыкальные термины. 1. Вводное занятие. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности. Понятие о сольном пении, жанры вокального пения, пути создания индивидуального сценического образа, прослушивание и просмотр примеров сценического образа. Практическое занятие: выявление знаний о пении вообще и о сольном пении в частности. Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов. Практическое занятие: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты». Знакомство с голосовым аппаратом. Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Практическое занятие: пение специальных упражнений на разные виды дыхания. Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Понятие диапазона, понятие регистров и их возможности. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара. Практическое занятие: пение специальных упражнений на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. Исполнение песен, анализ произведений. Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. Практические занятия: навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного дыхания. Опора дыхания, навыки опорного дыхания. Знакомство с различной манерой пения. Знакомство с различными вокальными школами. История вокального развития. Практические занятия: специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент. Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. Практические занятия: навыки звукообразования и звукоизвлечения, формирование головного звучания голоса, певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков. Выработка чистого унисона. Понятие унисона. Роль унисонного пения в вокале. Игра «Эхо». Практические занятия: упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения. Работа над артикуляцией, дикцией. Понятие об артикуляции, дикции. Формирование звуков. Практические занятия: упражнения на правильное формирование звуков, дикционные упражнения. Выразительные средства исполнения. Развитие навыка уверенного пения. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно- сценического образа, Разбор интерпретации исполнения песни. Практические занятия: Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения произведения до концертного варианта. Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. Практические занятия: Разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни. Ансамблевое пение. Практические занятия: Разучивание многоголосия, работа над чистотой интонирования в партиях. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Практические занятия: упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений. Обрабатывание исполнительно-сценического образа. Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни. Практические занятия: выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. 15. Навыки работы с микрофоном. Понятие о микрофоне, его работе. Правила пользования им, умение работать с микрофоном. Поле деятельности певца. Практические занятия: работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном),умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки). 16. Концертное выступление. Активное участие в жизни школы, поселка, района. Выступление на праздниках , концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН средняя группа ТЕМА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ЗАНЯТИЯ №1 Раздел. «Я познаю мир вокальной - хоровой музыки». ИТОГО 1. Вводное занятие 1 2. Опорное дыхание, артикуляция, 1 певческая позиция 3. Творчество и импровизация 1 4. Разновидности голосового звучания. 1 Унисон. Динамика. Тембр. Ритм. 5. Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. №2Раздел. «Развитие голосового аппарата». 6. Работа над артикуляцией, дикцией. 7. Выразительные средства исполнения 1 8. Подбор песенного репертуара. 1 Каждое занятие 1 1 Каждое занятие 1 1 2 9. Использование певческих навыков 10. Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. 11. Ансамблевое пение. - Каждое занятие Каждое занятие 5 5 12. Навыки работы с микрофоном. - 5 5 13. Обрабатывание исполнительно- 1 сценического образа. Работа над имиджем. 14. Работа с инструментальной 1 фонограммой исключающей мелодическую линию. 15. Использование элементов ритмики, 1 2 3 2 3 4 5 Каждое занятие Каждое занятие Каждое занятие 1 1 2 сценической культуры. 16. Работа с подтанцовкой. - 3 3 17. Концертное выступление. - 2 2 9 25 34 Всего: ОПИСАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ Учебно-тематического плана обучения (средней группы) 1. Вводное занятие. Знакомство с программой обучения, со структурой занятий. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе. Инструктаж по технике безопасности и правилам противопожарной защиты. 2. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Практические занятия: Упражнения на сглаживание регистров. 3. Творчество и импровизация. Понятие импровизации. Использование импровизации в вокальном исполнении. Практические занятия: скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции. 4. Разновидности голосового звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм. Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания. Практические занятия: Исполнение вокальных номеров, анализ. Работа над конкретным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля. 5. Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. Постановка певца. Понятие о дыхательном аппарате, способы пользования дыхательным аппаратом, навыки пользования дыхательным аппаратом при грудном дыхании. Опора дыхания, навыки опорного дыхания. Практические занятия: навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного грудного дыхания. 6. Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. Понятие о голосовом аппарате, принцип работы голосового аппарата, гигиена голосового аппарата, формирование грудного звука. Навыки грудного звучания. Тембр. Понятие тембрового окраса голоса. Начальные навыки выработки тембрового окраса голоса. Практические занятия: навыки звукообразования и звукоизвлечения, формирование грудного звучания голоса, певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков, тембрового окраса звука, умение пользоваться тембром. 7. Работа над артикуляцией, дикцией. Понятие об артикуляции, дикции. Формирование грудных звуков. Особенности формирования дикции на грудном звучании. Практические занятия: упражнения на правильное формирование грудных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного звучания. 8. Выразительные средства исполнения. Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства. Практические занятия: работа с исполняемыми произведениями. 9. Подбор песенного репертуара. Подбор песенного репертуара, выразительный показ предлагаемых песен, планирование работы над репертуаром. Практические занятия: сценическая читка песенного текста, разбор незнакомых слов, выражений, подробный разбор мелодической линии, художественное представление песни. 10. Использование певческих навыков. Правильная позиция артикуляционного аппарата при пении. Особенности произношения согласных при исполнении произведений. Практические занятия: отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции. 11. Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. Практические занятия: Разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. 12. Ансамблевое пение. Практические занятия: Разучивание многоголосия, работа над чистотой интонирования в партиях. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя. 13. Навыки работы с микрофоном. Понятие о микрофоне, его работе. Правила пользования им, умение работать с микрофоном. Поле деятельности певца. Практические занятия: работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном),умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки). 14. Обрабатывание исполнительно-сценического образа. Становление имиджа. Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни. Начальный штрих индивидуального сценического образа. Имидж – что это и как его приобрести. Практические занятия: выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Индивидуальный сценический образ, его наработки. Актерское мастерство. 15. Работа с инструментальной фонограммой. Прослушивание фонограммы, подробный разбор мелодической линии, проработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни. 16. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Анализ построения музыкального произведения, его формы, смыслового замысла текста и музыкальной фразы. Выработка эмоционального исполнения песни. Разбор интерпретации исполнения песни . Практические занятия: разучивание хореографических элементов для более выразительного представления исполняемых произведений. 17. Работа с подтанцовкой. Подбор коллектива подтанцовки (совместная работа с руководителем танцевального коллектива). Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров. 18. Концертное выступление. Активное участие в жизни школы, класса. Выступление на праздниках , концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год. - Требования к уровню подготовки учащихся по итогам года. Занимаясь в вокальной эстрадной студии, обучающийся должен Знать/ понимать: - фонопедические упражнения; - устройство голосового аппарата; - ансамбль, строй; - музыкальные жанры, формы песенного искусства. Уметь: физиологические особенности голосового аппарата использовать правильную позицию голосового аппарата при пении. исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню, а капелла; брать дыхание в характере произведения. использовать правильную певческую установку; работать над чистотой интонации и выразительностью звука; - чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемом произведении; - развивать и укреплять певческое дыхание; - элементарные представления о работе резонаторов, выработать ощущения округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции. - выдерживать цезуру в музыке; - определять ритм и метр в мелодическом движении произведения; - соблюдать динамические оттенки; - владеть певческим дыханием, фразировкой; - в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность Универсальные учебные действия (УДД): Регулятивные: - выполнять уч.д. в качестве слушателя; - формировать и удерживать учебную задачу; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализацией; - осуществлять контроль и оценку выполнения действий. Познавательные: - использовать общие приёмы решения задач; ориентироваться в информационном материале; - осуществлять и выделять необходимую информацию; - читать простое схематическое изображение; - осознанно строить сообщение творческого и исследовательского характера; - формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: - адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; - ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; - работать в едином ансамбле с участниками вокальной группы. Для обеспечения выполнения данной программы необходима материально-техническая база: - специально оборудованный кабинет; - фортепиано; - библиотечка вокалиста; - использование музыкальных инструментов; - наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры; - наличие микрофонов; - фонотека (ауди - кассеты, компакт-диски ) с различными вокальными произведениями; - фонотека с качественными (что не маловажно) записями фонограмм; - по возможности - караоке; - развивать и укреплять певческое дыхание; - иметь элементарные представления о работе резонаторов, выработать ощущения округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции. - выдерживать цезуру в музыке; - определять ритм и метр в мелодическом движении произведения; - соблюдать динамические оттенки; - владеть певческим дыханием, фразировкой; - в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Особенности работы с вокальной группой обусловлены возрастными особенностями, их восприятия, воспроизведении музыки. Знание этих возможностей - одно из важных условий правильной организации работы в коллективе. Оно помогает руководителю выбрать нужный материал, вызвать и сохранить интерес, желание детей заниматься вокалом. Сохранить интерес на протяжении всего занятия и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это сольфеджирование, пение в сопровождении фортепиано и без него, использование караоке. Одной из важнейших задач обучения является пение без сопровождения. При этом обостряются слуховые ощущения, быстрее достигается ровность вокального звучания, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков. Исполняя песню в сопровождении, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать вступление, замечать в сопровождении изобразительные моменты. На индивидуальных занятиях большое внимание надо уделять правильной работе голосового аппарата соблюдению певческой установки, прямому положению корпуса. Основным способом звукообразования для детей следует считать мягкую атаку. Работа над дикцией дает правильное произношение слов и развитие речевого аппарата. Текст песни или упражнения должны быть понятны, поэтому слова нужно произносить, активно и четко. Важно уделять внимание работе над качеством звучания - развитию звонкости, полетности, ровности звуковедения. Пение должно быть активным, но не форсированным. Для этого нужно чаще обращаться к музыкальному образу исполняемого произведения или упражнения. Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в занятие музыкальной игры и движения под музыку. Они помогают наладить двигательную координацию, позволяют обратить внимание на форму произведения, строение его частей, на использование композитором различных средств музыкальной выразительности. Большое значение имеет развитие разных сторон музыкального слуха. Выразительное исполнение песен предполагает развитие и динамического слуха, т.к. крикливое пение не только делает произведение не интересным, но и наносит вред голосам детей: возникает стойкое несмыкание связок, сип. Воспитание ритмического слуха начинают с простого прохлопывания ритма или проигрывания. Постепенно переходят к сложным ритмическим фигурам. Может быть предложена не сложная ритмическая импровизация: педагог прохлопывает, пропевает, проигрывает на инструменте ритмическую фигуру и просит учащихся в ответ воспроизвести ее измененный вариант. Такие упражнения проводятся при пении на одной ноте на слоги, прохлопываются, проигрываются на детских музыкальных инструментах. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980 2. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983 3. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972 4. «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982 5. «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982 6. Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003 7. Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998 8. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984 9. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977 10. Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976 11. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 13.Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002 12. Абдулин Э. Б. «Теория и практика обучения музыке» Москва 1995 год. 13. Азаров Б. П. «Искусство воспитывать» Москва 1985 год. 14. Струве Г. А. «Школьный хор» Москва 1981 год. 15. Самарин В. А. «Методика работы с вокально-хоровым коллективом» Москва 1999 год. 16. Алиев Ю. Б. «Настольная книга учителя музыки» Москва 2002 год. 17. Емельянов В. В. «Развитие голоса: координация и тренинг» Санкт-Петербург 2000 год. 18. Плужников К. «Механика пения» Санкт-Петербург 2004 год. Литература для детей. 1. «Молодежная эстрада» журналы 2. «Молодежный меридиан» журналы 3. «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986 4. «100 композиторов» М.,1997 5. А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (33-34ч.) Группы число № Наименование тем. Колво часов Предметные результаты. Личностные результаты. Научатся: Универсальн ые учебные действия. Правилам и требованиям к уроку. Адекватная мотивация учебной д-ти. Правилам гигиены. Я- слушатель, исполнитель. осуществлять и выделять необходимую информацию №1 Раздел. «Я познаю мир вокальной - хоровой музыки». 9ч. 1. Вводное занятие. 1 15. 09 2. выявление знаний о пении 1 вообще и о сольном пении в частности. Проверка вокальнослуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы. 21. 09 22. 09 3. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. 1и весь год Я- слушатель, исполнитель. Адекватная мотивация учебной д-ти. контролироват ь свои действия в коллективной – хоровой работе; 4. 28. 09 29. 09 Знакомство с голосовым аппаратом. 1 27. 09 Что такое «голосовой аппарат» и где он находится, из чего состоит. Развитие ассоциативнообразного мышления осуществлять контроль и оценку выполнения действий 3.1 0 4.1 0 5.1 0 6.0 9 5. Дыхательный аппарат - виды 1 и дыхания. Понятие артикуляции. весь Роль певческого дыхания в год звукообразовании. пение специальных упражнений на разные виды дыхания. Эмоциональный вдох. Ощущение зевка. Внутренняя позиция, эмоциональное развитие.Самоконт роль. 6. 10. 10 11. 10 12. 10 13. 10 пение специальных упражнений 1 на разные виды дыхания. Предназначение, понимание дирижёрского жеста. Упруго, но мягко посылать воздух на связки. Самоконтроль, продуктивное работать в едином ансамбле с участниками хора, адекватно оценивать собственное поведение осуществлять контроль и оценку выполнения действий 1. 2. 3. 4. 6-8 4кл . 6-8 2-3 5.0 9 6.0 9 7.0 9 8.0 9 12. 09 13. 09 14. 09 19. 09 20. 09 26. 09 осуществлять контроль и оценку выполнения действий 7. Диапазон, регистр, понятие тесситуры. 27. 10 8 пение специальных упражнений 1 на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. Исполнение песен, анализ произведений. 10. 11 9. Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. 1и весь год Итого: 9ч. №2Раздел.«Устройство голосового аппарата».». Знакомство с различной манерой пения. 7ч. Знакомство с различными вокальными школами. История вокального развития. 1 17. 10 18. 10 19. 10 20. 10 24. 10 25. 10 26. 10 7.1 1 8.1 1 9.1 1 1. 14. 11 15. 11 16. 11 17. 11 21. 11 22. 11 23. 11 24. 11 2. 1 1 сотрудничество в решении музыкальных задач. Правилам. звукообразования с использованием гласных Я слушатель и исполнитель. Осознание своей роли в исполнении произведения. Правильному звукообразования. Развитие мотивов музыкальноучебной д-ти и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Правильная позиция для взятия дыхания. певческого дыхания. (Задержке, удержанию расширенной грудной клетки). Этические чувства, доброжелательност ь, поддержка. Обобщению пройденного материала. Эмоциональное отношение к искусству. Что такое манера пения .Развитие ассоциативнообразного мышления Понятие и отработка механизма использования. Прикрытие гласных – округлый звук. Эмоциональное выбирать действия в соответствии с поставленной задачей выбирать действия в соответствии с поставленной задачей работать в едином ансамбле с участниками хора. ставить вопросы, обращаться за помощью координироват ь и принимать различные позиции во взаимодействи и 28. 11 29. 11 30. 11 1.1 2 3. специальные упражнения на 1 и раскрепощение голосового и весь дыхательного аппаратов. Пение год песен под аккомпанемент. 5.1 2 6.1 2 7.1 2 8.1 2 4. Выработка чистого унисона. 12. 12 13. 12 14. 12 15. 12 5. навыки звукообразования и 1 звукоизвлечения, формирование Весь головного звучания голоса, год певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков. 6. 19. 12 20. 12 21. 12 22. 12 упражнения на развитие голоса, 1 внутреннего слуха, Весь звукоизвлечения, приемы год голосоведения. 26. 12 27. 12 28. 12 29. 12 7. Работа над артикуляцией, 1 дикцией. упражнения на Весь правильное формирование звуков, год дикционные упражнения. 16. 01 17. 01 11. 01 12. 01 1. 1 Весь год №3 Раздел. «Развитие слуха». 10ч. Выработка чистого унисона. Выразительные средства исполнения. 1ч и весь год отношение к практической д-ти на уроке. Правильная позиция для взятия дыхания. Прикрытие гласных – округлый звук. Этические чувства, доброжелательност ь, поддержка. Твёрдая и мягкая атака звука. Работа в сотрудничестве со сверстниками. Понимание важности певческого дыхания, певческой позиции и ансамбля. Развитие эмоциональнооткрытого, позитивноуважительного отношения к товарищам. Активная работа челюстями.. Работа на сцене над умением видеть дирижёра. Развитие коллективных навыков сценической культуры. Анализу своего выступления на концерте. Позиции – я, исполнитель. Что такое музыкальный слух. Высокий, низкий, средний, выше, ниже. Работа над эмоциональным вдохом Работа в сотрудничестве со сверстниками контролироват ь свои действия в коллективной – хоровой работе; контролироват ь свои действия в коллективной – хоровой работе работать в едином ансамбле с участниками хора. координироват ь и принимать различные позиции во взаимодействи и осуществлять контроль и оценку выполнения действий выполнять уч.д. в качестве слушателя 23. 01 24. 01 18. 01 19. 01 2. упражнения на развитие голоса, 1 внутреннего слуха, весь звукоизвлечения, приемы год голосоведения. 30. 01 31. 01 25. 01 26. 01 3. Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. 6.0 2 7.0 2 1.0 2 2.0 2 4. упражнения на развитие голоса, 1 внутреннего слуха, весь звукоизвлечения, приемы год голосоведения. Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. 13. 02 14. 02 8.0 2 9.0 2 5. 20. 02 21. 02 15. 02 16. 02 6. упражнения на развитие голоса, 1 внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения. Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. 27. 02 28. 02 22. 02 2.0 3 7. упражнения на развитие голоса, 1 внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы 1 весь год 1 Работа над артикуляцией, дикцией. упражнения на правильное формирование звуков, дикционные упражнения. Движение – вверх поступенно и вниз, на месте. Работа над ансамблем. Сценическое мастерство. Развитие коллективных навыков сценической культуры. Движение –вниз, на месте. Работа над ансамблем. Сценическое мастерство. Развитие коллективных навыков сценической культуры. Движение – плавно, скачками, смешанно. Цепное дыхание, твёрдая и мягкая атака звука. Развитие мотивов музыкальноучебной д-ти и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования Работа на сцене. Я – слушатель. контролироват ь свои действия в коллективной – хоровой работе; Понятие – музыкальное сопровождение. Работа над опорой дыхания, ощущения зевка. Эмоциональное отношение к практической д-ти на уроке. Энергичная атака звука, работа на сцене. Развитие оценивать процесс и результат деятельности координироват ь и принимать различные позиции во взаимодействи и координироват ь и принимать различные позиции во взаимодействи и ориентировать ся в информационн ом материале работать в едином ансамбле с голосоведения. 6.0 3 7.0 3 1.0 3 9.0 3 8. 13. 03 14. 03 15. 03 16. 03 9. 1 Вокально- хоровая работа над песенным репертуаром Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. 1 №4 Раздел. «Ансамбль и строй, сценическая культура». Ансамблевое пение. Работа над чистотой строя. 8ч. 1 весь год 27. 03 28. 03 29. 03 30. 03 1. 03. 04 04. 04 05. 04 06. 04 2. Использование элементов ритмики, сценической культуры. 1 10. 04 11. 04 12. 04 13. 04 3. Обрабатывание исполнительносценического образа Работа над чистотой строя. 1 17. 04 18. 04 19. 04 20. 04 4. Работа над динамическим и 1 ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя. коллективных навыков сценической культуры. Развитие коллективных навыков сценической культуры. участниками хора. Обобщение и анализ полученных знаний Позиции – я, исполнитель. оценивать процесс и результат деятельности Мелодический ансамбль. Работа над связным исполнением мелодии. Развитие мотивов музыкальноучебной д-ти и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Гармонический ансамбль. Исполнение интервалов. Работа над артикуляцией Я – исполнитель.. Понятия – академический, народный, детский, мужской, женский, смешанный хоры. Пение по группам, смешанным составам. Эмоциональное отношение к практической д-ти на уроке. Я – исполнитель Двухголосье. Пение интервалов, канон. Анализ выступления на использовать общие приёмы решения задач работать в едином ансамбле с участниками хора осуществлять контроль и оценку выполнения действий осуществлять контроль и оценку выполнения действий 24. 04 25. 04 26. 04 27. 04 5. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. 08. 05 16. 05 03. 05 04. 05 6. выход на сцену, направление 1 света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. 08. 05 16. 05 10. 05 11. 05 7. Навыки работы с микрофоном. 1 слушание своего голоса (искаженного микрофоном),умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки). 15. 05 23. 05 17. 05 18. 05 8. 9. Концертное выступление. 1 демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год. Итог: 22. 05 24. 05 1 8 ч. концерте. Работа в сотрудничестве со сверстниками. Определение – строя, внутреннего слуха. Работа над фразировкой, чувством ритма. Эмоциональной отзывчивости. Закрепление полученных навыков. Отработка номеров на праздник. Сценическое мастерство. Развитие коллективных навыков сценической культуры. Результаты работы. Я – исполнитель. Обобщение полученных навыков. Я слушатель и исполнитель. Осознание своей роли в исполнении произведения. читать простое схематическое изображение работать в едином ансамбле с участниками хора осуществлять контроль и оценку выполнения действий адекватно оценивать собственное поведение