Принято: на заседании педагогического совета МБОУ « Северская гимназия» Утверждено: директор МБОУ « Северская гимназия» С. В. Высоцкая протокол № 2 от 16.11.2023 приказ № 739 от 23.11.2023 Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам МБОУ «Северская гимназия» 1. Общие положения 1.1. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам МБОУ «Северская гимназия» (далее – Положение) разработано в соответствии: - со ст. 28, ст.58 Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13 февраля 2023 г. № 86/194 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2023 году» (вступил в силу 21 марта 2023 года); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 февраля 2023 г. № 131/274 «Об утверждении особенностей проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, формы проведения государственной итоговой аттестации и условий допуска к ней в 2022/23, 2023/24, 2024/25, 2025/26 учебных годах»; − Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31 мая 2021 года №286 (с изменениями от 18 июля 2022 года №569); − Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31 мая 2021 года №287 (с изменениями от 18 июля 2022 года №568); − Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 12 августа 2022 года №732; − Федеральная образовательная программа начального общего образования от 18 мая 2023 года №372; − Федеральная образовательная программа основного общего образования от 18 мая 2023 года №370; − Федеральная образовательная программа среднего общего образования от 18 мая 2023 года №371; - другим федеральным и региональным законодательством в сфере образования; в том числе федеральными образовательными программами, а также в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами ( далее - ФГОС) и основными образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ООП НОО, ООО, СОО); - Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области», утверждённым Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.12.2010 № 3294, - Уставом МБОУ «Северская гимназия». 1.2. Положение определяет порядок проведения стартовой диагностики, формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы по ООП НОО, ООО, СОО, порядок ликвидации академической задолженности, а также особенности оценки для экстернов, зачисленных в МБОУ «Северская гимназия» (далее – Гимназия) для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации, а так же периодичность, систему оценок и формы проведения стартовой диагностики, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, нормы выставления текущих, четвертных (полугодовых), годовых и итоговых отметок, условия перевода обучающихся в следующий класс (уровень) по итогам учебного года (освоения общеобразовательной программы предыдущего уровня), допуска обучающихся 9 и 11-х классов к государственной итоговой аттестации, нормы ведения отчётной документации по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности. 1.3. Стартовая диагностика, текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю) образовательной программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом (индивидуальным учебным планом) на соответствующие части образовательной программы. 1.4. Положение является частью регулирования процедур внутренней оценки достижения планируемых результатов ООП НОО, ООО, СОО, которая состоит из стартовой диагностики, текущей оценки (включая тематическую и итоговую), промежуточной и итоговой аттестации, психолого-педагогического наблюдения, внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся. 1.5. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность Гимназии. 1.6. Действие локального акта продолжается до замены на новый акт. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу. 1.7. Для обучающихся с ОВЗ в Гимназии создаются специальные условия проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями. Описание организации и содержания специальных условий указываются в подразделе с системой оценки достижения планируемых результатов освоения программы целевого раздела ООП. При выборе форм оценивания учитывается мнение родителей (законных представителей) обучающихся, состояние их здоровья и рекомендации ПМПК. 1.8. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается стартовой диагностикой, текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся. 2. Стартовая диагностика 2.1. Стартовая диагностика проводится ежегодно с целью оценки готовности обучающихся к обучению на новом уровне общего образования или в начале изучения предмета на уровне ООО и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. 2.2. Стартовая диагностика в начале 1-го класса позволяет определить у обучающихся сформированность предпосылок к учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счетом. 2.3. Стартовая диагностика в начале 5-го и 10-го классов позволяет определить у обучающихся структуру мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе средствами работы с информацией, знаковосимволическими средствами, логическими операциями. 2.4. Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (модулей). 2.5. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 2.6. Мероприятия стартовой диагностики включаются в единый график оценочных процедур Гимназии. 3. Текущий контроль успеваемости 3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся (текущая оценка) – систематическая проверка образовательных (учебных) достижений обучающихся в процессе освоения ООП НОО, ООО, СОО, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности и направленная на выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения ООП. 3.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода в целях: - определения степени освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по всем учебным предметам, курсам учебного плана во всех классах; - проведения формирующего оценивания учебных достижений обучающихся с целью выявления сильных и слабых сторон каждого ученика, разработки и реализации стратегии, направленной на повышение его успеваемости; - коррекции календарно-тематического планирования учебных предметов, курсов в зависимости от анализа темпа, качества, особенностей освоения изученного материала; - предупреждения неуспеваемости. 3.3. Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся школы, за исключением лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучающихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, зачисленных в школу для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. 3.4. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим программу учебного предмета, курса, в соответствии с критериями, определёнными Основной образовательной программой соответствующего уровня образования (раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы»). Критерии должны быть открыты, известны обучающимся и их родителям (законным представителям). 3.5. Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по темам (тематическая оценка) в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, содержанием ООП, используемых образовательных технологий в формах, выбранных педагогическим работником самостоятельно, в том числе: письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, реферат, эссе, контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и практические работы); устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, реферата или творческой работы, работы на семинаре, коллоквиуме, практикуме; экспертной оценки индивидуального или группового проекта обучающихся; иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным учебным планом). 3.6. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе. 3.7. Фиксация результатов текущего контроля во 2-11 классах осуществляется в виде отметок по пятибалльной системе оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно), «1» (плохо). - Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. - Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: o в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; o допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя; o допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. - Отметка «З» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. - Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. - Отметка «1» ставится в случае, если: учащийся отказался от ответа, не сдал письменную работу без объяснения причин. (При предъявлении работы отметка «1» заменяется отметкой за работу, но не выше отметки «3») Если учащийся получает балл «1», то это говорит о его полном незнании пройденного материала. 3.8. Если результаты текущего контроля учитываются в баллах по системе отличной от пятибалльных или иных значений, разрабатывается (или используется) шкала перерасчета полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик контроля. 3.9. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются педагогическим работником в электронном журнале успеваемости (электронном дневнике) (в АИС «Сетевой город») в сроки и порядке, предусмотренные локальным нормативным актом Гимназии. За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием в электронном журнал успеваемости выставляются две отметки по предмету «Русский язык». 3.10. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. 3.11. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 3.12. Текущее оценивание обучающихся, осваивающих образовательную программу или её часть дистанционно, производится в соответствии с настоящим Положением. 3.13. Текущий контроль успеваемости обучающихся, временно находящихся в санаториях, детских образовательных лагерях, медицинских организациях и др., осуществляется в этих учебных учреждениях, и полученные результаты учитываются при выставлении четвертных (полугодовых) отметок. 3.14. Проведение текущего контроля не допускается сразу после длительного пропуска занятий по причине, связанной с болезнью обучающихся, с выставлением неудовлетворительной отметки. 3.15. Не допускается проведение: - контрольной работы чаще одного раза в 2,5 (две с половиной) недели по каждому учебному предмету в одной параллели классов; - более одной контрольной работы у одного класса в день. 3.16. Не допускается исправление отметки в журнале АИС «Сетевой город» с целью повышения полученных отметок. Результат работы над ошибками выставляется следующей текущей отметкой. 3.17. Обучающийся, отсутствовавший на занятиях в момент проведения тематической или итоговой контрольной работы, обязан пройти тематический или итоговый контроль в сроки, установленные учителем. Для обучающихся, отсутствующих длительное время по болезни, проведение такого контроля должно носить щадящий характер. Ответственность за прохождение учебного материала, пропущенного ребёнком по семейным обстоятельствам на основании заявления родителей (законных представителей), возлагается на обучающегося и его родителей (законных представителей). 3.18. Учитель обязан хранить до окончания учебного года все письменные работы и их результаты в отдельных тетрадях или папках с файлами. Обучающиеся и родители (законные представители) могут получать данные работы для ознакомления. 3.19. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) результаты текущего контроля успеваемости обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся по их просьбе могут прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) вправе потребовать получение информации об итогах текущего контроля успеваемости, обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 3.20. Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной шкале, используется только положительная и не различимая по уровням фиксация. 3.21. Текущий контроль успеваемости обучающихся по факультативным и элективным курсам осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной шкале, используется только положительная и не различимая по уровням фиксация (зачет/не зачет). 4. Общие требования к выставлению текущих отметок 4.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится: - поурочно, - по темам (блокам), - по учебным четвертям во 2-9 классах и полугодиям в 10-11 классах. 4.2. Текущую отметку выставляет учитель, ведущий учебный предмет в данном классе, или учитель, замещающий отсутствующего педагога. 4.3. Учитель имеет право выставить текущую отметку за: - контрольную работу по теме (блоку), - устный ответ, - письменную классную работу, выполненную в рабочей тетради, письменное домашнее задание на этапе обобщения, конкретизации и систематизации учебного материала по теме; - самостоятельно выполненное задание (самостоятельную работу, индивидуальную работу и т.п.) на уроке или во внеурочное время; - словарный диктант, математический диктант и т.п. предметные диктанты и задания; - сообщение (реферат, доклад, презентация), подготовленное учеником; - практическую и лабораторную работу, - аудирование и т.п. 4.4. Выставление текущих отметок по предмету должно быть своевременным и равномерным в течение четверти (полугодия). За устный ответ отметка выставляется учителем в ходе урока и заносится в электронный журнал. За письменный ответ отметка заносится в электронный журнал в течение недели, за исключением оценки за реферат, исследовательскую работу, сочинение по литературе в 10-11 классах (не позднее 10 дней после их проведения или передачи учителю). 4.5. Текущую отметку запрещается ставить за: - поведение обучающегося на уроке или на перемене или по принципу «хорошо/плохо» работал на уроке; - отсутствие у обучающегося учебника, тетради, других необходимых учебных материалов, а также спортивной формы на уроках физической культуры; - работу, которую обучающийся не выполнял в связи с отсутствием на уроке, на котором эта работа проводилась; - нарушение (неисполнение) инструкций по охране труда. 4.6. Выставление отметок за четверть осуществляется на основании результатов текущего контроля успеваемости, осуществляемого поурочно и по темам, за три дня до начала каникул исключительно по совокупности всех полученных обучающимся в течение учебной четверти и занесённых в электронный журнал текущих отметок. 4.7. Обучающимся, пропустившим по уважительной причине 50% учебного времени, отметка за четверть (полугодие) выставляется после того, как будет сдан учебный материал, изучаемый в четверти (полугодии), в одной из форм текущего контроля успеваемости, выбранной учителем и согласованный с обучающимся. Текущий контроль указанных обучающихся осуществляется в индивидуальном порядке в соответствии с графиком, утверждённым приказом директора Гимназии и согласованным с родителями (законными представителями). 4.8. За две недели до окончания четверти (полугодия) учитель информирует классного руководителя о предварительных отметках за четверть (полугодие). 4.9. В случае выставления отметки «2» (неудовлетворительно) по одному и более учебным предметам родителям (законным представителям) направляется уведомление в письменной форме о предварительных результатах успеваемости обучающего для ознакомления под роспись и с указанием даты ознакомления. 4.10. Четвертную (полугодовую) отметку выставляет учитель, ведущий учебный предмет в данном классе, а в случае его отсутствия – учитель, замещающий педагога, при согласовании с заместителем директора, курирующим данное направление деятельности гимназии. 4.11. Для объективного оценивания образовательной деятельности обучающегося за четверть необходимо не менее 3 отметок при одночасовой или двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету, и не менее 5-7 отметок при учебной нагрузке более двух часов в неделю. Для объективного оценивания образовательной деятельности обучающихся 10-11 классов за полугодие необходимо не менее 5 отметок при одночасовой или двухчасовой недельной учебной нагрузке, и не менее 8-10 отметок при учебной нагрузке более двух часов в неделю. 4.12. Отметки за учебную четверть (полугодие) по предметам, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое текущего контроля успеваемости и выставляются всем обучающимся Гимназии в журнале успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 4.14. В случае несогласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) с выставленной четвертной (полугодовой) отметки по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра четвертной (полугодовой) отметки на основании письменного заявления родителей приказом по Гимназии создается предметная комиссия из трех человек, которая проверяет правильность выставления отметки в соответствии с настоящим Положением; изучает обоснования учителя по поводу выставленной отметки; изучает обоснование родителей (законных представителей) обучающегося по поводу выставленной отметки; принимает одно из двух решений: - «ученику …. класса ….. Фамилия Имя… отметку по …. предмету…. за …… четверть (полугодие) …….. /…… учебного года оставить без изменений»; - «ученику …. класса ….. Фамилия Имя… отметку по …. предмету…. за …… четверть (полугодие) …….. /…… учебного года изменить с ….. на ……». В случае обоснованного несогласия обучающихся и (или) их родителей обучающихся (законных представителей) с обоснованием учителя выставленной отметки по предмету родитель (законный представитель) имеет право обжаловать отметку в письменной форме. На основании заявления родителей (законных представителей) в течение 3 рабочих дней по приказу директора Гимназии создаётся конфликтная комиссия в составе трёх человек, которая в форме собеседования (или проведения контрольной работы, или контрольного диктанта, или теста) в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Комиссия принимает решение в течение 3 рабочих дней. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Выписка из протокола хранится в личном деле обучающегося. 5. Промежуточная аттестация 5.1. Промежуточная аттестация – это установление уровня освоения ООП соответствующего уровня, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). 5.2. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в целях: объективного установления фактического уровня освоения и достижения результатов освоения ООП; оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить пробелы в освоении им ООП и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в образовании; оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. 5.3. Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса проводится в виде учета текущих достижений учеников, носит безотметочный характер и фиксируется в документах мониторинга качества образования Гимназии. Промежуточная аттестация для обучающихся со 2-го класса проводится в формах, определяемых педагогическим работником и ООП, с выставлением отметок в электронный журнал успеваемости. 5.4. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), предусмотренных учебным планом. 4.5. Результаты промежуточной аттестации обучающихся оцениваются по пятибалльной системе. 5.6. Если результаты промежуточной аттестации учитываются в баллах по системе отличной от пятибалльной или иных значениях, разрабатывается (или используется) шкала перерасчета полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик контроля. 5.7. Отметки за промежуточную аттестацию выставляются педагогическим работником, ее проводившим, в электронный журнале успеваемости (электронный дневник обучающегося) в сроки и порядке, предусмотренном локальным нормативным актом Гимназии. 5.8. Педагогический работник, осуществляющий промежуточную аттестацию, обеспечивает повторное проведение промежуточной аттестации для отсутствовавших по уважительным причинам обучающихся. 5.9. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся при промежуточной аттестации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, не допускается проведение промежуточной аттестации: в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы; в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, непосещавших занятия по уважительной причине; по каждому учебному предмету в одной параллели классов чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании; для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день. 5.10. Промежуточную аттестацию обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение ООП на дому, осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам промежуточной аттестации обучающихся фиксируются в журнале обучения на дому. 5.11. Промежуточная аттестация обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение ООП в медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и учитываются в порядке, предусмотренном законодательством РФ и локальным нормативным актом Гимназии. 5.12. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности определятся ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности, ООП соответствующего уровня общего образования. Оценивание планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом школы. 5.13. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 5.14. При реализации ООП, в том числе адаптированных, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к результатам промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся. 6. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации 6.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются: - объективное установление фактического уровня предметных и метапредметных результатов освоение обучающимися дисциплин учебного плана. - оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности, - оценка индивидуального прогресса обучающихся в достижении предметных и метапредметных результатов. 6.2. Промежуточная аттестация проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. 6.3. Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является показателем уровня освоения образовательной программы и основанием для перевода в следующий класс, продолжения обучения на следующих уровнях основной образовательной программы и допуска, обучающихся 9-х, 11-х классов к государственной итоговой аттестации. 6.4. Промежуточная аттестация проводится один раз в год и подразделяется - на промежуточную аттестацию без аттестационных испытаний, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года на основе четвертных (полугодовых) отметок. - промежуточную аттестацию с аттестационными испытаниями, которая проводится в качестве отдельной процедуры независимо от результатов четверти (полугодия). 6.5. Решение о порядке, сроках и формах проведения промежуточной аттестации принимается педагогическим советом не позднее 01 декабря текущего года. Формы проведения промежуточной аттестации фиксируются в учебном плане. 6.6. Решение педагогического совета по данному вопросу доводится до сведения участников образовательной деятельности приказом директора. Классные руководители доводят до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее чем за три месяца до начала проведения промежуточной аттестации сроки и формы проведения промежуточной аттестации. 6.7. Промежуточная аттестация проводится ориентировочно с 01 апреля и до окончания учебного года. В день проводится только одна форма контроля, интервал между ними не менее двух дней. 6.8. Формами аттестационных испытаний промежуточной аттестации являются: - письменная проверка (ПП) – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; результаты всероссийских проверочных работ (ВПР) могут быть учтены как результаты промежуточной аттестации по предмету в случае проведения работы в апреле - мае текущего учебного года. - устная проверка (УП) – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, собеседования и другое; - комбинированная проверка (КП) - сочетание письменных и устных форм проверок: защита проектной, исследовательской работы и другое; Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой. В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов аттестационных испытаний могут быть зачтены результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях и иных образовательных мероприятиях по профилю соответствующего предмета. Образовательной программой может быть предусмотрена накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося. 6.9. Обучающиеся, избравшие собеседование как одну из форм устной проверки, дают без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечают на вопросы обобщающего характера по всем темам учебной программы (вопросы заранее подготовлены и объявлены учащимся). Собеседование рекомендуется обучающимся, обладающим аналитическими способностями. Защита реферата/исследовательской работы предполагает предварительный выбор обучающимся интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя или научного руководителя, глубокое изучение избранной проблемы, специальной литературы и изложение основных положений и выводов реферата/исследования. Не позднее чем за неделю до проведения аттестации исследовательская работа представляется на рецензию учителю. При аттестации в устной форме обучающийся отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет практическое задание (разбор предложения, решение задачи, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта, чтение и перевод иностранного текста и пр.). Аттестация в письменной форме проводится по готовым измерительным материалам. 6.10. Промежуточная аттестация с аттестационными испытаниями осуществляется по особому расписанию, составляемому ежегодно и утверждаемому руководителем организации. 6.11. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной шкале. 6.12. Промежуточная аттестация с аттестационными испытаниями проводится по измерительным материалам, утверждённым приказом директора. Демонстрационная версия измерительных материалов должна быть представлена обучающимся и их родителям (законным представителям) за месяц до её проведения. 6.13. Измерительные материалы для аттестационных испытаний - разрабатываются руководителями методических объединений, совместно с учителями-предметниками в соответствии с требованиями ООП к планируемым результатам, программами учебных предметов, курсов и сдаются заместителю директора по УВР для хранения за месяц до её проведения. 6.14. При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля, обучающийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления обучающегося (его родителей, законных представителей). 6.15. Педагогические работники доводят до родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся как посредством заполнения электронного журнала, так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 6.16. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации устанавливаются учреждением для следующих категорий обучающихся по заявлению учащихся (их законных представителей): выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия; отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж; для иных учащихся по решению педагогического совета. 6.17. Для обучающихся по индивидуальному учебному плану сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. 6.18. Итоги промежуточной аттестации рассматриваются на заседаниях методических объединений, административных совещаний и педагогического совета. 6.19. Письменные работы и протоколы устных ответов обучающихся в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах Гимназии в течение одного года. 7. Общие требования к выставлению годовых отметок 7.1. Выставление отметок во 2 - 11 классах: 7.1.1. Годовая отметка по учебным предметам учебного плана Гимназии, вынесенным на промежуточную аттестацию с проведением аттестационного испытания, выставляется на основе среднего арифметического между средними оценками за четверть (полугодие) и отметкой за аттестационное испытание, по другим предметам – на основе среднего арифметического между средними оценками за четверть (полугодие) и выставляется целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 7.1.2. Годовые отметки по предметам учебного плана выставляются в сроки, определенные приказом директора Гимназии по организованному окончанию учебного года. 7.1.3. В случае несогласия обучающихся и их родителей с выставленной итоговой (годовой) отметкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра итоговой (годовой) отметки на основании письменного заявления родителей (законных представителей) обучающихся приказом по школе создается конфликтная комиссия из трех человек, которая проверяет правильность выставления отметки в соответствии с настоящим Положением; - изучает основания учителя по поводу выставленной отметки; -изучает обоснование родителей (законных представителей) обучающегося по поводу выставленной отметки; - принимает одно из двух решений: - «ученику …. класса ….. Фамилия Имя… отметку по …. предмету…. за …… …….. /…… учебный год оставить без изменений»; - «ученику …. класса ….. Фамилия Имя… отметку по …. предмету…. за …… …….. /…… учебный год изменить с ….. на ……». В случае несогласия обучающихся и (или) их родителей обучающихся (законных представителей) с обоснованием учителем выставления отметки по предмету родитель (законный представитель) имеет право обжаловать отметку в письменной форме. На основании заявления родителей (законных представителей) в течение трёх рабочих дней по приказу директора школы создаётся предметная комиссия в составе трёх человек, которая в форме собеседования (или проведения контрольной работы, или контрольного диктанта, или теста) в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссия принимает в течение 3 рабочих дней, решение оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле обучающегося. Неудовлетворительная годовая отметка по учебному предмету, курсу, модулю в журнал успеваемости не выставляется и свидетельствует о недостижении планируемых предметных результатов и универсальных учебных действий, что исключает перевод обучающегося в следующий класс. 7.2. Выставление итоговых отметок в 9-х, 11-х классах 7.2.1. Итоговые отметки за 9 класс по русскому языку и математике, а также по экзаменам по выбору определяются как среднее арифметическое годовых и экзаменационных отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс. 7.2.2. Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 7.2.3. Учащиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования и получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение. 7.2.4. Выпускникам, освоившим основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования в формах семейного образования, самообразования либо обучавшимся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, прошедшим экстерном государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования и получившим удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации, проводимой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана. 8. Порядок перевода учащихся в следующий класс и допуска к государственной итоговой аттестации 8.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме содержание образовательной программы общего образования (по уровням образования) текущего учебного года, на основании положительных результатов, в том числе итогов промежуточной аттестации, переводятся в следующий класс (на уровень образования). 8.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 8.3. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в установленные приказом директора дополнительные сроки. 8.4. Гимназия создает условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 8.5. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые учреждением, в пределах одного учебного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося и время каникул. 8.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз учреждением создается комиссия. 8.7. В исключительных случаях (длительная болезнь учащегося более 2-х учебных недель в течение четверти (4-х учебных недель в течение полугодия), в силу семейных обстоятельств и т. д.) по письменному заявлению ученика (родителей или законных представителей) приказом по учреждению сроки промежуточной аттестации могут быть продлены (кроме учащихся выпускных классов, но не более, чем на один календарный месяц. 8.8. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 8.9. Уважительными причинами признаются: - болезнь обучающегося, подтвержденная соответствующей медицинской справкой медицинской организации; - трагические обстоятельства семейного характера; - обстоятельства непреодолимой силы, определяемые в соответствии с Гражданским кодексом РФ. 8.10. Условный перевод в следующий класс – это перевод обучающихся, не прошедших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющих академическую задолженность, с обязательной ликвидацией академической задолженности в установленные сроки. 8.11. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности возлагается на их родителей (законных представителей). 8.12 Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Гимназия информирует родителей обучающегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме. 8.13. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объёме выполнивший учебный план. Обучающиеся, не ликвидировавшие академическую задолженность до даты выхода приказа о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации, не допускаются к государственной итоговой аттестации. 9. Промежуточная и государственная итоговая аттестация экстернов 9.1. Лица, осваивающие ООП соответствующего уровня общего образования в форме самообразования, семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в Гимназии. 9.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе выбрать Гимназию для прохождения аттестации на один учебный год, на весь период получения общего образования либо на период прохождения конкретной аттестации. 9.3. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе, в том числе вправе принимать участие в олимпиаде школьников. 9.4. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также порядок возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений с экстернами устанавливается локальными нормативными актами Гимназии. 9.5. Гимназия утверждает график прохождения промежуточной аттестации экстерном, который предварительно согласует с экстерном или его родителями (законными представителями). Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в день. 9.6. До начала промежуточной аттестации экстерн может получить консультацию по вопросам, касающимся аттестации, в пределах двух академических часов в соответствии с графиком, утвержденным приказом о зачислении экстерна. 9.7. Экстерн имеет право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном законодательством РФ и локальным нормативным актом Гимназии. 9.8. Промежуточная аттестация экстерна осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть ООП, самостоятельно в сроки и формах, установленных приказом о зачислении экстерна. 9.9. Результаты промежуточной аттестации экстернов фиксируются педагогическими работниками в протоколах, которые хранятся в личном деле экстерна вместе с письменными работами. 9.10. На основании протокола проведения промежуточной аттестации экстерну выдается справка с результатами прохождения промежуточной аттестации по ООП соответствующего уровня общего образования по форме согласно приложению к настоящему Положению. 9.11. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 9.12. Обучающиеся в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в Гимназии в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами Гимназии. 9.13. Промежуточная и государственная итоговая аттестация могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам. 9.14. Экстерны допускаются к государственной итоговой аттестации по ООП ООО при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. Экстерны допускаются к государственной итоговой аттестации по ООП СОО при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение). 9.15. Государственная итоговая аттестация экстернов осуществляется в порядке, установленном законодательством. 10. Ликвидация академической задолженности 10.1. Обучающиеся и экстерны, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые приказом директора школы на основании решения педагогического совета, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося. 10.2. Обучающиеся и экстерны обязаны ликвидировать академическую задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в установленные Гимназией сроки. 10.3. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз приказом директора Гимназии создается комиссия, которая формируется по предметному принципу из не менее трех педагогических работников с учетом их занятости. Персональный состав комиссии утверждается приказом. 10.4. Ликвидация академической задолженности осуществляется в тех же формах, в которых была организована промежуточная аттестация. 10.5. Результаты ликвидации академической задолженности по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) оформляются протоколом комиссии. 10.6. Протоколы комиссии с результатами ликвидации академической задолженности обучающихся хранятся у заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Протоколы комиссии с результатами ликвидации академической задолженности экстернов хранятся в личном деле экстерна вместе с письменными работами. 10.7. Положительные результаты ликвидации академической задолженности обучающихся фиксируются ответственным педагогическим работником в электронном журнале успеваемости в порядке, предусмотренном настоящим Положением. 10.8. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 11. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности 11.1. Субъектами контрольно-оценочной деятельности считаются: обучающийся и учитель, преподающий предмет в классе, классный руководитель, заместитель директора по УВР, директор Гимназии (представляющий учреждение). Права обучающегося представляют его родители (законные представители). 11.1.2. Обучающиеся имеют право: - проходить все формы контрольно-оценочных процедур за текущий учебный год в порядке, установленном Гимназией; - получать (публично или индивидуально) обоснование полученной отметки; - в случае несогласия с отметкой, требовать её пересмотра на основании письменного заявления родителей (законных представителей). 11.1.3. Обучающиеся обязаны: - во время проведения оценочных процедур исключить использование мобильных телефонов и иных электронных устройств (если это не предусмотрено формой проведения оценочной процедуры); - выполнять требования, определенные настоящим Положением. 11.2. Права и обязанности учителя 11.2.1. Учитель имеет право: - иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающегося; - проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям федерального государственного образовательного стандарта - аннулировать результат оценочных процедур при обнаружении использования обучающимся мобильного телефона и иных электронных устройств (если это не предусмотрено формой проведения оценочной процедуры); - давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки по предмету. 11.2.2. Учитель не имеет права: - использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и практическом плане, без разрешения директора Гимназии; - оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное, некорректное отношение. 11.2.3. Учитель обязан: - знать содержание данного Положения; - проводить консультации для родителей (законных представителей) в установленные в Гимназии сроки или по запросу родителей (законных представителей). 11.3. Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных представителей) через электронные дневники обучающихся класса, родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за год их ребенка. В случае неудовлетворительной аттестации обучающегося по итогам учебного года письменно уведомить его родителей (законных представителей) о решении педагогического совета Гимназии, а также согласовать сроки и формы ликвидации задолженности в соответствии с настоящим Положением. 11.4. Права и обязанности родителей: 11.4.1. Родитель имеет право: - знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок, критериями оценивания; - получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка; - посещать индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей их преодоления у своего ребенка; - информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; - обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка в случае нарушения Гимназией процедуры аттестации. 11.4.2. Родитель обязан: - соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося; - вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной аттестации; - посещать родительские собрания, на которых идет работа по оказанию помощи в обучении детей; - оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности по предметам в соответствии с утвержденным графиком в случае перевода ребенка в следующий класс условно. 12. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в настоящее Положение 12.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения руководителем Гимназии. 12.2. Изменения, вносимые в Положение, вступают в силу н том же порядке. 12.3. Изменения и (или) дополнения в настоящее Положение могут быть внесены по инициативе педагогического совета, администрации Гимназии, методических объединений учителей. 12.4. Изменения и (или) дополнения вносятся в случае их одобрения педагогически советом и утверждаются приказом директора Гимназии.