Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» ПРИНЯТО Решением педагогического совета Протокол от «29» мая 2024 года № 9 Утверждаю ___________________________ С.В. Высоцкая, директор МБОУ «Северская гимназия» Приказ от «29» мая 2024г. № 374 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию Волшебная кисточка Составил: Вяткина Марина Анатольевна, учитель начальных классов г. Северск 2024г. ПРОГРАММА дополнительного образования «Волшебная кисточка» Пояснительная записка Программа составлена на основе 1.Закона «Об образовании» Российской Федерации. 2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4.Примерной программы воспитания и социализации учащихся (начальное общее образование). 5. Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Программа яявляется модифицированной. Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней эстетического воспитания и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в лицее. Данная программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Основными видами художественной деятельности учащихся являются: - художественное восприятие, - информационное ознакомление, - изобразительная деятельность, - художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. - выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Принцип построения программы: На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы: ознакомительный развивающий исследовательский Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – также выполняют творческие задания, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: занятия в свободное время; обучение организовано на добровольных началах всех сторон (учащиеся, родители, педагоги); учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия; допускается переход учащихся из одной группы в другую (по возрасту). Возрастная группа учащихся: Программа ориентирована на учащихся 1-4-х классов. Количество часов Программа рассчитана 34ч. и проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками - 1ч в неделю. Цели и задачи реализации программы: Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами. Задачи: воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей; техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов. Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования, что является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программа Волшебная кисточка решает проблему реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе дополнительного образования, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути. Формы работы: Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда учащихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Основные методы и технологии: Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено: Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми учащимися. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества. Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Формирование УУД: Личностные результаты: осознавать роль художественного искусства в жизни людей; эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения); понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Учебно-тематическое планирование № п/п Тема занятия Кол-во часов королевой 1 Содержание занятия 2 «Знакомство с Кисточкой» «Что могут краски?» 3 «Изображать можно пятном» 1 4 «Изображать можно пятном» 1 5 «Осень. Листопад» 1 6 «Силуэт дерева» 1 7 «Грустный дождик» 1 8 «Изображать можно в объёме» 1 9 Обзорная «Здравствуй, мир!» экскурсия 1 10 «Красоту замечать» уметь 1 11 «Узоры снежинок» 1 12 Рисуем дерево тампованием 1 13 «Зимний лес» 1 14 «Портрет Снегурочки» 1 Пропорции человеческого лица. цвета. Урок – игра: общение по телефону. 15 «К нам едет Дед Мороз» 1 16 «Снежная птица зимы» 1 17 «Дом снежной птицы» 1 18 «Ёлочка – красавица» 1 19 «Кто живёт под снегом» 1 20 «Красивые рыбы» 1 Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. 1 1 нужно Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. Холодные 21 «Мы в цирке» 1 22 23 «Волшебная птица весны» «Моя мама» 1 1 24 «Цветы и травы» 1 25 «Цветы и бабочки» 1 26 1 27 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» «Моя семья» 28 «Веселые фигуры» 29 30 «Домашние питомцы» «Победителям – Слава! 1 1 31 «Весенняя клумба» 1 32 «Веселая игра» 1 33-34 «Лето, здравствуй!» «Маленькая галерея» 1 1 Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье. Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. Рисование натюрморта Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни ВОВ. Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх. Фантазия. Творческая работа. Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев Содержание программы Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка начальной школы необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Программа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть: Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира. Практическая часть представлена в учебно-тематическом планировании. Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: названия основных и составных цветов; понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись; изобразительные основы декоративных элементов; материалы и технические приёмы оформления; названия инструментов, приспособлений. Учащиеся должны уметь: пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением; моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм; пользоваться материалами. Список литературы 1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г. 2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г. 3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г. 4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г. 5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г. 6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г. 7. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г. 8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г. 9. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г. 10. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г. 11. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г. 12. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г. 13. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г. 14. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г. Печатные пособия: Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования. Репродукции картин. Технические средства обучения: Классная доска Компьютер. Принтер. Мультимедийный проектор. Экран. Оценка эффективности реализации программы 1. Конкурсы рисунков к мероприятиям. 2. Участие в конкурсах и выставках. 3. Портфель достижений школьника.