Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ ___________________________ Решением педагогического совета Протокол от «29» мая 2024 года № 9 С.В. Высоцкая, директор МБОУ «Северская гимназия» Приказ от «29» мая 2024г. № 374 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию За страницами учебника географии Составил: Шабанова Ольга Александровна, учитель географии г. Северск 2024г. ПРОГРАММА дополнительного образования «География» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пояснительная записка. Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме. Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов). Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов. Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования, что является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программа За страницами учебника географии решает проблему реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе дополнительного образования, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Введение. Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ). Освоение основных разделов курса 1. Источники географической информации: Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). 2. Природа Земли и человек: Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. 3. Материки, океаны, народы и страны: Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии 4. Природопользование и геоэкология: Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере 5. География России: Особенности ГП России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России. Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природноресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт. Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности. Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Знать/понимать: - основные географические понятия и термины; - различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; - результаты выдающихся географических открытий и путешествий; - географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека; - географическую зональность и поясность; - географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; - специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений Уметь: - определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; - выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений; - описывать существенные признаки географических объектов и явлений; - объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - составлять краткую географическую характеристику разных территорий; - приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; - находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; - анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; - представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - определения поясного времени; - чтения карт различного содержания; - решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ). Раздел I. Источники географической информации (3 ч). Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч). Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебнотренировочных тестов по разделу. Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч). Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебнотренировочных тестов по разделу. Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Раздел V. География России (10 ч). Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России. Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Обобщение (1 ч). Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Литература: 1. Федеральный институт педагогических измерений. ОГЭ. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016. 2. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ОГЭ-2016, экзамен в новой форме география, АСТ – «Астрель», Москва 2009г. 3. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ОГЭ-2016, экзамен в новой форме география, АСТ – «Астрель», Москва 2010г. 4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2015. 366 с. 5. Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2014 6. 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ОГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2015. 7. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ОГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016. 8. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ОГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016. 9. ОГЭ География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2014,2015,2016 10. ОГЭ 2016: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2014, 2015, 2016 11. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru. География 34 ч в год, 1 ч в неделю Резерв – 2 ч № Дата №в теме 1. 1. 2. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 12. 1. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 20. 1. 21. 2. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 32. 1. Резерв – 2 ч Название раздела, темы Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. Раздел I. Источники географической информации (3 ч). Глобус, географическая карта. План местности. Масштаб. Градусная сеть. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч). Земля как планета Солнечной системы. Движения Земли. Литосфера и геологическая история Земли. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. ГО. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч). Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Население и численность населения Земли. Расы, этносы. Материки и страны. Африка. Австралия. Антарктида. Южная Америка. Северная Америка. Евразия. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. Раздел V. География России (10 ч). Особенности ГП России. Природа России. Природные особенности России. Население России. Демографические показатели России. Хозяйство России. Отрасли хозяйства РФ. Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Обобщение (1 ч). Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену.