Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ ___________________________ Решением педагогического совета Протокол от «29» мая 2024 года № 9 С.В. Высоцкая, директор МБОУ «Северская гимназия» Приказ от «29» мая 2024г. № 374 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию За страницами учебника литературы Составил: Беликова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории г. Северск 2024г. ПРОГРАММА дополнительного образования «За страницами учебника литературы» Пояснительная записка Программа дополнительного образования «За страницами учебника литературы» задуман как подготовительно-тренировочный и адресован учащимся 11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, готовящихся стать студентами филологического факультета или факультета журналистики и предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности. В основу данной программы взят курс подготовки к ЕГЭ по литературе 10-11 классы «Русская литература: классика и современность» (авторы Н. Г. Акопова, Е. А. Иванова). В отличие от указанного курса данная программа дополнена достаточно объёмным разделом, связанным с историей и теорией литературы. Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в значениях. Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения — с другой. Данный курс достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература». Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов. Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования, что является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программа За страницами учебника литературы решает проблему реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе дополнительного образования, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути. Задачи: • систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий; • формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций; • дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей; • обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения; • содействие в области профессионального самоопределения. Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научноисследовательской работой учащихся, т. е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся. Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого планаконспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы. Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой. Ожидаемые результаты Результатом изучения данного элективного курса должно стать постижение принципов выполнения тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также знание литературных фактов в рамках школьной программы; закрепление знаний учащихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской литературы. Содержание курса Тема 1. Сведения по теории и истории литературы Художественная литература как искусство слова. Фольклор. Жанры фольклора. Художественный образ. Художественное время и пространство. Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (эпические). Жанры литературы (лирические). Жанры литературы (драматические). Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзм. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Тропы. Фигуры речи. Звукопись. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Ритм. Рифма. Строфа. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения. Литературная критика. Тема 2. Древнерусская литература Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью. Тема 3. Литература русского Просвещения XVIII века М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин. Н. М. Карамзин. А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д. И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии. Тема 4. Литература первой половины XIX века Элегия и баллада как жанры поэзии В. А. Жуковского. А. С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А. С. Пушкин, Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека». М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности. Тема 5. Литература второй половины XIX века И. А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А. Н. Островский — создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов "лишних людей". Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф. И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М. М. Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф. М. Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л. Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX — начала XX века. Малый жанр в русской прозе и творчество А. П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности. Тема 6. Литература XX века Русская реалистическая проза начала XX века. И. А. Бунин. А. И. Куприн. Своеобразие прозы И. А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А. И. Куприна. Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А. А. Блок и образ революции; споры о ней. Своеобразие лирики А. А. Блока. Поэмы А. А. Блока. А. А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В. В. Маяковский — поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С. А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С. А. Есенина. Особенности поэтического языка. Тема 7 А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя. Литература революции и Гражданской войны: произведения М. А. Шолохова, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, А. А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М. А. Шолохова, И. Бабеля и А. Фадеева. Поиски героя времени. Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Тема 8. Литература о Великой Отечественной войне А. Твардовский. М. Шолохов. Б. Васильев. В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С. Алексиевич, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева. Тема 9. Поэзия и проза 70—90-х годов XX века Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова. Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы. Предлагаемая ниже примерная программа курса рассчитана на 34 часа, т. е. по 1 часу в неделю. Календарно-тематическое планирование (11 класс) № Дата Тема и содержание занятия Колво Виды деятельности 1 2 Сведения по теории литературы. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, трёхсложные размеры. Литературная критика часов 1 1 Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы. «Слово о полку Игореве» Литература русского Просвещения XVIII века. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев (особенности русского сентиментализма) Литература первой половины XIX века. Творчество В. А. Жуковского — начало романтизма. Жанры элегии и баллады «Горе от ума» А. С. Грибоедова — социальнополитическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стих комедии Основные мотивы лирики А. С.Пушкина. Поэма «Медный всадник», роман «Евгений Онегин» 1 9 А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система образов. Понятие исторической повести. 1 10 Лирика М.Ю.Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта 1 11 М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова», поэма «Мцыри» 1 12 М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Образ «лишнего человека» в творчестве М. Ю.Лермонтова как традиция в русской литературе XIX века Н.В.Гоголь Пьеса «Ревизор». «Смех сквозь слезы» в сатире Н. В. Гоголя. Повесть «Шинель» 1 14 Поэма «Мертвые души». Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе 1 1516 17 Тестирование по теме «Из литературы первой половины 19 века» Литература второй половины XIX века. Мир и личность в драмах А. Н. Островского. Новый 2 3 4-5 6 7 8 13 2 1 1 1 1 1 Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий Работа с текстами, со словарями, статьями Н.Добролюбова, Н.Чернышевского, И. Гончарова. Работа с текстами, со словарями, статьями Д. С. Лихачева Сравнительный анализ стихов под названием «Памятник». Работа с текстами. Повторение теоретических понятий по литературе Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий Работа с текстом и литературнокритическими статьями, составление тезисных планов. Аналитическая беседа, выполнение тестовых заданий по комедии Работа с текстами и словарем литературных терминов, анализ изобразительно-выразительных средств языка Работа с текстом, литературнокритическими статьями и «Словарем языка А. С. Пушкина» Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями; устные и письменные высказывания по проблемным вопросам Работа с текстом, словарем литературных терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя Выполнение тестовых заданий За счет часов в зачетную неделю Работа с текстом, анализ драматических произведений 18 19 тип героя в русской литературе И.С.Тургенев. «Отцы и дети». «Герой времени» в романах И. С.Тургенева. Автор и его герои. Художественный прием «психологической пары» Поэзия Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика 1 1 20 И.А.Гончаров. «Обломов». Образ «лишнего человека» — сквозной образ русской литературы в рамках творчества И. А. Гончарова 1 21 Н.А.Некрасов. «Стихотворения».Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образ народа в творчестве А. Н. Некрасова 1 22 М. Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки». Понятие сатиры как творческого принципа в литературе. «История одного города» 1 23 Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив Л. Н. Толстой. Понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи. Система образов. Духовные искания центральных героев романа А. П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр. А. П. Чехов — драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности 1 Русская реалистическая проза начала XX века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы XX века: И. А. Бунин, А. И. Куприн. Проблематика литературы нового времени в произведении А. М. Горького Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман) Поэзия Серебряного века. Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие. А. А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса. А. А. Ахматова. Лирика. «Реквием». Традиции в русской поэзии. В. В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в русской поэзии. С. А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии Литература революции и Гражданской войны: произведения М. А. Шолохова, И. Э. Бабеля, М. Булгакова, А. А. Фадеева 1 2425 2627 28 29 30 2 2 1 1 Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях Анализ поэтической формы, работа с литературнокритическими статьями Сопоставительный анализ, сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами Сопоставительный анализ стихов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности Сопоставительный анализ сатирических произведений Д. И. Фонвизина и М. Е. СалтыковаЩедрина Анализ прозаической формы, составление развернутых планов, устные и письменные высказывания по заданной проблеме Работа с текстом. Составление схематических систем образов и сложных линий Работа с текстом, наблюдение за языком писателя Работа с текстом, анализ драматического произведения, сопоставительный анализ произведений разных авторов Аналитическая беседа по содержанию, анализ узловых эпизодов, наблюдение над языком писателей, составление тезисных планов, высказываний по проблемным вопросам Анализ поэтических форм, работа с литературно-критическими статьями работа с литературоведческим словарем, наблюдение над языком поэта. Выполнение тестовых заданий Сопоставительный анализ произведений разных авторов с целью выявления авторской 31 Литература о Великой Отечественной войне: произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, С. Алексиевич, К. Воробьева 1 3233 Поэзия 70-90-х гг.: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, И. Бродский, Н. Рубцов, Б. Окуджава. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой. Русская проза 50-90-х гг.: «Деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина Русская проза 50-90-х гг.: «Деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина Итоговое занятие 2 позиции Эвристическая беседа. Устные высказывания о роли литературы русского зарубежья Сопоставительный анализ произведений Восприятие, интерпретация и анализ поэтических произведений с опорой на литературоведческие категории Эвристическая беседа, установление внутрилитературных связей изучаемых произведений 1 Выполнение тестовых заданий 34