Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ ___________________________ Решением педагогического совета Протокол от «29» мая 2024 года № 9 С.В. Высоцкая, директор МБОУ «Северская гимназия» Приказ от «29» мая 2024г. № 374 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию Интеллектуальные витаминки Составил: Черепанова Наталья Васильевна, заведующая библиотекой г. Северск 2024г. 1 ПРОГРАММА дополнительного образования «Интеллектуальные витаминки» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика программы курса: Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентиры, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Актуальность и целесообразность программы Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Цель курса Помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников. Задачи Образовательные: – Развивитие познавательной активности учащихся как важнейшего компонента любой деятельности человека. – Формирование познавательных результатов, заявленных в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС. – Повышение мотивации обучения, в наибольшей степени реализация способностей, возможностей, потребностей и интересов ребёнка. Развивающие: – развитие общих свойства творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность и пр.) – интеллектуальное развитие; – повышение интереса к познавательной деятельности; – развитие природных способностей учащихся: внимания, терпения, сосредоточенности, фантазии, наблюдательности, сосредоточенности. Воспитательные: – воспитание в учащихся самостоятельности; – воспитание в учащихся ответственности и дисциплины; 2 Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности; – формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Программа дополнительного образования предназначена для учащихся 1–4-х классов. Согласно учебному плану, метапредметный модуль «Интеллектуальные витаминки» рассчитана на четыре года обучения, 34 учебных часов в год. Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов. Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования, что является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программа «Интеллектуальные витаминки» решает проблему реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе дополнительного образования, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути. Формы и режим занятий Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 134 часа, 1 час в неделю. – По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах). – По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты. – По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Продолжительность занятий: – 1 класс – 35 минут. – 2-4 классы – 40 минут. Формой контроля выполнения образовательных задач служат личные рейтинг участников, участие в играх, соревнованиях, олимпиадах и диагностика результатов этого участия. Формой контроля выполнения развивающих и воспитательных задач является дневник наблюдений педагога, в котором фиксируются достижения учащихся в данной области на протяжении периода обучения. Прогнозируемые результаты освоения Рабочей программы по курсу. Первый уровень результатов 3 Приобретение учащимися знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формирование мотивация к учению через внеурочную деятельность. Развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности. Второй уровень результатов Повышение уровня развития. Развитие логического мышления, пространственного и творческого воображения. Развитие умения находить, анализировать, обобщать полученную информацию. Третий уровень результатов Умение применять изученные способы поиска информации, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. Ожидаемые результаты Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности Метапредметные результаты: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Предметные результаты: освоение обучающимися умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных и социальных ситуациях. Структуру программы составляют два основных раздела: 1. Индивидуальные игры (Существует широкий класс индивидуальных игр. Прежде всего, учащимся требуется разобраться в этом разнообразии. Индивидуальные игры условно можно разделить на два класса – игры, в которых учащемуся приходится соревноваться с другими игроками, и игры, в которых учащийся должен решить какую-либо логическую задачу, ни с кем не соревнуясь. К каждому классу игры существует свой подход, формирующий соответствующие навыки для успешного освоения этих игр.) 2. Командные игры (После знакомства с правилами игры, в любой командной игре встает вопрос об организации работы команды. Требуется разработать тактику и стратегию ведения игры, распределить обязанности в команде. В ряде игр учащимся в дальнейшем приходится объяснять сопернику свои действия и оценивать действия противника. Поэтому очень важно сформировать навыки ведения дискуссии, умения правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы противника.) Содержание курса Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т. д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое занятие состоит из восьми заданий, каждое из которых направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности: • Работа с числом (способность совершать счётные операции) • Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей) • Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь) • Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями) • Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями) • Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта) • Системный анализ (стратегическое планирование) • Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи) 4 Курс «Интеллектуальные витаминки» включает в себя комплексное использование двух инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД: • Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности); • БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД); По своей структуре витаминки делятся на ОБЫЧНЫЕ, СУПЕРВИТА-МИНКИ, КОНТРОЛЬНЫЕ (или мониторинговые), МОНОВИТАМИНКИ, ПРОЕКТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ, РЕФЛЕКСИЯ. ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия в 1-2 классе и первые 17 «витаминок» в 3 классе. Основная цель – формирование познавательных УУД. Методы работы с данными витаминками: проблемно-поисковый, наглядно-образный, практический, частично-поисковый. СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Занятие проводится в форме интеллектуальной игры. Используется групповая форма работы, работа в сотрудничестве. КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. Занятие строится в форме самостоятельной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика. МОНОВИТАМИНКИ (М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8) – находятся в конце пособия перед «Супервитаминками» и контрольными «витаминками». Основная цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. «Моновитаминка» интегрирует задания различного вида, направленных на формирование одного из факторов интеллекта. Этот тип витаминок учит находить различия в похожем и общее в различном. В «Моновитаминках» предлагаются задания, аналогичные тем, с которыми дети уже встречались. Поэтому большинство из заданий они могут выполнить самостоятельно. Групповые (или работа в парах) формы работы целесообразно использовать в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.), при проведении рефлексии. ПРОЕКТНЫЕ (Р1, Р2, Р3) размещены в конце пособия для 4 класса. Основная цель – формирование четырёх блоков УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа над проектами организуется в конце учебного года. На каждый проект отводится ориентировочно 3 недели (продолжительность учитель определяет самостоятельно). В пособии предложено три проекта: творческий, практико-ориентированный и информационный. ПРЕДМЕТНЫЕ (О1, О2, О3) – находятся в пособии для 4 класса после контрольных «витаминок». Данные «витаминки» предназначены для работы вместо проектов, если учитель по какой-либо причине не может проводить проекты (или непосредственно перед проведением очередного проекта, если позволяет время). Предметные «витаминки» можно отнести к учебным предметам: О1 («Искусство быть читателем») – литературное чтение; О2 («Семь раз отмерь, один раз отрежь») – математика; О3 («Чему верить, что проверить») – окружающий мир. РЕФЛЕКСИЯ – последняя страница пособия для 4 класса. Эта страница посвящена личностной рефлексии по трём проектам. Метод рефлексии – «мишень». По каждому проекту задаются одни и те же вопросы. Детям предлагается не только ответить на вопросы, но и оценить результат своей работы по четырём параметрам своей деятельности. 5 Предлагается в 1-2 классах – 7, в 3 классе – 8, в 4 классе – 10 типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинг, Особое занятие, Специальное занятие, Проектное занятие, Предметное занятие, Рефлексия. В 4 классе отсутствуют Особые занятии (Супервитаминки). Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». 1. (ВЗ) Вводное занятие Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками». На данном занятии происходит знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий. Варианты выполнения заданий: Индивидуально с проверкой. Все задания выполняются в классе. 2. (О) Обучение Цель – активное введение в работу с «витаминками». Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их. Варианты выполнения заданий: Индивидуально с проверкой. Фронтальная работа с параллельной проверкой. Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 3. (СР) Самостоятельная работа Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений. Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим. Варианты выполнения заданий: Индивидуально с проверкой. Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися. Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 4. (ОЗ) Особые занятия Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы. Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Варианты проведения особых занятий: Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или др.игр. Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.). 5. (С) Самоподготовка Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности. «Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок. Варианты выполнения заданий: 6 Индивидуально. Самостоятельная работа, привлечение родителей. 6. (СП) Специальные занятия Цель – формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8). Варианты выполнения заданий: Индивидуально с проверкой. Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися. Групповая работа (или работа в парах) – в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.). Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 7. (МЗ) Мониторинговые занятия Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2). Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop). 8. (СМ) Стартовый мониторинг Цель – оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит. Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволяет не только осуществить начальный срез, но и даёт более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю предоставляется готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу. 9. (Р) Проектное занятие Цель – формирование личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Проектные занятия проводятся по «Проектным витаминкам» (Витамин Р1, Витамин Р2, Витамин Р3). Методика организации и проведения проектов описаны в Приложении 12. 10. (О) Предметное занятие Цель – применение сформированных УУД на различных учебных предметах. Предметные занятия проводятся по «Предметным витаминкам» (Витамин О1, Витамин О2, Витамин О3). Данные «витаминки» предназначены для работы вместо проектов, если учитель по какой-либо причине не может проводить проекты (или непосредственно перед проведением очередного проекта, если позволяет время). Предметные «витаминки» можно отнести к учебным предметам: О1 («Искусство быть читателем») – литературное чтение; О2 («Семь раз отмерь, один раз отрежь») – математика; О3 («Чему верить, что проверить») – окружающий мир. План занятия: Работа с эпиграфом. Интеллектуальная разминка. 7 Выполнение заданий. Рефлексия. Варианты выполнения заданий: Индивидуально с проверкой. Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися. Групповая работа (или работа в парах) – в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.). 11. (Рф) Рефлексия Цель – проведение личностной рефлексии по трём проектам. Метод рефлексии – «мишень». По каждому проекту задаются одни и те же вопросы. Детям предлагается не только ответить на вопросы, но и оценить результат своей работы по четырём параметрам своей деятельности. Тематическое планирование № занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Структура Витаминка ВЗ О О О О О О О СР ОЗ СР МЗ О О СР СР СР СР СР ОЗ СР СР СР АР АР АР СР СР МЗ ОЗ A B C D E F G H I Супервитамин 1 J Витамин K1 L M K N P Q R Супервитамин 2 S T U V W X Y Z Витамин K2 Супервитамин 3 Сроки 3-я неделя сентября 4-я неделя сентября 1-я неделя октября 2-я неделя октября 3-я неделя октября 4-я неделя октября 1-я неделя ноября 2-я неделя ноября 3-я неделя ноября 4-я неделя ноября 1-я неделя декабря 2-я неделя декабря 3-я неделя декабря 4-я неделя декабря 3-я неделя января 4-я неделя января 1-я неделя февраля 2-я неделя февраля 3-я неделя февраля 4-я неделя февраля 1-я неделя марта 2-я неделя марта 3-я неделя марта 4-я неделя марта 1-я неделя апреля 2-я неделя апреля 3-я неделя апреля 4-я неделя апреля 1-я неделя мая 2-я неделя мая 8 Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем. 9