Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» СОГЛАСОВАНО Утверждаю ___________________________ Решением педагогического совета Протокол от «29» мая 2024 года № 9 С.В. Высоцкая, директор МБОУ «Северская гимназия» Приказ от «29» мая 2024г. № 374 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию Подготовка к олимпиаде по ОБЗР Составил: Кручинина Кира Юрьевна, учитель основ безопасности жизнедеятельности высшей категории г. Северск 2024г. ПРОГРАММА дополнительного образования «Подготовка к олимпиаде по ОБЖ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные ссылки: - Конституция Российской Федерации; - федеральный закон «Об образовании»; -федеральный закон «О безопасности»; - федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; -федеральный закон «О пожарной безопасности»; -федеральный закон «О безопасности дорожного движения»; -федеральный закон «Об экологической безопасности»; -федеральный закон «О борьбе с терроризмом»; -федеральный закон «О радиационной безопасности населения»; -федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; -федеральный закон «О гражданской обороне»; -федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Ведущие идеи курса. Дополнительное образование это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые общеобразовательным учреждением (школой) во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга. Она проводится на протяжении всего учебного года в тесной связи с учебными занятиями. Основные задачи внеурочнгой работы по ОБЖ: ♦ углубление знаний, закрепление умений и навыков, приобретенных на уроках ОБЖ; ♦ стимулирование познавательной активности учащихся; ♦ содействие развитию способностей и личностных качеств учащихся. Важное место во внеурочной работе отводится к участию школьников в олимпиадном движении, качественной подготовке школьников к участию в олимпиаде по ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Цели курса: Расширение и углубление знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; основ военной подготовки; Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; Овладение умениями правильно применять полученные знания при решении теоретических и практических заданий в ходе подготовке и участие в олимпиаде. Задачи курса: 1. Формировать у обучающихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа; 2. Формировать способность оценивать и корректировать своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности основных требований; 3. Формировать у обучающихся умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; 4. Вырабатывать умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды. При подготовке школьников к Олимпиаде следует учитывать, что олимпиадные задания на каждый год составляются новые, не дублирующие задания предыдущих Олимпиад. Тем не менее, общая направленность и характер заданий остаются прежними. Поэтому для подготовки школьников целесообразно использовать материалы олимпиад предыдущих лет. Система подготовки участников олимпиад: базовая школьная подготовка по предмету; подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору); самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.); целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении). Подготовка школьников к олимпиадам. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года; курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей; индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества; использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету); уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач; использовать все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д. Этапы формирования группы обучающихся для подготовки к олимпиадам включают в себя: 1. Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через: наблюдения в ходе уроков; организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету; оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам; проведение школьного этапа олимпиады. 2.Создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиаде, которая позволяет: реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников; уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания). 3.Планирование работы. При планировании работы с группой школьников избегать формализма и излишней заорганизованности: оптимально выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий); предусматривать возможность отдыха, релаксации; применять на занятиях различные формы индивидуальной, парной и групповой работы; расширять кругозор чтением книг, журналов, поиском информации в Интернете; общаться дистанционно и т.д. Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов. Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования, что является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программа За страницами русского языка решает проблему реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе дополнительного образования, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути. УМК Учебно-методический комплект Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» Вангородский С.Н., Кузнецов М.И, Латчук В.Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» Вангородский С.Н. , Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.; Ижевский П.В. под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни) Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни) Класс Издательство 5 Дрофа 6 Дрофа 7 Дрофа 8 Дрофа 9 Дрофа 5 Просвещение 6 Просвещение 7 Просвещение 8 Просвещение 9 Просвещение 10 Просвещение 11 Просвещение 10 Просвещение 11 Просвещение Список литературы 1. Боевые традиции Вооружённых сил. Символы воинской части: Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»: 10 кл./А.В. Воронин.- М: «Ампресс» 2001. 2. Л.В. Байбородова. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие. – М: «ВЛАДОС», 2003. 3. И.К. Топоров. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: Книга для учителя. – М: Просвещение, 2000. 4. Защита от чрезвычайных ситуаций /М.А. Петров. – М: Военные знания, 2002.«Основы безопасности жизнедеятельности»: 10 кл.: Учебник для школ/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Воробьёва. – М.: ООО «Астрель»: ООО « АСТ», 2000. 5. «Основы безопасности жизнедеятельности»: 11 кл.: Учебник для школ./ А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. – М.: «АСТ», 2000. 6. Оценка качества подготовки выпцскников средней(полной) школы по ОБЖ/Авторсоставитель Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Харбнер. – М. «ДРОФА», 2001. 7. Программно-методические материалы: «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Составитель Б.И. Мишин. – М.: «ДРОФА», 2001. 8. Сборник нормативных документов и материалов по подготовке к военной службе./Составитель В.С. Добровольский, М.П. Фролов, Б.И. Мишин. – М.: Высшая школа, 2002. 9. В.И. Ермакова. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учебное пособие для 10 – 11 классов: - М.: Просвещение, 2002. 10. Особенности военной службы: Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»: 11 кл./ под ред. В.И. Кузнецов. – М.: «АРМПРЕСС», 2001. 11. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002. 12. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 11 кл./ Составитель В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: «ЭНАС», 2003. 13. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 9 кл./ Составитель В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: «ЭНАС», 2004. 14. Основы РСЧС. Приведение в готовность и защита формирований. Специальная обработка. Эвакуационные мероприятия. /А.Ф. Полтарак, А.Л. Кривошлыков, А.П. Зайцев. – М.: Военные знания, 2000. 15. Основы подготовки к военной службы: Методические материалы и документы: Книга для учителя / Составители В.А. Васнев, С.А. Чиненный. – М.: Просвещение, 2003. 16. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. 19. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2004 20. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2004 Мультимедийные пособия. 1. 2. 3. 4. 5. 7. СD-ROM: мультимедиа – пособие - «профильное обучение». Минобразование РФ СD-ROM: электронная книга – «Здоровье» (психологические тесты). – М.: Издательский дом «Равновесие», 2004 СD-ROM: электронная книга – «Самооборона без оружия». – М.: Издательский дом «Равновесие», 2005 СD-ROM: библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ – 5 – 11 классы. Минобразование РФ. РЦЭМГО «Кирилл и Мефодий», 2003 СD-ROM: мультимедиа – пособие – ОБЖ - 10 класс/ под ред. С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьёва. Издательство ООО «Мультимедиа технологии и Дистанционное обучение», 2004 D-ROM: мультимедиа - обучение - «БЖД. СПОРТ. ВОЕННОЕ ДЕЛО». М.: ООО «ИДДК ГРУПП», «Мультимедиа- издательство «Адепт», 2004 Сайты. Название сайта Электронный адрес Совет безопасности РФ Министерство внутренних дел РФ МЧС России Министерство здравоохранения РФ Министерство обороны РФ Министерство образования и науки РФ Министерство природных ресурсов РФ Федеральная служба железнодорожных войск РФ Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная пограничная служба Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности Русский образовательный портал Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области Белгородский региональный институт ПКППС Академия повышения квалификации работников образования Федеральный российский общеобразовательный портал Федеральный портал «Российское образование» Портал компании «Кирилл и Мефодий» Образовательный портал «Учеба» Журнал «Курьер образования» Журнал «Вестник образования» Издательский дома «Профкнига» Издательский дом «1 сентября» Издательский дом «Армпресс» Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»). Энциклопедия безопасности Личная безопасность Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности «Мой компас» (безопасность ребёнка) http://www.scrf.gov.ru http://www.mvd.ru/ http://www.emercom.gov.ru http://www.minzdrav-rf.ru http://www.mil.ru http://www.ed.gov.ru http://www.mnr.gov.ru http://www.fsgv.ru http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index. htm http://www.fps.gov.ru http://www.gan.ru Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) Портал Всероссийской олимпиады школьников http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html http://www.gov.ed.ru http://www.beluno.ru http://ipkps.bsu.edu.ru/ http://www.apkro.ru http://www.school.edu.ru http://www.edu.ru http://www.km.ru http://www.uroki.ru http://www.courier.com.ru http://www.vestnik.edu.ru http://www.profkniga.ru http://www.1september.ru http://www.armpress.info http://festival.1september.ru/ http://www.opasno.net/ http://personal-safety.redut-7.ru/ http://www.alleng.ru/ http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det http://www.econavt-catalog.ru/ http://rusolymp.ru/ Содержание курса № Содержание учебного материала Все го час ов в том числе те пр ор ак ет ти ич че ес ск ки их х 4 4 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях. Автономное существование. Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования. Автономное существование человека в условиях природной среды. 8 3 1 2 2 . Правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 2 1 1 4 . Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. 2 1 1 5 . Уголовная ответственность несовершеннолетних. 1 1 0 I I Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных 14 7 6 I 1 . Предполагаемый результат Форма контроля Знать: причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие; безопасное поведение при движении по маршруту и в условиях вынужденного автономного существования. Уметь: действовать случае аварии транспортных средств, подготовиться к проведению туристического похода, Знать: основные правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Уметь: вести себя в местах с повышенной опасностью. Знать: основные правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. Уметь: вести себя в местах с повышенной криминогенной опасностью. Знать: за какие общественно опасные деяния подлежат уголовной ответственности лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, а также об ответственности за приведение в негодность транспортных средств, хулиганство и вандализм. Викторина «На необитаемом острове» Тест «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования» Практическая работа «Ориентирование на местности» Аналитическая работа «Описание ситуации» Тест «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Тест «Правила безопасного поведения в обществе» 1 . 2 . ситуаций Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Викторина «Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности» 2 1 1 2 1 1 Знать: об организации и о функционировании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Знать: а) основные законодательные акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности, об организации гражданской обороны, о ее структуре, задачах и органах управления; б) об организации защиты учащихся от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Знать: современные средства поражения и об их поражающие факторы Уметь: Классифицировать отравляющих веществ по их тактическому назначению в зависимости от характера поражающего действия. Знать: способы и порядок оповещения населения в чрезвычайных ситуациях. Контрольная работа «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)» Контрольная работа «Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время» Контрольная работа «Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время» 3 . Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время. 2 1 1 4 . Современные средства поражения и их поражающие факторы. 2 1 1 5 . Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация инженерной защиты 1 1 0 1 1 0 Знать: о содержании аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. 2 1 1 Знать: защитные сооружения Практическая работа гражданской обороны. «Умение ориентироваться 6 . 7 . Контрольная работа «Современные средства поражения и их поражающие факторы» Видео «Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» Видео «Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ» населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Уметь: использовать сооружения. 8 . Средства индивидуальной защиты населения. 1 0 1 I I I Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 7 5 2 1 . Сохранение и укрепление здоровья — важное условие достижения высокого уровня жизни. Основные инфекционные заболевания и их профилактика. 2 1 1 2 1 1 3 . Здоровый образ жизни и его составляющие. 1 1 0 4 . Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. 1 1 0 5 . Вредные привычки и их влияние на здоровье. 1 1 0 I V 1 . Основы военной службы Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества. 6 3 4 1 1 1 2 . Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести. 1 1 1 2 1 1 2 . 3 . правильно в схемах защитных защитные сооружений гражданской обороны» Уметь: пользоваться Практическая работа индивидуальными «Использование СИЗ средствами защиты. органов дыхания, зрения, кожи» Знать: влияющих человека. о на факторах, Контрольная работа здоровье «Основы здорового образа жизни» Знать: об основных Контрольная работа инфекционных заболеваниях «Основы медицинских и способах профилактики знаний и профилактика инфекционных заболеваний». Знать: составляющие здорового образа жизни и его составляющих. Знать: значение двигательной активности и закаливающих процедур для здоровья человека. Владеть: навыками в выполнении физических упражнений для развития выносливости, ловкости, силы, быстроты, устойчивости к гипоксии. Знать: факторы, разрушающие здоровье человека. Знать: структуру, функции и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации и их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. Знать: боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Знать: символы воинской чести: Боевое Знамя воинской части, ордена и медали, ритуалы боевой, учебно-боевой и повседневной деятельности Вооруженных Сил. Контрольная работа «Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества» Тест «Боевые традиции Вооруженных Сил России» Викторина «Символы воинской чести» 4 . Вооружение Российской армии Итого: 1 0 1 34 18 16 Знать: виды вооружения армейского Тест оружие» «Российское