Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» СОГЛАСОВАНО Утверждаю ___________________________ Решением педагогического совета Протокол от «29» мая 2023 года № 9 С.В. Высоцкая, директор МБОУ «Северская гимназия» Приказ от «29» мая 2024г. № 374 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию Работа с одаренными детьми Составил: Цвиль Елена Павловна, учитель физической культуры высшей категории г. Северск 2024г. СОДЕРЖАНИЕ: 1.Пояснительная записка 2.Содержание курса 3.Календарно-тематическое планирование 4.Требования к уровню подготовки по программе 5.Учебно-методическое обеспечение курса 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа разработана на основе нормативных документов, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И Лях, А.А Зданевич, М. Просвещение, 2011год), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении введении в действие федерального образовательного стандарта общего начального образования». Целью программы является содействие всестороннему и гармоничному развитию личности школьников среднего возраста посредством проведения во внеурочное время занятий по физкультуре. Задачи программы: 1.Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию. 2.Обучение жизненно-важным, специальным двигательным умениям и навыкам. 3.Развитие мышления, внимания. 4.Воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям 5.Выявление уровня овладения учащимися необходимыми знаниями и умениями в области физической культуры. 6. Создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня. 7. Работа по индивидуальным планам; Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным школьником индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу. Учителюпредметнику в работе необходимо: • Составить план занятий, учитывая свободное время школьника (назначается место и время тренировки) • Определить направление работы, где возникают сложности при выполнении заданий • Выбрать форму оценивания, для повышения качества выполняемых заданий (например: на количество забитых мячей, на время прохождения дистанции и т.д. В последние годы сталкиваемся с проблемой того, что ученики не умеют, а иногда и не желают работать самостоятельно. Задача педагога научить, убедить и заинтересовать учащихся в необходимости добывать знания и умения самим (штудирование книг и учебников по физической культуре и спорту, электронные тренажёры, кроссворды, тесты, вопросник без ответов (надо найти ответ самостоятельно), самостоятельные тренировки) Хотелось бы отметить, что подготовка к олимпиаде по предмету "Физическая культура" это огромный труд как учителя, так и школьника. Но в тоже время - это интересная и я бы сказала творческая работа, упорная и долгая. Наши ученики ежегодно становятся победителями и призёрами муниципального и регионального этапов Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре. Как мы достигаем таких результатов? Система работы подготовки школьников к олимпиаде включает в себя следующие этапы: Выявление одаренных детей; Развитие творческих способностей на уроках; Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, соревнования, конкурсы); Стимулирование; Создание условий для всестороннего развития; Рефлексия; Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: они хорошо физически развиты, активные помощники на уроке, соревнованиях, любознательны, настойчивы, целеустремлённые, отличаются хорошей памятью, интересуются предметом. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используем по отдельным разделам программы разработанные карточки с выполнением моделей упражнений и описанием порядка выполнения различных упражнений. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Физическая культура во внеурочное время тесно связана с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей. Учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные соревнования различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов. Каждый успех должен быть отмечен. Мотивационный компонент является важным компонентом для усиления активности и заинтересованности учащихся. Уже на подготовительном этапе они должны знать, что их ждет в случае победы. Поскольку сегодня школа не может стимулировать в денежном выражении победителей, то можно стимулировать их выставлением дополнительных оценок в журнал по физической культуре. Кстати, подобная система очень нравится детям, и они считают её справедливой. Кроме того, что учащиеся-победители и призеры олимпиад получают дипломы . Всё это важно для того, чтобы ребенок почувствовал собственную значимость, чтобы его труд был признан обществом. Регулярные занятия физической культурой и спортом, прививают необходимые гигиенические навыки, дисциплинируют, развивают честность, доброжелательность в отношениях к товарищам ,патриотизм к Родине. Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов. Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования, что является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программа Легкая атлетика решает проблему реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе дополнительного образования, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути. 2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Направленность данной образовательной программы – физкультурнооздоровительная. Разработана для реализации в общеобразовательном учреждении. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы, запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста (5-8 класс). Она предусматривает проведение занятий по модулям (теоретических ,разделу здорового образа жизни, легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры ,изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся среднего школьного возраста, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в внутри школьных и городских соревнованиях. Необходимость занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный характер, они помогают детям реализовывать то лучшее, что в них есть. Большинство учащихся приобретают знания, умения и навыки специфические для определённых видов спорта. Настоящая программа оригинальна тем, что она доступна для понимания детей среднего школьного возраста не только в теоретическом, но и в практическом аспекте, а также затрагивает индивидуальные способности ребенка. Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся среднего школьного возраста (5-8 класс). Основная форма работы групповая и индивидуальная. Количество детей в группе составляет 10-15 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академическому часу (68 занятий за учебный год). Приведенный в разделе тематический план может изменяться и дополняться в ходе реализации данной программы. В течение учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребенка с учетом психо-физиологических особенностей развития детей среднего школьного возраста. Теоретические сведения включают: историю физкультурно- спортивных направлений, комплекса ГТО, знакомство с тестами по физической культуре, понятие физическая культура, физическая культура как составная часть общей культуры, значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития, основы гигиены, правила соревнований по (лёгкой атлетике, лыжам ,спортивным играм, плавание, флорбол), правила техники безопасности. Цель программы: Выявлять одаренных детей. Комплексное совершенствование физических способностей школьников, для подготовки к олимпиаде. Задачи программы: 1.Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию. 2.Расширение багажа знаний в области двигательных навыков и умений. 3.Привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. 4.Создание положительного отношения к занятиям спртом, мотивирование к выполнению поставленных задач. Особая ценность занятий заключается в том, что они имеют ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, которые могут помочь детям реализовывать то лучшее, что в них есть. Большинство учащихся приобретают знания, специфические для данных видов спорта. В отличие от типовой программы, настоящая программа оригинальна тем, что она доступна для понимания детей среднего школьного возраста не только в теоретическом, но и в практическом аспекте, а также затрагивает индивидуальные, способности ребенка. В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы по подготовке учащихся: по легкой атлетике, гимнастике, лыжной подготовке в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств , специальных способностей занимающихся. Существующая программа рассчитана для реализации третьего часа в общеобразовательных школах. Организация работы: Форма работы: групповая и индивидуальная. Соотношение этих форм позволяет учитывать особенности детей в процессе реализации программы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу. Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся среднего школьного возраста (5-8 класс). Приведенный в разделе учебнотематический план является примерным и может изменяться и дополняться в ходе реализации данной программы. В течение учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребенка по собственной образовательной траектории. Формы контроля реализации программы: Оценка уровня подготовки учащихся проводится в форме тестирования : 1) Тесты по программе : Тесты Зачтено 1. Бег 60м (сек.). Не зачтено 9.9(2ст.) - 8.7(3ст.) – М 11.1(2ст.) – 10.1(3ст.) – М 10.3(2ст.) – 9.6(3ст.) - Д 11.5(2ст.) – 11.0(3ст.) - Д 2. Бег (мин:сек): а) 1500м 7.10(2ст.) – М 8.00(2ст.) - Д 9.00(3ст.) – М 11.00(3т.) - Д б) 2000м 3. Силовые (кол-во раз): а) подтягивание 8.36(2ст.) – М 8.56(2ст.) – Д 9.56(3ст.) – М 12.11(3ст.) Д 7(2ст.) – 10(3ст.) – М 17(2ст.) – 18(3ст.) - Д б) сгибание и разгибание рук в 20(2ст.) - М упоре лёжа на полу. 14(2ст.) – 15(3ст.) - Д 2(2ст.) – 3(3ст.) – М 8(2-3ст.) - Д 11(2ст.) – М 6(2-3ст.) - Д 4. Наклон вперёд из положения Касание пола пальцами стоя с прямыми ногами на полу. рук(2ст.) Достать пол ладонями(3ст.) Не касание пола пальцами(2-3ст.) 1. Прыжок в длину с места (см). 149(2ст.) – 174(3ст.) – М 139(2ст.) – 149(3ст.) - Д 24.99(2ст.) – 29.99(3ст.) –М 13.99(2ст.) – 17.99(3ст.) - Д 29(3ст.) – М 2. Метание мяча (м:см). 3. Поднимание туловища 175(2ст.) – 200(3ст.) –М 165(2ст.) – 175(3ст.) -Д 34(2ст.) – 40(3ст.) – М 22(2ст.) – 26(3ст.) Д из 47(3ст.) – М положения лёжа на спине(кол-во 40(3ст.) - Д раз за 1 мин.). 24(3ст.)- Д 2) Участие в олимпиадах на разных этапах: - школьный; - муниципальный ; -региональный. 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п/п 1-2 Тема занятия Кол-во часов 2 3-4 Правила ТБ по лёгкой атлетике. Медленный бег 3мин. ОФП(упр.для развития силы рук). Медленный бег 4мин. Бег 500м. ОФП( упр.для развития силы туловища). 5-6 Медленный бег 5мин. Бег 500м. ОФП(упр.для развития силы ног). 2 7-8 Медленный бег 6мин. ОФП Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). 2 9-10 Медленный бег 500м. Метание мяча в цель. Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). 2 11-12 Медленный бег 8мин. ОФП(упр.для развития силы рук). Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). 2 13-14 Медленный бег 9мин. ОФП(упр.для развития силы туловища). Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). Медленный бег 1000 м. ОФП Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости).Тесты по физ.культуре. 2 17-18 Медленный бег 1000 м. ОФП. Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). 2 19-20 Медленный бег 1000 м. Метание мяча в цель. Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). 2 21-22 Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. 23-24 Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. 2 25-26 Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. 2 27-28 Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. Полоса препятствий. Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. Полоса препятствий Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. Полоса препятствий. 2 15-16 29-30 31-32 2 2 2 2 2 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64 65-66 67-68 Медленный бег 1000 м. ОФП(упр.для развития силы туловища). Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). Медленный бег 1000 м. ОФП(упр.для развития силы туловища). Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). Медленный бег 1000 м. ОФП(упр.для развития силы туловища). Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). Медленный бег 1000 м. ОФП(упр.для развития силы туловища). Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). 2 2 2 2 Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. Полоса 2 препятствий Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. Полоса 2 препятствий Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. Полоса 2 препятствий Медленный бег 1000 м. ОФП(упр.для развития силы туловища). 2 Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). Теоретические тесты. Медленный бег 1000 м. ОФП(упр.для развития силы туловища). 2 Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). Теоретические тесты. Медленный бег 1000 м. ОФП(упр.для развития силы туловища). 2 Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). Теоретические тесты. Медленный бег 1000 м. ОФП(упр.для развития силы туловища). 2 Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). Теоретические тесты. Медленный бег 1000 м. ОФП(упр.для развития силы туловища). 2 Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). Теоретические тесты. Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. 2 Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м.Развитие 2 скоростно-силовых способностей. ОФП Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. 2 Развитие скоростных способностей. Круговая тренировка. Метание мяча в цель. 2 Спортивные игры(соединения). Медленный бег 1000 м. ОФП. Медленный бег 1000 м. ОФП(упр.для развития силы туловища). 2 Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). Теоретические тесты. Работа с тестами. Медленный бег 1000 м. ОФП(упр.для развития силы 2 туловища). Гимнастика. Акробатические соединения (упр.для развития гибкости). Теоретические тесты. Итого 68 часов 4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ. В соответствии с требованиями, обозначенными в ФГОС общего образования и концептуальными положениями системы развивающего обучения у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные универсальные учебные действия: представления о физической красоте человека через знакомство с физкультурнооздоровительной деятельностью; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту, используя методы определения качества техники выполнения движений; установка на здоровый образ жизни; представление об оздоровительном воздействии физических упражнений как факторе, позитивно влияющим на здоровье. Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять задачи поставленные на занятия по освоению двигательным действиям; принимать методику обучения и воспитания физических качеств; принимать и учитывать методические указания учителя в процессе повторения ранее изученных движений и в процессе изучения нового материала; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации; самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме представленной учителем; осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений; оценивать правильность выполнения движений и упражнений; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок; осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических качеств; проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и интернета; осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений; анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; Коммуникативные универсальные учебные действия: договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности, уважая соперника; контролировать свои действия в индивидуальной и групповой работе; строить тактические действия, взаимодействуя с партером и учитывая его реакцию на игру; следить за действиями других участников в процессе игровой деятельности; задавать вопросы для уточнения техники упражнений или правил игры; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций соперников. Предметные результаты: Знать: соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий; ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка»; раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; характеризовать основные физические качества и различать их между собой; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности; выявлять связь физической культуры с трудом; основы гигиены; правила соревнований по лёгкой атлетике, баскетболу, волейболу ,гимнастике, плаванию. Уметь: выполнять самостоятельно разминку: общеразвивающие и беговые упражнения выполнять бег в равномерном темпе до 10-12 мин. выполнять акробатические соединения выполнять соединения по спортивным играм выполнять прыжки в длину с места толчком с двух ног выполнять технически правильно гимнастические упражнения выполнять технически правильно и на количество раз упражнения: подтягивание( на высокой и низкой перекладине), сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, поднимание туловища из положения лёжа на спине технически правильно передвигаться с мячом в соединениях. 5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Для реализации представленной программы необходимо: 1) Спортивный зал; 2) Открытая спортивная площадка; 3) Спортивные сооружения 5) Гимнастические маты; 6) Бревно; 7) Мячи для метания; 8) Набивные мячи; Литература для учителя: 1.Сдаём нормы ГТО Москва, ред. В.А. Уваров: Физкультура и спорт, 1979 2.Основы теории и методики физической культуры. Под ред. А.А. Гужаловский: Физкультура и спорт, 1986 3.Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов: Просвещение, 2011 4.Конспекты для учителя физкультуры. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 5.Олимпада школьников .Физкультура и спорт, 2015. Литература для обучающихся: 1. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов: Физкультура и спорт, 1974. 2.Физическая культура 5-6-7. Под ред. М.Я. Виленского: Просвещение, 2014