Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ ___________________________ Решением педагогического совета Протокол от «29» мая 2024 года № 9 С.В. Высоцкая, директор МБОУ «Северская гимназия» Приказ от «29» мая 2024г. № 374 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию Свободное владение английским языком_3-8 Составил: Меденцева Ольга Александровна, учитель английского языка первой категории г. Северск 2024г. ПРОГРАММА дополнительного образования «Свободное владение английским языком» Пояснительная записка. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьника. Дополнительное образование учащихся предполагает развитие творческих способностей, формирование навыков самореализации личности. Именно в детском возрасте закладываются основы мотивации деятельности, проявляется любознательность, сопровождающая активностью и желанием заниматься любимым делом. Иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал. Многие ребята имеют активную мотивацию к изучению предмета. Общение на иностранном языке в неформальной обстановке способствует погружению в мир языка, а значит, естественному общению. Кроме того, коллектив единомышленников сплачивает ребят в их деятельности, усиливает мотивацию, создаёт комфортную среду для каждого, облегчает формирование коммуникативных умений и стимулирует речевое творчество. Ответственность за выполнение заданий способствует воспитанию самостоятельности, дает детям возможность планировать свою работу, определять цели и задачи, запрашивать дополнительную информацию у учителя или добывать её самостоятельно из других источников, взаимодействовать с партнёрами из группы. Использование ролевых игр поможет учащимся проявит себя, «примерить» взрослую жизнь, выразить свои чувства, отношение к действительности. Играя, учащиеся переносят свои знания и опыт деятельности из учебной ситуации в реальную. Таким образом, игра является социальной практикой личности школьника, средой его обогащения. Это одна из возможностей создания личностно-ориентированной ситуации развития учащихся. В основу программы положена концепция модернизации образования и принципы личностноориентированного подхода. На занятиях элективного курса по выбору учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводят свое свободное время. Занятия по данной программе готовят их к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематики работы курса дополняют и углубляют материалы урока, способствуют их более прочному усвоению, предусматривают связь с жизнью учащихся и стимулируют их потребность в общении. Цель программы: ● овладение учащимися способностью осуществлять общение с носителями английского языка в ситуациях повседневного общения, читать несложные тексты о стране изучаемого языка, их культуре и быте и изложить содержание прочитанного без помощи словаря. Задачи программы: ● расширить коммуникативные умения учащихся в устной (говорение и понимание на слух) и письменной (чтение и письмо) формах общения, ● стимулировать интерес учащихся к изучению предмета, ● способствовать всестороннему развитию личности, ● постоянно формировать у детей потребность в совершенствовании своих знаний, самостоятельной работе над языком, ● максимально использовать способности детей в овладении языком. Формы работы кружка: лекции и беседы, игры (подвижные, обучающие, познавательные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические), конкурсы, викторины КВН-ы, урочные занятия, контрольные занятия, тестирование. коммуникативные, В процессе обучения предусмотрено использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной работы. Программой предусмотрено использование следующих методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский. При обучении английскому языку в школьниках закладывается интерес к языку, достижения учащихся весьма подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами. Вместе с тем предполагается в основном сформировать произносительные, графические и грамматические навыки, обучить детей технике чтения и письма, а также сформировать речевые умения в основных видах речевой деятельности (говорение в монологической и диалогической форме, понимание английской речи на слух, чтение и письмо). Поскольку произносительные, лексические и грамматические навыки входят составной частью в речевые умения и являются одним из условий осуществления, контроль навыков должен быть постоянным, обучающим, корректирующим. Объектом основного контроля можно считать коммуникативную компетенцию учащихся в говорении, слушании, чтении, письме. Важным условием контроля и оценки речевых умений учащихся является соблюдение следующего условия: характер знаний, предполагаемых в качестве контрольных, должен быть хорошо знаком учащимся. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности данная программа является комплексной, т.е. программой, которая определенным образом соединяет отдельные области, направления, виды деятельности, процессы в единое целое. Для реализации данной программы были поставлены следующие условия: - обязательное наличие технически и информационно оснащенного кабинета иностранного языка, - наличие дидактического и методического материалов: а) разработки для проведения занятий: схемы, таблицы, б) разработки информационного характера: рефераты по темам, в) разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, контрольные упражнения. Ожидаемые результаты: ▪ четко произносить и различать все звуки и звукосочетания английского языка; ▪ соблюдать долготу и краткость гласных; ▪ соблюдать правила произношения звонких и глухих согласных; ▪ соблюдать ударения в словах; ▪ пользоваться заданиями тестового характера; ▪ выразительно читать вслух; ▪ извлекать информацию из прочитанного; ▪ сравнивать, сопоставлять языковые явления; ▪ планировать свое высказывание; ▪ умение варьировать и комбинировать языковой материал, ориентируясь на решение конкретных коммуникативных задач в наиболее распространенных стандартных ситуациях общения; ▪ выражать одну и ту же мысль разными языковыми средствами; ▪ по контексту и словообразовательным элементам догадываться о значении незнакомых слов при чтении, при восприятии текста на слух; ▪ делить текст на смысловые части, выявлять основную мысль, определять тему. Особенностью данной программы является широкое использование игр для обучения иностранному языку. Каждое занятие строится как занятие общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях немаловажную роль играет поддержка высокой активности каждого ребенка. При составлении данной программы были учтены возрастные особенности учащихся, а также как увеличение занятости детей в свободное время, развитие личности, ранняя профессиональная ориентация. Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов. Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования, что является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программа Свободное владение английским языком решает проблему реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе дополнительного образования, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути. Объем программы 34 часа для учащихся 3-8 классов. Занятия проводятся в кабинете иностранного языка. Тематическое планирование Задачи обучения: ♦ Формировать некоторые лингвистические понятия, наблюдаемые в русском и английском языках; ♦ развивать речевые, интеллектуальные, познавательные способности школьников; ♦ познакомить с миром зарубежных сверстников, детской художественной литературой стран изучаемого языка. 34 часа № Тема Повторение звуков. Правила чтения. Грамматика Фонетическая зарядка. Буквы и звуки. Разучивание стихотворений. 1. Тема “Семья”. Отработка лексики. Числительные. Закрепление. 3. Вопросительные предложения. 4. Отрицательные предложения. 5. Present Simple Tense. 1 ч. Фонетическая зарядка. Формы глагола to be в прошедшем простом времени 1 ч. Фонетическая зарядка. Отрицательные и вопросительные формы глагола to be в прошедшем простом времени. 1 ч. 1 ч. Употребление глагола “to be”. Повторение глагола to be. 7. Повторение лексики по теме “Животные”. Фонетическая зарядка. Употребление Present Simple t Употребление структуры “there was/were”. Тест «Настоящее простое время». Употребление структуры “there is/are”. Понятия об артиклях. 9. 1 ч. Фонетическая зарядка. Составление микродиалогов с с использованием структур в 6. 8. 1 ч. Фонетическая зарядка. Формы гл.to be в настоящем простом времени. 2. Количество часов 1 ч. 1 ч. 1 ч. 10. 11. 12. 13. Употребление лексики по теме “Сезоны”. Образование множественно Выступление с темой “Мое любимое время года”. Притяжательный падеж Повторение лексики по теме “Дом. Комната”. Тесты: «Артикли», го числа существительных. существительных. 1 ч. 1 ч. «Имя существительное». 1 ч. Будущее простое время. 1 ч. Проекты, презентации “Мой дом”. 14. 15 16 КВН “Мы изучаем английский язык”. Традиции Рождества в Великобритании. Простое прошедшее время. Тест: «Future Simple Tense». 1 ч. Повторение. 1 ч. 1 ч. 17 Глаголы в прошедшем времени. 1 ч. 18 Общие и специальные вопросы. 1 ч. 19 Степени сравнения прилагательных 1 ч. 20 Диалоги этикетного характера. 1 ч. 21 Моя любимая спортивная игра. 1 ч. 22 Глаголы “can/could/may”. 1 ч. 23 Разучивание стихов. 1 ч. 24 Обучение поисковому чтению. 1 ч. 25 Альтернативные вопросы. 1 ч. 26 Построение предложений. 1 ч. 27 Развитие навыков письма. 1 ч. 28 Развитие навыков аудирования. 1 ч. 29 Развитие навыков говорения. 1 ч. 30 Формирование грамматических навыков. 1 ч. 31 Тренировка в речи “this-these, thatthose”. 1 ч. 32 Повторение лексики по теме “Школа 1 ч. 33 Повторение лексики по теме “Дом 1 ч. 34 Повторение лексики по теме “Великобритания 1 ч. Список использованной литературы: 1. Примерные программы по учебным предметам (иностранный язык 5-9 классы). – М. Просвещение, 2011г. 2. Учебник - «Forward» 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений.: В 2 частях /М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл-М.:Вентана-Граф.2012. 3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов педвузов.- 3-е изд., М., Просвещение, 2000. 4. Ижогина Т.И., Бортников С.А. Волшебный английский.-Ростов на Дону, изд.Феникс, 2003. 5. Колет Самсон. 333 совета по обучению английскому языку.- М.: Издательство Астрель, 2004. 6. С.В. Лосева. Английский в рифмах. – М. АО «Буклет»,1993. 7. Т.А.Басик. Добро пожаловать в мир английского языка. – Мн. «Аверсэв», 2002.