Сопровождение проектно-исследовательской деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северская гимназия»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ
___________________________

Решением педагогического совета
Протокол от «29» мая 2024 года
№ 9

С.В. Высоцкая,
директор МБОУ «Северская гимназия»
Приказ от «29» мая 2024г. № 374

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию
Сопровождение проектно-исследовательской деятельности

Составил:
Баранова Татьяна Васильевна,
учитель технологии
высшей категории

г. Северск
2024г.

Пояснительная записка
Программа по сопровождению проектно-исследовательской деятельности
обучающихся призвана содействовать решению задач, сформулированных Федеральными
государственными образовательными стандартами нового поколения. Содержание
программы направлено на формирование проектировочных компетенций, развитие
творческих способностей обучающихся, социализацию и адаптацию к жизни в обществе.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационнопрактической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её
реализации; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая
при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Актуальность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
процессе технологий деятельностного типа. Программа данного курса также обусловлена
ее методологической и практической значимостью. Приобретённые знания и умения,
необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем
станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении
образования на других ступенях обучения. Программа позволяет реализовать актуальные
в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный
подходы.
Цели обучения: получение обучающимися знаний и практических умений в
организации собственной проектно-исследовательской деятельности.
Задачи обучения:
Образовательные:
•овладение
основными
компетенциями:
проектно-исследовательской,
учебнопознавательной,
коммуникативной,
рефлексивной,
личностного
саморазвития,
информационно-технологической, ценностно-смысловой.
•овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и
использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда,
ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих
жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
•получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.
Развивающие:
•развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей.
Воспитательные:
•воспитание
трудолюбия,
бережливости,
аккуратности,
целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного
отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обучить целеполаганию планированию (учащийся должен уметь четко определить
цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).
2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен
уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
3. Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление).

4. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом
(составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь
понятие о библиографии).
5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять
инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с
установленным планом и графиком работы).
Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными
возможностями здоровья) и детей-инвалидов.
Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в
программах дополнительного образования, что является одной из важнейших задач
государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой
категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Программа Сопровождение проектно-исследовательской деятельности решает проблему
реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав,
адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей,
развития их жизненных и социальных компетенций.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
данной категории дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех
этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и
способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их
интересы.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
(инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе
дополнительного образования, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять рамки
свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Сроки реализации: Данная рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в
год.
Содержание
Программа включает разделы (этапы) работы над проектом:
1. Погружение в проект: проблематизация, целеполагание.
2. Поисково-исследовательский этап:
планирование, сбор и систематизация
материала.
3. Методологический этап: реализация проекта.
4. Оформительский: написание сценария публичной защиты, предзащита.
5. Рефлексия: описание результатов, самооценка деятельности.
6. Заключительный этап: публичная защита.
Образовательные результаты:
-мыследеятельностные:
выдвижение
идеи,
проблематизация,
целеполагание
и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы),
формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути
в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
-презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов
и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление
предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

-коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс,
взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
-поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте,
в Интернет, формулирование ключевых слов;
-информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача
информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита проектно-исследовательских работ, консультация.
Методы контроля: консультация, выступление, презентация, мини-конференция,
научно-исследовательская
конференция,
участие
в
конкурсах
проектноисследовательских работ.
Личностные и метапредметные результаты
результаты
личностные

формируемые умения

средства формирования

• формирование у
организация на занятии
учащихся мотивации к
парно-групповой работы
обучению,
самоорганизации и
саморазвитии.
• развитие познавательных
навыков учащихся,
умений самостоятельно
конструировать свои
знания, ориентироваться в
информационном
пространстве, развитие
критического и
творческого мышления

Метапредметные результаты
регулятивные

познавательные

• учитывать выделенные
учеником ориентиры
действия в новом учебном
материале в сотрудничестве
с учителем;
• планировать свое действие
в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации, в
том числе во внутреннем
плане
• осуществлять итоговый
и пошаговый контроль за
результатом
• умения учиться: навыках
решения творческих задач и
навыках поиска, анализа и

в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные
задачи;
• преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
• проявлять
познавательную инициативу
в учебном сотрудничестве

•

осуществлять
расширенный поиск
информации с

коммуникативные

интерпретации информации.
• добывать необходимые
знания и с их помощью
проделывать конкретную
работу.
• осуществлять поиск
необходимой информации
для выполнения учебных
заданий с использованием
учебной литературы;
• учиться основам
смыслового чтения
художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию
из текстов разных видов
• Учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика).
• умение координировать
свои усилия с усилиями
других.
•формулировать
собственное мнение и
позицию;
•договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения
интересов;
задавать вопросы;
•допускать возможность
существования у людей
различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с
его собственной, и
ориентироваться на
позицию партнера в
общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения
и стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве

использованием
ресурсов библиотек и
Интернета

•

•

•

•

•

учитывать
разные мнения и
интересы и
обосновывать
собственную позицию;
понимать
относительность мнений
и подходов к решению
проблемы;
аргументировать свою
позицию и
координировать ее с
позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности;
продуктивно разрешать
конфликты на основе
учета интересов и
позиций всех его
участников;
с учетом целей
коммуникации
достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир
для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться:
 видеть проблемы;
 ставить вопросы;
 выдвигать гипотезы;
 давать определение понятиям;
 классифицировать; наблюдать;
 проводить эксперименты; делать
умозаключения и выводы;
 структурировать материал;
 готовить тексты собственных
докладов; объяснять, доказывать и
защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач
у учащихся должны быть сформированы
следующие способности:
 Рефлексировать (видеть проблему;
анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть
трудности, ошибки);
 Целеполагать (ставить и удерживать
цели);
 Планировать (составлять план своей
деятельности);
 Моделировать (представлять способ
действия в виде модели-схемы, выделяя
все существенное и главное);
 Проявлять инициативу при поиске
способа (способов) решения задачи;
 Вступать в коммуникацию
(взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или
аргументировано отклонять точки зрения
других).

Учебно-тематический план
№

Тема занятия

Форма занятия Количество
часов

Содержание занятия

1 Этап 1.
(Подготовительный).
Погружение в проект.
Выбор темы и её
конкретизация.

Ролевая игра
«Мозговой штурм»

2

Создание ситуации
возникновения идеи
творческой работы.
Разработка идеи. Поиск
альтернативных идей.

2 Определение целей,
формулирование задач.

Групповая
дискуссия

4

Обоснование возникшей
идеи. Определение
конкретных задач.
Выявление основных
параметров и ограничений
идеи. Составление
«схемы» обдумывания
творческой работы с

выявлением основных
параметров.
3 Формирование проектных Групповая
групп, распределение
обязанностей.

3

Распределить рационально
время, объективно оценить
собственные силы,
интеллектуальные
операции в рамках
проекта.

4 Выдача письменных
Работа в группах
рекомендаций участникам
проектных групп.

3

Определение способов,
сроков, ресурсов на
каждом этапе.

5 Утверждение тематики
проекта и
индивидуальных планов
участников групп.

Работа в группах

3

Индивидуальный график
проектной работы.

Индивидуальная
6 Этап 2.
Поисковоработа с членами
исследовательский.
групп
Определение источников
информации.

7

Реализация основных
элементов проектной
работы

7 Планирование способов
сбора информации.

Индивидуальная
работа с членами
групп

4

Сбор информации.
Информационные ресурсы
(фонд и каталоги
библиотеки,
Интернет, видео
материалы и т.д.).

8 Сбор и систематизация
материала.

Индивидуальная
работа с членами
групп

10

Структурирование
информации, выделение
главного, приём
и передача информации.

9 Промежуточные отчёты Индивидуальная
учащихся, обсуждение
работа с членами
альтернатив, возникших в групп
ходе выполнения проекта.

3

Индивидуальные
выступления; групповая
работа.

10 Этап 3. Реализация
проекта
(Социокультурный
проектный продукт)

16

Посещение объекта;
определение
технологической задачи,
изготовление изделий.
Организация
благотворительной
ярмарки. Закупка товара.
Передача товара
кураторам объекта.

Групповая

11 Этап 4.
Групповая
Оформительский.
Подготовке к публичной
защите проекта.

5

Оформление работы,
слайдовая презентация
защиты проекта,
подготовка раздаточного
материала.

12 Определение программы Групповая
сценария публичной
защиты.

3

Распределение заданий
внутри группы
(медиаподдержка,
подготовка аудитории,
видео- и фотосъёмка).

13 Стендовая информация о Групповая
проекте.

3

Культура визуальной
коммуникации.

14 Этап 5.
Заключительный.
Публичная защита
проекта.

Групповая

1

Отработка навыков
публичной презентации
проекта. Культура устной
коммуникации.

15 Подведение итогов,
конструктивный анализ
выполненной работы.

Дискуссия

1

Анализ результатов
выполнения проекта,
оценка качества
выполнения проекта.

Список литературы.
1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как
технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.
3. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М.,
2005.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное
пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С.
Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999–2005.
5. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для
учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ , 2003.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,
1998.
7. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами.
Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль: Академия развития,
2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».