ЮИД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северская гимназия»
Утверждаю
___________________________
С.В. Высоцкая,
директор МБОУ «Северская гимназия»
Приказ от «29» мая 2024г. № 374

СОГЛАСОВАНО

Решением педагогического совета
Протокол от «29» мая 2024 года
№ 9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию
«ЮИД» (юные инспекторы движения)

Составил:
Кручинина Кира Юрьевна,
учитель основ безопасности
жизнедеятельности
высшей категории

г. Северск
2024г.

1

ПРОГРАММА
дополнительного образования
«ЮИД» (юные инспекторы движения)
Пояснительная записка.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную
реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все
чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с
остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных
происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что школьники не знают правил дорожной безопасности или
нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного
движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной
обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере
общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков,
сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают
возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию,
которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного
движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на
проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более
требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую
медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных
соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка.
Главные принципы программы кружка:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Цель:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем
предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных
ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на
специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного
агитатора безопасности дорожного движения.
6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

2

В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования
поведения и деятельности.
Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются
условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и
практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и
применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
-Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на
практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению
пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.
Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными
возможностями здоровья) и детей-инвалидов.
Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в
программах дополнительного образования, что является одной из важнейших задач государственной
образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся
является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья в обществе.
Программа Юные инспекторы движения решает проблему реализации образовательных
потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям
организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и
социальных компетенций.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной
категории дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах
социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности
активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов)
означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе дополнительного
образования, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при
определении своего жизненного пути.
В работе кружка участвуют учащиеся 2-7 классов. Создается актив детей для оказания помощи
изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы,
игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1-му академическому часу.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
 самостоятельности в принятии правильного решения;
 убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил
дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
 внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
 здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное
колесо».
Учащиеся должны:
знать:
 правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за
нарушение ПДД;
 серии дорожных знаков и их представителей;
 способы оказания первой помощи;
 техническое устройство велосипеда.
3

уметь:






работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
управлять велосипедом.

иметь навыки:
 дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира,
велосипедиста;
 взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
 участия в конкурсах, соревнованиях.
 активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Методическое обеспечение программы Кружка «ЮИД».
Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности
(КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при
оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил
дорожного движения, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки и
т.п.); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение,
составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные
на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая
ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования,
поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы
деятельности:
1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).
2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).
3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД,
рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)
4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской
помощи пострадавшему в ДТП).
5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, фельдшером, работа в группах).
6. Викторины, конкурсы, кроссворды.
7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам дорожного движения).
8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих
классах.
9. Составление схемы «Безопасный маршрут «Дом – школа – дом» в начальных классах.
10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.
Занятия проводятся в кабинете и на площадке по изучению правил дорожного движения.
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- плакаты по ПДД;
- препятствия из автогородка.
Методическое:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине.
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных
представлений
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма.
- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
4

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному
плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в
конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
Прогнозируемые результаты работы кружка. Результатами воспитательно-образовательной
деятельности программы являются:
развитие и совершенствование навыков поведения на дороге;
оказания первой помощи;
разносторонняя физическая;
психологическая подготовка учеников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.

Количество
часов
1

2.
3.

1
1

4.

1

5.

1

6.

1

7.
8.

1
1

9.

1

10.
11.

1
1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

16.
17.

1
1

18.

1

19.

1

20.

1

Тема

Дата

Цели, задачи кружка ЮИД. Организационные вопросы.
Оформление уголка ЮИД. Правила поведения на кружке
Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии.
Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии.
Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила поведения
в организованной колонне.
Что такое улица и дорога. Элементы. Жилая зона.
Загородная дорога.
Составление индивидуального безопасного маршрута.
Работа по карте «Безопасный маршрут».
История создания первого светофора. Принцип работы
современного светофора. Виды светофоров.
Регулировщик. Назначение. Сигналы регулировщика.
Решение тестов и дорожных задач. Тренировка в подаче
сигналов регулировщика.
Перекрёсток и его виды. Проезд перекрёстков. Решение
тестов и дорожных задач.
Экскурсия «Правила перехода через перекрёсток»
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании
дорожного движения. История дорожных знаков.
Дорожные знаки и их группы.
Предупреждающие знаки. Изготовление макетов дорожных
знаков.
Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Изготовление
макетов дорожных знаков.
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
Изготовление макетов дорожных знаков.
Информационные знаки. Знаки сервиса. Изготовление
макетов дорожных знаков.
Остановка общественного транспорта.
Ситуации дорожных «ловушек». Обсуждение. Работа со
схемами
Устройство и техническое обслуживание велосипеда.
Снаряжение велосипеда. Экипировка.
Правила движения велосипедистов. Перевозка людей и
груза на велосипеде.
Велосипедист в дорожном движении. Правила проезда
велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп
велосипедистов. Разбор дорожной ситуации в рабочей
5

21.

1

22.
23.

1
1

24.

1

25.

1

26.

1

27.

1

28.

1

29.
30.

1
1

31.

1

32.
33.

1
1

34.

1

тетради.
Автодорога. Дополнительные требования. На железной
дороге
ДТП. Причины ДТП. Ответственность за нарушение ДТП.
Повторение правил дорожного движения. Решение
тестовых заданий.
Медицинская аптечка. Содержимое новой автомобильной
аптечки. Первая медицинская помощь. Транспортировка
пострадавших.
Раны, их виды, оказание первой помощи. Виды
кровотечений. Оказание первой помощи. Виды и техника
наложения повязок.
Травма головы, грудной клетки, живота. Оказание помощи
пострадавшему при травме головы, грудной клетки,
живота. Шок, обморок. Оказание помощи пострадавшему.
Ушибы, вывихи и переломы. Оказание помощи
пострадавшему при переломах
Ожоги. Степени ожогов. Обморожение. Степени
обморожения
Обморок. Сердечный приступ. Оказание первой помощи.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического
задания
Виды,
отрасли,
формы
страхования.
Понятие
«страхование», «страхователь», «страховой случай»,
«страховщик». Страхование от несчастных случаев.
Страхование автогражданской ответственности
Просмотр видеофильма по ПДД.
Викторины. Конкурсы. Подготовка игр и конкурсов по
ПДД для учащихся. Работа учащихся с электронным
экзаменатором.
Фигурное вождение велосипеда. Прохождение отдельных
препятствий на велосипеде. Встреча с сотрудниками
ОГИБДД.
Итого: 34 часа

6

Список литературы.
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
2. Атлас медицинских знаний
3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД,
1997г.
4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство
АСТ-ЛТД», 1997г.
5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся
начальной школы, 1997.
6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
8. Газета «Добрая дорога детства» 2014,2015,2016г.
9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение,
1975г.
10.
Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на
дороге.2004г.
11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.
12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения
в школе, 2004.
14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для
учителей М.: Просвещение, 1981.
17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет.
Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.
18. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет.
Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.
19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет.
Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.
20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставрополь, 1995г.
21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8
кл., 1997г.
22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 911 кл., 1997г.
23. Школа светофорных наук, г. Киров, 2000.
24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.
Календарно-тематическое планирование
№

1.

2.
3.
4.
5.
6.

Количе
Тема
ство
часов
1
Цели, задачи кружка ЮИД. Организационные вопросы.
Оформление уголка ЮИД. Правила поведения на кружке
Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии.
1
Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии.
1
Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила поведения в
организованной колонне.
1
Что такое улица и дорога. Элементы. Жилая зона. Загородная
дорога.
1
Составление индивидуального безопасного маршрута. Работа
по карте «Безопасный маршрут».
1
История создания первого светофора. Принцип работы

Дата
По
По факту
плану

7

7.
8.

1
1

9.

1

10.
11.

1
1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

16.
17.

1
1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.
23.

1
1

24.

1

25.

1

26.

1

27.

1

28.

1

29.
30.

1
1

31.

1

32.
33.

1
1

современного светофора. Виды светофоров.
Регулировщик. Назначение. Сигналы регулировщика.
Решение тестов и дорожных задач. Тренировка в подаче
сигналов регулировщика.
Перекрёсток и его виды. Проезд перекрёстков. Решение
тестов и дорожных задач.
Экскурсия «Правила перехода через перекрёсток»
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании
дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные
знаки и их группы.
Предупреждающие знаки. Изготовление макетов дорожных
знаков.
Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Изготовление
макетов дорожных знаков.
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
Изготовление макетов дорожных знаков.
Информационные знаки. Знаки сервиса. Изготовление
макетов дорожных знаков.
Остановка общественного транспорта.
Ситуации дорожных «ловушек». Обсуждение. Работа со
схемами
Устройство и техническое обслуживание велосипеда.
Снаряжение велосипеда. Экипировка.
Правила движения велосипедистов. Перевозка людей и груза
на велосипеде.
Велосипедист в дорожном движении. Правила проезда
велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп
велосипедистов. Разбор дорожной ситуации в рабочей
тетради.
Автодорога. Дополнительные требования. На железной
дороге
ДТП. Причины ДТП. Ответственность за нарушение ДТП.
Повторение правил дорожного движения. Решение тестовых
заданий.
Медицинская аптечка. Содержимое новой автомобильной
аптечки. Первая медицинская помощь. Транспортировка
пострадавших.
Раны, их виды, оказание первой помощи. Виды кровотечений.
Оказание первой помощи. Виды и техника наложения
повязок.
Травма головы, грудной клетки, живота. Оказание помощи
пострадавшему при травме головы, грудной клетки, живота.
Шок, обморок. Оказание помощи пострадавшему.
Ушибы,
вывихи
и
переломы.
Оказание
помощи
пострадавшему при переломах
Ожоги.
Степени
ожогов.
Обморожение.
Степени
обморожения
Обморок. Сердечный приступ. Оказание первой помощи.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического
задания
Виды, отрасли, формы страхования. Понятие «страхование»,
«страхователь»,
«страховой
случай»,
«страховщик».
Страхование
от
несчастных
случаев.
Страхование
автогражданской ответственности
Просмотр видеофильма по ПДД.
Викторины. Конкурсы. Подготовка игр и конкурсов по ПДД
8

34.

для
учащихся.
Работа
учащихся
с
электронным
экзаменатором.
1
Фигурное вождение велосипеда. Прохождение отдельных
препятствий на велосипеде. Встреча с сотрудниками
ОГИБДД.
Итого: 34 часа

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».