14.10.2022
униципальное общеобразовательное учреждение "СЕВЕРСКАЯ ГИМНАЗИЯ"
ПРОГРАММА ГУМАНИТАРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
НОЯБРЬ 2005 Г.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ГУМАНИТАРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ОСНОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ГУМАНИТАРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ:
- Открытый молодежный форум как региональное образовательное событие
- Интеграция внешних ресурсов в системе дополнительного образования в программе гуманитарного сопровождения образовательной инициативы
- Система повышения квалификации как условие воспроизводства и развития региональной программы сопровождения образовательных инициатив
СВЕДЕНИЯ О СЕВЕРСКОЙ ГИМНАЗИИ И КОЛЛЕКТИВЕ РАЗРАБОТЧИКОВ.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ГУМАНИТАРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Концептуальные основания.
- Подходы, принципы, методики организации программы гуманитарного сопровождения образовательной инициативы разрабатываются на базе деятельности коллектива МОУ "Северская гимназия" (до 2002 года - школа №77) с 1998 года в рамках тьюторской исследовательской программы "Открытое образование и региональное развитие". Разработка программы основывается на идеях и принципах культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, психологии развития (теории пробно-продуктивного действия) Б.Д. Эльконина, гуманитарно-технологического подхода СМД-философии и методологии. Важным контекстом разработки программы гуманитарного сопровождения стал вопрос о природе результатов образования, который в мировой практике связан с компетентностным подходом.
- Наряду с этим проработка понятия "образовательная инициатива" определила содержательные и организационно-управленческие характеристики программы. Анализ использования понятия "образовательная инициатива" в теории и практике показал, что оно рассматривается в нескольких содержательных контекстах, но практически в одной функции - как указание на источник и механизм развития сферы образования в направлении реализации принципа открытости. Эти контексты учитываются в программе гуманитарного сопровождения образовательной инициативы.
- В социальном плане общественная образовательная инициатива рассматривается как механизм преодоления отчуждения общества от образования и закрытости школы от процессов, происходящих в обществе, культуре, гуманитарных практиках. Вариативный потенциал инициатив связан с различными типами общественности, которая начинает участвовать в развитии образования через формирование общественно-государственных форм управления развитием образования.
- В инновационно-педагогическом контексте культурно-образовательная инициатива рассматривается как механизм перерастания школы из учреждения в социальный и культурный институт особого рода: практику развития концептуальных педагогических идей, форм школьной организации, принципов управления и взаимодействия с социальной средой в контуре социального партнерства.
- В контексте ценности детского инициативного действия понятие образовательная инициатива отражает поиск открытых, пробных и инициативных форм организации школьного пространства, позволяя обсуждать такие педагогические концепты и феномены как самостоятельность, пробно-продуктивное действие, смыслопорождение, поисковый подход в обучении, демократизация школьной жизни, школьный уклад, открытое действие взрослого и т.п.
- В рамках задач профилизации школьного обучения программа гуманитарного сопровождения образовательных инициатив позволяет решать противоречия между школьной предметностью и реальными механизмами индивидуализации и самоопределения в сферах деятельности, поскольку традиционное предметное строение школьной программы утратило значение для самоопределения в выборе будущей сферы деятельности для старшеклассника. Динамика современной картины профессий основана на процессах индивидуализации, которые определяют актуальность образовательной инициативности и освоенности проективных типов мышления и деятельности.
- Цель Программы - развитие системы школьной практики и содержания образования на основе программ выявления и поддержки образовательных инициатив и интеграции ресурсов открытого образовательного пространства.
- Задачи:
- обеспечение условий становления современных компетенций через пробно-поисковые формы освоения различных сфер деятельности,
- создание возможностей для выстраивания индивидуальной образовательной программы учащихся, расширение возможностей для самоопределения и самовыражения учащихся и педагогов, развитие образовательной активности и инициативы учащихся и педагогов, становление стиля жизни и сообщества молодых инициативных, ответственных людей, способных осуществлять самостоятельные действия в различных сферах жизнедеятельности,
- освоение учащимися и педагогами современных типов деятельности (проектной, предпринимательской, авторской) актуальных для становления инновационного, предпринимательского мышления, обеспечение связи образования с перспективными направлениями развития регионального сообщества.
- Перспективная задача на 2005-2007 г.г.:
- разработка системы мониторинга компетентностных результатов и эффектов проектно-исследовательской деятельности школьников.
- Целевые группы Программы:
- школьники всех возрастов (особо - подростковый и юношеский возраст)
- студенты младших курсов (1-3 курс)
- педагоги
- участники и субъекты молодежной политики
- представители профессиональных сообществ
- Типы результатов осуществления Программы:
I тип - учебные и образовательные результаты:
- Значимыми результатами являются формирование рефлексии собственной деятельности; планирование действий по поиску идей, ресурсов, постановки целей, замысла, решению задач; культура делового общения с участниками разных возрастов, в том числе, со взрослыми, т.к. образовательные события позволяют расширять круг "знаковых взрослых", опробовать возможности партнерства взрослых и детей.
- В том числе, в рамках задач профилизации:
- на этапе предпрофильной подготовки (1-4, 5-9 кл.) - становление опыта осознанного выбора на основе личной истории развития образовательной инициативы через пробно-поисковые и проектно-исследовательские формы действия в различных сферах деятельности;
- на этапе профилизации в старшей школе - углубленная профильная подготовка на основе индивидуализации образовательных программ и проектно-исследовательской деятельности школьников.
II тип - организационно-управленческие результаты:
- механизмы индивидуализации в массовой школе для организации предпрофильного и профильного обучения на основе принципов и форм инициативной организации образовательного пространства в системе школьной практики: "урок - класс - дополнительное образование";
- способы привлечения и соорганизации внешних образовательных ресурсов, планирования, организации, контроля и мотивации в рамках инициативного образовательного пространства;
- новый тип программы повышения квалификации организаторов предпрофильной и профильной подготовки, основанный на включенности в проектирование и рефлексии образовательных событий; региональный масштаб осуществления программы, включающий городские и сельские школы, специализированные образовательные учреждения, общественные организации.
III тип результатов - образовательные и социокультурные эффекты:
- В программе сопровождения образовательной инициативы моделируется образовательная среда, соответствующая основным принципам компетентностного подхода. Такая среда порождает ценные образовательные и социокультурные эффекты, позволяет решать задачи повышения качества общественной связности благодаря следующим факторам:
- включенность молодежи, педагогов, профессионалов, представителей власти в значимые молодежные события городского и областного масштаба, где представлены разнообразные проектные, исследовательские, авторские интересы и достижения учащихся, является условием становления активной жизненной позиции, образцов поведения, связанных с ценностями конструктивного самовыражения, успеха, позитивных сообществ, и преодоления замкнутого, негативного мироощущения как у молодежи, так и у взрослых;
- участие в таких событиях взрослых как руководителей, консультантов, экспертов творческих работ и молодежи в качестве разработчиков проектов, исследований, авторских работ создает прецеденты полипозиционного, делового и развивающего общения, порождают эффекты роста мотивации детей и взрослых к проявлению инициативы, самостоятельным действиям, личному и профессиональному совершенствованию; это позволяет решать проблемы социальной адаптации и активизации жизненной позиции молодежи (в частности, в условиях закрытого малого города, сельских территорий и т.п.).
- опыт включения в различные пространства (в коммуникацию, в сферы деятельности) и осознания правил их устройства и действия в них. Направления-секции конференции соответствуют различным сферам деятельности: Современный город, СМИ, Школа, Искусство и дизайн, Здоровый образ жизни, Межкультурная коммуникация.. Наука. и др., что позволяет сформировать карту "реального" мира Деятельности, оценить проблемы и возможности различных сфер, осознать свое место в этом мире, определить ту сферу, которая может быть связана с дальнейшей профессиональной деятельностью.
- Разработка Программы гуманитарного сопровождения образовательной инициативы позволила оформить критерии оценки качества программы:
- образовательный, развивающий характер событий образовательной программы,
- полипозиционный и культуропорождающий характер коммуникации,
- проективный характер экспертных суждений и оценок,
- пробно-поисковые, моделирующие формы освоения типов деятельности,
- освоенность проектной, исследовательской, авторской типов деятельности.
- обеспеченность связи с представителями различных групп регионального сообщества (образование, наука, бизнес, власть, институты гражданского общества),
- условия и возможности для выстраивания индивидуальной образовательной программы учащихся,
- массовость участия молодежи и взрослых,
- сетевой характер взаимодействия в организации событий,
- ресурсная поддержка (инвестиционная привлекательность)
Содержание и структура инновационной разработки
- В контексте практики открытого образования программа гуманитарного сопровождения образовательной инициативы включает организационно-управленческие механизмы привлечения и соорганизации внешних образовательных ресурсов для создания панорамных экранов, отражающих современные перспективные сферы, типы, виды деятельностей, профессий, занятий.
- Основные направления Программы сформулированы в залоге перспективы, сценарности, видения будущего и представляют различные сферы современного общества (например, Наука: перспективы развития, возможности, границы. Современный город: сценарии развития). Каждое направление программы, представляющее определенную сферу деятельности, обеспечено специалистами различных организаций и предприятий города и области - консультантами и экспертами, которые участвуют в образовательных событиях, создавая насыщенную коммуникативную среду образовательного пространства, внося образцы профессионального мышления, языка, критерии качества деятельности, ценности деловых сообществ:
- Проекты в начальной школе: мир моих интересов
- Наука: перспективы развития, возможности, границы:
- исследования в физике и решение изобретательских задач
- математические исследования и проекты
- естественнонаучные исследования и проекты
- литературоведческие исследования и проекты
- лингвистические исследование и проекты
- Я - автор (авторские художественные произведения)
- Современные информационные технологии: компьютерный дизайн
- Современный город: сценарии развития:
- история, культура, быт, краеведение
- экономика, политика, экология
- Современные межкультурные коммуникации
- Современный образ жизни (здоровье, спорт, психология)
- Стилистика и дизайн: современные тенденции
- Школа: контуры будущего
- Искусство - образы времени (проекты и исследования в области искусства)
- Искусство и авторский мир
- Социокультурные общественные инициативы Школы
- Фестиваль молодежных досуговых программ "Моя родина - Россия"
- Фестиваль молодежной фантазийной моды
- Фестиваль молодёжных СМИ городов ЗАТО
- Молодёжный фестиваль игровых и театрализованных программ "ШОУ-мания"
- Фестиваль юных дизайнеров
- Программа обеспечивает процессы индивидуализации образования в условиях массовой школы благодаря:
- разработанным механизмам гуманитарного сопровождения проектно-исследовательской и авторской деятельности учащихся на основе пробно-продуктивных форм при освоении проектно-исследовательской позиции,
- и системе повышения квалификации для руководителей и педагогов по проблемам технологий гуманитарного сопровождения детских творческих работ, развития проектно-исследовательской культуры деятельности.
- Сложилась определённая система образовательных событий в течение года, которая является отражением программы сопровождения образовательной инициативы. Система включает этапы, на каждом из которых решается определенная образовательная задача и, соответственно этой задаче, в течение года выстраивается серия рефлексивных и проектно-аналитических семинаров для организаторов проектной, исследовательской авторской деятельности учащихся.
этапы образовательная задача этапа (годовой цикл образовательных событий программы) проблемы гуманитарного сопровождения (цикл педагогических семинаров ПК) I этап (сентябрь-октябрь) школьные "Ярмарки идей": инициация проектных, исследовательских, авторских идей проблемы проявления индивидуальных и групповых интересов как источника образовательной инициативы. II этап (ноябрь) Городской "Фестиваль творческих идей": развитие замысла (планирование действий, ресурсов, методов осуществления идеи) проектной, исследовательской, авторской деятельности проблемы перехода от интереса к замыслу как деятельностной единице образовательной инициативы. III этап (декабрь-февраль) методологические семинары, тематические консультации специалистов: развитие методологической культуры проектной, исследовательской, авторской деятельности проблемы реализации замысла с точки зрения культуры деятельности и освоение нового опыта деятельности IV этап (март) предзащита: развитие культуры оформления и предъявления результатов работы для слушателей (экспертов, партнеров, инвесторов и т.п.) проблемы содержательной коммуникации, культура презентации, диалога, дискуссии, экспертизы V этап (апрель) Открытый городской молодежный форум, работа секций молодежного форума: экспертный анализ результатов проектной, исследовательской, авторской деятельности; формирование перспектив развития образовательной инициативы проблемы выявления личностной перспективы, социокультурной значимости и результативности образовательной инициативы. в течение года опыт участия во внешних образовательных событиях: конкурсах, фестивалях, конференциях областного, межрегионального, всероссийского уровня и его анализ - Система (годовой цикл) повышения квалификации для школ города и региона по программам "Технологии инициативной организации образования" и "Разработка программ гуманитарного сопровождения образовательной инициативы" - с 2002 г. включает следующие профессионально-творческие группы:
- педагогов-руководителей творческих работ учащихся (проектных, исследовательских работ, авторских произведений),
- педагогов - экспертов и консультантов творческой деятельности учащихся,
- организаторов инициативного образовательного пространства в школе и школьных координаторов общегородской программы сопровождения молодежных образовательных инициатив.
- В контексте программы оформились принципы и организационно-управленические механизмы и формы инициативной организации образовательного пространства школы, которые соорганизованы со структурой школьной практики (система "урок" - "класс" - "дополнительное образование") и являются основой организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в старшей школе. опыт участия во внешних образовательных событиях: конкурсах, фестивалях, конференциях областного, межрегионального, всероссийского уровня и его анализ
- Основой инициативной организации образовательного пространства стали принципы, в контексте которых разработаны новые способы, методики и формы педагогической работы. Инициативная организация образовательного пространства:
- во-первых, основывается на личном интересе, способствует его проявлению, развитию; это должно быть пространство инициации, выбора, свободы, осознания, выстраивания карты движения, перевода интереса в замысел проекта, исследования, авторского творения; пространство риска и проб, свободное от жёсткой критики, наполненное конструктивизмом;
- во-вторых, это место освоения разных культурных способов деятельности; приобретения методологической и предметной грамотности в области исследовательской, проектной, авторской культуры; освоения командных способов деятельности. Это позволяет не останавливаться на первоначальном интересе, который в случае неподкреплённости, имеет тенденцию исчезать. Его развитие, превращение в деятельность - реальный проект, исследование, авторское произведение - становится реальной возможностью самореализации, самопрезентации на культурном языке, т.е. языке доступном другим;
- в-третьих - это пространство открывающее перспективы, создающее условия для формирования образа будущего через вхождение в различные социокультурные программы, в профессиональные и иные сообщества, проектирование собственного образовательного и социального движения.
- Основные направления Программы сформулированы в залоге перспективы, сценарности, видения будущего и представляют различные сферы современного общества (например, Наука: перспективы развития, возможности, границы. Современный город: сценарии развития). Каждое направление программы, представляющее определенную сферу деятельности, обеспечено специалистами различных организаций и предприятий города и области - консультантами и экспертами, которые участвуют в образовательных событиях, создавая насыщенную коммуникативную среду образовательного пространства, внося образцы профессионального мышления, языка, критерии качества деятельности, ценности деловых сообществ:
- Сравнительная характеристика организационно-управленческих условий
Инициативное образовательное пространство Традиционное учебное пространство "инициативные группы" (в том числе и разновозрастные), "индивидуальные инициативы" "класс" как единица образовательного процесса в школьной организации "полипозиционность" в рамках партнерской, деловой, дискуссионной коммуникации "учебная" коммуникация в системе "учитель-ученик" "циклограмма" осуществления "культурных проб": проектной, исследовательской, авторской деятельности (идея - замысел - реализация - презентация - экспертиза результатов) "учебный план", "расписание", осуществления учебной деятельности "экспертное обсуждение", "консультативное сопровождение" "экспертная оценка" "оценка-отметка" "отчет" - Проектирование инициативных образовательных пространств включило в себя работу с такими базовыми единицами системе школьной практики, как урок - работа с классом и воспитательная система - дополнительное образование.
- В результате оформились следующие направления управления этими процессами:
- Урок как инициативное образовательное пространство
- Методики активных форм обучения на уроке.
- Методики развития методологической культуры проектно-исследовательской деятельности.
- Методики развития культуры представления результата на уроке.
- Анализ гуманитарных эффектов и результатов работы с образовательной инициативой на уроке:
- подходы к анализу и самоанализу урока
- особенности организации мониторинга компетенций учащихся
- Организация сопровождения творческих работ по предмету.
- Дополнительное образование как инициативное образовательное пространство
- Особенности организации коммуникативной среды сопровождения образовательной инициативы.
- Разработка моделей и сценариев образовательных событий.
- Сопровождение творческой работы учащегося:
- методики поиска, оценки и выбора идей проектно-исследовательских работ
- методики развития замысла творческой работы
- методики развития методологической культуры деятельности
- методики развития культуры представления и экспертизы результатов проектно-исследовательской деятельности
- Анализ гуманитарных эффектов и результатов инициативной организации дополнительного образования.
- Работа с классом и воспитательная система школы как инициативное образовательное пространство
- Методики проявления образовательной инициативы классных коллективов
- Методики развития культуры деятельности (проектной, исследовательской, авторской)
- Методики развития культуры представления результата
- Анализ гуманитарных эффектов и результатов инициативной организации воспитательного пространства в школе.
- Управление изменениями в образовании.
- Проектирование инициативных образовательных пространств: анализ ресурсов школьной практики
- Содержание образования и принципы инициативной организации образования
- Проблемы и условия соорганизации инициативных и академических пространств школьной практики.
- Важнейшим механизмом инициативной организации образовательного пространства в программе является экспертная оценка результатов деятельности. Экспертиза предполагает обсуждение не столько итогов, ошибок, сколько перспектив и возможных новых задач и направлений дальнейшей работы.
- Общие критерии экспертной оценки (четыре основных типа) направлены на поддержку и развитие образовательной инициативы:
- а) представленность позиции автора, личная заинтересованность, актуальность работы для автора,
- б) видение перспектив работы (личных, социальных и т.п.), анализ применимости результатов,
- в) культура деятельности (методологические особенности проектной, исследовательской, авторской деятельности),
- г) коммуникативная культура (презентация, диалог, деловое общение и др.).
- Содержательная оценка творческих работ учащихся на этапе молодежного форума предполагает дипломы по номинациям в одном из аспектов:
- Высокая методологическая культура работы.
- Активная и глубокая личная позиция в работе.
- Социокультурная и экономическая перспективность и значимость работы
- Наряду с этим могут определиться работы, награжденные дипломами: за активное отношение к результатам; оригинальная работа; успешный дебют; особая социальная значимость; за чувство стиля; за командность; за грамотное исполнение, мастерство; за лучшую презентацию; за реализацию идеи Форума, секции и др.
- Разработана особая модель организации образования, ориентированная на поддержку образовательной инициативы учащихся и решения задач предпрофильной подготовки и профильного обучения - модель школы-лаборатории
- Школа-лаборатория, как структурная единица профильного образования решает следующие задачи:
- организация сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся, обеспечивает работу спецкурсов, взаимодействие школы с "внешней средой", выявление и исследование образовательных и социальных эффектов деятельности по программе,
- организация образовательных пространств Молодежного форума на основании принципов построения полипозиционной, партнерской, рефлексивной коммуникации;
- формирование системы платных образовательных услуг, удовлетворяющей образовательные запросы учащихся и родителей и создающей условия для выстраивания индивидуальной образовательной траектории;
Актуальность и практическая значимость Программы
- Разработка программы гуманитарного сопровождения образовательной инициативы позволила применить и развить концептуально-теоретические и практические разработки в области гуманитарных практик открытого образования (тьюторства) для решения задач профилизации как одного из направлений модернизации российского образования:
- выявлена специфическая форма организации образовательного пространства, связанная с освоением проектно-исследовательской деятельности и разработана модель образовательной инициативы, которые определяют основные принципы инициативной организации пространства и программы гуманитарного сопровождения образовательной инициативы.
- работа с образовательной инициативой строится на основе соорганизации трех аспектов содержания образования: культурно-нормативного, личностного и проективного. Основными инструментами образовательной деятельности становятся рефлексивная и позиционная организация коммуникации, экспертные способы оценки результатов и перспектив проектной деятельности.
Уровни проработанности
- Этап работы - аналитический: выявление возможностей программы для решения актуальных проблем массовой школы: а) проблем профилизации, б) современных подходов к гуманитаризации гимназического образования,
- Выполненный объем работ, полученные результаты
- Программа осуществляется с 1999 года как общегородская, с 2002 года - как региональная. В 2003-04 гг. в программу были включены около 1400 детей и 300 педагогов из 40 школ и образовательных учреждений г. Северска, Томска, Томской области и регионов Сибири, которые представили около 300 работ. В 2004-05 уч.г. в Форуме участвовало около 2000 чел. из 48 школ. Из них 1500 чел. представили 325 творческих работ.
- В 2001 г. проект повышения квалификации "Формирование программ гуманитарного сопровождения образовательной инициативы в системе развития школьной практики" получил 1 место в Региональном конкурсе и участвовал в реализации Мегапроекта "Развитие образования в России (среднее образование)" (2001-2003 гг.)
- Программа гуманитарного сопровождения образовательных инициатив была представлена на Международной образовательной выставке "УЧСИБ" (г. Новосибирск): дипломы (2001 г) и дважды (2002, 2004 гг.) отмечена Малой золотой медалью выставки. Северская гимназия вошла в число 28 школ, дополнительно отмеченных экспертами Всероссийского конкурса "Лучшие школы России-2004" в номинации "Школа школ".
- Вышло 2 научно-методических сборника "Образовательная инициатива как ресурс развития школьной практики" (2000 год, Томск), "Современная гимназия. Инициативная организация образовательного пространства" (2 части, 2005, Томск)
- Определенность перспектив продолжения работ, обоснование их необходимости С 2004 году Программа включена в областную экспериментальную программу по введению профильного обучения в Томской области. Совместно с ОГУ "Региональный центр развития образования" происходит дальнейшее развитие сетевых форм организации предпрофильной подготовки в системе школьного образования области.
- Сформированность ресурсной базы Создана сеть партнерства, которая обеспечивает материальные, финансовые, информационные, экспертно-консультационные ресурсы осуществления программы.
- Наличие специалистов необходимого профессионального уровня В программах повышения квалификации сформирована группа педагогов (экспертов и консультантов) школ города и области, координацию работы со школами области проводят сотрудники ОГУ "Региональный центр развития образования".
- Каждое направление программы, представляющее определенную сферу деятельности, обеспечено специалистами различных организаций и предприятий города и области - консультантами и экспертами.
ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ОСНОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ГУМАНИТАРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ.
- В 1995 г. на базе школы №77 была открыта первая городская экспериментальная педагогическая площадка по проблемам инновационной организации образовательного процесса в условиях разноуровневого обучения.
- Организационно-управленческие и нормативно-правовые результаты этой работы стали основой для развития с 1998 г. сети экспериментальных площадок в муниципальной образовательной системе г. Северска. Присвоение по итогам ЭПП нового статуса - Центра образования (с 1998 г.) определяло ведущую роль школы в городской системе образования по проблемам проектно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов, методик и технологий развития образовательной инициативы, условий развития школьной практики.
- Опыт жизни школы в условиях интеграции процессов функционирования и развития позволил школе стать активным членом Томской региональной общественной организации "Ассоциация инновационного образования". Представители школы участвовали в выработке решений проблем экспертизы и оценки деятельности инновационных школ, влияния на муниципальную и региональную образовательную политику, оформления тьюторского подхода в школьном образовании в рамках исследовательской программы "Открытое образование и региональное развитие".
- Содержательные результаты ЭПП сформировали важное инновационное направление в муниципальной образовательной программе, получившее широкое и массовое распространение в школах Северска и Томской области. С 1999-2000 гг. Северская гимназия проводит научно-методическую работу в городе и области.
- Прежде всего, это получило выражение в том, что с 1999-2000 гг. Северская гимназия разрабатывает и реализует общегородскую программу сопровождения молодежных образовательных инициатив. В этой программе решаются педагогические задачи, которые не могут в полной мере осуществиться в традиционной системе школьной практики: освоение проектной, исследовательской деятельности учащимися, развития образовательных интересов и инициативы как основы становления деловой культуры, видения перспектив и образа будущего.
- В рамках программы сформировался широкий круг социально-педагогического партнерства по реализации образовательной практики открытого типа. (Приложение 1).
- Общегородская программа реализуется в единстве двух форм:
- системы и технологии образовательного сопровождения, подготовки и проведения ежегодного Открытого городского молодёжного форума "Новое поколение горожан: кадровый резерв XXI века".
- и системы повышения квалификации для руководителей и педагогов по проблемам технологий гуманитарного сопровождения детских творческих работ, развития проектно-исследовательской культуры деятельности.
- Наряду с этим решается важная проблема социально-культурной открытости в условиях малого закрытого города. В городском сообществе Форум выполняет важную стратегическую задачу - задачу становления нового поколения горожан и кадрового потенциала города, создает молодежное сообщество, несущее на себе значимый и привлекательный образ жизни, связанный с ценностью Образования, Своего Дела и Ответственности за результаты этого дела.
- В 2001-2002 гг. школа представляла свои наработки на Международной образовательной выставке "УЧСИБ" (г. Новосибирск), где образовательная программа и технология были отмечены дипломами и Малой золотой медалью.
- В 2002-03 гг. в эту образовательную программу были включены около 1200 детей и 300 педагогов из 40 школ и образовательных учреждений г. Северска, Томска, Томской области и регионов Сибири, которые представили около 300 работ. В 2004-05 уч.г. в Форуме участвовало около 2000 чел. из 46 школ. Из них 325 творческих работ представили 1500 чел. Постепенно оформился круг школ-спутников, которые активно участвуют в общегородской программе, осваивают и разрабатывают новые подходы и технологии (Школы №80, 85, 88, №86, №87, 90, 197, сельские школы Томской области и др.; многие из них являются ЭПП, ведут инновационную деятельность). (Приложение № 2).
- В 2001 г. представленный школой проект повышения квалификации "Формирование программ гуманитарного сопровождения образовательной инициативы в системе развития школьной практики" получил 1 место в Региональном конкурсе. По итогам конкурса в 2001-2003 гг. Северская гимназия являлась базовой педагогической площадкой в Региональном проекте создания сетевой программы повышения квалификации в рамках Мегапроекта "Развитие образования в России (среднее образование)" осваивая культуру оформления и трансляции инновационного опыта в программах повышения квалификации. По завершению Мегапроекта в 2003 г. Северская гимназия получила статус базовой педагогической площадки НОЦ "Институт инноваций в образовании" Томского государственного университета (директор - д.пед.н., профессор Г.Н. Прозументова).
- На основе инновационной работы в школе сложились подходы к решению проблем индивидуализации, гуманитаризации и гуманизации школьной практики, разработаны методики и технология становления проектно-исследовательской позиции учащихся, педагогов, управленцев на принципах инициативной организации образовательного пространства школы, программные, дидактические и методические материалы, что послужило основанием для учреждения статуса гимназии в 2002 г.
- Инициативная организация образовательного пространства - это определенная устойчивая форма, основанная на работе с образовательной инициативой учащихся при освоении проектно-исследовательской деятельности.
- Специфика инициативной модели организации образовательного пространства состоит в том, что освоение проективной культуры деятельности может начинаться только с принятия реальной позиции проектирования и ответственности за осуществление проекта. Основными инструментами образовательной деятельности становятся рефлексивная и позиционная организация коммуникации, экспертные способы оценки результатов и перспектив проектной деятельности.
- Анализ использования понятия "образовательная инициатива" в литературе и практике показал, что оно используется в нескольких содержательных контекстах, но практически в одной функции - как указание на источник и механизм развития сферы образования в направлении реализации принципа открытости.
- В социальном плане общественная образовательная инициатива рассматривается как механизм преодоления отчуждения общества от образования и закрытости школы от процессов, происходящих в обществе, культуре, гуманитарных практиках. Принципиальная вариативность общественных образовательных инициатив создает реальный источник разнообразия и вариативности школьных практик. Вариативный потенциал инициатив связан с различными типами общественности, которая начинает участвовать в развитии образования через формирование общественно-государственных форм управления развитием образования;
- В инновационно-педагогическом контексте культурно-образовательная инициатива рассматривается как механизм перерастания школы из учреждения в социальный и культурный институт особого рода: практику развития концептуальных педагогических идей, форм школьной организации, принципов управления и взаимодействия с социальной средой в контуре социального партнерства.
- В контексте ценности детского инициативного действия понятие образовательная инициатива отражает поиск открытых, пробных форм организации школьного пространства, позволяя обсуждать такие педагогические концепты и феномены как самостоятельность, пробно-продуктивное действие, смыслопорождение, поисковый подход в обучении, демократизация школьной жизни, школьный уклад, открытое действие взрослого и т.п.
- Таким образом, на этой основе инициативная организация образовательного пространства:
- во-первых, основывается на личном интересе, способствует его проявлению, развитию; это должно быть пространство инициации, выбора, свободы, осознания, выстраивания карты движения, перевода интереса в замысел проекта, исследования, авторского творения; пространство риска и проб, свободное от жёсткой критики, наполненное конструктивизмом;
- во-вторых, это место освоения разных культурных способов деятельности; приобретения методологической культуры и предметной грамотности в области исследовательской, проектной, авторской культуры; освоения командных способов деятельности. Это позволяет не останавливаться на первоначальном интересе, который ничем не подкреплён, имеет тенденцию вскоре затухать, а развивать его, превращая в деятельность - реальный проект, исследование, авторское произведение; это возможность самореализации, самопрезентации на культурном языке, т.е. языке доступном другим;
- в-третьих, (по значимости, во-первых) - это пространство открывающее перспективы, создающее условия для формирования образа будущего через вхождение в различные социокультурные программы, в профессиональные и иные сообщества, проектирование собственного образовательного и социального движения.
- Работа с образовательной инициативой строится на основе соорганизации трех аспектов содержания образования: культурно-нормативного, личностного и проективного. Основными инструментами образовательной деятельности становятся рефлексивная и позиционная организация коммуникации, экспертные способы оценки результатов и перспектив проектной деятельности.
- Инициативное образовательное пространство принципиально отличается от традиционного учебного школьного пространства:
Инициативное образовательное пространство Традиционное учебное пространство "инициативные группы" (в том числе и разновозрастные), "индивидуальные инициативы" "класс" как единица образовательного процесса в школьной организации "полипозиционность" в рамках партнерской, деловой, дискуссионной коммуникации "учебная" коммуникация в системе "учитель-ученик" "циклограмма" осуществления "культурных проб": проектной, исследовательской, авторской деятельности (идея - замысел - реализация - презентация - экспертиза результатов) "учебный план", "расписание", осуществления учебной деятельности "экспертное обсуждение", "консультативное сопровождение" "экспертная оценка" "оценка-отметка" "отчет" - На такой основе возможны индивидуализация образования, осуществление стратегии и тактики создания ситуаций успешности, включенности учащихся в разработку детско-взрослых социально и личностно значимых проектов, становление ценностных установок, обеспечивающих мобильность и ответственность в открытых системах социального и делового партнерства.
- Программа развития гимназического образования, разработанная в 2002 г., направлена на развитие педагогических способов и методик работы по поддержке и развитию образовательной инициативы детей, как основы гуманитаризации содержания гимназического образования. (Приложение № 3)
- В ходе решения задач Программы оформилась модель гимназического образования. Модель предполагает интеграцию различных типов образовательных ресурсов в проектировании инициативных образовательных пространств в системе школьной практики (урок - работа с классом - дополнительное образование).
- С 2005 года актуальной задачей становится разработка системы мониторинга компетентностных результатов и эффектов проектно-исследовательской деятельности школьников.
Открытый молодежный форум как региональное образовательное событие
- Проектно-исследовательская деятельность коллектива по созданию инициативного образовательного пространства осуществлялась в форме разработки практики и методики творческой конференции учащихся. На этой основе к 2003 году программа сопровождения образовательной инициативы оформилась как широкая сетевая программа, включившая учащихся, учителей Северска и Томской области, представителей городского сообщества и региона и переросла в статус региональной.
- Региональная программа сопровождения молодежных образовательных инициатив оформилась на основе системы деятельности по организации ежегодного Открытого городского молодежного форума "Новое поколение горожан: стратегический кадровый резерв XXI века" (первоначально - Городская творческая конференция учащихся), который проводится в течение шести лет (с 2000 г.) в ЗАТО Северск в апреле. (Приложения №№ 4, 5, 6)
- Инициаторами, организаторами и авторами образовательной программы и технологии проведения Форума выступила Северская гимназия. Первыми партнерами, организационно и содержательно поддержавшими идею, стали Детская художественная школа ЗАТО Северск, Методический кабинет Управления образования ЗАТО Северск. Традиционно поддерживают проведение Форума Администрация ЗАТО Северск, в том числе, Комитет по молодёжной политике, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, Управление образования. Последние три года активную и значимую поддержку оказывают подразделения Сибирского химического комбината - НИКИ и УСО (АБИР), Совет молодежи СХК.
- В Молодёжном Форуме принимают участие учащиеся практически всех общеобразовательных школ Северска, представители учреждений дополнительного образования; школьники и педагоги школ Томска, Томской, Кемеровской, Свердловской областей, студенты ВУЗов Северска и Томска, представители Администрации города, депутаты ГСНП, специалисты СХК, предприятий и организаций Северска и Томска.
- Председатель программного комитета, руководитель образовательной программы Форума - Якубовская Татьяна Владимировна (научный руководитель Северской гимназии).
- Сопредседатели оргкомитета Форума - Шуляева Светлана Петровна (директор Северской гимназии), Сидорова Елена Валерьевна (директор Детской художественной школы).
- Координаторы городского молодежного форума - Синькевич Светлана Викторовна, Мирошникова Ирина Сергеевна (зам. директора Северской гимназии), Харламова Инга Эдуардовна (методист МК Управления образования ).
- В рамках Программы создается особое образовательное пространство для молодёжи города: преодолевается ограниченность школьного ресурса по поддержке и развитию детско-взрослой образовательной инициативы, привлекаются внешние образовательные ресурсы. (см. Печатные издания о Форуме)
- Основными целями создания подобного образовательного пространства стали:
- обеспечение большей связи образования с реальными потребностями общества через освоение учащимися различных сфер деятельности современного общества, через становление современных компетенций;
- расширение возможностей для самоопределения и самовыражения учащихся и педагогов;
- освоение учащимися и педагогами современных перспективных типов деятельности: проектной, исследовательской, авторской;
- создание возможностей для выстраивания индивидуальной образовательной программы учащихся.
- Направления образовательной программы Молодёжного форума сформулированы в залоге перспективы, сценарности, видения будущего и представляют различные сферы современного общества: "Современный город: сценарии развития", "Наука: перспективы, возможности, границы", "Школа: контуры будущего", "Стилистика и дизайн: современные тенденции" и др. (Приложение № 7).
- Сложилась целостная система (годовой цикл) работы по поддержке и развитию образовательной инициативы ребят, завершающим этапом которой является Молодёжный форум (Приложение № 8)
- Первым и вторым этапами являются школьные "Ярмарки идей", результаты которых выносят на обсуждение на городской "Фестиваль идей". Это этапы инициации, порождения и поддержки первоначального интереса, создания условий для перевода его в идею и замысел творческой работы, в инициативное действие.
- Третий этап - "Тематические консультации и методологические семинары" - развитие культуры деятельности, овладения методологической грамотностью для осуществления замысла творческой работы, овладения исследовательскими, проектными, авторскими способами деятельности; углубления знаний по тематике творческой работы.
- Четвертый этап - "Предварительная защита". В плане развития культуры презентации своих результатов, умения представить свою работу аудитории, найти адекватный по содержанию и интересный по форме способ защиты результатов, соответствующий тематике секции, учитывающий интересы присутствующих на секции участников.
- Пятый этап - "Открытый городской молодёжный форум". Событие, с одной стороны завершающее годовой цикл работы. Это - место и время представления и экспертного обсуждения результатов творческих работ. А с другой стороны - это возможность задать новые перспективы собственному образовательному поиску и движению.
- Все этапы подготовки и проведения молодёжного форума основаны на принципах поддержки инициативного действия: личного интереса, освоения новых способов деятельности, видения перспектив своей деятельности. На развитие этих источников активности, на становление устойчивой образовательной инициативы направлены выработанные критерии экспертной оценки творческой деятельности детей. (Приложение № 8)
- Молодёжный форум породил в городе широкое движение в школах по инициации, разработке и осуществлению ребятами своих проектов и исследований.
- Важным, является то, что вокруг Молодёжного форума и непосредственно на нём выстроена специальная работа с педагогами, с теми, кто работает с молодёжью. (Приложение № 9) Педагог становится партнёром, координатором, членом команды; он учится создавать условия для проявления и поддержки инициативы, собственных интересов ребят; сам осваивает проектное, исследовательское мышление; задумывается о том, как работать на перспективу; на развитие образа собственного будущего у молодого человека. Причём, и сам педагог осваивает эти новые для себя компетенции в режиме реальной деятельности, участвуя со своими ребятами в Молодёжном форуме в качестве руководителя проекта или исследования; анализируя свою деятельность и деятельность ребят, те изменения, которые с ними происходят. (Приложение № 10)
Интеграция внешних ресурсов в системе дополнительного образования в программе гуманитарного сопровождения образовательной инициативы
- Систематический анализ опыта работы по сопровождению образовательной инициативы учащихся позволил накапливать знания о специфике и изменениях педагогических подходов. Эти знания нашли свое воплощение в специфике организации системы дополнительного образования, созданной в Северской гимназии.
- Выход за рамки школьных предметов при осуществлении исследований и проектов, появление исследований и проектов, выходящих на проблематику школы, города, привлечение городских специалистов в качестве экспертов на защите творческих работ - важный ресурс формирования открытого инициативного образовательного пространства школы.
- Необходимо выстраивать тесные и плодотворные связи с партнёрами, консультантами, экспертами, которые могут обеспечивать поддержку и сопровождение творческих работ детей в рамках определенных содержательных направлений. Наряду с этим, важно выстраивать перспективы участия детей во внешних событиях от городского и регионального до всероссийского уровней. Такая работа носит систематический характер и требует соответствующих организационных условий.
- Для решения этих проблем разработана особая модель организации дополнительного образования, ориентированная на поддержку образовательной инициативы учащихся - модель школы-лаборатории. (Приложение № 11)
- Школа-лаборатория дополнительного образования организуется в ориентации на определенную сферу современной деятельности (например, "Современная межкультурная коммуникация", "Современный город: сценарии развития", "Стилистика и дизайн" и т.п.). Это обеспечивает широкие возможности развития образовательной инициативы, а именно:
- включенность интересов детей во внешние общекультурные программы,
- консультационное сопровождение и развитие замысла детской работы со стороны специалистов,
- профессиональную экспертную оценку результатов и определение перспектив проектной, исследовательской, авторской работы учащихся,
- индивидуальный подбор спецкурсов и занятий, необходимых для осуществления замысла творческой работы (проекта, исследования, авторской работы)
- Разработаны модели и технология индивидуального выбора спецкурсов, система оценки результатов дополнительного образования, система оплаты услуг дополнительного образования. Решение задачи совершенствования системы выбора и организации услуг дополнительного образования осуществлялось на основе применения принципов маркетингового подхода к организации образовательных услуг.
- Одним из наиболее перспективных направлений развития системы дополнительного образования является переосмысление ее задач в рамках проблемы предпрофильного образования и решения задач профильного обучения
- Основными целями предпрофильного обучения в этой системе являются:
- обеспечить возможность образовательных, социальных и профессиональных проб в перспективных сферах деятельности современного общества;
- участие молодежи в проектировании качества своего будущего.
- Подобная система сможет решать задачи, лежащие в русле принципов гуманитарного сопровождения образовательной инициативы:
- создать возможности для самовыражения и самореализации молодёжи в индивидуализированных формах образования;
- обеспечить двунаправленный процесс профилизации образования: через углубленную подготовку в предметной области и освоение современных типов деятельности (проективных, исследовательских, авторских);
- обеспечить методологическую направленность предпрофильного образования;
- Таким образом, система дополнительного образования обеспечивает взаимодействие школы и образовательных возможностей внешней среды за счет следующих механизмов:
- школы-лаборатории, как структурные единицы пред- и профильного образования, призваны организовывать сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся, обеспечивать работу спецкурсов, простраивать взаимодействие школы с "внешней средой", улавливать и исследовать образовательные и социальные эффекты деятельности школы;
- организация образовательных пространств Молодежного форума на основании принципов построения полипозиционной, партнерской, рефлексивной коммуникации;
- формирование системы платных образовательных услуг, удовлетворяющей образовательные запросы учащихся и родителей и создающей условия для выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Система повышения квалификации как условие воспроизводства и развития региональной программы сопровождения образовательных инициатив
- Важнейшим направлением является разработка системы повышения квалификации для воспроизводства опыта работы с образовательной инициативой. Разработана программа ПК "Формирование гуманитарных программ сопровождения образовательной инициативы в системе развития школьной практики", ставшая победителем Регионального конкурса на разработку программ повышения квалификации Мегапроекта "Развитие образования в России (среднее образование)" Института Открытое общество (Фонд Сороса) - 2001 - 2003 гг.
- В этой программе нашел отражение и развитие сложившийся опыт работы школы по проблемам педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельности детей. С 1999 года разработана и осуществляется городская система семинаров, в которых принимали участия педагоги школ Северска, включившиеся в подготовку творческих работ на детскую конференцию. Результаты работы семинаров привели к тому, что с 1999 года творческая конференция учащихся Центра образования (школы №77) перерастает в Городскую творческую конференцию учащихся.
- Благодаря работе школы в создании региональной сетевой программы повышения квалификации существующий опыт был переосмыслен и оформлен в образовательные программы повышения квалификации (Приложение № 12) Система повышения квалификации оформилась по программам, разработанным в рамках регионального сетевого проекта ПК: "Технологии инициативной организации образования" и "Программы гуманитарного сопровождения образовательной инициативы".
- Был оформлен, прошел экспертное обсуждение и апробацию годовой цикл проектно-исследовательских, аналитических, модельных педагогических семинаров:
- для педагогов-руководителей творческих работ учащихся
- (проектных, исследовательских работ, авторских произведений),
- для педагогов-экспертов и консультантов творческой деятельности учащихся,
- для организаторов инициативного образовательного пространства в школе
- Основными целями программ ПК Северской гимназии стали:
- проектные цели - способствовать формированию системы условий развития школьной практики, обеспечить выявление и употребление ресурсов развития школьной практики на основе формирования профессиональной управленческой и педагогической компетентности в области программ и технологий гуманитарного сопровождения (поддержки и развития) образовательных инициатив;
- исследовательские цели - анализ качественных преобразований и эффектов влияния образовательных инициатив на изменения в управлении, педагогической деятельности, и т.д.; соорганизация проектно-исследовательских разработок в области технологий поддержки и развития образовательных инициатив.
- Урок как инициативное образовательное пространство
- Методики активных форм обучения на уроке.
- Методики развития методологической культуры проектно-исследовательской деятельности.
- Методики развития культуры представления результата на уроке.
- Анализ гуманитарных эффектов и результатов работы с образовательной инициативой на уроке:
- подходы к анализу и самоанализу урока
- особенности организации мониторинга компетенций учащихся
- Организация сопровождения творческих работ по предмету.
- Дополнительное образование как инициативное образовательное пространство
- Особенности организации коммуникативной среды сопровождения образовательной инициативы.
- Разработка моделей и сценариев образовательных событий.
- Сопровождение творческой работы учащегося:
- методики поиска, оценки и выбора идей проектно-исследовательских работ
- методики развития замысла творческой работы
- методики развития методологической культуры деятельности
- методики развития культуры представления и экспертизы результатов проектно-исследовательской деятельности
- Анализ гуманитарных эффектов и результатов инициативной организации дополнительного образования.
- Работа с классом и воспитательная система школы как инициативное образовательное пространство
- Методики проявления образовательной инициативы классных коллективов
- Методики развития культуры деятельности (проектной, исследовательской, авторской)
- Методики развития культуры представления результата
- Анализ гуманитарных эффектов и результатов инициативной организации воспитательного пространства в школе.
- Управление изменениями в образовании.
- Проектирование инициативных образовательных пространств: анализ ресурсов школьной практики
- Содержание образования и принципы инициативной организации образования
- Проблемы и условия соорганизации инициативных и академических пространств школьной практики.
- При разработке программ ПК учитывается, что основным источником инициативы заказчика к участию в программе ПК (то есть, основой образовательной инициативы заказчика) является видение и понимание перспектив (проектные перспективы), которые открывает данная программа ПК (как в собственно содержательном плане, так и в плане способов обучения, возможности карьерных движений и т.п.).
- Именно анализ и понимание проектных перспектив, возможностей проявляет личный интерес (инициирует, формулирует, катализирует) и обращает потенциального заказчика к необходимости серьезно обсуждать вопрос о тех новых культурных способах деятельности, которые предлагает та или иная образовательная программа.
- Программы повышения квалификации осуществляются не только как обучение уже оформленным методам и технологиям, но и обеспечивают включение заказчиков ПК в процессы разработки новых содержания, форм, технологий преобразования образовательных практик (в качестве соразработчиков).
- Таким образом, основные механизмы реализации данного проекта ПК - деятельностная включенность заказчиков ПК в процессы:
- проектирования образовательных событий
- исследования качественных преобразований и эффектов влияния образовательных инициатив на изменения:
- в управленческой деятельности
- в педагогической деятельности
- в содержании образования
- в организации уклада школьной жизни
- в изменении статуса ОУ в социальном и культурном пространстве города, региона.
- В связи с этим, программы сессий ПК строятся на взаимосвязи "взрослых" и "детских" событий (см. Приложение №12. Линия ПК погружена в события региональной программы сопровождения образовательных инициатив, которые рассматриваются как модельные. То есть, являются для участников ПК материалом и основанием для опытного освоения, рефлексии, обсуждения технологических и методических подходов и действий. На этой основе происходит формирование индивидуальных исследовательских и проектных направлений развития профессиональных компетенций участников ПК.
- На этих принципах гимназией были организованы учебные сессии ПК, в которых участники включены в модельные события Молодежного форума:
- 2002 г.: "Проектирование инициативных образовательных пространств в системе школьной практики (урок-класс-дополнительное образование)".
- 2003 г.: "Проблемы гуманитаризации современного образования: принципы, компетентности, содержание".
- 2002-2003гг. цикл семинаров по теме "Технология инициативной организации образования":
- проблема возникновения идеи творческих работ учащихся (октябрь),
- проблема экспертизы творческих работ учащихся (январь),
- анализ гуманитарных эффектов и результатов (апрель).
- За 2002-03 уч.г. удостоверения о повышении квалификации по программе "Технологии инициативной организации образования" получили 22 педагога Северской гимназии, 14 педагогов школ-спутников. На период 2003-04, 2004-05 уч.гг. оформилась городская группа педагогов (15 педагогов из 8 школ города - школа № 88, 85, 86 и др.), которые повышают квалификацию в качестве экспертов и консультантов проектно-исследовательской деятельности, участвуя в цикле событий общегородской программы. (Приложения №№ 13,14).
- В апреле 2005 г. в ЗАТО Северск состоялся VI Открытый Городской
- молодёжный форум "Новое поколение горожан: кадровый резерв XXI века".
- Традиционно наряду с молодежным образовательным событием пройдет региональная научно-практическая конференция "Предпрофильное образование и детско-взрослая образовательная инициатива", на которой состоялось обсуждение следующих вопросов:
- Проблемы и задачи предпрофильного образования в современной школе.
- Подходы и опыт организации предпрофильного образования в школе.
- В рамках НПК ежегодно Северской гимназией организуются учебная сессия - семинар повышения квалификации "Программа и технология гуманитарного сопровождения образовательной инициативы".
СВЕДЕНИЯ О СЕВЕРСКОЙ ГИМНАЗИИ И КОЛЛЕКТИВЕ РАЗРАБОТЧИКОВ
Северская гимназия - это история и результаты инновационной проектно-исследовательской деятельности по теме "Образовательная инициатива как ресурс развития школьной практики". - История и результаты деятельности Северской гимназии отражают позицию школы, как одного из активных субъектов формирования экспериментального и инновационного пространства в муниципальной и региональной образовательных системах г. Северска и Томской области:
- Первая экспериментальная педагогическая площадка (ЭПП) Северска - 1995-98 гг.
- Член Томской региональной общественной организации "Ассоциация инновационного образования" - с 1997 г.
- Центр образования (школа №77) г. Северска (по итогам ЭПП) - 1998-2002 гг.
- Инициатор, разработчик и организатор ежегодного регионального образовательного события - Открытый городской молодежный форум "Новое поколение горожан: стратегический кадровый резерв ХХI века" - с 1999 г.
- Победитель (1-е место) Регионального конкурса и участник регионального проекта создания сетевых программ повышения квалификации в рамках Мегапроекта "Развитие образования в России (среднее образование)" Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - 2001 - 2003 гг. (Томская область)
- Первая гимназия г. Северска - с 2002 г. экспериментальная площадка Российской академии образования "Разработка системы непрерывного образования в условиях наукограда" (на базе ОУ г. Северска) - с 2005 г.
- Инновационные программы, проекты и технология создания инициативных образовательных пространств направлены на развитие системы школьной практики в соответствии с принципами открытости, индивидуализации и гуманитаризации образования:
- Региональная программа (годовой цикл) гуманитарного сопровождения образовательной инициативы и представление проектно-исследовательских результатов на ежегодном Открытом городском молодежном форуме "Новое поколение горожан: стратегический кадровый резерв ХХI века" - с 1999 г.
- Проект "Школа-лаборатория как организационная единица дополнительного образования" в рамках задач развития открытости образования, предпрофильного образования и профильного обучения - с 2001 г.
- Проект "Центр раннего развития" на материале педагогики Монтессори - с 2001 г.
- Программа развития гимназического образования (2002-2007 гг.) Межмуниципальный проект "Организация гуманитарного сопровождения образовательных инициатив в процессах профилизации школьного образования (урок-работа с классом - дополнительное образование)"
- Система (годовой цикл) семинаров повышения квалификации для школ города и региона по программам "Технологии инициативной организации образования" и "Разработка программ гуманитарного сопровождения образовательной инициативы" - с 2002 г., объединяющий следующие профессионально-творческие группы
- педагогов-руководителей творческих работ учащихся (проектных, исследовательских работ, авторских произведений),
- педагогов - экспертов и консультантов творческой деятельности учащихся,
- организаторов инициативного образовательного пространства в школе и школьных координаторов общегородской программы сопровождения молодежных образовательных инициатив,
- экспертов творческих работ учащихся,
- субъектов молодежной политики.
- Проектно-исследовательские лаборатории "Урок", "Класс", "Дополнительное образование", объединяющие педагогов Северской гимназии - с 2002 г. Программа ПК для ОУ области "Проектирование инициативных образовательных пространств в системе школьной практики (урок - воспитательная система - дополнительное образование)" на базе ОГУ "Региональный центр развития образования" (Томск) - с 2005 г.
- Презентация потенциала, опыта и результатов инновационной деятельности Северской гимназии охватывает разные уровни и аспекты (2002-2005 гг.):
- представление и обмен опытом в международных, всероссийских и региональных событиях: программах, конференциях, стажировках, выставках, семинарах,
- Международная конференция Института "Открытое общество" (Фонда Сороса) "Открытое образование для открытого общества: стратегии инновационного управления и развития" и выставка "Открытое образование для открытого общества: инновационный ресурс образования" (14-16 ноября 2002 г. г. Томск.) (5 выступлений на секциях, экспертная работа, организация педагогической гостиной "Инициативные формы образования", 4 программы ПК)
- Международная стажировка (28.09-6.11.2002г., США) и Международный семинар "Гражданское образование: региональные подходы и международные перспективы" (12 марта 2003 г., ТГПУ, ИО СДВиС РАО) по российско-американской программе "Партнерство в образовании" (1 педагог, участие в семинарах с представлением опыта организации городского молодежного форума в офисах Американского Совета (Вашингтон) и в университете г. Пембрук (Сев. Каролина); 2 выступления педагогов, 3 выступления учащихся на англ. языке по презентации проектов на семинаре)
- Всероссийские конференции "Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах" (23-26 апреля 2003 г.,2005 г. Красноярск) и Тьюторская конференция "Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства" (6-7 мая 2003 г.,2005 г., г. Томск) (7 педагогов-участников, 4 выступления на секциях; 2 выступления на пленарных заседаниях, 3 на симпозиумах, в секциях))
- Региональная научно-практическая конференция "Проблемы гуманитаризации современного образования: принципы и подходы" (9-11 апреля 2005 г., г. Северск) (организация работы секций, выступления, аналитическая и экспертная работа в образовательных событиях Молодежного форума).
- Северский инновационный форум "Инновации: экономика, образование, технологии" (14-18 ноября 2005 г., г. Северск)
- включенность педагогов гимназии и команд учащихся в образовательные программы и события муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней
- в Открытом городском молодежном форуме "Новое поколение горожан: кадровый резерв XXI века" (12-14 апреля 2005 г., г. Северск) 42 педагога и 300 учащихся Северской гимназии представили 95 творческих работ, 24 из них отмечены высшей наградой Форума - дипломом Гран-При.
- В Сибирской молодежной ассамблее "Возможности поколения и индивидуальные шансы" ( 2004, 2005 г.г., г. Томск) персональное лидерство, командное первенство - учащиеся Северской гимназии.
- в региональном конкурсе-олимпиаде по основам потребительских знаний (1 место) (апрель 2003г., г. Томск, март 2004 г.)
- Дипломы Монтерейского университета (штат Калифорния, США) в международной конференции по нераспространению ядерного оружия - 2004, 205 годы - учащиеся выпускных классов Северской гимназии.
- 5 призовых мест в IX городской олимпиаде для учащихся школ развивающих практик (2005 год, г. Томск)
- публикация опыта инновационной работы и результатов исследований в научно-педагогических сборниках, коллективных монографиях, статьях
- представленность деятельности в школьных молодежных СМИ, в местном сообществе через городские, областные СМИ (радио, телевидение, прессу), в публикациях в центральной прессе ("Первое сентября" (17.05.2003)).
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
- Подходы, принципы, методики организации программы гуманитарного сопровождения образовательной инициативы разрабатываются на базе деятельности коллектива МОУ "Северская гимназия" (до 2002 года - школа №77) с 1998 года в рамках тьюторской исследовательской программы "Открытое образование и региональное развитие". Разработка программы основывается на идеях и принципах культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, психологии развития (теории пробно-продуктивного действия) Б.Д. Эльконина, гуманитарно-технологического подхода СМД-философии и методологии. Важным контекстом разработки программы гуманитарного сопровождения стал вопрос о природе результатов образования, который в мировой практике связан с компетентностным подходом.
Коллектив разработчиков:
- Руководители школ-лабораторий дополнительного образования Северской гимназии
- Ковалева Ольга Ивановна
- Кручинина Кира Юрьевна
- Сеина Александра Михайловна
- Гурова Наталья Викторовна
- Куренкова Виктория Александровна
- Заместители директора по УВР Северской гимназии
- Матвеева Зоя Николаевна
- Губина Елена Владимировна
- Ермакова Людмила Николаевна
- Карпенко Светлана Станиславовна
- Директор Детской художественной школы г.Северска
- Сидорова Елена Валерьевна