Одаренные дети

14.10.2022

ПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
СЕВЕРСКОЙ ГИМНАЗИИ

Программа позволяет учителям начальной школы вести работу с одаренными детьми на этапах ЦРР и начальной школы.
Цель: создать условия для реализации в работе с детьми принципа индивидуализации, обеспечить педагогическую подготовку детей, необходимую для стимулирования и развития их потенциальных творческих возможностей.
Условия реализации: подготовить план работы с детьми, материалы для учителей об одаренных детях, материалы для проведения олимпиад, подготовить психологические материалы в помощь родителям одарённых детей.
Анализируя работу начальной школы гимназии за последние годы, учителя пришли к выводу, что в работе с одаренными детьми у нас был существенный пробел. Заключается он в следующем: активно работать с такими детьми начинали с 3-4 класса при подготовке к районным, областным олимпиадам, конференциям. И надо было приложить значительные усилия, чтобы привести в систему знания ученика. Занятия с сильными проводились на спецкурсах или после уроков, что увеличивало нагрузку на учеников. Практика подтверждает, что если ученик одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности: на олимпиадах ребята добиваются хороших результатов по нескольким предметам. Подготовка по нескольким предметам также усиливает учебную нагрузку на ребёнка.
Сначала мы уточнили, что для нас означает понятие "одаренный ребёнок"
    В определении "одарённости" мы исходим из существующей в мировой педагогической практики концептуальной модели одаренности. Это одна из наиболее популярных теоретических моделей одаренности , она разработанна американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин "одаренность" на "потенциал".
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче гимназии. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в гимназии достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Поэтому мы выделили приемлемые для начальной школы направления работы с одарёнными детьми

Наиболее верным будет следующий педагогический путь:
  • на ранних возрастных этапах (начиная с первого класса) одаренность следует рассматривать и развивать как общую, универсальную способность, причём диагностику можно начинать в ЦРР (Центр раннего развития)
  • на следующих возрастных этапах общая способность должна приобретать специфические черты и определенную предметную направленность
Много лет существует в гимназии ЦРР. Большая часть детей, проходящий здесь подготовку, поступает к нам в первый класс. Одной из главных задач учителя на этом этапе будет- увидеть общие, универсальные способности малышей. В этом значительную помощь должен оказать психолог, определяя, что относится к свойствам возраста и является переходящим, и что в дальнейшем может развиться. Психолого-педагогическое сопровождение должно продолжаться и на первой ступени обучения.
Для одаренных детей творческая деятельность имеет большое значение. Основным характерным качеством таких ребят является воображение. Нестандартные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычное рассмотрение проблемы- все это является результатом воображения. Такие дети - особая забота учителей. Для того, чтобы работа с одаренными детьми не была эпизодической, а складывалась в определенную систему, психологическая служба гимназии должны проводить диагностику продвижения учащихся в отдельных направлениях.
Исходя из вышесказанного выстраивается план работы с учащихсяся , в него входят традиционные мероприятия, проводимые в начальной школе(см.полный документ (doc-rar)).
Успехи учителей и учеников начальной школы в городских, РО олимпиадах указывают именно на усиление этой работы. В 2006-2007г. был составлен план работы учителей МО начальной школы с сильными учениками, который включал следующие пункты:
  1. Выявление уч-ся сильных по предметам в начале года (сентябрь) на классных олимпиадах.
  2. Привлечение сильных учеников к участию в школьных олимпиадах, городских олимпиадах и марафонах, "Кенгуру", "Медвежонок".
  3. Вовлечение сильных учеников в классные кружки.
  4. Методическая помощь учителям в организации кружковой работы, пополнение банка заданий повышенной сложности.
  5. Организация интеллектуальной игры "Олимпионик" с использованием групповых форм работы (карусель, работа в команде по решению одной практической задачи).
  6. Подбор заданий повышенной сложности для домашнего решения с привлечением родителей ( заочный тур) и очные туры ( 1раз в 2 недели) в течение октября-ноября.
  7. Проведение ряда очных туров "Олимпионик" для выявления уч-ся со стабильными успехами по предметам. Выявление 5 лучших учеников по параллелям и по классам.
  8. Создание условий сильным уч-ся для подготовки и участия в олимпиадах:
    • нормирование домашней работы с целью предупреждения перегрузки уч-ся,
    • привлечения родителей для оказания поддержки олимпиадному движению гимназии (транспорт, оказание посильной помощи в подготовке)
  9. Индивидуальная помощь учителя ученикам в подготовке к олимпиадам.
  10. Привлечение психолога для работы с сильными учениками. Развитие умения работать в команде.
Хочу такой сайт

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».