14.10.2022
Классификация педагогических технологий
- Современное традиционное обучение
- Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
- Педагогика сотрудничества.
- Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
- Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека .
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
- Педагогические технологии дифференцированного и индивидуального обучения
- Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- Технологии уровневой дифференциации
- Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). .
- Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).
- Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
- Технология программированного обучения
- Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
- Групповые технологии.
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
- Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
- "Экология и диалектика" (Л.В.Тарасов).
- "Диалог культур" (В.С.Библер, С.Ю.Курганов).
- Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)
- Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).
- Частнопредметные педагогические технологии.
- Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев).
- Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)
- Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин).
- Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)
- Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
- Альтернативные технологии.
- Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).
- Технология свободного труда (С.Френе)
- Технология вероятностного образования (А.М.Лобок).
- Технология мастерских.
- Природосообразные технологии.
- Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир).
- Технология саморазвития (М. Монтессори)
- Технологии развивающего обучения.
- Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).
- Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
- Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
- Педагогические технологии авторских школ.
- Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде).
- Модель "Русская школа".
- Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский).
- Школа-парк (М.А.Балабан).
- Агрошкола А.А.Католикова.
- Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).
Информационно-компьютерные технологии
"Мультимедиа" означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др.
Средства мультимедиа позволяют:
- наглядно продемонстрировать новый материал (около 70% людей воспринимают информацию визуально);
- повысить уровень интереса, а, следовательно, повышается и уровень активности учащихся на уроке;
- увеличить объем изучаемого.
Позитивные факторы, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, следующие:
- Лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала.
- Мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний.
- Экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения
- Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения
Работа учащихся в классе может быть организована:
- фронтально - просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов,
- индивидуально - выполнение практических работ, решение задач,
- малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.
- В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:
- актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
- формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
- применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.
- Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:
- повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.
- возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере,
- организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества,
- повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,
- развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся,
- формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.
Существует несколько типов медиауроков с точки зрения используемых средств:
- Интернет
- CD-диски
- Программное обеспечение WINDOWS
- POWER POINT - программа для создания презентаций
Варианты использования возможностей сети ИНТЕРНЕТ:
- Во время урока можно найти новую информацию на сайтах образовательных сообществ.
- Во время урока можно организовать режим "прямого диалога" (например, участие в телемосте).
- Возможность показать образцы искусства на сайтах музеев или специальных порталах.
Варианты использования информации на CD- дисках:
- Специальные обучающие программы.
- Специальные контролирующие знания программы.
- Специальные развивающие программы.
Варианты использования программного обеспечения WINDOWS:
- Возможности текстового редактора (WORD).
- Возможности табличных редакторов (EXCEL, ACCESS).
- Возможности графических редакторов (PAINT).
- Возможности звуковых редакторов.
Возможности использования программы для создания презентаций POWER POINT:
- Возможно использование на любом этапе урока: этап введения нового материала, этап закрепления нового материала, этап контроля знаний.
- Возможно использование видеоматериала (цвет, форма и т.д.), текстового материала (схемы, графики, таблицы и т.д.).
- Возможность поэтапной демонстрации материала (порционное введение), использования динамических экранных эффектов (эффектов мультипликации).
Этапы подготовки медиаурока:
- Определите тип урока (обучающий урок, контролирующий, развивающий).
- Подготовьте детальный поурочный план урока.
- Подготовьте задания, вопросы.
- Выберите те этапы урока, которые наиболее эффективно могут быть представлены с помощью конкретных компьютерных медиасредств.
- Реализуйте выбранные медиафрагменты урока (особенно при использовании POWER POINT).
Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя. На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации.