ПРОГРАММА "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ"
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ГУМАНИТАРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ
(МБОУ "СЕВЕРСКАЯ ГИМНАЗИЯ")
Руководитель программы "Образовательный форсайт для старшеклассников" Якубовская Татьяна Владимировна,
разработчик направления "образовательный форсайт" в деятельности кафедры управления образованием факультета психологи Национального исследовательского Томского государственного университета, консультант Департамента по высшему профессиональному образованию
Администрации Томской области,
координатор Молодежного карьерного форума
Сибирского форума образования
Актуальность и основные проблемы.
В рамках модернизации образования особую актуальность приобретает проблематика компетентностного подхода в образовании. Особое внимание уделяется задаче развития проектно-исследовательских компетенций школьников, которые составляют основу формирования предпринимательской и инновационной культуры деятельности.В многолетнем опыте инновационной деятельности коллектива МБОУ "Северская гимназия" по развитию проектно-исследовательского опыта школьников на основе разработок, основанных на концепции и технологиях программы гуманитарного сопровождения образовательных инициатив (Приложение 8.1, 8.2, 5.1, 5.2, 5.3,5.4, 5.5), выявился блок концептуальных и методических вопросов, связанных с формированием образа будущего, самоопределения и профессиональной ориентации школьников, в том числе, ориентацией на перспективные научные и научно-технологические направления в выборе профессиональных сфер.На основе годового цикла образовательных событий (Приложение 5.1), который связан с программой Областного открытого молодежного форума "Новое поколение: кадровый ресурс XXI века" (Приложение 3.1, 3.1.1), постепенно расширялся спектр методов и форматов по освоению различных подходов к сценированию будущего. Основная цель состоит в создании достаточно надежных и аргументированных оснований для формирования контуров видения собственной образовательной траектории и профессионального самоопределения старшеклассников.Несколько лет (с 2007 года) в Северской гимназии разрабатывались новые пилотные форматы работы с видением будущего старшеклассников: это проекты "Школа карьерного дизайна" (Приложение 4.5), "Образовательный навигатор", "Школьный предпринимательский инкубатор" (Приложение 4.3), "Выставка научно-технического творчества" (Приложение 3.2), "Фестиваль юных дизайнеров" (Приложение 3.3), Форум "INFOrm - поток" (Приложение 3.4), Открытый научный чемпионат ( Приложение 3.5), проект "Молодежный кадровый ресурс" (Приложение 3.6), Конкурс "Новый Северский Зоопарк" (Приложение 3.7) и "Образовательный форсайт". В ходе анализа пилотных реализаций удалось выявить наиболее актуальную для дальнейшего развития инновационной деятельности гимназии область исследований.Выявилось, что на фоне широкого разнообразия в сфере общего образования действующих подходов и технологий все большую остроту приобретает вопрос о роли и значении прогнозных компетенций в структуре проектного опыта. Способность определять перспективность проектных разработок на основе формирования знания о будущем становится показателем предпринимательской и инновационной культуры мышления и деятельности. В связи с этим актуализируется вопрос об основаниях, подходах, технологиях и конкретных методиках и способах влияния на становление образа будущего, понимание реальных тенденций формирования будущего.Изучение мирового опыта показало, что проблемы введения знаний о будущем является одним из наиболее обсуждаемых в мировой практике образования детей и взрослых. В этом контексте одним из значимых современных мировых трендов становится направление "Foresight in Learning / Использование форсайта в обучении", направленное на введение в содержание современного школьного и университетского образования современных форсайт-исследований. При этом основная проблема видится в том, чтобы найти адекватные методы и технологии по использованию результатов современных форсайт-исследований и методов форсайта в решении задач развития инновационной культуры и соответствующих компетенций школьников и студентов.Актуальность направления "Foresight in Learning / Использование форсайта в обучении" для развития компетенций в области инновационной деятельности, инженерно-технических и научно-технологических сферах современной экономики охватывает как уровни школьного образования, так и уровни профессионального и высшего образования. Этот факт является принципиально важным в первую очередь для старшей школы, которая обеспечивает переход в область высшего образования.Для школьного образования использование форсайт-исследований предполагает решение одной из актуальных задач модернизации школьного образования - развитие физико-математического, инженерно-технического и естественнонаучного направлений, и главное - формирование нового стиля гуманитарного мышления инженеров и исследователей в эпоху технологических революций, способного к системным проективным, прогнозным, сценарным форматам знания и действия.Содержание, цели и задачи программы.
В основе инновационной программы "Образовательный форсайт для старшеклассников" МБОУ "Северская гимназия" - авторская социогуманитарная разработка "образовательный форсайт", которая позволяет реализовать принципиально новый подход к работе с образами будущего у старшеклассников, и способствует развитию инновационной культуры и форсайтного мышления молодежных сообществ. Данная технология популяризирует современные форсайт-исследования (foresight-study) и вводит знания о прогнозах и трендах научно-технологического развития общества в содержание школьного образования.Цель программы "образовательный форсайт для старшеклассников" - освоить базовые принципы форсайтного мышления и научиться создавать контуры образовательных сценариев с учетом влияния перспективных "прорывных технологий" на изменения в экономике, обществе, культуре и образовании. Это крайне важно для построения индивидуальных образовательных траекторий и профессионального самоопределения с точки зрения 20-летней перспективы.В результате программа позволяет двигаться в решении ряда актуальных современных задач модернизации школьного образования:- развитие физико-математического, инженерно-технического и естественнонаучного направлений, развитие мотивации старшеклассников к изучению предметов естественнонаучного и физико-математических циклов, развитию научно-технических и инженерно-технологических способностей,
- формированию нового стиля гуманитарного мышления старшеклассников в эпоху научно-технологических революций, способного к системным проективным, прогнозным, сценарным форматам знания и действия, основанным на анализе трендов научно-технологического развития,
- профессиональное самоопределение и профориентация старшеклассников в перспективных приоритетных направлениях научно-технологического развития региона и государства.,
- разработка инновационных социогуманитарных методов, направленных на создание образовательной среды, в которой формируются значимые ориентиры для построения индивидуальных образовательных траекторий и программ, определения контуров образовательных сценариев старшеклассников,
Технология "образовательный форсайт" разрабатывается и апробируется с 2010 г. авторским коллективом на базе инновационных разработок и программ педагогов и управленческой команды РВЦИ РЦРО МБОУ "Северская гимназия" с участием сотрудников и студентов Национального исследовательского Томского государственного университета, Регионального центра развития образования Томской области и Ресурсного центра образования ЗАТО Северск, а также при поддержке Департаменте по высшему профессиональному образованию Администрации Томской области.При разработке программы "образовательный форсайт" сформирован новый организационный формат образовательного события - "открытая лаборатория". Лабораторный формат позволяет участникам образовательного события понять, что нет готовых ответов "про будущее", необходимы совместные исследования и сценирование различных версий будущего. Важнее развивать в себе способность анализировать меняющиеся данные и сценировать версии, чем надеяться на готовые ответы "про будущее".Ядром работы открытой лаборатории являются образовательные события, организованные в виде переговорных площадок, проективных игр, экспертных обсуждений, дискуссий и дебатов, где в совместной командной работе, в переговорах между участниками и экспертами происходит постепенное понимание того, каким "может быть будущее" и что с этим можно делать, как влиять на его изменение. В результате участники лаборатории развивают опыт и компетенции, связанные с формированием образов будущего и проективных типов мышления и деятельности.Концепция "образовательного форсайта" тесно связана с сетевыми тьюторскими программами по работе с ресурсами Открытого образовательного пространства в Томской области - это программы, создающие образовательную среду для развития инновационной культуры и форсайтного мышления молодежных сообществ.Технологические особенности и опыт реализации программы.
В практическом плане основанием для разработки программы "образовательный форсайт" являются опыт осуществления сетевой программы социогуманитарного сопровождения образовательных инициатив, разработанной и реализуемой МБОУ "Северская гимназии" в Северске и области. Она включает в себя годовой цикл - пять этапов образовательных событий по сопровождению проектно-исследовательских работ школьников, а также технологии поддержки молодежных инновационных сообществ в формате "Школьный предпринимательский инкубатор" и работа в рамках регионального проекта "Молодежный кадровый ресурс Томской области" (совместно Департамент общего образования и Департамент по высшему профессиональному образованию Администрации Томской области).В 2012 - 2013 уч.году программа была реализована в рамках молодежной программы Карьерного форума XII Сибирского форума образования как событие для старшеклассников российского уровня - Всероссийский молодежный образовательный форум "Новое поколение - ресурс Будущего" по заказу государственной корпорации "Росатом" (Приложение 2.1, 2.2,2.3.,2.4.,2.5.1 2.5.2.2.5.3,2.5.4; 1) .Реализация программы "образовательный форсайт" строится в соответствии с годовым циклом сопровождения образовательных инициатив (Приложение 5.1). Одно из первых событий цикла - Открытый Фестиваль идей (ноябрь-декабрь) является стартовым событием программы (годового цикла) сопровождения проектной и исследовательской деятельности школьников, который завершается в марте-апреле в формате Областного Открытого молодежного форума "Новое поколение: кадровый ресурс XXI века" и Всероссийского молодёжного образовательного форума "Новое поколение - ресурсы Будущего" (в 2013 году - по заказу ГК "Росатом").Программа форума в марте 2013 года (Приложение 2.2) была построена на принципах командного взаимодействия старшеклассников с привлечением экспертного сообщества. Обсуждалась проблематика развития современных технологий и направлена на освоение школьниками и педагогами опыта форсайтного мышления, проектирования будущего, построения индивидуальных образовательных траекторий.В программе форума были запланированы экспертные сессии, компетентностные олимпиады, интеллектуальные дебаты, научные бои, Форум "INFOrm-поток'13", Конкурс робототехники и научно-технического творчества, Конкурс резидентов "Молодежный кадровый ресурс", , клубные форматы для вновь возникающих инициативных сообществ.Центральное место в программе форума в марте - работа Открытой лаборатории "Образовательный форсайт - 2030": лекции ученых "Мир технологий +20", деловые игры "Технологии и Общество +20", проектные сессии "Мое образование +20" (Приложение 2.3) . По этим направлениям работы с одаренной и талантливой молодежью состоятся курсы повышения квалификации для педагогов (Приложение 2.4) .Таким образом, участники Фестиваля идей (декабрь 2012 г.) (Приложение 4.1) получают возможность включиться в подготовку к образовательным событиям форумов, а именно обсудить с экспертами перспективы и значение своей идеи, развить первоначальный замысел своего проекта, исследования, авторского произведения в рамках экспертных сессий. Также участвовать в деловой форсайт-игре, в работе выставки робототехники и научно-технического творчества школьников, в обсуждении проектных идей "Нового Северского зоопарка", мероприятиях Школьного предпринимательского инкубатора и др.Особенности работы в 2013-2014 уч.году связаны с тем, что в ноябре 2013 года на Фестивале идей (Приложение 4.2) будет дан старт работы групп "образовательного форсайта" с задачей развития коммуникаций на английском языке. Планируется, во-первых, особая секция на английском, могут принять участие авторы работ из разных секций форума. В своем выступлении участники должны будут представить основное содержание своего проекта, исследования или авторской работы на английском языке, а также быть готовыми обсудить работу с экспертами форума. Во-вторых, для таких докладов вводится требование по использованию мировых источников на английском, и прежде всего, связанных с мировыми форсайт-исследованиями. На Фестивале идей на этой секции участники будут совместно проектировать форматы работы на английском языке в апреле 2014 года на итоговом событии - Открытом молодежном форуме "Новое поколение: кадровый резерв XXI века" и очередной сессии "Образовательного форсайта".Цель завершающего события годовой программы сопровождения образовательных инициатив - организация работы со старшеклассниками и педагогами в рамках социогуманитарной технологии "образовательный форсайт" для того, чтобы с учетом влияния перспективных "прорывных технологий" на изменения в экономике, обществе, культуре и образовании в перспективе 15-20 лет научиться строить индивидуальные образовательные траектории.На базе РВЦИ РЦРО МБОУ "Северская гимназия" разработаны концепция "образовательного форсайта" и сетевые тьюторские программы по работе с ресурсами Открытого образовательного пространства, создающие образовательную среду для развития инновационной культуры и форсайтного мышления молодежных сообществ:- Сетевая программа социогуманитарного сопровождения образовательных инициатив (годовой цикл программы - пять этапов образовательных событий).
- Технология поддержки образования молодежных инновационных сообществ (в т.ч. "Школьный предпринимательский инкубатор", "Молодежный кадровый ресурс Томской области")
"Образовательный форсайт" реализуется в формате "открытой лаборатории" по исследованию и сценированию версий будущего. Ядром являются образовательные события - переговорные площадки, проективные игры и др., которые оказывают влияние на становление образов будущего и проективных типов мышления и деятельности.Открытая лаборатория "Образовательный форсайт +20" - это:- Комплекс образовательных событий для организации открытой образовательной среды с целью формирования молодежных сообществ, способных к системным проективным, прогнозным, сценарным форматам мышления и действия.
- Знакомство с форсайтами, прогнозами, проблемами и перспективами развития современной науки и наукоемких технологий и их влияния на социально-экономические изменения и изменения в культуре и образовании.
- Сценирование версий образов будущего в условиях командного взаимодействия, привлечения экспертного сообщества (ученые, технологи, культурологи, представители инновационного бизнеса, власти, образования).
- Построение образовательных сценариев для формирования контуров индивидуальных образовательных траекторий и обоснованных личных профессиональных перспектив.
- Развитие Молодежного кадрового ресурса Томской области, создание молодежного кадрового ресурса в системе городов присутствия Госкорпорации Росатом.
- ПК для педагогов в режиме погружения и рефлексивно-аналитического осмысления образовательных событий и освоения образовательных технологий, развитие профессиональной компетентности педагогических кадров в использовании тьюторских технологий в работе с одаренной и талантливой молодежью.
Приложения
Раздел №1. Сетевые партнеры МБОУ "Северская гимназия"
Приложение № 1. Сетевые партнеры МБОУ "Северская гимназия" по организации программы "Образовательный форсайт" для старшеклассников"
в рамках Программы гуманитарного сопровождения образовательных инициатив
Раздел №2. Программа и технология "образовательный форсайт" в рамках Программы гуманитарного сопровождения образовательных инициатив.
Приложения:
2.1 Положение о Всероссийском образовательном форуме "Новое поколение - ресурс будущего" (март 2013 г.).
2.1.1 Презентация Всероссийский форум 2012
2.2 Программа Всероссийского образовательного форума "Новое поколение - ресурс будущего" (март 2013 г.).
2.3 Алгоритм работы по технологии "образовательный форсайт"
2.4 Программа повышения квалификации в рамках Всероссийского образовательного форума "Новое поколение - ресурс будущего" (март 2013 г.).
Подраздел 2.5 Мониторинг компетентностных результатов
Приложения:
2.5.1 Анкетирование участников программы в рамках всероссийского форума
2.5.2 Освещение форума в прессе
2.5.3 Газета по итогам форума
2.5.4 Кейс модератора программы образовательный форсайт в рамках форума
Раздел № 3. Положения и программы образовательных событий (2012 г., 2013 г.):
Приложения
3.1 Положение об Областном Открытом молодёжном Форуме "Новое поколение: кадровый резерв XXI века" ( 2013 г.).
3.1.1 Программа Открытого областного молодежного форума (2013 г.).
3.2 Положение о выставке научно-технического творчества
3.3 Положение о Фестивале юных дизайнеров "Пятый угол" (2012 г.). Программа.
3.4 Положение о Форуме "INFOrm-поток"
3.5 Положение об открытом научном чемпионате.
3.6 Положение "Молодежный кадровый ресурс Томской области"
3.7 Положение о конкурсе "Новый Северский зоопарк". Отчет о конкурсе.
Раздел № 4. Организация образовательных событий с использованием социогуманитарной технологии "образовательный форсайт".
Приложения:
4.1 Открытый Фестиваль идей в рамках Всероссийского молодёжного форума "Новое поколение - ресурс будущего"
региональной программы "Молодежный кадровый ресурс", 2012г.
4.2 Фестиваль идей как стартовое событие Областного Открытого молодежного форума "Новое поколение:
кадровый ресурс XXI века", Межрегионального Открытого молодёжного форума "Новое поколение! Управляй Будущим!" (март 2014 г.)
и региональной программы "Молодежный кадровый ресурс Томской области", 2013г.
4.3 Программа Школьного предпринимательского инкубатора
4.4 Программа сборов старшеклассников
4.5 Школа карьерного дизайна
Раздел № 5. Принципы, методики, технологии организации образовательных событий:
5.1.Этапы реализации образовательной программы гуманитарного сопровождения образовательной инициативы
5.2 Критерии экспертизы проектно-исследовательских работ
5.3 Программа деятельности руководителя проектно-исследовательских работы
5.4 Должностные обязанности ведущего направления программы гуманитарного сопровождения образовательной инициативы.
5.5 Циклограмма деятельности координатора образовательных событий на этапах подготовки и проведения Молодежного форума
Раздел № 6. Мониторинг результатов образовательных событий, в том числе с использованием технологии "образовательный форсайт"
Приложения:
6.1 Система мониторинга
6.2 Карта экспертизы молодежного форума
6.3 Анкета участника молодежного форума
6.4 Дневник участника сборов старшеклассников
6.5 Анкетирование участника сборов старшеклассников
6.6 Кейсы руководителей проектно-исследовательской деятельности
Раздел № 7. Программы повышения квалификации
Приложения:
7.1 ПК 1
7.2 ПК 2
7.3 ПК 3
7.4 ПК 4
7.5 ПК 5
Раздел №8
Приложение №8.1 Программа гуманитарного сопровождения образовательной инициативы: интеграция ресурсов открытого образования