14.10.2022
Конкурсный отбор образовательных организаций Томской области на присвоение статуса "Ресурсно-внедренческий центр инноваций"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Северская гимназия"
ПРОЕКТ
Создание Межмуниципального
образовательного центра по работе с одаренными
детьми ЗАТО Северск Томской области
"Тьюторский центр "Образовательный форсайт"
на базе МБОУ "Северская гимназия"
образовательного центра по работе с одаренными
детьми ЗАТО Северск Томской области
"Тьюторский центр "Образовательный форсайт"
на базе МБОУ "Северская гимназия"
Структура сетевого инновационного проекта
- Полное наименование образовательной организации, представляющей проект:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Северская гимназия". - Название, цель, задачи проекта с указанием сроков реализации со ссылкой на решение задач государственной политики в сфере образования.
Название проекта Создание Межмуниципального образовательного центра по работе с одаренными детьми ЗАТО Северск Томской области "Тьюторский центр "Образовательный форсайт" на базе Ресурсно-внедренческого центра инноваций РЦРО МБОУ "Северская гимназия" Цель Создание системной тьюторской практики, специализированной на осуществлении технологий социогуманитарного сопровождения образовательных инициатив, самоопределения и профессиональной ориентации школьников для развития проективных типов компетенций и определения контуров образа будущего инновационно ориентированных молодежных сообществ. Задачи государственной политики в сфере образования, на решение которых направлен проект Цитата из документа Задача проекта, направленная на решение задач государственной политики Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": "Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности". - Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;
"Планируются:
развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, создание центров поддержки одаренных детей…
…деятельность региональных образовательных учреждений будет соответствовать приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации). …
будут поддержаны региональные комплексные программы развития профессионального образования, предусматривающие:
достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития"
Государственная программа "Развития общего и дополнительного образования в Томской области на 2014-2020 г.г.- Задачи программы:
- Обновление и развитие кадрового потенциала общего и дополнительного образования
- Создание условий, направленных на удовлетворение потребностей населения ТО в развитии, самоопределении и социализации… Создание комплекса условий для эффективного выявления, сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи
- развитие физико-математического, инженерно-технического и естественнонаучного направлений в образовании школьников, развитие мотивации школьников к изучению предметов естественнонаучного и физико-математических циклов, развитие научно-технических и инженерно-технологических способностей;
- формирование нового стиля гуманитарного мышления школьников в эпоху научно-технологических революций, способного к системным проективным, прогнозным, сценарным форматам знания и действия, основанным на анализе трендов научно-технологического развития
- образовательное самоопределение и профориентация школьников и старшеклассников в перспективных приоритетных направлениях научно-технологического развития.
- разработка инновационных социогуманитарных методов, направленных на создание образовательной среды, в которой формируются значимые ориентиры для построения индивидуальных образовательных траекторий и программ, определения контуров образовательных сценариев школьников за счет организации сетевого взаимодействия учреждений науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, инновационных компаний
- повышение квалификации педагогов по направлению развития физико-математического, инженерно-технического и естественнонаучного направлений в образовании школьников, формированию прогнозных, сценарных и иных инновационных компетентностей школьников, новых инновационных способов организации профориентационной работы
Срок реализации (от 1 года до 5 лет) 3 года - Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;
- Краткое обоснование актуальности проекта (в т.ч. обоснование значимости для развития системы образования.
- В рамках модернизации образования актуальность приобретает проблематика компетентностного подхода в образовании. Особое внимание уделяется задаче развития проектно-исследовательских компетенций школьников, которые составляют основу формирования предпринимательской и инновационной культуры деятельности. С точки зрения данной задачи одаренность детей требует рассмотрения сквозь призму формирования компетенций, которые позволяют реализовать талант и особые способности в проектно-продуктивных формах и сформировать образ будущего в образовательном и профессиональном плане, который позволит ребенку включиться в деятельность сообществ, близких по стилю жизни и деятельности. Основная цель данных образовательных разработок состоит в том, чтобы найти подходы для выявления школьником достаточно надежных и аргументированных оснований для формирования контуров видения собственной образовательной траектории и профессионального самоопределения. В том числе, специально прорабатывались направления, связанные со спецификой региона, а именно, с вопросами ориентации школьников на перспективные научные и научно-технологические направления в выборе образования и профессиональных сфер.
- Исходные теоретические положения, краткое обоснование инновационности проекта (в т.ч. обоснование значимости инноваций для региональной системы образования.
- Изучение мирового опыта показало, что проблемы введения знаний о будущем является одним из наиболее обсуждаемых в мировой практике образования детей и взрослых. В этом контексте одним из значимых современных мировых трендов становится направление "Foresight in Learning / Использование форсайта в обучении", направленное на введение в содержание современного школьного и университетского образования современных форсайт-исследований. При этом основная проблема видится в том, чтобы найти адекватные методы и технологии по использованию результатов современных форсайт-исследований и методов форсайта в решении задач развития инновационной культуры и соответствующих компетенций школьников и студентов. Актуальность направления "Foresight in Learning / Использование форсайта в обучении" для развития компетенций в области инновационной деятельности, инженерно-технических и научно-технологических сферах современной экономики охватывает как уровни школьного образования, так и уровни профессионального и высшего образования. Этот факт является принципиально важным в первую очередь для старшей школы, которая обеспечивает переход в область высшего образования. Для школьного образования использование форсайт-исследований предполагает решение одной из актуальных задач модернизации школьного образования - развитие физико-математического, инженерно-технического и естественнонаучного направлений, и главное - формирование нового стиля гуманитарного мышления инженеров и исследователей в эпоху технологических революций, способного к системным проективным, прогнозным, сценарным форматам знания и действия.
- Таким образом, одним из ключевых инновационных решений в проекте Тьюторского центра МБОУ "Северская гимназия" становится авторская социогуманитарная разработка "образовательный форсайт", которая позволяет реализовать принципиально новый подход к работе с образами будущего у старшеклассников, и способствует развитию инновационной культуры и форсайтного мышления молодежных сообществ. Данная технология популяризирует современные форсайт-исследования (foresight-study) и вводит знания о прогнозах и трендах научно-технологического развития общества в содержание школьного образования. В рамках проекта Тьюторского центра предполагается дальнейшая разработка и реализация программы "образовательный форсайт", с целью освоения базовых принципов форсайтного мышления и создания контуров образовательных сценариев с учетом влияния перспективных "прорывных технологий" на изменения в экономике, обществе, культуре и образовании. Это крайне важно в тьюторской практике для построения индивидуальных образовательных траекторий и профессионального самоопределения с точки зрения 20-летней перспективы.
- В рамках модернизации образования актуальность приобретает проблематика компетентностного подхода в образовании. Особое внимание уделяется задаче развития проектно-исследовательских компетенций школьников, которые составляют основу формирования предпринимательской и инновационной культуры деятельности. С точки зрения данной задачи одаренность детей требует рассмотрения сквозь призму формирования компетенций, которые позволяют реализовать талант и особые способности в проектно-продуктивных формах и сформировать образ будущего в образовательном и профессиональном плане, который позволит ребенку включиться в деятельность сообществ, близких по стилю жизни и деятельности. Основная цель данных образовательных разработок состоит в том, чтобы найти подходы для выявления школьником достаточно надежных и аргументированных оснований для формирования контуров видения собственной образовательной траектории и профессионального самоопределения. В том числе, специально прорабатывались направления, связанные со спецификой региона, а именно, с вопросами ориентации школьников на перспективные научные и научно-технологические направления в выборе образования и профессиональных сфер.