Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора по учебновоспитательной работе Директор Шлярд Е.Н. Приказ № 483/1 от Атапина Н.Ю. «30» 08.23 г. Высоцкая С.В. Приказ №483/1 от «30» 08.23 г. Приказ №483/1 от «30» 08.23 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Английский клуб» в 7 классе «Страноведение Великобритании» Составлена учителем английского языка Семёнов Я.А. Северск 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Социально-экономические и социально-политические изменения, проходящие в России с начала ХХI века, существенно повлияли на расширение социального круга групп людей, вовлеченных в межкультурные контакты с представителями других стран и культур. Иностранный язык стал средством общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре, средством для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствоватьосознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны. Программа предусматривает использование информационных технологий на занятиях: работу с сайтами сети Интернет, создание презентаций, а также организацию и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, работу с аудио и видеоматериалами. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе: Программы воспитания и социализации обучающихся (начальная и основная школа), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа), Методических материалов по организации внеурочнойдеятельности в образовательных учреждениях. Программа рассчитана на 1 год (30 часов), количество часов в неделю -1 час. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цели: дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений; культуроведческое развитие средствами иностранного языка; формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке; развитие умений самообразования, творческого поиска; развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности; подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире. Задачи: Обучающие: знакомство с культурой Великобритании; изучение новой лексики; закрепление грамматического материала; использование полученных знаний на практике. Развивающие: совершенствование навыков разговорной речи; формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности; развитие творческих способностей; Воспитывающие: доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе; способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран. Формы занятий: занятие; дискуссия; защита творческих работ и проектов; открытое мероприятие; конкурсное мероприятие. Творческие задания способствуют развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним; сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: участвовать в этикетном диалоге. Содержание обучения Программа содержит материал по страноведению Великобритании, так как невозможно изучать язык, не познавая культуру и народ стран, говорящих на этом языке. Учащиеся знакомятся с новыми языковыми явлениями, страноведческой информацией, выстраивают свои суждения по интеркультурным проблемам. Содержание программы способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, обогащению лексического запаса, развитию навыков аудирования, чтения, устной и письменной речи. В содержание программы Великобритании, истории входят темы по географическому положению Англии, сведения об образе жизни, традициях и обычаях англичан, особенности их речевого и неречевого поведения, социокультурные различия. Содержание курса также позволяет учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык-литература ) и поможет учащимся приобрести умение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач. Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся. Планируемые результаты К концу года учащиеся будут: знать/понимать особенности культуры и общественно-экономических отношений Великобритании; уметь: вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его; выполнять проектную работу; самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним; сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы. Личностные, метапредметные результаты Личностные: • формирование мотивации к изучению иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; • стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; • развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; Метапредметные: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления связей; • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; • умение организовывать учителем и сверстниками; учебное сотрудничество и совместную деятельность с работать индивидуально и в группе; • умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Содержание курса. 1. Великобритания (9 часов) Географическое положение Великобритании, климат, население, флаг, герб. Государственные символы. Столицы: Лондон, Эдинбург, Кардиф, Белфаст. Достопримечательности Великобритании и Лондона. Традиции Великобритании. Национальные парки Англии. Цель: получить основное представление о Великобритании. Задачи: уметь работать с новой информацией, составлять тексты на заданную тему и уметь их воспроизводить, используя новые лексические единицы. Уметь делать презентации, работать как в группах, так и индивидуально. Учиться оценивать работу других ребят. 2. Праздники (4 часа) Рождество. Проект «Рождество в России и Великобритании». Английские праздники. Цель: получить основное представление о традиционных праздниках в Великобритании. Задачи: уметь работать с новой информацией, составлять тексты на заданную тему и уметь их воспроизводить, используя новые лексические единицы. Уметь делать презентации, работать как в группах, так и индивидуально. Учиться оценивать работу других ребят. Научиться делать сравнительный анализ на примере двух стран. 3. Литература и музыка (5 часов) Детские писатели, поэты. Уильям Шекспир. Агата Кристи. Роберт Бёрнс. Современная литература. Национальные инструменты. История джаза. Битлз. Современные музыканты. Цель: получить основное представление о литературе, писателях, поэтах, музыке в Великобритании. Задачи: уметь рассказывать о писателях и поэтах Великобритании, известных музыкантах. Знать стихотворения английских поэтов, уметь рассказывать с выражением, соблюдая интонационные правила. Уметь работать с новой информацией, составлять тексты на заданную тему и уметь их воспроизводить, используя новые лексические единицы. Уметь делать презентации, работать как в группах, так и индивидуально. Учиться оценивать работу других ребят. Научиться делать сравнительный анализ на примере двух стран. 4. Образование в Великобритании (2 часа) Образование в Англии. Школа. Просмотр фильма. Цель: получить основное представление о системе школьного образования в Великобритании. Задачи: уметь рассказывать о школе и школьниках Великобритании: форма, уроки, школьный день, перемены и пр. Уметь работать с новой информацией, составлять тексты на заданную тему и уметь их воспроизводить, используя новые лексические единицы. Уметь делать презентации, работать как в группах, так и индивидуально. Учиться оценивать работу других ребят. Научиться делать сравнительный анализ на примере двух стран. 5. Традиции (6 часов) Традиционная еда, напитки Приготовление фермерского в Англии. супа. Конкурс Приготовление проектов: пудинга. рецепты и приготовленные блюда. Просмотр фильма. Традиционные виды спорта. Просмотр фильма. Английские детские игры. Цель: получить основное представление о традициях в Великобритании. Задачи: уметь рассказывать о традиционной, праздничной еде в Великобритании, ознакомиться с рецептами приготовления национальных блюд, уметь готовить некоторые традиционные блюда британской кухни. Уметь рассказывать о традиционных видах спорта в Великобритании, любимых детских играх. Уметь работать с новой информацией, составлять тексты на заданную тему и уметь их воспроизводить, используя новые лексические единицы. Уметь делать презентации, работать как в группах, так и индивидуально. Учиться оценивать работу других ребят. Заключительное мероприятие (4 часа) Подготовка к открытому мероприятию. Открытое мероприятие, сценки. Круглый стол. Обсуждение пройденного. Конкурс проектов на любую тему из пройденного материала. Цель: провести итоговое мероприятие. Задачи: подготовить сценки, показать чему научились за год, обсудить и подвести итоги проделанной работы. Представить свои проекты, дать оценки своей работы и работы других ребят. Поговорить о планах на следующий год. Календарно – тематическое планирование №п/п 1 2 Тема Кол-во Виды деятельности часов Географическое положение 1 Освоение во всех видах Великобритании, климат, речевой деятельности население, флаг, герб знакомых и новых лексических единиц по теме «Географическое положение Великобритании». Государственные символы 1 Развитие умений Великобритании выборочно понимать на слух необходимую информацию с опорой на текст. 3 Традиции Великобритании 1 4 Страницы истории 1 5 Столицы – Лондон, 1 Эдинбург, Кардиф, Белфаст. Формирование умений работы с текстом по предметным областям. Введение страноведческого материала по принципу поликультурной вариативности и диалога культур с переносом лексико-грамматического материала темы в ситуации речевого общения на материале о родной стране. Развитие умений монологической речи: Достопримечательности 6 7 Достопримечательности Лондона Просмотр фильма 1 1 8 Конкурс проектов 9 Национальные Англии. 10, 11 12 Рождество. Проект 2 «Рождество в России и Великобритании» Английские праздники 1 13 Просмотр фильма 14,15 Детские писатели, поэты. 2 Уильям Шекспир. Агата Кристи. Роберт Бёрнс. 16,17 Национальные инструменты. 2 История джаза. Битлз. Современные музыканты. 18 Конкурс чтецов 1 парки 1 1 1 формирование умения строить логическое высказывание по плану. Развитие умений создавать проект, работать с источниками, извлекать нужную информацию, работать в команде. Развитие интереса учащихся к культуре и жизни Великобритании, развитие умений восприятия речи на слух. Развитие умений оценивания своей работы и работ других учеников. Развития умений осуществления диалогов этикетного характера в различных ситуациях общения – узнать направление. Развитие умений представлять и защищать проект. Развитие интереса учащихся к культуре и жизни Великобритании, развитие умений поискового чтения, умений структурировать основное содержание текста. Развитие умений извлекать новую информацию путём просмотра фильма, без опоры на текст. Освоение во всех видах речевой деятельности знакомых и новых лексических единиц по теме «Литература». Развитие интереса учащихся к культуре и жизни Великобритании, развитие умений ознакомительного чтения. Формирование умений выразительного чтения стихотворений, 19 Образование Великобритании. Школа в 1 20 Университеты Кембридж. и 1 21 Традиционная еда, напитки в 1 Англии 22 Просмотр фильма 23 Конкурс проектов ( рецепты 1 и приготовленные блюда) 24 Традиционные виды спорта 1 25 Просмотр фильма 1 26 Английские детские игры 1 27 Круглый стол. Обсуждение 1 пройденного Оксфорд 28,29,30 Конкурс проектов ( на любую тему из пройденного материала) Техническое оснащение занятий: 1 3 оценивания. Развитие интереса учащихся к культуре и жизни Великобритании, развитие умений ознакомительного чтения. Развитие умений извлекать новую информацию путём просмотра фильма, без опоры на текст. Развитие умений устной речи: формирование умений выражать свои вкусы и предпочтения; освоение в речи тематической лексики. Развитие умений извлекать новую информацию путём просмотра фильма, без опоры на текст. Развитие умений оценивания своей работы и работ других учеников, представления и защиты проекта. Развитие интереса учащихся к культуре и жизни Великобритании, развитие умений ознакомительного чтения и монологической речи. Развитие умений извлекать новую информацию путём просмотра фильма, без опоры на текст. Формирование умений работы с текстом по предметным областям. Формирование умений анализировать проделанную работу. Формирование умений представлять, защищать, обсуждать, оценивать проект. компьютер с выходом в Интернет; мультимедийный проектор; экран; раздаточный материал; CD, DVD (видеофильмы, презентации) Литература: ФГОС основного общего образования Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2016. – (Серия «Стандарты второго поколения»). «О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2017г) «English – speaking countries». Страноведческий справочник (Саратов, издательство «Лицей» 2016г) «Эти странные англичане» Энтони Майол и Дэвид Милстед (М.: Эгмонт Россия Лтд., 2017) «Англия билет в одну сторону» Антон Вольский (М.: Эксмо Москва 2014г). http://london-life.ru/nravy-tradicii-privychki-i-obraz-zhizni-anglichan/ www.projectbritain.com