Школа экскурсовода

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северская гимназия»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора
по учебновоспитательной работе

Директор

Высоцкая С.В.
Приказ №483/1 от
Атапина Н.Ю. «30» 08.23 г.
Ермакова Л.Н.
Приказ №483/1 от
Приказ № 483/1 от
«30» 08.23 г.
«30» 08.23 г.

Учителей предметов
эстетического цикла

Программа внеурочной деятельности
«Школа экскурсовода»
(для обучающихся 5-6 классов)

Составил: Баранова Т.В.,
Учитель технологии

Северск 2023

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Школа экскурсовода» реализуется на базе
Музея Северской гимназии «Музей истории школы». Музей создан с целью
формирования осознания принадлежности к школьному коллективу, чувства
ответственности и гордости за школу, воспитания патриотизма и гражданственности на
материалах истории и традициях школы.
Предлагаемая программа дополнительного образования «Школа экскурсовода», в
основе которой лежит изучение «краеведения», призвана содействовать решению задач,
сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами
нового поколения. Содержание программы направлено на обеспечение духовнонравственного, гражданско-патриотического воспитания, формирование и развитие
творческих способностей обучающихся, социализацию и адаптацию к жизни в обществе.
Цель: духовно-нравственное воспитание школьников на основе приобщения к
историческому прошлому своего родного края и страны; создание условий,
способствующих привитию музейной культуры учащимся средствами экскурсионной
работы.
Задачи:
Образовательные:
 Формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и
культурного развития общества;
 Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее.
 Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве
экскурсовода;
 Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей
определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет
эстетического восприятия теоретического и практического материала.
Воспитательные:
 Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу
учащихся;
 Формировать эмоционально-ценностное отношение к родной семье, школе, к родному
городу как части культурного наследия родного края;
 воспитание гражданственности, патриотизма через краеведческую деятельность;
 формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
 воспитание толерантного отношения к людям.
Развивающие:
 развитие кругозора обучающихся;
 активизация поисковой деятельности обучающихся;
 развитие устной коммуникативной способности школьников;
 развитие интереса к проектно-исследовательской, социально-активной деятельности;
 развитие творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как при её
реализации школьный музей, являясь структурным подразделением гимназии и
работающий в едином образовательном и воспитательном пространстве школы,

становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию
исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного
отношения к людям.
В основу реализации программы положен принцип создания интерактивного
образовательного развивающего пространства, в котором дети в активной форме могут
исследовать окружающий мир и овладевать различными технологиями: проектными,
исследовательскими, коммуникативными, социальными, ИКТ.
Данная программа реализуется средствами музейной педагогики с применением
современных музейных технологий: интерактивные экскурсии, театрализация, музейная
игра, компьютерные технологии.
Формы организации и характер деятельности способствуют не только повышению
образовательного, творческого потенциала школьников, но и привитию навыков
профессиональной деятельности: экскурсионной, исследовательской, поисковой,
музееведческой.
Возраст детей. Программа адресована обучающимся 5-6 классов, возраст 11-13 лет.
Сроки реализации, режим занятий. Продолжительность образовательного процесса - в
течение всего года, в соответствии с календарно-тематическим планом воспитательной
работы гимназии и музея. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного
занятия – 45 минут.
Формы занятий




















интерактивная экскурсия
музейная игра
беседа
музейное занятие
просмотр презентаций и видеофильмов
встреча с интересными людьми
театрализация
исследовательская деятельность
технология КТД
творческая, оформительская деятельность
посещение музеев города, области
работа со справочной литературой в библиотеке гимназии
организация выставок, временных экспозиций
музейная деятельность
доклады, сообщения учащихся
историко-литературные уроки
«мозговой штурм»
музейная мастерская
викторина
Ожидаемые результаты реализации Программы

I. Предполагаемые результаты по уровням.
1.Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний,
социальной реальности и повседневной жизни):
- сформированы знания о краеведение как об исторической науке;
- приобретение знаний по истории школы, города, края;

- приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к
источникам истории и культуры, к людям других поколений;
- сформированы знания основ экскурсионной работы;
- о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в различных
источниках;
- об основах музейного краеведения.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений к истории Отечества, родной природе, культуре, к
другим людям;
- формирование духовно-нравственных идеалов.
3.
Результаты
третьего
уровня
(приобретение
школьником
опыта
самостоятельного социального действия):
- школьники могут приобрести опыт охраны памятников истории и культуры;
-опыт общения с представителями старшего поколения, с участниками Великой
Отечественной войны;
- опыт благотворительной деятельности;
- опыт организации совместной деятельности с другими людьми, работы в команде;
- опыт экскурсионной, проектной, исследовательской деятельности;
- опыт музейной работы.
II. Планируемые результаты обучения.
1. Планируемые результаты.
Обучающиеся в ходе реализации Программы
будут знать:
- представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития
общества;
- основные этапы исторического развития родного края;
- историю развития, традиции Северской гимназии;
- историю развития системы образования в России;
- основные принципы подготовки и проведения экскурсии;
- основные принципы построения экспозиции.
будут уметь:
- работать с историческими источниками;
- составлять опросники, анкеты для интервьюирования близких родственников;
- организовать тот или иной вид деятельности;
- составлять план реализации музейного проекта;
- составлять экскурсионные тексты, программы.
У них будут развиты
социально-коммуникативные компетенции:
- навыки публичного выступления с познавательной информацией (экскурсионная
деятельность);
-владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;
исследовательские компетенции:
- владение методами исторического познания (с учётом возраста учащихся);
- умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию;
- уважение и бережное отношение к истории своей школы, своей семьи.
У них будут развиты
социально-коммуникативные компетенции:
- уважение и бережное отношение к истории своего края;

- навыки публичного выступления с познавательной информацией (экскурсионная
деятельность);
- умение составлять опросники, анкеты для интервьюирования людей (встречи с
ветеранами Великой Отечественной войны, с людьми, пережившими годы войны);
-владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми
(интервьюирование);
исследовательские компетенции:
- владение методами исторического познания (с учётом возраста учащихся);
- умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию.
- владение методами исторического познания;
-владение методами проектной, исследовательской деятельности: умение сформулировать
проблему исследования, овладеть методикой освоения информации, сбора материала,
освоение этапов проектирования.
профессионально-деловые компетенции:
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой, проектноисследовательской деятельности с другими ее участниками;
- потребностьв самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в области
краеведческой деятельности.
проектировочные компетенции:
- умение выделить проблему, обосновать выбор темы;
- разработка этапов проектирования;
- поиск информации из различных источников: литература, справочники, словари,
интернет;
- оформление проектной работы;
- презентация проекта, защита;
- рефлексия, самооценка проектной деятельности.
Учебно-тематическое планирование
№
занятия

1

2

3

4

5
6

Тема теоретического занятия
и практической деятельности

Количество
Всего
часов теории часов
и практики в
неделю
Т. Школьный музей. Профили школьных музеев.
0,7
1
Задачи музея. История его создания, экспозиции,
выставочные экспонаты.
ПР. Интерактивная экскурсия по школьному
0,3
музею.
Т. Знакомство с теоретическими понятиями
1
2
музейной деятельности.
П. Составление словаря экскурсовода «Музейная
азбука от А до Я»
1
Т.
Фонды музея. Профессия «хранитель».
1
1
Основной фонд. Вспомогательный фонд.
ПР. Знакомство с фондами музея.
Т. Учёт фондов. Инвентарные книги.
Научное
0,5
1
описание предметов.
0,5
ПР. Составление описания музейных предметов.
Т.
Хранение музейных предметов. Пути и
1
1
источники комплектования фондов.
Т. Экскурсия – одна из основных форм работы
1
1
музея. Виды экскурсий: обзорная, тематическая,

7

8
9

10
11
12
13

14
15
16

17

18

игровая.
Т. Основные принципы размещения, группировки
и выделения экспоната в экспозиции.
ПР. Составление текста и маршрута экскурсии.
ПР. Игра «Я - экскурсовод»
Т. Источники информации для ведения экскурсии.
Библиография.
ПР. Работа в школьной библиотеке.
ПР. Работа в компьютерном классе.
Т. Музейные предметы: экспонат, подлинник,
копия, макет.
Т. Что такое музейная экспозиция. Тематикоэкспозиционный комплекс.
Т. Составление пояснительных текстов. Этикетаж.
ПР. Составление этикеток, текстов.
Т. Запись воспоминаний. Краткая летопись
основных событий.
Т. Интервью, беседа, анкетирование. Подготовка к
беседе. Составление вопросов.
Т. Основные требования к проведению экскурсий.
ПР.
Составление экскурсии по постоянной
экспозиции.
Т. Имидж экскурсовода: внешний вид, речь.
Этикет.
Выразительные приёмы ведения экскурсии.
ПР.
Проведение экскурсий по тематике
школьного музея.
ПР. Посещение музеев Северска, Томска.
Итого Т.
ПР.

0,7

1

0,3
1

1

0,3

1

0,7
1
1

1
1

1

1

0,3
0,7

1

1

1

0,3
0,7
0,5

1
2

1,5
1

1

10

10

5
12,3
21,7

5
34

Материально-техническое обеспечение программы








Занятия проводятся в отдельном помещении, где располагается экспозиция
школьного музея «Дом окнами в мир». Площадь помещения – 30 кв.м.
Музей имеет отдельное хранилище.
По периметру музея расположены витрины горизонтальные, вертикальные, в
которых располагаются экспонаты, музейные разработки, готовые проектные
работы, исследования. На стенах располагаются стенды с выставочным
материалом.
Оснащение музея: телевизор – плазма, переносной компьютер, проигрыватель для
пластинок.
В помещении стоят парты, стулья для учащихся.
Имеется комплект фломастеров, цветной бумаги, ватмана – для практических
занятий.

Список использованной литературы
1.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения
04.09.2016).
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
– 223 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике/
Министерство культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – Москва, 2001. – 223 с.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – 2-е изд. –
М. : Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
5. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М.,
ФЦДЮТиК, 2006.
6. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации
«Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное
краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».