Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора по учебновоспитательной работе Директор Высоцкая С.В. Приказ №483/1 от Атапина Н.Ю. «30» 08.23 г. Ермакова Л.Н. Приказ №483/1 от Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г. «30» 08.23 г. Учителей предметов эстетического цикла Программа внеурочной деятельности «Школа экскурсовода» (для обучающихся 5-6 классов) Составил: Баранова Т.В., Учитель технологии Северск 2023 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Школа экскурсовода» реализуется на базе Музея Северской гимназии «Музей истории школы». Музей создан с целью формирования осознания принадлежности к школьному коллективу, чувства ответственности и гордости за школу, воспитания патриотизма и гражданственности на материалах истории и традициях школы. Предлагаемая программа дополнительного образования «Школа экскурсовода», в основе которой лежит изучение «краеведения», призвана содействовать решению задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Содержание программы направлено на обеспечение духовнонравственного, гражданско-патриотического воспитания, формирование и развитие творческих способностей обучающихся, социализацию и адаптацию к жизни в обществе. Цель: духовно-нравственное воспитание школьников на основе приобщения к историческому прошлому своего родного края и страны; создание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся средствами экскурсионной работы. Задачи: Образовательные: Формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества; Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода; Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия теоретического и практического материала. Воспитательные: Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся; Формировать эмоционально-ценностное отношение к родной семье, школе, к родному городу как части культурного наследия родного края; воспитание гражданственности, патриотизма через краеведческую деятельность; формирование и сохранение семейных ценностей и традиций; воспитание толерантного отношения к людям. Развивающие: развитие кругозора обучающихся; активизация поисковой деятельности обучающихся; развитие устной коммуникативной способности школьников; развитие интереса к проектно-исследовательской, социально-активной деятельности; развитие творческих способностей. Педагогическая целесообразность программы Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации школьный музей, являясь структурным подразделением гимназии и работающий в едином образовательном и воспитательном пространстве школы, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям. В основу реализации программы положен принцип создания интерактивного образовательного развивающего пространства, в котором дети в активной форме могут исследовать окружающий мир и овладевать различными технологиями: проектными, исследовательскими, коммуникативными, социальными, ИКТ. Данная программа реализуется средствами музейной педагогики с применением современных музейных технологий: интерактивные экскурсии, театрализация, музейная игра, компьютерные технологии. Формы организации и характер деятельности способствуют не только повышению образовательного, творческого потенциала школьников, но и привитию навыков профессиональной деятельности: экскурсионной, исследовательской, поисковой, музееведческой. Возраст детей. Программа адресована обучающимся 5-6 классов, возраст 11-13 лет. Сроки реализации, режим занятий. Продолжительность образовательного процесса - в течение всего года, в соответствии с календарно-тематическим планом воспитательной работы гимназии и музея. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут. Формы занятий интерактивная экскурсия музейная игра беседа музейное занятие просмотр презентаций и видеофильмов встреча с интересными людьми театрализация исследовательская деятельность технология КТД творческая, оформительская деятельность посещение музеев города, области работа со справочной литературой в библиотеке гимназии организация выставок, временных экспозиций музейная деятельность доклады, сообщения учащихся историко-литературные уроки «мозговой штурм» музейная мастерская викторина Ожидаемые результаты реализации Программы I. Предполагаемые результаты по уровням. 1.Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, социальной реальности и повседневной жизни): - сформированы знания о краеведение как об исторической науке; - приобретение знаний по истории школы, города, края; - приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к источникам истории и культуры, к людям других поколений; - сформированы знания основ экскурсионной работы; - о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в различных источниках; - об основах музейного краеведения. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): - развитие ценностных отношений к истории Отечества, родной природе, культуре, к другим людям; - формирование духовно-нравственных идеалов. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): - школьники могут приобрести опыт охраны памятников истории и культуры; -опыт общения с представителями старшего поколения, с участниками Великой Отечественной войны; - опыт благотворительной деятельности; - опыт организации совместной деятельности с другими людьми, работы в команде; - опыт экскурсионной, проектной, исследовательской деятельности; - опыт музейной работы. II. Планируемые результаты обучения. 1. Планируемые результаты. Обучающиеся в ходе реализации Программы будут знать: - представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества; - основные этапы исторического развития родного края; - историю развития, традиции Северской гимназии; - историю развития системы образования в России; - основные принципы подготовки и проведения экскурсии; - основные принципы построения экспозиции. будут уметь: - работать с историческими источниками; - составлять опросники, анкеты для интервьюирования близких родственников; - организовать тот или иной вид деятельности; - составлять план реализации музейного проекта; - составлять экскурсионные тексты, программы. У них будут развиты социально-коммуникативные компетенции: - навыки публичного выступления с познавательной информацией (экскурсионная деятельность); -владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми; исследовательские компетенции: - владение методами исторического познания (с учётом возраста учащихся); - умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию; - уважение и бережное отношение к истории своей школы, своей семьи. У них будут развиты социально-коммуникативные компетенции: - уважение и бережное отношение к истории своего края; - навыки публичного выступления с познавательной информацией (экскурсионная деятельность); - умение составлять опросники, анкеты для интервьюирования людей (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с людьми, пережившими годы войны); -владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми (интервьюирование); исследовательские компетенции: - владение методами исторического познания (с учётом возраста учащихся); - умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию. - владение методами исторического познания; -владение методами проектной, исследовательской деятельности: умение сформулировать проблему исследования, овладеть методикой освоения информации, сбора материала, освоение этапов проектирования. профессионально-деловые компетенции: -согласование и координация совместной познавательно-трудовой, проектноисследовательской деятельности с другими ее участниками; - потребностьв самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в области краеведческой деятельности. проектировочные компетенции: - умение выделить проблему, обосновать выбор темы; - разработка этапов проектирования; - поиск информации из различных источников: литература, справочники, словари, интернет; - оформление проектной работы; - презентация проекта, защита; - рефлексия, самооценка проектной деятельности. Учебно-тематическое планирование № занятия 1 2 3 4 5 6 Тема теоретического занятия и практической деятельности Количество Всего часов теории часов и практики в неделю Т. Школьный музей. Профили школьных музеев. 0,7 1 Задачи музея. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. ПР. Интерактивная экскурсия по школьному 0,3 музею. Т. Знакомство с теоретическими понятиями 1 2 музейной деятельности. П. Составление словаря экскурсовода «Музейная азбука от А до Я» 1 Т. Фонды музея. Профессия «хранитель». 1 1 Основной фонд. Вспомогательный фонд. ПР. Знакомство с фондами музея. Т. Учёт фондов. Инвентарные книги. Научное 0,5 1 описание предметов. 0,5 ПР. Составление описания музейных предметов. Т. Хранение музейных предметов. Пути и 1 1 источники комплектования фондов. Т. Экскурсия – одна из основных форм работы 1 1 музея. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 игровая. Т. Основные принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции. ПР. Составление текста и маршрута экскурсии. ПР. Игра «Я - экскурсовод» Т. Источники информации для ведения экскурсии. Библиография. ПР. Работа в школьной библиотеке. ПР. Работа в компьютерном классе. Т. Музейные предметы: экспонат, подлинник, копия, макет. Т. Что такое музейная экспозиция. Тематикоэкспозиционный комплекс. Т. Составление пояснительных текстов. Этикетаж. ПР. Составление этикеток, текстов. Т. Запись воспоминаний. Краткая летопись основных событий. Т. Интервью, беседа, анкетирование. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Т. Основные требования к проведению экскурсий. ПР. Составление экскурсии по постоянной экспозиции. Т. Имидж экскурсовода: внешний вид, речь. Этикет. Выразительные приёмы ведения экскурсии. ПР. Проведение экскурсий по тематике школьного музея. ПР. Посещение музеев Северска, Томска. Итого Т. ПР. 0,7 1 0,3 1 1 0,3 1 0,7 1 1 1 1 1 1 0,3 0,7 1 1 1 0,3 0,7 0,5 1 2 1,5 1 1 10 10 5 12,3 21,7 5 34 Материально-техническое обеспечение программы Занятия проводятся в отдельном помещении, где располагается экспозиция школьного музея «Дом окнами в мир». Площадь помещения – 30 кв.м. Музей имеет отдельное хранилище. По периметру музея расположены витрины горизонтальные, вертикальные, в которых располагаются экспонаты, музейные разработки, готовые проектные работы, исследования. На стенах располагаются стенды с выставочным материалом. Оснащение музея: телевизор – плазма, переносной компьютер, проигрыватель для пластинок. В помещении стоят парты, стулья для учащихся. Имеется комплект фломастеров, цветной бумаги, ватмана – для практических занятий. Список использованной литературы 1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения 04.09.2016). 2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). 3. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике/ Министерство культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – Москва, 2001. – 223 с. 4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам). 5. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006. 6. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.