Русский язык 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северская гимназия»
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе

Директор

Астраханцева О.Н.
Приказ № 483/1от «30» 08.23 г.

Высоцкая С.В.
Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г.

Атапина Н.Ю.
Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
для 9 классов
Срок реализации – 1 год

Астраханцева Ольга Николаевна
Учитель русского языка и литературы

Северск 2023

Пояснительная записка
В основу данной программы взяты основные задачи, принципы, подходы,
используемые технологии
программы элективного курса «Сочинениярассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» (авторсоставитель
программы – Л.А. Кобзарева).
Программа «Русский язык.
Комплексная работа с текстом» дополнена теоретическим материалом по
развитию речи (разноаспектный анализ текстов), стилистике русского языка,
необходимым для создания учащимися собственных текстов. Кроме того,
программа адаптирована в соответствии со спецификацией ГИА по русскому
языку в 2015-2016 учебном году,
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется
прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои
мысли и создавать собственные высказывания.
Представленный курс поможет учителю подготовить учащихся к сочинениюрассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ГИА в 9 классе. Важным
является то, что такая форма экзамена в 9 классе новая, методических пособий для
учителя недостаточно.
Новизна программы - в выделении дополнительных часов на уроки развития
речи в старших классах;

в логике построения учебного материала, для формирования навыков
лингвистического анализа;

в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как
распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня
подготовленности учащихся;

в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно
использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с
точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты
заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости
от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;

в
акцентировании
внимания
на
взаимопроверке,
рецензировании,
редактировании текстов;

в систематизировании занятий для постепенного накопления умений:
осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание
собственного текста;

в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как
учителя, так и учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом
обеспечении к данному элективному курсу.
Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний,
овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения,
формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и
риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного
ученика.
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа
соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический
материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое
внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы,
ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью
предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.
Цели данной программы:

научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме
рассуждения на основе прочитанного текста;

подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

способствовать интеллектуальному развитию ученика;

воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в
самостоятельную жизнь.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса:
теоретические:

освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой
деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах
русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой
деятельности, речевом этикете;
развивающие:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, логики мышления;

развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;
практические:

совершенствование коммуникативных умений;

овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать
собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства
своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное
высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над
разнообразной устной и письменной информацией;
воспитательные:

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры,
основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности;

воспитание интереса и любви к русскому языку;

воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой
устной и письменной речи;

воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и
умений в различных областях жизни;

воспитание требовательности к себе, объективности в

самооценке.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования:
воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным,
извлекая нравственные уроки.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется
данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте
обучающегося
Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на
основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой

коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках
литературы и русского языка в V-IХ классах.
Теоретической основой данного курса являются:

лингвистический, стилистический анализ текста;

система языковых понятий и функционирование;

различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые
действия и задачи.
Принципы, на которых базируется программа:
 учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
 уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной
требовательностью;
 комплексный подход при разработке занятий;
 вариативность содержания и форм проведения занятий;
 научность, связь теории и практики;
 преемственность;
 наглядность;
 систематичность и последовательность;
 прочность полученных знаний;
 активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
 технологии исследовательской деятельности учащихся;
 технологии проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в
том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
 овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
 способен работать над разнообразной информацией;
 может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
 способен аргументированно доказать собственную точку зрения.
Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными
теоретическими вопросами по другим предметам.
Обоснование отбора содержания и
общей логики и последовательности его изучения
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах,
видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах
художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в
содержании программы уделено формированию практических навыков анализа
авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются
навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей,
экологией, риторикой.
При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в
учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.
Учебная программа данного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на
основе прочитанного текста» сочетается с внеучебной деятельностью: с внеклассными
мероприятиями в форме диспутов, олимпиадами, исследовательской деятельностью,
индивидуальными и групповыми консультациями.

Планируемый результат
В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик
должен иметь представление:
 о коммуникативной функции языка;
 о литературном языке как основе художественной литературы;
 о языковых нормах и их признаках;
знать:
 смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема
текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
 стили речи и их признаки;
 особенности жанра рассуждения;
 признаки текста и его функционально смысловые типы;
 основные единицы языка, их признаки;
 основные нормы русского литературного языка;
 основные нормы речевого этикета;
уметь:
 различать стили речи;
 проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
 вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
 определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное
мнение к фактам и явлением окружающей действительности;
 подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно
выражать собственное мнение;
 свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
 создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
 осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их,
совершенствовать и редактировать текст;
 извлекать необходимую информацию из различных источников, включая
жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать
ее в творческой работе;
 применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения.
Формы организации занятий:

индивидуальные;

фронтальные;

групповые.
Технологии:

технологии исследовательской деятельности учащихся;

технологии проблемного обучения.

Содержание программы

«Русский язык.
Комплексная работа с текстом:
подготовка к экзамену по русскому языку»
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.
Критерии и нормативы оценки творческой работы.
2. Текст как речевое произведение.
3. Функционально-смысловые типы и стили речи. Зависимость функциональносмысловых типов речи от стиля текста.
4. Основные аспекты анализа текста. (2 часа)
5. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. (2 часа)
6. Смысловая и композиционная целостность текста. (2 часа)
7. Анализ текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
8. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата.
9. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств
выразительности.
10. Композиция (структура) текста. (2 часа)
Вступление и его виды. Основная часть. Заключение. Композиция (структура)
текста. Абзацное членение.
11. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
12. Рецензирование творческой работы. Критерии и нормативы оценки задания.
Типы ошибок. Исправление недочетов.
13. Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (тема,
связанная с анализом текста). (2 часа)
Тема, идея текста. Проблема текста. Понимание смысла фрагмента текста.
Авторская позиция. Оформление работы. Наличие примеров-аргументов в работе.
Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Оформление работы.
14. Рецензирование творческой работы. Критерии и нормативы оценки задания.
Типы ошибок. Исправление недочетов. (2часа)
15. Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (на
лингвистическую тему). (2 часа)
Тезисы работы. Обоснованный ответ на поставленный вопрос. Оформление
работы. Подбор примеров-аргументов в работе. Оформление работы.
16. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
17. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа
над редактированием текста.
18. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.
19. __ Композиционная стройность работы.
20. Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания
заданий.
21. Грамматические ошибки
22. Речевые ошибки.
23. Ошибки фактические (фоновые)
24. Итоговая работа. (2 часа)
25. Анализ итоговой работы.(2 часа)

Календарно-тематическое планирование курса

«Русский язык. Комплексная работа с текстом:
подготовка к экзамену по русскому языку»
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.

19.
20.

Кол-во
часов

Дата

Основные цели и задачи курса. Основные требования к
творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой
работы.
Текст как речевое произведение.
Функционально-смысловые типы и стили речи. Зависимость
функционально-смысловых типов речи от стиля текста.
Основные аспекты анализа текста.
Основные аспекты анализа текста (продолжение темы).
Информационная обработка текстов различных стилей и
жанров.
Информационная обработка текстов различных стилей и
жанров (продолжение темы).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Смысловая
и
композиционная
целостность
текста
(продолжение темы)
Анализ текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели,
адресата.
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ
средств выразительности.
Композиция (структура) текста. Вступление и его виды.
Основная часть. Заключение.
Композиция (структура) текста. Абзацное членение.
Создание текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи.
Рецензирование творческой работы. Критерии и нормативы
оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Обучающее
сочинение-рассуждение
по
тексту
художественного стиля (тема, связанная с анализом текста).
Тема, идея текста. Проблема текста. Понимание смысла
фрагмента текста. Авторская позиция. Оформление работы.
Обучающее
сочинение-рассуждение
по
тексту
художественного стиля (тема, связанная с анализом текста).
Наличие
примеров-аргументов в работе. Корректное
изложение собственного мнения по проблеме. Оформление
работы.

1

08.09.

1
1

15.09.
22.09.

1
1
1

29.09.
06.10.
13.10.

1

20.10.

1
1

27.10.
10.11.

1

17.11.

1

24.11.

1

01.12.

1

08.12.

1
1

15.12.
22.12.

1
1

12.01.
2016г.
19.01.

1

26.01.

Рецензирование творческой работы. Критерии и нормативы
оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Рецензирование творческой работы. Критерии и нормативы
оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

1

02.02.

1

09.02.

Темы

21.

22.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Обучающее
сочинение-рассуждение
по
тексту
художественного стиля (на лингвистическую тему).
Тезисы работы. Обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Оформление работы.
Обучающее
сочинение-рассуждение
по
тексту
художественного стиля (на лингвистическую тему).
Подбор примеров-аргументов в работе. Оформление работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Рецензирование и редактирование творческих работ.
Самостоятельная работа над редактированием текста.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
сочинения.
Композиционная стройность работы.
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в
системе оценивания заданий.
Грамматические ошибки
Речевые ошибки.
Ошибки фактические (фоновые)
Итоговая работа.

1

16.02.

1

23.02.

1

01.03.

1

08.03.

1

15.03.

1
1

22.03.
05.04.

1
1
1
2

Анализ итоговой работы.

2

12.04.
19.04.
26.04.
03.05.
10.05.
17.05.
24.05.

Литература
 Болотнова Н.С. Филологический анализ текста.ч.1. Пособие для филологов.Томск,2001.
 Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
 Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М.: Астрель, 2002.
 Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.:
«Экзамен», 2006.
 Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
 Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.:
Просвещение , 2002.
 Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Книга
для учителя.- М.,1994.
 Коляденко Г.С., Сенкевич М.П. Развитие речи с элементами стилистики.Л.,1981.
 Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы и
преподавание русского языка: Материалы научно-практической конференции
/ Под ред. Проф. Н.С.Болотновой.- Томск,2001.
 Костомаров В.Г. Жизнь языка. М.,1984.
 Кохтев Н., РозентальД.Э. Популярная стилистика русского языка.- М.,1984.
 Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. Для учителя.- М.,
1991.
 Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991..
 Пичугов Ю.С. Обучение сочинениям на свободную тему.- М.,1986.
 Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи.- М., 1987.
 Риторика: 8класс: В 2 ч./ Под ред. Т.А. Ладыженской. М.,1998.
 Русский язык. Учеб. Для студентов пед. ин-тов: В 2 ч. М., 1989.
 Система обучения сочинениям./ Под ред. Т.А.Ладыженской. Изд.2-е.М.,1973.
 Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. М., 1990.
 Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ.
Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007
 Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Ярославль, 1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».