Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Директор Астраханцева О.Н. Приказ № 483/1от «30» 08.23 г. Высоцкая С.В. Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г. Атапина Н.Ю. Приказ № 483/1 от «30» 08.23 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 классов Срок реализации – 1 год Астраханцева Ольга Николаевна Учитель русского языка и литературы Северск 2023 Пояснительная записка В основу данной программы взяты основные задачи, принципы, подходы, используемые технологии программы элективного курса «Сочинениярассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» (авторсоставитель программы – Л.А. Кобзарева). Программа «Русский язык. Комплексная работа с текстом» дополнена теоретическим материалом по развитию речи (разноаспектный анализ текстов), стилистике русского языка, необходимым для создания учащимися собственных текстов. Кроме того, программа адаптирована в соответствии со спецификацией ГИА по русскому языку в 2015-2016 учебном году, Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Представленный курс поможет учителю подготовить учащихся к сочинениюрассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ГИА в 9 классе. Важным является то, что такая форма экзамена в 9 классе новая, методических пособий для учителя недостаточно. Новизна программы - в выделении дополнительных часов на уроки развития речи в старших классах; в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа; в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся; в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся; в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов; в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста; в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так и учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи. Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки. С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат. Цели данной программы: научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста; подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку; оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции; способствовать интеллектуальному развитию ученика; воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь. Цели и задачи образовательной области и учебного курса: теоретические: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете; развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления; развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку; практические: совершенствование коммуникативных умений; овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией; воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке. Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки. Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции. Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V-IХ классах. Теоретической основой данного курса являются: лингвистический, стилистический анализ текста; система языковых понятий и функционирование; различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи. Принципы, на которых базируется программа: учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью; комплексный подход при разработке занятий; вариативность содержания и форм проведения занятий; научность, связь теории и практики; преемственность; наглядность; систематичность и последовательность; прочность полученных знаний; активность и сознательность обучения. Применяемые технологии: технологии исследовательской деятельности учащихся; технологии проблемного обучения. Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик: овладевает глубокими и систематизированными знаниями; способен работать над разнообразной информацией; может корректно выразить свое мнение по различным проблемам; способен аргументированно доказать собственную точку зрения. Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам. Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста. Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой. При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста. Учебная программа данного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» сочетается с внеучебной деятельностью: с внеклассными мероприятиями в форме диспутов, олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями. Планируемый результат В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен иметь представление: о коммуникативной функции языка; о литературном языке как основе художественной литературы; о языковых нормах и их признаках; знать: смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы; стили речи и их признаки; особенности жанра рассуждения; признаки текста и его функционально смысловые типы; основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка; основные нормы речевого этикета; уметь: различать стили речи; проводить лингвистический, стилистический анализ текста; вести спор, соблюдая правила речевого этикета; определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности; подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение; свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст; извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе; применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения. Формы организации занятий: индивидуальные; фронтальные; групповые. Технологии: технологии исследовательской деятельности учащихся; технологии проблемного обучения. Содержание программы «Русский язык. Комплексная работа с текстом: подготовка к экзамену по русскому языку» Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы. 2. Текст как речевое произведение. 3. Функционально-смысловые типы и стили речи. Зависимость функциональносмысловых типов речи от стиля текста. 4. Основные аспекты анализа текста. (2 часа) 5. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. (2 часа) 6. Смысловая и композиционная целостность текста. (2 часа) 7. Анализ текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. 8. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата. 9. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. 10. Композиция (структура) текста. (2 часа) Вступление и его виды. Основная часть. Заключение. Композиция (структура) текста. Абзацное членение. 11. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. 12. Рецензирование творческой работы. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов. 13. Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (тема, связанная с анализом текста). (2 часа) Тема, идея текста. Проблема текста. Понимание смысла фрагмента текста. Авторская позиция. Оформление работы. Наличие примеров-аргументов в работе. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Оформление работы. 14. Рецензирование творческой работы. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов. (2часа) 15. Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (на лингвистическую тему). (2 часа) Тезисы работы. Обоснованный ответ на поставленный вопрос. Оформление работы. Подбор примеров-аргументов в работе. Оформление работы. 16. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов. 17. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста. 18. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. 19. __ Композиционная стройность работы. 20. Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий. 21. Грамматические ошибки 22. Речевые ошибки. 23. Ошибки фактические (фоновые) 24. Итоговая работа. (2 часа) 25. Анализ итоговой работы.(2 часа) Календарно-тематическое планирование курса «Русский язык. Комплексная работа с текстом: подготовка к экзамену по русскому языку» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Кол-во часов Дата Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Текст как речевое произведение. Функционально-смысловые типы и стили речи. Зависимость функционально-смысловых типов речи от стиля текста. Основные аспекты анализа текста. Основные аспекты анализа текста (продолжение темы). Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров (продолжение темы). Смысловая и композиционная целостность текста. Смысловая и композиционная целостность текста (продолжение темы) Анализ текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. Композиция (структура) текста. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение. Композиция (структура) текста. Абзацное членение. Создание текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи. Рецензирование творческой работы. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов. Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (тема, связанная с анализом текста). Тема, идея текста. Проблема текста. Понимание смысла фрагмента текста. Авторская позиция. Оформление работы. Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (тема, связанная с анализом текста). Наличие примеров-аргументов в работе. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Оформление работы. 1 08.09. 1 1 15.09. 22.09. 1 1 1 29.09. 06.10. 13.10. 1 20.10. 1 1 27.10. 10.11. 1 17.11. 1 24.11. 1 01.12. 1 08.12. 1 1 15.12. 22.12. 1 1 12.01. 2016г. 19.01. 1 26.01. Рецензирование творческой работы. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов. Рецензирование творческой работы. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов. 1 02.02. 1 09.02. Темы 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (на лингвистическую тему). Тезисы работы. Обоснованный ответ на поставленный вопрос. Оформление работы. Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (на лингвистическую тему). Подбор примеров-аргументов в работе. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Композиционная стройность работы. Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий. Грамматические ошибки Речевые ошибки. Ошибки фактические (фоновые) Итоговая работа. 1 16.02. 1 23.02. 1 01.03. 1 08.03. 1 15.03. 1 1 22.03. 05.04. 1 1 1 2 Анализ итоговой работы. 2 12.04. 19.04. 26.04. 03.05. 10.05. 17.05. 24.05. Литература Болотнова Н.С. Филологический анализ текста.ч.1. Пособие для филологов.Томск,2001. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004 Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М.: Астрель, 2002. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Книга для учителя.- М.,1994. Коляденко Г.С., Сенкевич М.П. Развитие речи с элементами стилистики.Л.,1981. Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы и преподавание русского языка: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Проф. Н.С.Болотновой.- Томск,2001. Костомаров В.Г. Жизнь языка. М.,1984. Кохтев Н., РозентальД.Э. Популярная стилистика русского языка.- М.,1984. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. Для учителя.- М., 1991. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.. Пичугов Ю.С. Обучение сочинениям на свободную тему.- М.,1986. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи.- М., 1987. Риторика: 8класс: В 2 ч./ Под ред. Т.А. Ладыженской. М.,1998. Русский язык. Учеб. Для студентов пед. ин-тов: В 2 ч. М., 1989. Система обучения сочинениям./ Под ред. Т.А.Ладыженской. Изд.2-е.М.,1973. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. М., 1990. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007 Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1996.