МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент общего образования Томской области Управление Образования Администрации ЗАТО Северск МБОУ «Северская гимназия» РАССМОТРЕНО руководитель ШМО начальных классов Чувакова Л.И. 483/1 от «30» 08 2023 г. СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор Бердникова Т.В.. 483/1 от «30» 08 2023 г. Высоцкая С.В. 483/1 от «30» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Учусь работать с текстом» для обучающихся 1-4 классов г. Северск 2023 Пояснительная записка Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Планируемыми результатами начального общего образования» и учебно – методическому комплекту Е.И. Матвеевой «Литературное чтение». Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Современное начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Известно, что начальная школа специально не обучает ребенка приемам анализа информационных текстов, но их понимание во многом отражает готовность ученика к продолжению образования, самостоятельному получению знаний, поскольку текст является основным источником информации и одним из базовых средств обучения. С переходом в основную школу ребенок переносится в новую для себя ситуацию целенаправленного чтения для обучения. В виду того, что в конце каждого года обучения проводятся итоговые работы в тестовой форме, возникает необходимость обучения детей этому виду деятельности и обучению работе с различными источниками информации. Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное приобретение знаний с использование различных по характеру и знаковым системам источников информации. Курс рассчитан на 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю: 1 класс – 33ч, 2 – 4 класс – 102ч. Общая характеристика учебного курса Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения. Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фргмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса. Курс «Учимся работать с текстом» для обучающихся 1- 4 классов в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Личностные результаты 1) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 6) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты 1) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 2) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 3) использование различных способов поиска информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 4) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 6) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 7) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 8) использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев; 9) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 10) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 11) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений, уметь написать отзыв на прочитанное произведение; 12) умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта. Содержание курса Курс «Учимся работать с текстом» с 1 по 4 класс содержит четыре раздела: «Учимся работать с текстом стихотворения», «Учимся работать с художественным текстом», «Учимся работать с текстом арифметической задачи, арифметического правила», «Учимся самостоятельно составлять текст». Название раздела Количество часов «Учимся работать с текстом сти- 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 6 6 6 6 12 12 12 12 8 8 8 8 7 8 8 8 хотворения» «Учимся работать с художественным текстом» «Учимся работать с текстом арифметической задачи, арифметического правила» «Учимся самостоятельно составлять текст» Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Выделение главного в содержании текста. Умение работать с заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Литература 1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 3. .Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Книга для внеклассного чтения учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1988. 4.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. 5.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 6.Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.-М.: Дидакт, 1993. 7. Матвеева В.И. Литературное чтение. Тетрадь для тренировки и самопровыеркуи 1-4 класс. Москва «ВИТА Пресс», 2016 г. 7. Мали Л.Д., Прямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 1 класс-Пенза, 1993. 8. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г. Интернет-ресурсы 1. Журнал «Начальная школа» http://nsc.1september.ru/urok 2. Центр Развития Молодѐжи http://cerm.ru 4. Всероссийский полиатлон-мониторинг http://www.polytoring.ru Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему. Информационные источники Тематическое планирование, 1 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема занятия Изучаемый материал «Учимся работать с текстом стихотворения» (6 часов) Понятие «выразительность ре- Знакомство с понятием «выразительность», приѐмачи», приѐмы выразительного чте- ми выразительного чтения, развитие художественнония, развитие художественного го слуха. слуха. А. Эн «Шоколадный зайка». Речевая разминка. Развитие эмо- Знакомство с понятием «речевая разминка», «сценка, циональности. инсценировка». Работа с мимикой и жестами, развитие эмоциональности. Ю. Кушак «Подарок в День Рождения». Партитура текста. Составление партитуры текста. Работа над выразительностью текстов, интонацией. М. Яснов «Самое доброе слово». Партитура текста. Составление партитуры текста. Работа над выразительностью текстов, интонацией. О. Бундур «Смотрю в перевѐрнутый бинокль». Партитура текста. Составление партитуры текста. Работа над выразительностью текстов, интонацией. Е. Липатова «Дождик в куртке нараспашку». Скороговорки, чистоговорки. Использование скороговорок, чистоговорок в речевой разминке. О. Бундур «Доброта». 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. «Учимся работать с художественным текстом» (12 часов) Заглавие текста. Дать представление о том, что такое заглавие текста. Д. Герасимова «Чудак». Заглавие текста. Уметь подбирать заголовок к тексту, высказывать предположения о содержании текста по заголовку. Р. Муха «Таракан». Основная мысль текста. Определение главной мысли, умение отвечать на вопросы по содержанию текста. С. Георгиев «Щенок Проня». Основная мысль текста. Определение главной мысли, умение отвечать на вопросы по содержанию текста. О. Кургузов «Солнечный приятель». Основная мысль текста. Определение главной мысли текста, умение высказывать своѐ отношение к героям произведения. О. Кургузов «Почему опасно скучать». Основная мысль текста. Определение главной мысли текста, умение высказывать своѐ отношение к героям произведения. С. Георгиев «Оля». Последовательность событий Восстанавливать последовательность событий текста текста. по иллюстрациям. С. Георгиев «Умный ѐжик». Последовательность событий Восстанавливать последовательность событий текста текста. по иллюстрациям. Уметь объяснять лексическое значение слов. С. Георгиев «Умный ѐжик». Предложение. Текст. Уметь восстанавливать деформированные предложения, объяснять лексическое значение слов. Е. Липатова «Странный человек». Формулировка ответа на вопрос к Формулировать полные ответы на вопросы к тексту. тексту. Е. Липатова «Странный человек». Составление вопросов к тексту. Составлять вопросы к тексту. Е. Липатова «Странный человек». Таблица «Мои результаты». Анализировать свои успехи по работе с текстом с помощью таблицы «Мои результаты». «Учимся работать с познавательным текстом, текстом задачи» (8 часов) Текст арифметической задачи. Делить текст задачи на смысловые части по предлоПриѐм «Разметка». женному алгоритму. Текст арифметической задачи. Делить текст задачи на смысловые части по предлоПриѐм «Разметка». женному алгоритму. Текст арифметической задачи. Делить текст задачи на смысловые части по предлоПриѐм «Разметка». женному алгоритму. Приѐмы работы с познавательИметь представление о познавательном тексте. Уметь ным текстом. отличать познавательный текст от художественного. Приѐмы работы с познавательПриѐм «Чтение с остановками» при работе с познаваным текстом. тельным текстом. Приѐмы работы с познавательПриѐм «Чтение с остановками» при работе с познаваным текстом. тельным текстом. Деление познавательного текста Делить познавательный текст на смысловые части. на смысловые части. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Учиться самостоятельно составлять вопросы к частям текста. Деление познавательного текста Делить познавательный текст на смысловые части. на смысловые части. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Учиться самостоятельно составлять вопросы к частям текста. «Учимся самостоятельно составлять текст» (7 часов) 27. Рифма. Приѐм «Буриме». 28. Сочинение стихотворений о школе. Сочинение стихотворений о школе. Сочинение стихотворений о маме. Сочинение стихотворений о маме. Сочинение стихотворений о маме. Творческий проект «Чему я научился». 29. 30. 31. 32. 33. Познакомиться с понятием «рифма». Уметь подбирать и самостоятельно составлять рифмы к словам. Учиться составлять рифмованные четверостишья по теме «Школа». Учиться составлять рифмованные четверостишья по теме «Мама». Оформление сборника детских стихов «Моя мама». Представление индивидуальных и групповых проектов обучающихся. Выдача сертификата «Мои достижения». Тематическое планирование, 2 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема занятия «Учимся работать с текстом стихотворения» (6 часов) Приѐмы выразительного чтения, Пауза, темп, логическое ударение, интонация. партитура текста. Применять приѐм «Разметка» при составлении партитуры текста. И. Токмакова «Пряничные человечки». Приѐмы выразительного чтения, Пауза, темп, логическое ударение, интонация. партитура текста. Применять приѐм «Разметка» при составлении партитуры текста. В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде» Приѐмы выразительного чтения, Пауза, темп, логическое ударение, интонация. партитура текста. Применять приѐм «Разметка» при составлении партитуры текста. В. Лифшиц «Тимоша». Развитие эмоциональности. Ми- При чтении стихотворений использовать мимику и мика. Жесты. жесты. К. Чуковский «Тараканище». Развитие эмоциональности. Ми- При чтении стихотворений использовать мимику и мика. Жесты. жесты. Ю. Тувим «Чудеса». Поэтическое «состязание». Читать выбранные стихотворения с использованием средств выразительности. «Учимся работать с художественным текстом» (12 часов) 7. Заглавие текста. 8. Основная мысль текста. Основная мысль текста. 9. Изучаемый материал Уметь подбирать заголовок к тексту, высказывать предположения о содержании текста по заголовку. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал». Определение главной мысли, умение отвечать на вопросы по содержанию текста. Н. Сладков «Как мед- ведь сам себя напугал». План текста. Уметь делить текст на смысловые части, озаглавли10. 11. вать их, оформлять в виде плана. План текста. Г. Цыферов «Маленький великанчик». 12. План текста. 13. Цитатный план текста. Уметь делить текст на смысловые части, озаглавливать их в виде цитатного плана. Русская народная сказка «Петушки». 14. Письменное высказывание. Учиться давать письменный развѐрнутый ответ на по15. ставленный вопрос. Письменное высказывание. Русская народная сказка «Наговорная водица». 16. Письменное высказывание. Учиться давать письменный развѐрнутый ответ на по17. ставленный вопрос. Письменное составление неПисьменное высказывание. большой сказочной истории «Расскажи о том, что может произойти». С. Козлов «Как ѐжик ходил встречать рассвет». 18. Таблица «Мои результаты». Анализировать свои успехи по работе с текстом с помощью таблицы «Мои результаты». «Учимся работать с познавательным текстом, текстом задачи, орфографическим правилом» (8 часов) 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Текст простой арифметической Делить текст задачи на смысловые части по предлозадачи. Приѐм «Разметка». женному алгоритму. Текст составной арифметической Делить текст задачи на смысловые части по предлозадачи. Приѐм «Разметка». женному алгоритму. Текст составной арифметической Делить текст задачи на смысловые части по предлозадачи. Приѐм «Разметка». женному алгоритму. Приѐмы работы с познаватель- Приѐм «Чтение с остановками» при работе с познаваным текстом. тельным текстом. Приѐмы работы с познаватель- Уметь объяснять лексическое значение терминов в ным текстом. познавательном тексте. Приѐмы работы с познаватель- Уметь объяснять лексическое значение терминов в ным текстом. познавательном тексте. Текст орфографического правила Делить текст орфографического правила на смыслоПриѐм «Разметка». вые части по предложенному алгоритму. Текст грамматического задания. Делить текст грамматического задания на смысловые Приѐм «Разметка». части по предложенному алгоритму. «Учимся самостоятельно составлять текст» (8 часов) Сочинение стихотворений о дружбе. Сочинение стихотворений о дружбе. Отзыв о прочитанном произведении. Отзыв о прочитанном произведении. Приѐм «Письмо с пропусками». Отзыв о прочитанном произведении. Приѐм «Письмо с пропусками». Отзыв о прочитанном произведении. Приѐм «Письмо с пропусками». Учиться составлять рифмованные четверостишья по теме «Дружба». Оформление сборника детских стихов «Дружба». Познакомиться с понятием «отзыв», со структурой отзыва. Составление памятки по написанию отзыва. Написание текста отзыва произведениям В. Осеевой «Совесть», Л. Толстого «Косточка» с использованием приѐма «Письмо с пропусками». Написание текста отзыва к произведению В. Железникова «Рыцарь» с использованием приѐма «Письмо с пропусками». Оформление отзывов детей в виде творческих работ. 33. 34. Творческий научился». Творческий научился». проект «Чему проект «Чему я Представление индивидуальных и групповых проектов обучающихся. Выдача сертификата «Мои достия жения». Тематическое планирование, 3 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема занятия Изучаемый материал 3 класс 4 класс «Учимся работать с текстом стихотворения» (6 часов) Приѐмы выразительного Пауза, темп, логическое уда- Пауза, темп, логическое удачтения, партитура тек- рение, интонация. рение, интонация. ста. Применять приѐм «Разметка» Применять приѐм «Разметка» при составлении партитуры при составлении партитуры текста. текста. А. Кушнер «Облака». Р. Стивенсон «Страна кровати». Приѐмы выразительного Пауза, темп, логическое уда- Пауза, темп, логическое удачтения, партитура тек- рение, интонация. рение, интонация. ста. Применять приѐм «Разметка» Применять приѐм «Разметка» при составлении партитуры при составлении партитуры текста. текста. Н. Юркова «Город в одуван- М. Цветаева «Наше царство» чике» Развитие эмоционально- При чтении стихотворений При чтении стихотворений иссти. Мимика. Жесты. использовать мимику и же- пользовать мимику и жесты. сты. Д. Киплинг «Песнь Дарзи, А. Якимцев «Как ветер при- птички портняжки в честь мерял шляпу». храброй мангусты». Инсценировка басен. Использование средств выра- Использование средств выразительности, мимики, жестов, зительности, мимики, жестов, элементов театрализации при элементов театрализации при инсценировании басен. инсценировании басен. И. Крылов «Квартет». И. Дмитриев «Рысь и крот». Инсценировка басен. Использование средств выра- Использование средств выразительности, мимики, жестов, зительности, мимики, жестов, элементов театрализации при элементов театрализации при инсценировании басен. инсценировании басен. И. Крылов «Лисица и вино- А. Измайлов «Филин и чиж». град». Поэтическое «состяза- Читать выбранные произведения в стихах с использованием ние». средств выразительности, элементов театрализации. «Учимся работать с художественным текстом» (12 часов) Заглавие текста. Изобра- Уметь по заголовку высказы- Уметь по заголовку высказызительные средства язы- вать предположения о содер- вать предположения о содерка. жании текста. Познакомиться жании текста. Находить в текс изобразительными сред- сте примеры использования ствами языка - сравнение, автором изобразительных олицетворение. Д. Хармс «Однажды слон, жирафа…». 8. лев, Основная мысль текста. Формулировать главную Изобразительные сред- мысль текста. Познакомиться ства языка. с изобразительными средствами языка - эпитет. Н. Сладков «Тень». 9. Основная мысль текста. Формулировать главную Изобразительные сред- мысль текста. Познакомиться ства языка. с изобразительными средствами языка - метафора. Н. Сладков «Тень». средств языка (сравнение, олицетворение). Н. Абрамцева «Осенняя сказка». Формулировать главную мысль текста. Находить в тексте примеры использования автором изобразительных средств языка (эпитет). Н. Абрамцева «Осенняя сказка». Формулировать главную мысль текста. Находить в тексте примеры использования автором изобразительных средств языка (метафора). Г. Снегирев «Лось». Устанавливать последовательность событий в тексте. Уметь делить текст на смысловые части, озаглавливать их, оформлять в виде цитатного плана. Г. Снегирев «Лось». 11. Последовательность событий. Цитатный план текста. Цитатный план текста. Определять порядок микротем в тексте. Уметь делить текст на смысловые части, озаглавливать их, оформлять в виде цитатного плана. Н. Сладков «Вежливая галка» 12. 13. Сложный план текста. Сложный план текста. Познакомиться со структурой Составлять сложный план текста сложного плана. на примере произведения Н. Учиться составлять сложный Сладкова «Стрижиная тайна». план текста на примере произведения Н. Сладкова «Лебеди». 14. Лексическое значение Объяснять лексическое значеслова. Письменное вы- ние слов текста. Учиться дасказывание. вать письменный развѐрнутый ответ на поставленный вопрос. Н. Сладков «Пир». Отзыв о прочитанном Познакомиться со структурой произведении. написания отзыва о прочитанном произведении. Отзыв о прочитанном Оформлять отзыв по предлопроизведении. женной памятке. Отзыв о прочитанном Н. Абрамцева «Очень простая произведении. 10. 15. 16. 17. Находить в тексте слова, которые требуют объяснения их лексического значения. Давать письменный развѐрнутый ответ на поставленный вопрос. Г. Скребицкий «Воришка». Составлять письменный отзыв о прочитанном произведении и оформлять его в виде творческой работы. О. Болтогаев «Динка». сказка». Н. Носов «Как Незнайка был художником». 18. Таблица «Мои результа- Анализировать свои успехи по работе с текстом с помощью ты». таблицы «Мои результаты». «Учимся работать с познавательным текстом, текстом задачи, орфографическим правилом» ( 8 часов) 19. Текст составной арифме- Анализировать текст составной арифметической задачи на остической задачи. Приѐм нове приема «Разметка». «Разметка». 20. Текст геометрической Анализировать текст геометрической задачи на основе приема задачи. Приѐм «Размет- «Разметка». ка». 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Текст орфографического Составлять памятку на основе текста орфографического правиправила. Приѐм «Письмо ла. с пропусками». Решение орфографиче- Использовать приѐм «Разметка» при решении орфографических задач. ских задач. Приѐмы работы с позна- Приѐм «Чтение с остановками» при работе с познавательным вательным текстом. текстом. Приѐмы работы с позна- Уметь объяснять лексическое значение терминов в познававательным текстом. тельном тексте. Приѐмы работы с позна- Формулировать свою точку зрения об изучаемом объекте на вательным текстом. основе познавательного текста. Диспут. Приѐмы работы с позна- Составлять кластер на основе познавательного текста. вательным текстом. «Учимся самостоятельно составлять текст» (8 часов) Сочинение стихотворе- Сочинять стихотворения с применением изученных правил. ний на свободную тему. Текст – описание. Познакомиться со структурой Составлять текст – описание, текста – описания. оформлять в виде творческой Составлять текст – описание, работы. оформлять в виде творческой работы. Текст – повествование. Познакомиться со структурой Составлять текст – повествотекста – повествования. вание, оформлять в виде творСоставлять текст – описание, ческой работы. оформлять в виде творческой работы. Текст – рассуждение. Познакомиться со структурой Составлять текст – рассуждетекста – рассуждения. ние, оформлять в виде творчеТекст – рассуждение. Составлять текст – рассужде- ской работы. Текст – рассуждение. ние, оформлять в виде творческой работы. Творческий проект «Че- Представление индивидуальных и групповых проектов обучаму я научился». ющихся. Выдача сертификата «Мои достижения». Творческий проект «Чему я научился».