Введение в литературоведение - 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская гимназия»
РАССМОТРЕНО
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания
Решением педагогического совета
___________________________
МО учителей _рус.яз. и лит._ Протокол от «_30_»_иавгуста__2023 г.
С.В. Высоцкая,
от «_30_» _августа__2023 г.
директор МБОУ «Северская
гимназия»
Приказ от «30»_08_2023г.
№ _____483/1__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

по литературе «Введение в литературоведение»
_10 класс (34 ч.)

Астраханцева О.Н.,
учитель русского языка и литературы

Программа элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по литературе»
(10 класс, 34 часа)
Пояснительная записка
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по литературе» задуман как подготовительно-тренировочный
и адресован учащимся 10-11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ,
готовящихся стать студентами филологического факультета или факультета журналистики и
предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой
деятельности.
В основу данной программы взят курс подготовки к ЕГЭ по литературе 10-11 классы «Русская
литература: классика и современность» (авторы Н. Г. Акопова, Е. А. Иванова). В отличие от указанного
курса данная программа дополнена достаточно объёмным разделом, связанным с историей и теорией
литературы.
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по
литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в значениях.
Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе,
с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения — с другой.
Данный курс достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература».
Задачи:
• систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация,
уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
• формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне
допустимых интерпретаций;
• дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие
интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
• обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
• содействие в области профессионального самоопределения.
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего,
это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на
подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научноисследовательской работой учащихся, т. е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают
индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого планаконспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических
знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен
стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Ожидаемые результаты
Результатом изучения данного элективного курса должно стать постижение принципов выполнения
тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст
ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также знание литературных фактов в рамках
школьной программы; закрепление знаний учащихся по проблемным вопросам основных
художественных процессов русской литературы.

Содержание курса
Тема 1. Сведения по теории и истории литературы
Художественная литература как искусство слова.
Фольклор. Жанры фольклора.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет.
Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка,
эпилог. Лирическое отступление.
Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой.
Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
"Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
Литературные роды: эпос, лирика, драма.
Жанры литературы (эпические).
Жанры литературы (лирические).
Жанры литературы (драматические).
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении. Тропы. Фигуры речи. Звукопись.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Ритм. Рифма. Строфа.
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый
стих. Верлибр.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения.
Литературная критика.
Тема 2. Литература первой половины XIX века
Элегия и баллада как жанры поэзии В. А. Жуковского. А. С. Грибоедов. Традиции классической
комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской
литературе. А. С. Пушкин, Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические
произведения. Понятие «маленького человека».
М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая
преемственность. Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю.
Лермонтова. Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги).
Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
Предлагаемая ниже примерная программа курса рассчитана на 34 часа, т. е. по 1 часу в неделю.

Тематическое планирование (10 класс)
Тема и содержание занятия

№

Тема 1. Сведения по теории и истории литературы

Колво
часов

Художественная литература как искусство слова. Фольклор.
Жанры фольклора.
Художественный образ. Художественное время и
пространство.
Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его
воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет.

1

Композиция. Антитеза. Стадии развития действия:
экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Лирическое отступление.
Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж.
Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
"Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос.
Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя
речь. Сказ.
Литературные роды: эпос, лирика, драма.
Жанры литературы (эпические).
Жанры литературы (лирические).
Жанры литературы (драматические).
Деталь. Символ. Подтекст.

2

Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм.
Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительновыразительные средства в художественном произведении.
Тропы. Фигуры речи. Звукопись.

1

13.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Ритм. Рифма.
Строфа.

1

14.

Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий,
анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
Историко-литературный процесс. Литературные
направления и течения.
Литературная критика.

2

Промежуточный мониторинг по теме «Теория и история
литературы»

1

1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.
8.
9.

10.
11.

12.

15.
16.
17.

1
1
1

Виды деятельности

Работа с текстами и словарем
литературных терминов
Работа с текстами и словарем
литературных терминов
Работа с текстами и словарем
литературных терминов
Работа с текстами и словарем
литературных терминов
Работа с текстами и словарем
литературных терминов

2

Работа с текстами и словарем
литературных терминов

1

Работа с текстами и словарем
литературных терминов
Работа с текстами и словарем
литературных терминов
Работа с текстами и словарем
литературных терминов

1
2

1

2

1
1

Работа с текстами и словарем
литературных терминов
Работа с текстами и словарем
литературных терминов
Работа с текстами и словарем
литературных терминов, анализ
изобразительно-выразительных
средств языка
Практикум
Анализ художественных форм,
повторение литературоведческих
понятий
Практикум
Практикум
Работа с текстами и словарем
литературных терминов
Работа с текстами, со словарями,
статьями Н.Добролюбова,
Н.Чернышевского, И. Гончарова.
Проверка уровня усвоения
материала по теории и истории
литературы

Тема 2. Литература первой половины XIX века
18.

19.

Древнерусская литература и
фольклор как источник художественных принципов русской литературы.
«Слово о полку Игореве»
Литература первой половины XIX века. Творчество В. А.
Жуковского — начало романтизма. Жанры элегии и баллады

1

Работа с текстами, со словарями,
статьями Д. С. Лихачева

1

Анализ художественных форм,
повторение литературоведческих
понятий

20.

21.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова — социальнополитическая комедия. Драматургическое новаторство
автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы
главных героев, расширение художественного времени и
пространства. Язык и стих комедии
Основные мотивы лирики А. С.Пушкина. Поэма «Медный
всадник», роман «Евгений Онегин»

1

1

22.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система образов. Понятие
исторической повести.

1

23.

Лирика М.Ю.Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта

1

24.

М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова», поэма
«Мцыри»

1

25.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Образ «лишнего
человека» в творчестве М. Ю.Лермонтова как традиция в русской
литературе XIX века
Н.В.Гоголь Пьеса «Ревизор». «Смех сквозь слезы» в сатире Н. В.
Гоголя. Повесть «Шинель»

1

27.

Поэма «Мертвые души». Сквозные мотивы русской прозы: мотив
дороги. Понятие лирического отступления как традиционного
средства художественной выразительности в русском романе

1

28.

Итоговое занятие
Тестирование по теме «Из литературы первой половины 19 века»

2

26.

1

Работа с текстом и литературнокритическими статьями,
составление тезисных планов.
Аналитическая беседа, выполнение
тестовых заданий по комедии
Работа с текстами и словарем
литературных терминов, анализ
изобразительно-выразительных
средств языка
Работа с текстом, литературнокритическими статьями и «Словарем
языка А. С. Пушкина»
Анализ поэтических форм, устные и
письменные высказывания по
проблемным вопросам
Анализ поэтических форм, устные и
письменные высказывания по
проблемным вопросам
Анализ художественного текста,
работа с литературно-критическими
статьями
Анализ художественного текста,
работа с литературно-критическими
статьями; устные и письменные высказывания по проблемным
вопросам
Работа с текстом, словарем
литературных терминов,
составление конспекта по теме,
сопоставительный анализ образов
героев различных произведений
писателя
Выполнение тестовых заданий,
заданий с кратким ответом,
письменной работы в формате
развернутого высказывания

Оценка знаний, умений, навыков
Преследуя цель подготовки к выполнению заданий ЕГЭ, учитель для контроля знаний использует
различные формы тренировочных заданий по литературе в рамках подготовки к ЕГЭ.

Литература









Акимов В. На ветрах времени. Л., 1991.
История русской литературы XIX века. Вторая половина/ под ред. Н. Н. Скатова. М., 1987.
КИМы по литературе.
Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М., 1977.
Кулешов Ф. И. Лекции по истории русской литературы конца XIX— начала XX в. Минск, 1977.
Литературно-критические статьи В. Г. Белинского, Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова, Н.
Добролюбова, А. В. Дружинина, И. А. Гончарова, Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина.
Монахова О. Л., Малхазова М. В. Русская литература XIX века: в Зч. М., 1995.
Русская литература XVIII-XIX веков. Справочные материалы / под ред. Л. А. Смирновой. М.,
1995. Русская литература XX век. Справочные материалы / под ред. Л.А.Смирновой. М., 1995.
Русская литература XX века. Энциклопедия для детей. М., 1999.
Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века. Энциклопедия для детей. М.,
1999.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».