Свободное владение английским языком

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северская гимназия»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ
___________________________

С.В. Высоцкая,
директор МБОУ «Северская гимназия»
Приказ от «29» мая 2024г. № 374

Решением педагогического совета
Протокол от «29» мая 2024 года
№ 9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию
Свободное владение английским языком

Составил:
Меденцева Ольга Александровна,
учитель английского языка
первой категории

г. Северск
2024г.

ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Свободное владение английским языком»

Пояснительная записка.
Программа «Свободное владение английским языком» по содержательной,
тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному
назначению – учебно-познавательной и социокультурной; по форме организации –
групповой; по времени реализации – одногодичной.
Программа «Свободное владение английским языком» предназначена для детей 1416 лет, а также для тех, кто интересуется предметом, и одаренных детей, и направлена на
обеспечение дополнительной подготовки по английскому языку.
Содержание программы нацелено на формирование интереса к углубленному
изучению английского языка, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
двух культур.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью.
В наше время, когда общество становится открытым и активно развиваются
международные связи, у значительной части населения возникает практический интерес к
овладению иностранным языком, в первую очередь английским. Всё большее признание
приобретают идеи многоязычия, вариативного и непрерывного образования и
возникающие с этим формы обучения языку в новых условиях. Всё это обуславливает
необходимость создания учебных пособий, которые обеспечили бы эффективное обучение
иностранному языку. Настоящая программа представляет курс, предназначенный для
изучения страноведческого материала об англоговорящих странах. В качестве основы
предусматривается базовый уровень владения английским языком, приобретённый ранее.
Полученные знания дети могут применять при работе над проектом, при подготовке к
олимпиаде, для сдачи ГИА и ЕГЭ. Интенсивная методика наиболее близко подходит к
решению стоящих перед учащимися проблем и может предложить жизнеспособную и
гибкую систему обучения, адекватную современным потребностям общества. Курс
основывается на принципах интенсивного обучения, содержащиеся в трудах зарубежных
и отечественных авторов (Г. Лозанов, Г.А. Китайгородская и др.), таких принципов, как
личностно-ориентированного общения, компетентностного обучения, коллективного
взаимодействия, полифункциональности упражнений, а также принципы устного
опережения и избыточности учебного материала.
Цели и задачи:
Основными целями являются:
Активное использование речевых клише и грамматических конструкций для
обучения устным формам общения на базе 1000 лексических единиц с выходом на
диалогические и монологические высказывания;
На основе страноведческого материала обучение чтению текстов публицистического
и научно-популярного характера с целью извлечения информации на уровне как
частичного, так и полного понимания текста;

Обучение письменной речи (в практически необходимых пределах).
Главной целью в содержательном плане является сообщение учащимся знаний о
культуре, истории Великобритании и других англоговорящих стран; их географическое
положение, его влияние на образ жизни и менталитет народа; знакомство с системой
образования в Великобритании и США, политическим строем англоговорящих стран.
Содержание материала подаётся как на тематическом уровне, так и на проблемном
уровне.
Программа рассчитана в том числе и для обучения детей с ОВЗ (ограниченными
возможностями здоровья) и детей-инвалидов.
Программа обеспечивает реализацию прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на
участие в программах дополнительного образования, что является одной из важнейших
задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных
возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором
социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в
обществе.
Программа Свободное владение английским языком решает проблему реализации
образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав,
адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих
способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями
здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной
защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса,
становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни
и в решении проблем, затрагивающих их интересы.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
(инвалидов) означает, что им создаем условия для вариативного обучения по программе
дополнительного образования, что позволяет им осваивать социальные роли, расширять
рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути.
Содержание решаемых в курсе задач можно объединить в несколько групп:
I . Познавательная:
В материал включены самые разнообразные сведения о странах изучаемого
языка: географическое положение, его влияние на образ жизни и формирование
некоторых черт национального характера, вклад в мировую культуру, т.д. Сравнивания
зарубежных сверстников и себя, чужую страну и свою, учащиеся выделяют общее и
специфическое, что способствует объединению, сближению, развитию взаимного
понимания, доброго отношения. Сравнение способствует формированию у обучаемых
собственного мнения, активной жизненной позиции, стимулирует стремление постоянно
углублять объём знаний. Таким образом, познавательный аспект способствует созданию
мотивации.

1.

Другой задачей учебного аспекта является не только получение знаний, но и
систематизация, обобщение и дальнейшее закрепление материала.

2.

Основной задачей второго года обучения является знакомство учащихся с
организацией и функционированием современного бизнеса.

3.

Данная программа направлена на развитие способностей, обучающихся
использовать английский язык, как средство образования и самообразования в области
делового английского языка, а так же на удовлетворение современных познавательных
интересов обучаемых в деловом общении и на повышение уровня практического владения
иностранным языком.

4.

Чтение. В области чтения ставится задача совершенствования трёх видов чтения: чтение
с пониманием основного содержания текста (reading for the main idea), чтение с полным
пониманием текста (reading for detail), чтение с выборочным извлечением нужной или
интересующей информации (reading for special information).
Учащиеся продолжают учиться читать различные типы текстов:
художественные, научно-популярные, публицистические (газетные, журнальные статьи),
функциональные (карты, таблицы, планы, т.д.).
Продолжается работа над обеими формами чтения: вслух и про себя.
Через чтение вслух совершенствуется техника чтения и произносительная сторона
речи, с другой стороны, коммуникативная функция: учащиеся ставятся в ситуации, когда
они должны прочитать известный им текст другим, чтобы ознакомить с неизвестным
содержанием или найти предложение из текста для аргументации своей точки зрения.
Продолжается работа по совершенствованию и развитию умений как на уровне
значения, так и на уровне смысла.
В плане формирования грамматических навыков чтения ставится задача увеличить
количество легко распознаваемых грамматических явлений.
Аудирование. На данном
году обучения ведётся работа над:
а) аудированием с полным пониманием воспринимаемого на слух текста
(listening for detail);
б)аудирование с пониманием основной информации (listening for the main idea);
в)аудирование с целью извлечения нужной или интересующей информации
(listening for specific information).
Говорение. Задача состоит в совершенствовании умений говорить как в диалогической,
так и в монологической форме, при этом систематизируя и повторяя лексические и
грамматические средства.
В плане совершенствования диалогической формы речи ведётся работа над всеми
видами диалога, определёнными «Госстандартом».
Перед учащимися ставится цель научиться решать коммуникативные задачи,
необходимые для ведения следующих диалогов:

1. Диалог-расспрос:
­ Запрашивать и сообщать фактическую информацию (что? кто? куда? когда? с
кем? т.д.), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
­ Целенаправленного расспрашивать, т.е. «брать интервью»;

2. Диалог-побуждение к действию:
­ Обратиться с просьбой и выразить готовность, отказ её выполнить;
­ Дать совет и принять/ не принять его;

­ Пригласить к действию/ взаимодействию и согласиться/
­ не согласиться принять в нём участие;
­ Сделать предложение и выразить согласие/ несогласие с ним.

3. Диалог-обмен мнениями: ­ Умение выразить точку зрения и согласиться/ не
согласиться с ней;
­ Умение высказать одобрение/ неодобрение;
­ Умение выразить сомнение;
­ Умение выразить эмоциональную оценку (радость, огорчение, желание,
нежелание).
Монологическая речь.
1. Уметь высказывать целостно как в смысловом, так и в структурном отношении;

1 Уметь последовательно излагать мысли, факты, суждения, связанные в смысловом
отношении и соотнесённые с задачей высказывания;

2 Уметь высказываться продуктивно: чем меньше заученного, тем больше
продуктивность через комбинирование и трансформацию материала для речевых
нужд, содержательность;

3 Уметь говорить самостоятельно, выбирая стратегию высказывания, составляя
программу, высказывания без опоры;

4 Уметь говорить экспромтом, без специальной подготовки; 5 Уметь говорить в
нормальном темпе.
Грамматические навыки говорения формируются на основе грамматического
материала предыдущих классов, так и на основе новых грамматических явлений.
Лексические навыки говорения формируются как на базе усвоенного раннее, так и
нового.
Письмо: продолжается работа над развитием следующих умений:
­ Делать выписки из прочитанного (от отдельных слов и выражений до
развёрнутых цитат);
­ Составлять краткие аннотации прочитанного текста;
­ Письменно заполнить все данные, формуляр (имя, фамилию, пол, возраст,
гражданство, адрес);
­ Написать текст для совместного проекта.
2. Развивающийся аспект.
Решая речемыслительные задачи, учащиеся должны пользоваться приёмами
продуктивной, творческой деятельности (высказывать
предположения, устанавливать логические связи, т.д.).
Развивающее обучение достигается за счёт личностной вовлечённости учащегося в
учебную деятельность. Эмоционально-ценностное отношение учеников к себе в процессе
овладения данным курсом включает развитие чувства национальной самобытности,

способствует лучшему осознанию особенностей родной культуры на основе
сопоставления с особенностями культуры стран изучаемого языка. Развивающее обучение
протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. С этой
целью предусмотрены задания, связанные с разработкой проектов, что развивает
воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и т.д.
3. Воспитательный аспект. Согласно концепции коммуникативного обучения,
воспитание должно пронизывать весь процесс обучения. Воспитывает всё и содержание
текстов, и как они напечатаны и т.д.
Главная задача: воспитание положительного, уважительного отношения к странам
изучаемого языка и родной стране, более глубокое осознание своей родной культуры и
иностранной, привитие чувства патриотизма.
Вопросы, связанные с нравственным воспитанием, находят своё отражение в
заданиях, требующих от учащихся личностной оценки фактов и событий, о которых идёт
речь в учебном материале.
В результате прохождения курса обучаемые:
­ • овладеют лексическим запасом в соответствии с темами и сферами общения
Экономической направленности;
­ • научатся пользоваться электронной почтой на английском языке с учетом
деловых, стилистических и языковых норм;
­ • научатся создавать и проводить презентации на английском языке;
­ • научатся проводить переговоры по телефону с деловыми целями на
английском языке;
­ • научатся работать в команде, вместе находить решения деловых проблем;
­ • научатся планировать рекламные кампании.

№
п/п

Название тем

Кол-во часов

В том числе
теория

практика

1

Если я поеду за границу

25

15

10

2

Международная культура

19

10

8

3

Учимся писать статьи, доклады,
сочинения, эссе

25

13

12

ИТОГО:

68

38

30

Содержание учебных тем

1.

Если я поеду за границу. 25 часов.

Основные понятия речевого общения и речевого этикета в устной и письменной
форме; знакомство с грамматическими явлениями, характерными для устной и
письменной речи английского языка в сферах речевого этикета.
Практические занятия: подготовка и проведение ролевой игры, игровые и
творческие тренинги, словесно-лингвистические игры.

2.
Международная культура. 18 часов.
Формирование у учащихся
представление о менталитете и культуре англо-говорящих стран. Различные сведение в
области литературы, музыки, средств массовой информации, медицины, образования,
положения англоговорящих стран в мире. Знакомство с геральдикой стран, культурой.
Практические занятия: все виды диалогов (диалог-расспрос, диалог- побуждение к
действию, диалог-обмен мнениями), дискуссии, подготовка презентаций, проектов.

3. Учимся писать статьи, доклады, сочинения, эссе. 25 часов. Написание
официальных и неофициальных писем, рассказов, сочинений, статей и докладов.
Практические занятия: написание письма личного характера, делового письма,
неофициальное письма, сочинения, статьи о стране изучаемого языка.

Календарно – тематический план
1. Если я поеду за границу 25 часов.
№
п/п

Тема

Колво
часов

Виды деятельности
учащихся

Формы контроля

1

Прибытие в страну

1

2

В аэропорту

1

Беседы о таможенный Ролевая игра
и паспортном
контроле, в аэропорту,
на вокзале,
расписании,
городском
транспорте,
заполнении выездных
анкет
Разговор о знакомстве, Ролевая игра
приветствии,
благодарности,
прощании, форме
обращения

3

Быт и сервис

2

Разговор о
гостиничном сервисе,
питание, ресторанах.

4

На выставке

1

5

Деньги, деньги, деньги

1

Создание выставок,
беседа на выставке
Беседа о денежные
средствах, валюте.
Деньги и чеки в

Создание выставок

Англии и США

1

Беседа

7

Театры и развлечения в
Англии
Знакомство с городом

1

8

Путешествие по городу

1

9

Транспорт города, страны

1

Запрос информации о
местонахождении
нужного объекта
Разговор о дорогах,
картах, расписании
общественного
транспорта,
экскурсиях
Беседа об автобусах,
автомобилях, метро

10
11

Почта. Телеграф. Телефон
Речевой этикет

1
1

12

Поздравления. Выражения,
сопровождающие вручение
подарка
Пожелания, ответные
реплики на пожелания
Извинение. Ответные
реплики
Просьба. Просьба с оттенком
нарочитой строгости
Согласие, разрешение, отказ,
запрещение
Приглашение, ответные
реплики
Совет, предложение
Утешение, сочувствие
Разговор по телефону
Врач. Аптека
Отъезд домой
Заключительное занятие.

6

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
2325

Изготовление карты
города и краткая
аннотация.
Путешествие по
городу

Ролевая игра

1

Разговор об основных
понятиях речевого
этикета
Групповая работа

1

Групповая работа

Диалог

1

Групповая работа

Диалог

1

Групповая работа

Диалог

1

Групповая работа

Диалог

1

Групповая работа

Диалог

1
1
1
1
1
2

Групповая работа
Групповая работа
Групповая работа
Групповая работа
Беседа

Диалог
Диалог
Диалог
Диалог

Диалог

Ролевая игра по
изученной тематике

2. Международная культура 18часов.
№
п/п

Тема

Колво
часов

Виды деятельности
учащихся

Формы контроля

1

Ощущение дома и семьи.

2

Географическое положение 1
англо-язычных стран

3

Национальные эмблемы

4 -5

Исторические
факты 2
англоговорящих стран
Особенности поведения
2
Традиции и обычаи
5

6-7
8-12

1

13-18 Общественная жизнь, СМИ
19

1

Итоговое занятие

5
1

Беседы на
нравственные темы
Беседа с элементами
исследования
Беседа с элементами
исследования
Беседы
Беседа
Беседа, групповая
работа
Исследовательская
деятельность.
Групповая работа

Создание
презентаций,
защита проектов

Круглый стол
Диалог
Круглый стол
Выпуск газеты
Защита газеты

3. Учимся писать статьи, доклады, сочинения, эссе 25 часов.
№ Тема

Колво
часов

Виды деятельности
учащихся

1.

Статья

3

Беседа с элементами
исследования.
Групповая работа

2.

Деловое письмо

3

Беседа с элементами
исследования.
Групповая работа

3.

Неофициальное
письмо

2

Групповая работа

4.

Рассказ

2

Беседа с элементами
исследования.
Групповая работа

5.

Эссэ

4

Беседа с элементами
исследования.
Групповая работа

5.

Доклад

3

Беседа с элементами
исследования.
Групповая работа

Формы контроля

Статья 120-160 слов

Деловое письмо на тему
«Устройства на работу в
Лондоне»
Письмо другу на тему «Мое
обучение в Оксфорде»
Рассказ “Кролик-охотник”

Эссэ с элементами
рассуждения

Доклад для школьного
совета.

6.

Сочинение

3

Групповая работа
Сочинение на тему:
“Путешествуя по
Великобритании”

7.

Выставка творческих
работ.

3

8.

ЗАЧЕТ

2

Итоговое занятие

25

Проектная
деятельность.

Список использованной литературы:
1. Примерные программы по учебным предметам (иностранный язык 5-9 классы). –
М. Просвещение, 2011г.
2. Учебник - «Forward» 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений.: В
2 частях /М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл-М.:Вентана-Граф.2012.
3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на
начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов
педвузов.- 3-е изд., М., Просвещение, 2000.
4. Ижогина Т.И., Бортников С.А. Волшебный английский.-Ростов на Дону,
изд.Феникс, 2003.
5. Колет Самсон. 333 совета по обучению английскому языку.- М.: Издательство
Астрель, 2004.
6. С.В. Лосева. Английский в рифмах. – М. АО «Буклет»,1993.
7. Т.А.Басик. Добро пожаловать в мир английского языка. – Мн. «Аверсэв», 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».