1 2 ПОЛОЖЕНИЕ об организации занятий, оценивании и аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» в МБОУ «Северская гимназия» г.Северска Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами и методическими рекомендациями: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Российской Академии образования от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 14.03.1995 № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (вместе с «Положением о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения», утв. Приказом Минздрава РФ N 186, Минобразования РФ N 272 от 30.06.1992); - Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»; - Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»; - Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры»; - Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»; - Приказом Комитета Российской Федерации по физической культуре от 01.04.1993 № 44 «Об обеспечении безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом" (вместе с "Рекомендациями по обеспечению безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом»); - Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; - Письмом Министерства образования Российской Федерации от 30.05.2012 № МД-583/19 о методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль организации занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»; 3 - Распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от 29.01.2014 № 57 «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (вместе с «Перечнем медицинских организаций Томской области, участвующих в проведении медицинских осмотров несовершеннолетних», «Рекомендуемым списком учреждений здравоохранения, имеющих лицензии на медицинский вид деятельности для заключения договоров на отсутствующих врачей-специалистов»); - Методическими рекомендациями по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях, утвержденные Минздравсоцразвития России от 15.01.2008 № 206-ВС; - Методическими рекомендациями «Врачебный контроль за нагрузкой учащихся на уроках физической культуры в общеобразовательных школах» (письмо Министерства здравоохранения СССР от 27.12.1984 № 11-14/30-7); - Методическими рекомендациями «Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе» (письмо Министерства здравоохранения СССР от 22.02.1980 № 08-14/1-14). 1. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ОБУЧАЮЩИХСЯ 1.1. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную (подгруппы «А» и «Б»). К основной медицинской группе относятся обучающиеся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом реакции кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем физической подготовки, соответствующем возрасту и полу. К подготовительной медицинской группе относятся следующие обучающиеся: - без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом реакции кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем физической подготовки, не соответствующем возрасту и полу; - с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или неблагоприятным типом реакции кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку; - часто болеющие (три и более раз в год); - переведенные из основной в подготовительную медицинскую группу после перенесенных заболеваний, травм и окончания сроков освобождения от практических занятий физической культурой на период, определяемый медицинским учреждением индивидуально. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых временных ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок. К специальной «А» (оздоровительной) и специальной «Б» (реабилитационной) медицинским группам (далее - СМГ) относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы: обучающиеся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья, функционального и органического генеза в стадии компенсации. 1.2. Определение медицинских групп осуществляется на основании заключения о состоянии, оценки функциональных возможностей организма и уровня физической подготовленности обучающегося. Функциональные возможности организма определяются медицинскими работниками (обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование при проведении профилактического врачебного осмотра, не могут быть допущены к занятиям физической культурой). Медицинская группа обучающихся для занятий физической культурой определяется врачом-педиатром на основании заключений каждого специалиста, участвующего 4 в проведении профилактических врачебных осмотров, в которых даются рекомендации по физическим нагрузкам и обязательно указывается медицинская группа для занятий по физической культуре, которая по каждому обучающемуся вносится в «Листок здоровья» классного журнала медицинским работником школы. 1.3. Занятия в медицинских группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала (формы занятий физической культурой с учетом состояния здоровья обучающихся Приложение 1 к Положению). При организации занятий специальной медицинской группы следует учитывать возраст обучающихся и их нозологические формы заболевания. Рекомендуется выделять следующие подгруппы обучающихся с заболеваниями: - органов кровообращения, дыхания, нервной и эндокринной системы; - органов пищеварения и мочевыделительной системы; - костно-мышечной системы и органов зрения. 1.4. Изменение медицинской группы для занятий физической культурой устанавливается врачом-педиатром на основании особенностей динамики показателей состояния здоровья, функциональных возможностей организма и физической подготовленности. При положительной динамике показателей возможен перевод из специальной медицинской группы «А» в подготовительную и из подготовительной медицинской группы - в основную. При неадекватности физической нагрузки функциональным возможностям организма обучающегося следует перевести из основной в подготовительную или из подготовительной в специальную медицинскую группу «А». При переводе обучающегося в другую медицинскую группу медицинским работником школы вносятся изменения в «Листке здоровья» классного журнала. 2. ДОПУСК ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 2.1. На уроки физической культуры допускаются только обучающиеся, имеющие при себе спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда. Описание спортивной формы обучающихся утверждено Требованиями к школьной одежде обучающихся МБОУ «Северская гимназия». 2.2. Во время урока физической культуры обучающийся, освобожденный от практических занятий, находится на уроке физкультуры согласно расписанию в помещении спортивного зала или на спортивной площадке под присмотром учителя физической культуры (в спортивном зале обучающийся находится в спортивной обуви). Учитель физической культуры определяет вид занятий с освобожденными от практических занятий обучающимися на предстоящий урок: оказание посильной помощи в судействе или организации урока, теоретическое изучение запланированного в рабочей программе материала и т.п.). В отдельных случаях во время урока физической культуры обучающийся, освобожденный от практических занятий, по заявлению родителей (Форма 1), решению администрации школы и согласно письменному направлению учителя физической культуры, находится в помещении библиотеки под присмотром библиотекаря или в классном кабинете под присмотром классного руководителя, и занимается изучением теоретического материала по предмету физическая культура. Если урок первый или последний, то по заявлению родителей (Форма 2) освобожденный от практических занятий учащийся может находиться дома. 2.3. При пропуске уроков физической культуры обучающийся, не освобожденный от практических занятий, либо освобожденный, но не представивший заявление родителей по прилагаемым формам, обязан подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской 5 справкой или иным официальным документом, который передаётся классному руководителю или учителю физической культуры. 2.4. Обучающиеся, занимающиеся в спортивных школах дополнительного образования, от практических занятий по физической культуре не освобождаются. 3. ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 3.1. В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется оценка по физической культуре. 3.2. Текущее оценивание обучающихся, посещающих уроки физической культуры: - оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе; - оценивание учащихся 1 класса – словесное (безотметочное). При выставлении отметки учитывается старание учащегося, его способности, физическая подготовка, знание теоретического учебного материала. 3.3. Итоговое оценивание происходит на основе текущих отметок, полученных обучающимся в течение четверти (полугодия). Количество текущих отметок для выставления итоговой отметки за четверть – не менее 5. 3.4. Оценивание обучающихся 2-11 классов, освобожденных от практических занятий физической культурой на длительный срок или освобожденных после болезни: - если обучающийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке; - если обучающийся имеет освобождение от практических занятий физкультурой и обоснованно не присутствует на уроках физкультуры, то выставление отметки происходит на основании выполнения домашних письменных заданий или по результатам теоретического тестирования. Для организации теоретического тестирования учитель после представления справки об освобождении от практических занятий физкультурой или обоснованного заявления от родителей (подтвержденного в дальнейшем справкой от врача) выдает обучающемуся теоретический материал по изучаемой теме (в качестве теоретического материала могут быть использованы работы обучающихся прошлых лет) и вопросы или задания по этому материалу. На предпоследней неделе четверти обучающийся отвечает устно на один теоретический вопрос и выполняет письменный тест по выданным теоретическим материалам и получает две оценки. 6 4. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 4.1. Письменные сообщения готовят обучающиеся 5-8 классов, рефераты – обучающиеся 9-11 классов. 4.1. Тема письменного сообщения, реферата определяется учителем физкультуры. 4.2. Выдаваемые теоретические задания соответствуют программе, результатам обучения и возрасту обучающегося. 4.3. Если обучающийся освобождён от практических занятий физкультурой на длительное время (четверть, полугодие, год), то ему необходимо выполнить не менее трех письменных домашних работ за четверть. Если учащийся освобождён от практических занятий на короткое время (1-2 недели), то ему достаточно выполнить за этот срок одну письменную работу. 4.4. Письменное сообщение, реферат являются самостоятельной работой обучающегося. 4.5. Письменное сообщение готовится в объеме не более 2-х страниц печатного текста (14 шрифт, 1,5 интервал), реферат – не более 10 страниц (14 шрифт, 1,5 интервал). 4.6. При оценивании письменного сообщения, реферата учитывается: - правильность оформления; - соответствие содержания поставленным перед обучающимся задачам; - устный ответ (краткий обзор письменной работы, ответы на вопросы по письменной работе). 4.7. Реферат проходит процедуру устной защиты основных положений. Защита реферата происходит в присутствии комиссии, состоящей из двух учителей физической культуры и заместителя директора по учебно-воспитательной работе гимназии. 4.8. По итогам защиты реферата в журнал выставляются две оценки: одна – за качество выполнения реферата, вторая – за устную его защиту. 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5.1. Оценке подлежат только показанные обучающимся приобретённые им знания, умения и навыки. Отсутствие спортивной формы, равно как и её наличие, не оценивается. 5.2. Обучающийся основной и подготовительной групп оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий: - выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе, соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений; - обучающийся, имеет выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые замечены учителем; - постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков и умений, в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия; - успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста; - выполняет все теоретические задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также овладел необходимыми теоретическими навыками и знаниями в области физической культуры. 5.3. Обучающийся основной и подготовительной групп оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий: 7 - выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений; - обучающийся учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем; - постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста; - выполняет все теоретические задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. 5.4. Обучающийся основной и подготовительной групп оцениваются на уроках физической культуры – 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий: - выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений; - обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры; - продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия; - частично выполняет все теоретические задания учителя, частично овладел навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. 5.5. Обучающийся основной и подготовительной групп оцениваются на уроках физической культуры - 2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий: - не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры; - обучающийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем физической культуры; - не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств; - не выполнял теоретические задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. 5.6. Критерии оценки при аттестации на уроках физической культуры обучающихся СМГ: - прилежание и динамика физической подготовленности; - усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры; - теоретические и практические знания; - двигательные умения и навыки; - умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность; 8 - успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима; - стойкая мотивация к занятиям физическими упражнениями и динамика физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся СМГ, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся (родителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся СМГ, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры. При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижая достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой. 6. ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЖУРНАЛ 6.1. Если обучающийся имеет освобождение от практических занятий физической культурой, но присутствует на уроке и выполняет посильные задания учителя, то оценка за урок выставляется в журнал на основании выполненной работы. 6.2. Если обучающийся имеет освобождение от практических занятий физической культурой и обоснованно не присутствует на уроках физкультуры, то в журнале пропуски уроков по физической культуре не отмечаются. После сдачи теоретических тестов и проверки письменного домашнего задания, учитель выставляет отметки в пустые клетки журнала, на любую дату проведённого урока. 9 Форма 1 Директору _______________________ _________________________________ от___________________________________ (ФИО родителя/законного представителя) проживающего по адресу:_______________ _____________________________________ телефон:_____________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу обеспечить моему ребенку ____________________________________________ (ФИО ребенка) ученика (-цу) _______________класса, нахождение во время уроков физической культуры в ________________________________________________________________________________ (указать помещение школы) с "___"______________201___г. по"____"____________201___г., в связи с тем, что он(-а) имеет освобождение от практических занятий по физической культуре (справка прилагается) и ______________________________________________________________________________ (указать причину невозможности нахождения на уроке физической культуры) _______________________________________________________________________________, _______________________________________________________________________________, т.к. время урока физкультуры я не имею возможности обеспечить сохранность его(её) жизни и здоровья. «_____»____________201__г. ____________/________________________ (подпись) (расшифровка подписи) «Ознакомлен» Классный руководитель ___________________________________ /_______________________ (Ф.И.О. классного руководителя) (подпись) «Не возражаю» Учитель физкультуры ___________________________________ /_______________________ (Ф.И.О. учителя физкультуры) (подпись) Форма 2 10 Директору _______________________ _________________________________ от___________________________________ (ФИО родителя/законного представителя) проживающего по адресу:_______________ _____________________________________ телефон:_____________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу моего ребенка _______________________________________________________ (ФИО ребенка) ученика (-цу) _______________класса, отпускать с уроков физической культуры из школы домой на период с "___"______________201___г. по "____"____________201___г., в связи с тем, что он(-а) имеет освобождение от практических занятий по физической культуре (справка прилагается). Ответственность за жизнь и здоровье ребенка беру на себя. Выполнение ребенком домашних заданий по изучению теоретического материала по программе «Физическая культура» гарантирую. «_____»____________201__г. ____________/________________________ (подпись) (расшифровка подписи) «Ознакомлен» Классный руководитель ___________________________________ /_______________________ (Ф.И.О. классного руководителя) (подпись) «Не возражаю» Учитель физкультуры ___________________________________ /_______________________ (Ф.И.О. учителя физкультуры) (подпись) 11 Приложение 1 к Положению об организации занятий, оценивании и аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» в МБОУ ___________________ г.Северска Формы занятий физической культурой с учетом состояния здоровья обучающихся Основная медицинская группа 1 Подготовительная медицинская группа 2 Специальные медицинские группы Специальная Специальная медицинская группа «А» медицинская группа «Б» 3 4 Предметная область «Физическая культура» Уроки физической культуры по учебным программам в полном объеме Уроки физической культуры по учебным программам при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований Уроки физической культуры по специальным учебным программам для учащихся специальной медицинской группы Занятия ЛФК Занятия корригирующей гимнастикой Занятия оздоровительным плаванием Занятия ЛФК при медицинских организациях (детская поликлиника, врачебнофизкультурный диспансер, санаторий, лечебный стационар) Занятия в адаптивной спортивной школе (ЛФК, плавание, корригирующая гимнастика) с учетов рекомендаций врача Занятия в конно-спортивных комплексах с учетом рекомендации врача Тестирование уровня физической подготовленности Разрешено выполнение тестовых испытаний соответственно возрасту, сдача практической части экзамена по предмету «Физическая культура» Разрешено при отсутствии противопоказаний по заболеваниям. Программа тестовых испытаний составляется с учетом рекомендаций врача Рекомендовано посещение спортивных секций, кружков Рекомендовано посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок с допуском врача 1 2 Рекомендовано участие в спортивных соревнованиях Не допускается участие в официальных спортивных соревнованиях различного уровня. Рекомендовано участие в соревнованиях по плану школы по видам спорта, если физические нагрузки не противоречат заболеванию Программа тестовых испытаний составляется с учетом рекомендаций врача. При подборе тестовых упражнений необходимо учитывать противопоказания по состоянию здоровья, количество пропущенных занятий, перенесённые заболевания Не допускаются Занятия спортом в секциях и кружках Рекомендовано дополнительно посещать занятия ЛФК 3 Рекомендованы занятия ЛФК по назначению врача с учетом особенностей характера и стадии заболевания. Занятия организуются как в группах, так и индивидуально с инструктором, врачом ЛФК, специалистом адаптивной физической культуры 4 Соревновательная деятельность Не допускается участие в официальных спортивных соревнованиях различного уровня. Участие в соревнованиях по плану школы в качестве судьи, помощника, секретаря Не допускается участие в официальных спортивных соревнованиях различного уровня. Участие в соревнованиях по плану школы в качестве судьи, помощника, секретаря 12