Средства массовой информации в северскои гимназии как ресурс развития творческих способностей учащихся.
Шуляева СП.
Уже более 10 лет Северская гимназия работает над актуализацией содержания образования. Те изменения, которые произошли в жизни общества, человека, несомненно, требуют пересмотра и содержания образования, и подходов к организации образовательного процесса, и задач, которые должна решать школа. Стало очевидным, что сегодня усилия школы должны быть направлены на формирование новых качеств личности, новых способностей, отвечающих новому укладу жизни. Понимание этого заставило нас искать такие формы работы с нашими учащимися, которые позволили бы успешно решать эти задачи.
Путь, который мы избрали, предполагает активизацию деятельности ребенка, переход от репродуктивных способов работы с ним - к активным, когда совместная деятельность с ребенком строится на основе его личных образовательных интересов. Задача школы в данном случае - создание условий для проявления этого интереса, его развития, поддержка и сопровождение движения ребенка до получения значимого результата. Кроме того, важно, чтобы на этом пути (от проявленного интереса к результату ) ребята осваивали новые, актуальные, востребованные способы деятельности: исследовательские, проектные. учились выстраивать коммуникации, входить в профессиональные сообщества и таким образом более осознанно подходить к выбору будущей профессии, более успешно двигаться к намеченной цели.
За прошедшее десятилетие в гимназии сложилась и реализуется образовательная программа, которая включает несколько этапов: ярмарку идей, фестиваль творческих замыслов, методологические семинары, предзащиту творческих работ и заключительный этап - творческий молодежный форум. Каждый из этих этапов решает свою задачу, а в целом позволяет ребенку пройти ( и неоднократно ) весь сложный путь от зарождения идеи исследовательской, проектной, творческой работы до предъявления результата.
Особое место в этой программе занимает работа с творчески одаренными детьми. Известно, что многие ребята пишут стихи, прозу, но часто никто, кроме самых близких, об этом не знает. Рано проявляется интерес к такой творческой профессии, как журналист, но, как правило, попробовать себя в этой роли у ребят нет возможности.
Первые наши попытки создать условия для проявления таких творческих способностей детей были связаны с подготовкой небольших детских журналов ("Детский мир"), книжек стихов ("Мои первые стихи") и представлением их на творческой конференции, которая ежегодно проходила в школе. Ребята писали стихи, сказки, пробовали себя в других жанрах, делали рисунки, придумывали оформление. Работа была интересна и детям, и взрослым. Группа пятиклассников (это было пять лет назад ) вместе с учителем истории И.С.Мирошниковои и учителем ИЗО А.М.Сеиной стали издавать стенную газету. Каждый ее выход становился общешкольным событием. Газета в 5-6 листов ватмана с интересными текстами, фотографиями, рисунками, остроумными подписями привлекала всеобщее внимание.
Именно на этом этапе стало понятно, что газета может быть иной - она может стать печатным изданием, которое объединит разных по возрасту и интересам детей. Инициатива детей и взрослых была поддержана, и в школе стала выходить газета "Большая перемена". Конечно, ребятам приходилось трудно: небыло необходимой техники, специальных навыков, но были желание и интерес, и это помогало осваиваться с новыми видами деятельности. Ребята стали принимать участие в областных конкурсах молодежных СМИ ("Летающий жираф", "Золотое перо"), что еще более убедило в необходимости серьезной подготовки, профессиональных знаний. Так в Северской гимназии появились преподаватели, студенты отделения журналистики ТГУ. Совместная работа дала весьма ощутимый результат. В течение учебного года вышло 4 номера газеты, которая отличалась и уровнем материала, и качеством дизайна. А в ноябре 2002 года на Фестивале творческих идей ребята представили проект журнала, который после долгих обсуждений решено было назвать "Два крыла". Сложно складывалась структура журнала, оформлялась тематика разделов. Было решено, что составной частью журнала станет литературный альманах "Апрель", что позволит творческим ребятам увидеть напечатанными свои произведения.
Всего в подготовке журнала приняло участие более 70 учащихся 3-11 классов. И на открытом городском молодежном форуме в апреле 2003 года был представлен результат большой совместной работы Северской гимназии и отделения журналистики ТГУ - журнал "Два крыла".
Интересен не только этот результат, но и тот образовательный эффект, который мы получили. В этом году на ярмарке идей были представлены замыслы еще нескольких школьных изданий: газета, которую готовы выпускать ребята из 4-6 классов "Маленькая переменка" (в отличие от "Большой перемены", которая продолжает выходить и объединяет старшеклассников), газета на английском языке -ее собираются делать ученики 7-8 классов. А родители на конференции высказали пожелание силами учащихся 1-3 классов выпускать газету, отражающую жизнь начальной школы. Конечно, систематический выпуск в школе журнала, газеты да еще не одной - дело очень хлопотное и трудное. Но если видеть за этим возможность, которую получают ребята для реализации своего творческого потенциала, освоения новых видов деятельности, профессионального самоопределения, то недооценивать такую работу нельзя.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств. Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».