Творческий путь: от замысла до воплощения проекта.
Педагогика, где роль учителя сводится лишь к передаче знаний, постепенно уходит. Ребёнку необходимо творческое развитие его способностей; в репродуктивной педагогике это невозможно. Развитие ребёнка - развитие личности. Слушая из урока в урок учителя, ребёнок, к сожалению, привыкает, привыкает не работать. Творческий потенциал ученика гаснет на глазах. Что есть знание, образование, обучение в традиционной системе познания? Это деятельность учителя, который понуждает, вынуждает, властвует над волей ребёнка. В такой ситуации ученик угадывает, что от него требует учитель, кстати, он может получить угаданное и без помощи учителя. Срабатывает закон двух "У", высказанный героем известного фильма "Большая перемена". Угадать и угодить - вот что он означает.
Я же думаю, что этот закон современной инновационной школы должен трактоваться по-другому: увидеть и увлечь. Именно это и стало законом деятельности большинства педагогов нашей школы, так как современный этап развития нашего общества выдвигает особые требования к школьному образованию. Цель его - воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска, самостоятельно выбрать средства и способы решения, уметь контролировать и оценивать собственный способ самостоятельной деятельности, организовывать дискуссию по выработке критериев правильности решения, а также показать продукт своей деятельности.
Опуская всю предысторию инновационного перерождения школы, хочу сразу перейти к проектно-исследовательской деятельности моих учеников. Из многих видов творческих работ ближе стала проектная деятельность. Метод проектов привлек меня и моих учеников предъявляемыми к нему требованиями:- проект разрабатывается по совместной инициативе учащихся и учителя (это ли не самое главное в инновационной педагогике);
- проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся ( отсюда заинтересованность учащихся сделать работу качественно);
- работа по проекту является исследовательской, в принципе моделируя серьёзную научную работу;
- проект педагогически значим, то есть учащиеся сами приобретают знания, "навязанные" им только задачами проекта, а не учителем, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия;
- проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает и должен допускать гибкость и изменения в ходе работы;
- проект позволяет постепенно двигаться к цели.
Какие же цели я преследую в разработке проектов в моей предметной деятельности?Образовательные - прежде всего, я хочу проводить, развивать в учениках языковую рефлексию, продумать работу с учеником так, чтобы он задумался над тем, как мы говорим, почему мы так говорим, как эти знания использовать в дальнейшем. Ученики, работая над своей темой, учатся собирать языковой материал, анализировать, делать выводы, учатся читать специальную литературу, осваивать терминологию и т.п., то есть приобщаться к культуре исследования и углублять свои знания по языку и литературе, а также в других областях науки.
Воспитательные - воспитание терпимости к чужому мнению, внимательного, доброжелательного отношения к версиям и суждениям других учащихся, воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и т.п.
Развивающие - развитие умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие устойчивого интереса к различным источникам знаний, развитие творческих способностей учащихся, умения предъявить свою работу другим и т.п.
Такая целевая установка определяет и требования к темам, предлагаемым ученикам. Кстати, слово "предлагаемые" здесь не подходит, потому что тема выбирается совместно учеником и преподавателем. Тема должна быть интересной ученику и учителю. Тема должна обогатить как ученика, так и преподавателя.
Проектная работа, по-моему, будет иметь большее значение для ученика и учителя, если замысел работы, идея возникнут при изучении той или иной темы на уроке или на занятиях спецкурса.
Так случилось с двумя творческими работами - "Словарь мифологических образов романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и "Словарь сравнений". Замысел этих проектов родился на уроках литературы и развития речи. Во всех случаях работы были уникальны ещё и тем, что аналогов нигде не было.
Но прежде - начало. Первой проектной работой стал "Литературный альманах" - совместная работа учащихся 5 и 8 классов. Замысел работы был предложен учителем русского языка и литературы Шуляевой С.П. Простая, на первый взгляд, идея родилась на уроке, когда ученики сочиняли свои сказки, и воплотилась в полноценном проекте, и самое главное - помогла создать проектную группу, в которую вошли учащиеся 8 класса В Карпов Борис, Ермаков Семён, Панибратов Максим (1998-1999 уч. год). Первая работа принесла нам полное удовлетворение, кстати, была удостоена диплома творческой конференции в 1999 году.
Такой успех уверил нас, что мы находимся на правильном пути. Следующая работа - это следствие из специально разработанного цикла уроков по изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Здесь уместно сделать отступление о природе возникновения замысла. На мой взгляд, необходима целая система действий для столь важного момента в проекте:- специальное построение проблемных уроков;
- видение перспектив предыдущей творческой работы;
- расширение и углубление границ изучаемой темы;
- умение видеть проблему и способы её решения и воплощения.
Вернемся же к работе по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Проблема понимания художественных произведений у школьников существовала всегда. Одна из причин непонимания произведений - использование в них некоторых мифологических образов и понятий. Очень остро такая проблема встаёт в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Мифологический язык Пушкина - вопрос сложный.
Мы убедились: чтобы лучше понять язык русских писателей и поэтов, в общем, и Пушкина в частности, нужно больше работать со словарями. Конкретного словаря по раскрытию мифологических образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" нет. Поэтому мы решили создать свой словарь мифологических образов романа "Евгений Онегин".
Для современников Пушкина понимание его поэзии не составляло труда, но сейчас творчество поэта не воспринимается в полной мере. Поэтому назначение нашего словаря - дать как можно более точное и простое объяснение значений мифологических образов, ответить на вопрос: как и зачем они использовались автором? Естественно, при работе над проектом у нас возникали проблемы. Сначала мы, просмотрев множество изданий романа "Евгений Онегин", увидели, что не во всех есть сноски, поясняющие значения мифологических образов. Тогда было принято решение узнать, как сейчас молодежь понимает и знает мифологические образы. Среди учащихся 8-10-х классов нашей школы был проведён опрос на знание таких образов, и выяснилось, что практически никто не знает точного их значения. Результаты проведенного исследования еще раз убедили нас в актуальности выполняемой работы.
Затем мы столкнулись с проблемой выбора типа словарной статьи. Просмотрев различные ее варианты, мы поняли, что нам нужно выбрать какую-то одну из них за основу, либо разработать свой оригинальный вариант. Стало ясно, что в одной статье всё рассказать и написать о каком-то мифологическом образе невозможно. В этой связи, на наш взгляд, наиболее целесообразной представляется методика формирования словарной статьи на основе обобщения имеющихся в литературе данных и представлений конкретного автора о конкретном образе. Именно на основе этого происходил поиск и систематизация материала.
Наконец, последняя и, несомненно, важная проблема - это оформление и дизайн словаря. Для решения этого вопроса была необходима проработка и обобщение большого объема специальной литературы, позволившая создать и оформить словарь, а также теоретическое приложение к нему по всем правилам создания таких приложений.
Эта проектная работа была удостоена диплома творческой конференции в 2000 году и диплома II степени на VIII Всероссийской конференции молодых исследователей "Шаг в будущее" (г. Москва) в 2001 году.
Замысел следующего проекта - своего рода интеграция литературы и русского языка - родился на уроке развития речи в 9 классе. Урок был продуман так, чтобы ребята сами предложили тему для проекта. Ведь давно известно, что просто так ничего не рождается. И это "запланированное" рождение, к общей радости, произошло. Теперь надо было лишь увидеть путь воплощения этого замысла. Такой путь был предложен учащимися 9 класса А (2000-2001 учебный год). Так родился авторский коллектив учащихся под моим руководством - Гусева Ольга, Корепанова Валентина, Ендальцева Елена, Данилова Настя, Буянова Рита, Орлова Таня, Быкова Вера, Смирнова Марина.
Надо отметить ещё очень важное в работе с учащимися над проектами - знакомство учащихся с работами своих предшественников. Здесь уместно говорить о настоящей преемственности в проектной деятельности. Это очень важно для рождения следующего замысла, более интересного и инновационного. Вот как написали учащиеся о творческом пути от замысла к воплощению проекта "Словарь сравнений": "В 2001 году у нас был открытый урок по развитию речи по теме: "Сравнение- средство художественной выразительности речи". В начале урока учитель предложил нам сравнить сам термин "сравнение", но удалось нам это только в конце урока, когда мы подробно рассмотрели это явление русского языка. Мы узнали, что такое сравнение в более широком смысле этого понятия. Учащиеся во время урока приводили такие хорошие, интересные и неожиданные сравнения, их было так много, что хотелось сразу же записать их. Мы не предполагали, что тема урока может "вылиться" в творческую работу. Но так случилось, что мы задумались о создании необычного словаря. Произошло рождение замысла и творческого коллектива. Но нашему замыслу, это должен был быть "Словарь сравнений". Для нас эта тема оказалась интересной и трудной одновременно. Было решено познать все её особенности и изучить то, что раньше не знали. Создание словаря-увлекательное и полезное занятие, которое развивает нашу речь, богатство языка, помогает правильно и образно построить предложение, текст, содержащие сравнение. Наш творческий коллектив надеется, что, прочитав этот словарь, люди намного красочнее и ярче представят мир произведений, откуда будут взяты сравнения. Используя наш словарь, учащиеся смогут более глубоко понять художественное мастерство писателей и поэтов, использующих замечательные и неожиданные сравнения в своих произведениях.
Работа нашего творческого коллектива началась с того, что мы начали искать сравнения в разных произведениях, пересмотрев много литературы в библиотеках и дома. Мы находили сравнения по следующим средствам грамматическою оформления сравнений: по сравнительным оборотам, вводимыми союзами как, как будто, словно, точно, ровно, как бы и др., по сравнительной степени прилагательного, существительного или наречия и (реже) формой творительного падежа, присоединительной конструкции, вводимой союзом так и обычно, содержащей развёрнутое сравнение. Сравнения распределяли по сопоставляемому предмету или явлению в алфавитном порядке.
Следующий шаг нашей работы - компьютерный набор материала. Затем мы распределяли все сравнения по сравниваемому предмету, явлению, по основанию и образу. Но найти основание, по которым писатели и поэты сравнивали предметы, явления, оказалось для нас непростой задачей. Наши мнения иногда расходились, так как каждый из нас понимал сравнения по-своему (так их и понимают разные художники слова).
Мы хотели работать не только со сравнениями писателей, но и самим попробовать сочинить их, почувствовав себя в роли авторов, таким образом показать на практике свои теоретические познания в изучаемой теме.
У некоторых участников нашего проекта получились очень интересные, на наш взгляд, сравнения, и мы занесли их в наш словарь, назвав их автосравнениями, которые тоже расположили в алфавитном порядке.
Также немаловажной частью нашей работы было оформление словаря. Чтобы он был более красочным и интересным, некоторые сравнения мы проиллюстрировали.
В ходе составления словаря у нас появлялись сложности. Первая из них на нашем творческом пути - необходимость отобрать как можно больше литературных произведений, в которых встречаются сравнения, выписать эти сравнения, а затем выбрать из них наиболее подходящие.
Наибольшей трудностью для нас стало определение признаков, оснований и образов в сравнениях. Чтобы лучше разобраться в сравнениях, читателю была предложена теоретическая часть, специально разработанная нами, рассказывающая об этом интересном поэтическом средстве.
Как уже было сказано выше, оформление словаря было немаловажной частью нашей работы - проблема дизайна листа словаря: выбор рамки, выбор шрифта, цвет, шрифт прописной буквы и т.п.".
Подытоживая такое подробное описание работы над проектами, можно выделить основные этапы (1) осуществления проектов. Важным моментом в такой работе являются время, затраченное каждым учеником на выполнение конкретных задач по этапам, и те навыки, которые он приобретёт в ходе их решения.- Замысел работы - это тоже так называемый предэтап в проектировании:
- умение видеть проблему и пути её решения.
- Первый этап выполнения проекта - сбор и первичная обработка материала, распределение ролей в проекте. Приобретённые учащимися знания и навыки:
- планирование и анализ своей работы;
- сбор и анализ необходимого материала;
- организация коллективной работы и т.п.
- Второй этап - компьютерная обработка полученного материала:
- освоение основных принципов и приёмов работы с текстовыми и графическими редакторами;
- умение работать с графикой, распечатка простых и сложных текстов, рисунков.
- Третий этап - оформление основных блоков проекта:
- распределение большого количества материала согласно цели и задачам проекта;
- соотношение практического и теоретического материала в каждом блоке проекта;
- форматирование текста и сборка отдельных частей текста и иллюстраций в единый блок;
- дизайн общего вида проекта.
- Четвёртый этап - оформление и представление итогов проекта:
- структурирование материала, необходимого для успешной защиты проекта;
- умение отвечать на вопросы экспертов и участников секции;
- формулирование выводов и видение перспектив работы.
Имеет смысл более детально анализировать подход к проблеме со стороны школьника, чтобы добиться максимально полного раскрытия его интересов и способностей. Не нужно навязывать школьнику работу в проекте. Если он пришёл с желанием работать, то при правильной планировке задания получается ситуация, при которой учащийся сам заинтересован в выполнении определённой работы, даже если она его интересует в данный момент меньше, чем работа другого члена проектной группы. Школьник должен ясно видеть конечную цель своей работы и проекта вообще, а руководитель обязан ему помочь в этом.
При работе над проектами совместно было выделено несколько важных участков в общем плане действий по осуществлению проекта, которые были добровольно распределены между участниками творческой работы. Перед распределением ролей до каждого члена проекта были доведены цель и методика её достижения. Участники проектов представляли себе не только свою проблему, но и работу соседей. Однако даже в случае наилучшего понимания учениками постановки задачи может возникнуть явный диссонанс между адекватностью восприятия системы понятий, предлагаемой руководителем, с собственным представлением этой же проблемы участниками проекта. Это происходит, на мой взгляд, в силу разницы целей, преследуемых ими обоими: учитель стремится получить максимальный результат в плане формирования определённого знания у членов коллектива, последние же стремятся применить уже известные им навыки и знания в плане интерпретации цели, поставленной учителем. Выход из этой ситуации, по-моему, достаточно прост: нужно убедить участников проекта в справедливости тех установок, которые являются для учителя очевидной истиной. Если учащиеся принимают сторону учителя, то они будут стараться самостоятельно подтверждать теорию учителя, которая уже принадлежит и им.
Таким образом, реально предположить, что лучше рассказать участникам проекта все особенности их работы, несмотря на то, что первоначально они могут не слишком хорошо понимать замысел проекта (даже свой - ведь замысел всегда шире самого проекта). После того, как участники проекта получат полную информацию о проекте во всех интересующих его областях как при помощи учителя, так и собственными усилиями, он самостоятельно осмыслят её, интерпретируют и приспособят для оправдания своей дальнейшей деятельности в рамках проекта. А далее - заинтересованная работа по осуществлению проекта.
Эта статья - попытка разобраться в движении учащихся и учителя на пути от замысла к его воплощению в проектной работе. Такой путь, который мы проходим вместе с учащимися от замысла до готового проекта, является залогом моего профессионально движения и успешного развития учащихся.
Накопленный опыт в методическом плане - при решении всей совокупности проблем, а также конкретные плоды успешной реальной деятельности творческих коллективов, позволяют с уверенностью смотреть в будущее и доказывают полезность работы над новыми проектами, то есть видеть и увлекать.
Заборников В.М., учитель русского языка и литературы
МБОУ "Северская гимназия.